Словарь-справочник мудрых советов
Задача образования заключается, по моему мнению, не в том, чтобы дать молодежи совершенное знание одной из наук, а в том, чтобы дать такое развитие и предрасположение их уму, которое в наибольшей мере сделало бы их способными к любой науке, когда они самостоятельно ею займутся.
Дж. Локк
Нет ничего более божественного в решениях людей, чем то, что касается воспитания.
Сократ
Воспитанием детей мы считаем сдружение их с добродетелью от младенчества.
И. Лествичник
Педагогическую позицию в культуре я понимаю расширительно: если угодно, именно она является свидетельством подлинной зрелости человека, его ответственности перед следующими поколениями, нацеленности на будущее в любой сфере деятельности, пусть не связанной напрямую с детством.
Е. А. Ямбур 167
В. К. Маригодов, С. Е. Моторная ПЕДАГОГИКА И ПСИХОЛОГИЯ
СЛОВАРЬ-СПРАВОЧНИК МУДРЫХ СОВЕТОВ
Каждый день следует... прочитать хоть какое-нибудь мудрое изречение.
И. В. Гете
Наибольшей властью обладает тот, кто имеет
власть над собой.
Сенека
размышлять, чем Р. Декарт |
имеет право обвинять перед |
Человек! Поскольку истина необходима тебе для твоего покоя и мира, поскольку она служит для тебя верной путеводной звездой в твоей повседневной деятельности, постольку она является опорой всей твоей жизни, постольку она составляет твое счастье.
И. Г. Песталоцци
Для того, чтобы усовершенствовать ум, надо больше заучивать.
Проводящего жизнь в праздности всякий
судом.
Мне кажется ясным, что основа всякой добродетели и всякого достоинства заключается в способности человека отказаться от удовлетворения своих желаний, когда разум не одобряет их.
Дж. Локк
Без хороших отцов нет хорошего воспитания, несмотря на все школы, институты и пансионаты.
И. М. Карамзин
Читать — это еще ничего не значит; что читать и как понимать прочитанное — вот в чем главное дело. Поэтому советую вам не торопиться с учением чтению и сопровождать это чтение постоянным умственным и нравственным развитием учащихся.
К. Д. Ушинский
Если я видел дальше других, то потому что стоял на плечах гигантов.
И. Ньютон
Солон
Элементарное образование, готовящее к индустрии, делает всестороннее развитие человека задачей профессиональной подготовки. В то время как обычная подготовка к индустриальной деятельности стремится дать в итоге только заработок, принося в жертву облагораживание человека, элементарное образование для индустрии не знает иного пути к профессиональной деятельности, как через целостное развитие всех задатков нашей природы, так как лишь при этом условии может быть достигнуто облагораживание человека. Таким образом, даже с этой точки зрения, элементарное образование является подлинно гуманизирующим средством индустрии.
И. Г. Песталоцци
Добродетель труднее приобрести, чем знание света, и однажды утраченная молодым человеком, она редко приобретается снова.
Дж. Локк
В. К. Маригодов, С. Е. Моторная ПЕДАГОГИКА И ПСИХОЛОГИЯ
СЛОВАРЬ ПСИХОЛОГО-ПЕДАГОГИЧЕСКИХ ТЕРМИНОВ
Когда люди возникают из небытия, природа и нрав их им уже даны, только от мягкости и слабости, и бессилия не могут они их проявить. По мере того как человек растет, тело и дух его становятся сильнее, а дела очевиднее и добрые, и злые. И когда созревают они, разовьются окончательно и обычаи их, выявятся все добродетели и пороки. А ты воспитание, образование и обучение сделай своим наследством и оставь ему, чтобы удовлетворить его права, ибо нет для детей наследства лучше воспитания.
Кей-Кавус
СЛОВАРЬ
психолого-
ПЕДАГОГИЧЕСКИ ТЕРМИНОВ
х
АБСТРАКЦИЯ — мысленное выделение существенных свойств предмета и отвлечение от других его свойств.
АВТОРИТАРНЫЙ СТИЛЬ ВОСПИТАНИЯ — воспитательное воздействие, основанное на беспрекословном подчинении установленным порядкам и правилам.
АДАПТАЦИЯ — приспособление к новой жизненной ситуации.
АКСИОЛОГИЯ — учение о культурных ценностях и оценочной деятельности.
АНАЛИТИЧЕСКАЯ ПСИХОЛОГИЯ — система взглядов швейцарского психолога К. Г. Юнга, в которой рассматривается коллективное бессознательное, особое внимание уделяется архетипам.
АНТИКУЛЬТУРА — понятие, противоположное понятию «культура», представляет мир негативных явлений и наличие антиценностей в системе мировоззрения человека.
АРИЗ — алгоритм решения изобретательских задач. АРХЕТИП — первичная форма, образец.
АФФЕКТ — эмоциональное состояние человека, характеризующееся бурным и относительно кратковременным протеканием и возникающее
В К. Маригодов, С. Е. Моторная ПЕДАГОГИКА И ПСИХОЛОГИЯ
СЛОВАРЬ ПСИХОЛОГО-ПЕДАГОГИЧЕСКИХ ТЕРМИНОВ
н п и
У
в связи с резким критическим изменением жизненно важных обстоятельств и неспособностью найти выход из сложившейся ситуации.
Б
БЕССОЗНАТЕЛЬНОЕ — сфера коллективной или индивидуальной психики, характеризующаяся таким типом отражения действительности, при котором восприятие этой действительности и отношение к ней субъекта в данный момент в сознании не актуализируется. БЫТИЕ — философская категория, обозначающая независимое от сознания существование объективного мира, материи, природы.
В
ВЕРА — психическое состояние уверенности в достижении цели, наступлении события и явления.
ВНИМАНИЕ — психическое свойство, состоящее в устремленности сознания на определенный объект.
ВООБРАЖЕНИЕ — психическое свойство, в результате которого создаются новые образы и идеи.
ВОСПИТАНИЕ — в широком смысле процесс и результат усвоения и активного воспроизводства социальными субъектами общественного опыта; в узком смысле — процесс целенаправленного и систематического воздействия субъекта воспитания на объект в интересах привития ему качеств, соответствующих воспитательным целям и задачам.
ГАРМОНИЯ — цельность, слитность, взаимодействие на основе принципа «золотого сечения».
ГЕНЕЗИС — происхождение, возникновение и последующее развитие какого-либо явления, приведшие к определенному состоянию, виду этого явления.
ГОТОВНОСТЬ К ПРОФЕССИОНАЛЬНОЙ ДЕЯТЕЛЬНОСТИ —
сложное личностное новообразование, включающее взаимодействие когнитивного, потребностно-мотивационного, нравственно-ориента-ционного и организаторско-коммуникативного компонентов, характеризующих проявление личности в деятельности.
ГРУППИРОВАННЫЙ СТАТИСТИЧЕСКИЙ РЯД — разбиение упорядоченной статистической совокупности на разряды или участки с одинаковыми частотами изменения случайной величины.
ГУМАНИЗМ — направление общественной мысли, характеризующееся защитой достоинства человека, человеколюбием, человечностью, признающее человека высшей социальной ценностью.
ГУМАНИСТИЧЕСКАЯ ПСИХОЛОГИЯ — направление психологии, признающее своим главным предметом личность как уникальную целостную систему, стремящуюся к самореализации, самоактуализации, самосовершенствованию.
Д
ДЕВИАНТНОЕ ПОВЕДЕНИЕ — поведение с отклонением от принятых в обществе норм.
ДЕДУКЦИЯ — последовательность умозаключений, связанных правилами логики (переход от сложного к простому; действие, обратное индукции).
ДЕЙСТВИЕ — целенаправленное социально значимое поведение индивида.
ДЕЛИНКВЕНТНОЕ ПОВЕДЕНИЕ — поведение личности (делинквента), имеющей систему ценностей и норм, отклоняющихся от доминирующих в обществе, но считающей свое поведение правильным.
В. К. Маригодов, С. Е. Моторная ПЕДАГОГИКА И ПСИХОЛОГИЯ
СЛОВАРЬ ПСИХОЛОГО-ПЕДАГОГИЧЕСКИХ ТЕРМИНОВ
ДЕМОП — система (структура), состоящая из триады: дерево, модуль, процесс (учебный).
ДЕМОТ — система (структура), состоящая из триады: дерево, модуль, творчество.
ДЕЯТЕЛЬНОСТЬ ПЕДАГОГИЧЕСКАЯ — процесс целенаправленного и организованного труда педагогов в интересах достижения целей воспитания, обучения учащихся.
ДИАЛЕКТИКА — наука о наиболее общих законах развития природы, общества и мышления.
ДИДАКТИКА — раздел педагогики, исследующий закономерности, механизмы, условия и факторы обучения.
ДИДАКТИЧЕСКАЯ ТЕХНОЛОГИЯ — одна из частных методик реализации педагогической технологии.
ДИФФЕРЕНЦИАЛЬНАЯ ЭНТРОПИЯ СИСТЕМЫ ОБУЧЕНИЯ — мера недостатка информации о состоянии обучающей системы.
ЗНАНИЕ — информация об окружающем и внутреннем мире человека, зафиксированная в его сознании.
ЗОЛОТОЕ СЕЧЕНИЕ — отношение пропорций, при котором целое относится к своей большей части, как большая к меньшей.
И
ИДЕАЛ — совершенство, цель высших устремлений человека. ИДЕАЛЬНЫЙ КОНЕЧНЫЙ РЕЗУЛЬТАТ — конечная цель действий (исследований), при которой достигается максимально возможная эффективность.
ИДЕОЛОГИЯ — система политических, правовых, нравственных, религиозных, эстетических и философских взглядов и идей.
ИНДУКЦИЯ — переход от умозаключения на основе фактов к общему утверждению — от конкретного к абстрактному, от простого к сложному.
К
КАТАРСИС — очищение через сострадание и сопереживание.
КАЧЕСТВА ЛИЧНОСТИ — социально и биологически обусловленные компоненты личности, определяющие устойчивое поведение личности в социальной и природной среде.
КОГНИТИВНАЯ КАРТА — мысленное представление какой-либо системы и ее связей (взаимосвязей) с подсистемами.
КОГНИТИВНАЯ ПЕДАГОГИКА — отрасль педагогики, которая основана на мысленном представлении подсистем учебного процесса в виде когнитивных карт.
КОММУНИКАЦИЯ — сообщение, передача информации посредством языка, речи или иных знаковых систем в процессе межличностного взаимодействия.
КОНФЛИКТ — столкновение противоположных взглядов, интересов, потребностей различных людей, антагонистическая ситуация взаимодействия.
КОНЦЕПТ (АТРИБУТ) — подсистема (часть) когнитивной карты. КОНЦЕПЦИЯ — научное объяснение явлений и процессов.
КОНЦЕПЦИЯ «9Э» — системное объединение основных научных направлений: энергетика, экология, экономика, эргономика, эвристика, электроника, этика, эстетика, этнология.
КРАСОТА — одушевленная гармония.
СЛОВАРЬ ПСИХОЛОГО-ПЕДАГОГИЧЕСКИХ ТЕРМИНОВ
КУЛЬТУРА — «почитание света», исторически определенный уровень развития общества и человека. В развитии культуры различают следующие ступени: цивилизацию, образованность, интеллигентность, духовное утончение, способность к синтезу и высшую культурность. КУЛЬТУРНАЯ НОРМА — выражение ценностей в виде системы правил.
М
МАССИВ ПЕДАГОГИЧЕСКОЙ ИНФОРМАЦИИ — перечень приемов (методов) для решения педагогических задач с указанием ситуации, при которой приемы наиболее целесообразны. МАСТЕРСТВО ПРОФЕССИОНАЛЬНОЕ — психическое новообразование, проявляющееся в высоком уровне развития знаний, навыков, умений, обеспечивающих успех в данной профессиональной деятельности. МЕНТАЛИТЕТ — совокупность устойчивых психологических качеств этноса, определяющая его деятельность и мировоззрение. МЕТОД — совокупность приемов, операций практического или теоретического освоения действительности, подчиненных решению конкретной задачи.
МЕТОДЫ ВОСПИТАНИЯ — способы педагогического воздействия на личность в целях формирования и развития качеств, необходимых для успешного выполнения социальных ролей и достижения личностно значимых целей.
МИРОВОЗЗРЕНИЕ — система взглядов человека на природу и общество, определяющая его убеждения, идеалы, принципы познания и деятельности.
МОДУЛЬ (УЧЕБНО-МЕТОДИЧЕСКИЙ) — одна из важнейших содержательных частей учебной дисциплины. МОРАЛЬ — совокупность социальных норм поведения людей.
МОТИВ — опредмеченная потребность, субъективная причина (осознанная или неосознанная) поведения человека.
МОТИВАЦИЯ — совокупность стойких мотивов, побуждений, определяющих содержание, направленность и характер деятельности личности, ее поведения.
МЫШЛЕНИЕ — процесс опосредованного отражения в человеческом сознании сложных связей и отношений между предметами и явлениями субъективного мира.
Н
НАВЫК — действие, сформированное путем повторения и доведенное до автоматизма.
НАПРАВЛЕННОСТЬ ЛИЧНОСТИ —■ психическое свойство личности, система потребностей-доминант, выражающаяся в жизненных целях человека, его установках, стремлениях и активной деятельности по их достижению.
НЕЧЕТКИЕ КРИТЕРИИ ОЦЕНКИ — такие критерии, которые характеризуются оценками: очень большой, большой, средний, меньше среднего и т. д.
НОВЫЕ ОТРАСЛИ СОВРЕМЕННОЙ ПЕДАГОГИКИ — отрасли, полученные на основе концепции «9Э».
НООСФЕРА — состояние биосферы, при котором разумная деятельность человека становится фактором ее развития.
ОБОБЩЕННОЕ ДЕРЕВО ЦЕЛЕЙ — иерархическое (ранговое) построение дерева, объединяющего функционально-содержательный и Функционально-структурный принципы системного подхода.
В. К. Маригодов, С. Е. Моторная ПЕДАГОГИКА И ПСИХОЛОГИЯ
СЛОВАРЬ ПСИХОЛОГО-ПЕДАГОГИЧЕСКИХ ТЕРМИНОВ
ОБРАЗОВАНИЕ— процесс овладения системой знаний, умений, навыков, результатом которого выступает сформированность интеллектуальной, теоретической и практической подготовленности к жизни и деятельности.
ОБРАЗОВАТЕЛЬНАЯ СТРАТЕГИЯ— основные направления развития образовательной системы, предусмотренные доктриной государства в области образования.
ОБУЧЕНИЕ— целенаправленный, систематический и организованный процесс передачи педагогом определенных знаний, умений, навыков и их овладения обучаемыми. ОВС— триада из компонентов: объем, время, стоимость. ОРИЕНТИРОВАННАЯ ОСНОВА ДЕЯТЕЛЬНОСТИ— единый структурный элемент, на основе которого выполняется управление деятельностью.
П
ПАМЯТЬ— психический познавательный процесс, заключающийся в запоминании, сохранении и последующем воспроизведении запоминаемой информации.
ПЕДАГОГИКА— наука о воспитании, образовании и обучении. ПЕДАГОГИЧЕСКАЯ СИСТЕМА— совокупность подсистем, представляющих собой образовательную стратегию, педагогическую и дидактические технологии.
ПЕДАГОГИЧЕСКАЯ ТЕХНОЛОГИЯ— область знания, включающая методы, средства обучения и теорию их использования для достижения целей обучения.
ПЕДАГОГИЧЕСКОЕ ПРОСТРАНСТВО— пространство, в котором реализуется деятельность педагога.
ПЕРВИЧНАЯ СТАТИСТИЧЕСКАЯ СОВОКУПНОСТЬ— неупорядоченная первичная совокупность результатов экспертного опроса.
ПОЗНАНИЕ— процесс психического отражения и восприятия объективного мира.
ПРЕПОДАВАНИЕ— процесс передачи знаний от обучающих к обучаемым.
ПРИНЦИПЫ ВОСПИТАНИЯ— педагогические положения, служащие нормами и определяющими направленность, содержание, организацию и методику воспитательного процесса.
ПРИРОДОСООБРАЗНОСТЬ— принцип, предполагающий соблюдение и соответствие законов Вселенной и осуществления жизни и деятельности человека в социуме.
ПРОГРЕСС— переход от менее к более совершенному уровню развития. ПРОФЕССИОНАЛИЗМА СМЫСЛ— воплощение в жизни и деятельности единства Истины, Добра и Красоты.
ПРОФЕССИОНАЛЬНАЯКУЛЬТУРА — характеристика личности, отражающая достигнутый в трудовой деятельности уровень мастерства, творческого отношения к труду, конструктивного профессионального общения на основе соблюдения принципов гуманизма. ПРОФЕССИОНАЛЬНОЙ КОМПЕТЕНТНОСТИ КРИТЕРИЙ— соблюдение единства профессионального уровня и нравственного, при приоритете последнего.
ПРЯМОЙ ЭКСПЕРТНЫЙ ОПРОС— получение от эксперта (экспертной системы) ответов на поставленные в анкете вопросы.
ПСИХОЛОГИЯ— наука о закономерностях и механизмах развития и функционирования психики.
РАЗВИТИЕ— целенаправленный процесс совершенствования качеств личности в умственной, нравственной и физической деятельности обучаемых.
6. К. Маригодов, С. Е. Моторная ПЕДАГОГИКА И ПСИХОЛОГИЯ
СЛОВАРЬ ПСИХОЛОГО-ПЕДАГОГИЧЕСКИХ ТЕРМИНОВ
РАЦИОНАЛИЗМ — философское направление, считающее разум основой познания.
С
САМОАКТУАЛИЗАЦИЯ — стремление личности к полной реализации своих способностей и развитию своих личностных потенциалов.
САМОВОСПИТАНИЕ — деятельность человека по систематическому формированию и развитию у себя положительных качеств и борьбе с отрицательными.
САМОПОЗНАНИЕ — процесс определения человеком своих способностей и деятельностной реализации своего творческого потенциала.
СИНЭКТИКА — комплекс методов психологической активизации творческого процесса, основанный на совмещении разнородных понятий (элементов).
СИСТЕМА — одно из высших иерархических уровней — образование достаточно высокой сложности, которое предназначено для решения больших по масштабам и целям задач.
СИСТЕМНЫЙ АНАЛИЗ — определение положительных и отрицательных влияний (взаимовлияний) концептов когнитивной карты. СПОСОБНОСТИ — врожденные и приобретенные психические свойства личности, проявляющиеся в более успешной, по сравнению с другими людьми, реализации одной или нескольких деятель-ностей.
СТРУКТУРИРОВАНИЕ — ранговое (иерархическое) построение учебного материала.
СУГЕСТОПЕДИЧЕСКИЙ (МЕТОД) — метод, основанный на эмоциональном внушении.
Т
ТЕХНОКРАТИЗМ — стиль мышления и деятельности, нарушающий принцип природосообразности при создании и эксплуатации объектов материальной культуры. В технократическом мышлении техника преобладает над человеком и культурными ценностями, а бездумное применение знания — над последствиями.
ТОЛЕРАНТНОСТЬ — важнейшее свойство человеческой коммуникации, проявляющееся в терпимости.
ТРАДИЦИЯ — исторически сложившиеся предания, обычаи, нормы деятельности и поведения, передаваемые от поколения к поколению.
ТРИЗ — теория решения изобретательских задач. ТРИЗ-ПЕДАГОГИКА — отрасль педагогики, которая использует приемы и методы научно-технического и изобретательского творчества.
У
УМЕНИЕ — психическое новообразование, возникающее при усвоении навыков и способов деятельности.
УПОРЯДОЧЕННАЯ СТАТИСТИЧЕСКАЯ СОВОКУПНОСТЬ —
расположение результатов, полученных в первичной статистической совокупности в порядке возрастания или убывания.
УСТОЙЧИВО-ДОЛГОВРЕМЕННАЯ ПАМЯТЬ — условный «блок» аппарата памяти человека, который обеспечивает запоминание учебной информации на годы и десятилетия.
УЧЕНИЕ — деятельность обучаемого по овладению знаниями, умениями и навыками для решения жизненно важных задач.
8. К. Маригодов, С. Е. Моторная ПЕДАГОГИКА И ПСИХОЛОГИЯ
СЛОВАРЬ ПСИХОЛОГО-ПЕДАГОГИЧЕСКИХ ТЕРМИНОВ
ФОКАЛЬНЫЙ ОБЪЕКТ —■ одно из случайно нагенерированных слов, которое является главным, т. е. на него как бы фокусируются другие слова или «гирлянды» ассоциаций.
ФУНКЦИОНАЛЬНО-СОДЕРЖАТЕЛЬНЫЙ ПРИНЦИП СИСТЕМНОГО ПОДХОДА — иерархическое построение деревьев целей педагогической системы или ее подсистем.
ФУНКЦИОНАЛЬНО-СТРУКТУРНЫЙ ПРИНЦИП СИСТЕМНОГО ПОДХОДА — иерархическое построение последовательной триады: функция — метод — структура.
«Я-КОНЦЕПЦИЯ» — система представлений человека о себе на основе которой он осуществляет взаимодействие с миром. ЯЗЫК — система знаков, с помощью которой осуществляется человеческое общение, мышление и самовыражение личности, а также хранение, переработка и передача информации.
Ц
ЦЕЛЬ — образ желаемого результата деятельности и способов ее достижения.
ЦЕННОСТИ — важнейшие компоненты человеческой культуры, характеризующие личностные смыслы и определяющие деятельность и поведение личности в обществе.
ЭВРИСТИКА — наука о закономерностях творческой деятельности человека; теория и практика организации избирательного поиска при решении сложных интеллектуальных задач.
ЭМОЦИИ — форма психического отражения явлений окружающего мира, проявляющаяся в переживаниях и влияющая на результат деятельности человека.
ЭТНОС — исторически сложившаяся устойчивая группа людей (племя, народность, нация), говорящая на одном языке, имеющая единое происхождение, обычаи и традиции.
В. К. Маригодов, С. Е. Моторная ПЕДАГОГИКА И ПСИХОЛОГИЯ
ТЕМЫ РЕФЕРАТОВ
14. Основные положения развивающего обучения. 15. Проблемы и прпг-пои-™. |
16 17. 18. |
ТЕМЫ РЕФЕРАТОВ
-ujouoaiuu^edU ииучениЯ.
Проблемы и перспективы школы совместной деятельности.
Творческое обучение — обучение наступившего века. Основные педагогические направления и школы. Актуальные проблемы обновления образования Украины.
К главе 2
К главе 1
1. |
Особенности формирования личности на современном этапе развития образования.
2. 3. 4. 5. 6. 7. 8. 9. 10. 11. 12. |
Гуманизация и гуманитаризация образования — основа современной парадигмы образования. Психологическая структура педагогического общения. Влияние эмоций на успешность учебной деятельности обучаемых.
Актуализация личностных переживаний как средство совершенствования личности.
Актуальные аспекты принципов современной дидактики. Природосообразность как принцип современной дидактики. Определяющая роль ведущей деятельности в различные возрастные периоды.
Пространство любви педагогики М. П. Щетинина. Духовность как ведущее звено современной парадигмы образования.
Преподаватель как профессия и образ жизни. Основные направления в решении проблем современного образования. 13. Эволюция видов образовательной деятельности.
1. Педагогика как система.
2. Функционально-содержательный принцип системного под
хода в педагогике.
3. Функционально-структурный принцип системного подхода
в педагогике.
4. Построение деревьев целей основных подсистем педагогики.
5. Объединение функционально-содержательного и функцио
нально-структурного принципов системного подхода при
построении деревьев целей основных подсистем педагогики.
6. Анализ четко определенных и творческих психолого-педаго
гических задач.
7. Взаимодействие преподавателя и студентов в учебном про
цессе.
8. Новые отрасли современной педагогики, основанные на ис
пользовании концепции «9Э».
9. Подсистемы новых отраслей современной педагогики.
10. Классические университеты в Украине, их роль в развитии
образования.
11. Проблемы поиска новой парадигмы образовательной систе
мы в Украине.
12. Место современной педагогики в системе человекознания.
13. Основные понятия и категории современной педагогики.
14. Основные категории и принципы дидактики.