При капитализмеПри социализме
1. Стихийный регулятор производства и обмена.
2. Двигатель стихийного развития производительных сил.
3. Оказывает решающее влияние на развитие капиталистических производственных отношений.
- А при социализме? - спрашивают обычно.
- Сами ответите и напишете, когда изучим товарно-денежные отношения при социализме.
Так же подходим к выяснению, например, основного экономического закона. Устанавливаем: экономические явления и процессы в любом обществе отличаются по своей силе и глубине, формам взаимосвязи и роли в общественном развитии. В силу этого в обществе действуют различные экономические законы. Тот из них, который выражает главную цель (мотив) производства и пути (средства) достижения этой цели, представляет собой основной экономический закон. Предлагаю самим учащимся попытаться раскрыть в одном определении суть основного экономического закона капитализма. Сопоставив высказанные суждения, подвожу ребят к дефиниции, данной в учебнике. И снова некоторые спросят: "А при социализме?" Наиболее настойчивым рекомендую прочитать не учебник обществоведения, а "Основные направления экономического и социального развития СССР на 1986 - 1990 годы и на период до 2000 года":
- Отыщите формулировку главной задачи двенадцатой пятилетки.
Выполняют задание охотно и легко. И тогда выдвигаю перспективу - коллективную работу "Проявление основного экономического закона социализма в главных задачах советских пятилеток".
Основные категории политической экономии изучаются на материале домонополистического капитализма. Однако считаю обязательным говорить ученикам о пороках и античеловеческом характере современного капитализма. Их нужно уметь видеть и разоблачать с позиции гражданина социалистического государства.
Изучаем механизм капиталистической эксплуатации - прибавочную стоимость. Раскрыть ее суть помогают конкретные примеры из жизни. Цитирую статью Генерального секретаря Коммунистической партии США Г. Холла "Карл Маркс и современное рабочее движение": "Сегодня при 8-часовом рабочем дне средний рабочий работает на себя 2 часа 9 минут, а на босса - 5 часов 51 минуту... Капиталисты прекрасно понимают, что прибавочная стоимость составляет основу их прибыли. Это даже всячески подчеркивается в рекламных материалах, выпускаемых для промышленников. Например, штат Нью-Йорк похваляется тем, что промышленные рабочие Нью-Йорка производят своим трудом стоимость, которая превышает стоимость их заработной платы из расчета 4,25 доллара на каждый доллар заработной платы. Иными словами, произведенная стоимость в четыре раза больше стоимости заработной платы. Штат, который опередил Нью-Йорк,- это Техас, где созданная стоимость превышает стоимость заработной платы из расчета 5 долларов на каждый доллар зарплаты"*.
*(Коммунист. 1983. № 14. С. 20.)
Обращаемся к такому сопоставлению данных. К. Маркс сочувственно цитирует в "Капитале" журнальную статью: "Капитал боится отсутствия прибыли или слишком маленькой прибыли, как природа боится пустоты. Но раз имеется в наличии достаточная прибыль, капитал становится смелым. Обеспечьте 10 процентов, и капитал согласен на всякое применение, при 20 процентах он становится оживленным, при 50 процентах положительно готов сломать себе голову, при 100 процентах он попирает все человеческие законы, при 300 процентах нет такого преступления, на которое он не рискнул бы, хотя бы под страхом виселицы"*. А вот свидетельства современные: расследование дел более 130 монополий, поставляющих оружие Пентагону, показало, что даже в условиях кризиса 94 из них получили 50% чистой прибыли, 49 - более 100%, 22 - более 200%, 3 - более 500%, а одна - почти 2000%**.
*(Маркс К., Энгельс Ф. Соч. Т. 23. С. 770.)
**(См.: На фронтах идеологических битв. М, 1979. С. 182 - 183.)
Обсуждение такого рода вопросов имеет прямое отношение к гражданскому становлению школьников. Вот что писал В. И. Ленин: "Люди всегда были и всегда будут глупенькими жертвами обмана и самообмана в политике, пока не научатся за любыми нравственными, религиозными, политическими, социальными фразами, заявлениями, обещаниями разыскивать интересы тех или иных классов"*.
*(Ленин В. И. Полн. собр. соч. Т. 23. С 47.)
Известно, что далеко не всегда идеологи буржуазии открыто провозглашают свои истинные цели. Куда чаще они их старательно маскируют привлекательной фразеологией. Разве не рачителями мира представляют себя вдохновители гонки вооружений? И не лозунг ли "советской угрозы" берут себе на вооружение?
Стремлюсь воспитать у школьников ленинский подход к анализу общественных и экономических явлений: "Когда не сразу видно, какие политические или социальные группы, силы, величины отстаивают известные предложения, меры и т. п., следует всегда ставить вопрос: "Кому это выгодно?"*.
*(Ленин В. И. Полн. собр. соч. Т. 23. С 61.)
Редко встречаюсь с ситуацией, когда бы ученики не могли дать определение, что такое империализм. И признаки вычленяют. Но столь же редко ощущаешь в ответе понимание того, о чем говорят. Нужно помочь им по-настоящему уяснить суть империализма во всей его антигуманной сущности.
Выслушав ответы, обычно спрашиваю:
- В истории насчитали свыше 14 000 войн. Причем здесь империализм? Как ответите?
Постепенно подвожу ребят к пониманию мысли Ф. Энгельса о том, что лишь с возникновением классового общества война становится регулярным промыслом, систематическим разбоем. Что же касается империализма, то он принес с собой войны мировые. Этого не понять, не осмыслив простейшего вроде бы вопроса: что сохранилось и что изменилось в капитализме с вступлением его в империалистическую стадию?
Когда прояснится, что при империализме территориальный раздел земли между крупнейшими капиталистическими странами закончен, но ему присущ закон неравномерного, скачкообразного развития, в силу которого ранее отстававшие страны вырываются вперед, станет осознанным и их стремление к переделу мира, а следовательно, конкретизируется идея: империализм - источник мировых войн, поскольку в орбиту его влияния втянуты и зависящие от крупных капиталистических держав государства. Опасность образования международных монополистических союзов капиталистов, делящих мир, станет ясной, когда будут поняты суть государственно-монополистического капитализма (а ныне и транснациональных корпораций) и механизм действий зловещего треугольника: монополии (производящие оружие) - Пентагон (заказывающий его и определяющий как системы вооружений, так и их стоимость) - конгресс (ассигнующий средства на производство оружия).
В новой программе по обществоведению существенно расширена тема, посвященная империализму, и одновременно увеличено время на ее изучение. Еще важное обстоятельство: тема дается в четвертой четверти IX класса, где в курсе истории ранее изучалась сущность империализма как высшей и последней стадии капитализма. Все это содействует более углубленному и разностороннему усвоению знаний. Главное же для обществоведа - учебная программа позволяет опираться на материалы XXVII съезда КПСС как на главный источник знаний.
Начинаем с вопроса "Империализм и его особенности на современном этапе". Первая часть изучена в курсе истории. Для проработки второй нет ничего более весомого и авторитетного, чем Программа КПСС и Политический доклад ЦК КПСС XXVII съезду партии.
Читаем: "Современный капитализм во многом отличается от того, каким он был в начале и даже середине XX века. В условиях государственно-монополистического капитализма, соединяющего силу монополий и государства, конфликт между гигантски выросшими производительными силами и капиталистическими производственными отношениями становится все острее"*. Это же нам подсказка: гляди в корень! Повтори закон соответствия производственных отношений характеру и уровню развития производительных сил, углубись в сущность капиталистических производственных отношений.
*(Материалы XXVII съезда КПСС С. 130.)
На все сложные вопросы можно найти ответы в Программе партии. Только нужно научить внимательно читать текст. Наиболее рациональной формой работы, когда ведешь ее на основе партийных документов, считаю коллективную познавательную деятельность учеников под руководством учителя. Предложенная технологическая колея обеспечивает условия для эффективного дирижирования. Организационные заботы, по сути, сняты (нужно минимум времени на поиск названного номера абзаца), и можно полностью сосредоточиться на содержательной стороне дела.
Как показывает практика, в процессе занятий много внимания приходится уделять словарной работе. Это тем сложнее, чем меньше в школе занимаются библиографическим всеобучем учащихся и речевой культурой вообще, включая обогащение политического лексикона.
Хорошо, конечно, если в кабинете имеются словари - политические, экономические, философские, по научному коммунизму, просто толковые, иностранных слов. Сожаления достойно, что предназначенный для учащихся "Словарь-справочник по обществоведению и основам Советского государства и права" (М.: Просвещение, 1985) не оправдал надежд (статьи громоздки, часто даны в столь усложненном изложении, что их тоже надо толковать), и к тому же его практически нет в школах в том количестве, которое бы обеспечило возможность унификации словарной работы. Поэтому приходится брать на себя разъяснение терминов, со словарями работают дома (навыки для этою у ребят есть). Встречаемся, как уже упоминалось, во внеурочное время в библиотеке. Повышению речевой культуры способствует активное участие большинства учеников в политинформациях, конференциях. Ребята у нас не употребят слово, смысл которого им неведом или известен в приблизительном значении.
Изучение курса должно обогатить жизненный и социальный опыт школьников, понимание актуальных проблем современности, необычайно сложных и противоречивых, выработать умение соотносить форму и содержание явлений, обнаруживать их глубинную сущность. Часто ребята судят о процессах по их внешнему проявлению, не замечая корней.
И здесь меня нередко выручает художественная литература.
Я стремился за 7000 верст вперед, а приехал на 7 лет назад.Какая богатейшая возможность для целенаправленного идеологического комментария! А какие емкие, образные, запоминающиеся определения дает В. Маяковский: "капитал - его препохабие", "бог - доллар, доллар - отец, доллар - дух святой".
Когда изучаем вопрос о деньгах, читаем небольшой отрывок из его "Мое открытие Америки" (это и повод поощрить к самостоятельному чтению "Одноэтажной Америки" И. Ильфа и В. Петрова и своеобразного ее продолжения - "Америка - справа и слева" Б. Стрельникова и И. Шатуновского, "Пролога" Г. Боровика и "Лицо ненависти" В. Коротича):
"При встрече американец не скажет вам безразличное:
- Доброе утро.
Он сочувственно крикнет:
- Мек моней? (Делаешь деньги?) - и пройдет дальше.
Американец не скажет расплывчато:
- Вы сегодня плохо (или хорошо) выглядите.
Американец определит точно:
- Вы смотрите сегодня на два цента.
Или:
- Вы выглядите на миллион долларов.
О вас не скажут мечтательно, чтобы слушатель терялся в догадках,- поэт, художник, философ. Американец определит точно:
- Этот человек стоит 1 230 000 долларов.
Этим сказано всё: кто ваши знакомые, где вас принимают, куда вы едете летом и т. д.
Путь, каким вы добыли ваши миллионы, безразличен в Америке. Всё - "бизнес", дело - всё, что растит доллар. Получил проценты с разошедшейся поэмы - бизнес, обокрал, не поймали - тоже.
К бизнесу приучают с детских лет. Богатые родители радуются, когда их десятилетний сын, забросив книжки, приволакивает домой первый доллар, вырученный от продажи газет.
- Он будет настоящим американцем".
В данной ситуации опережаю программу по литературе. Приходится цитировать. Порой опираюсь на прочитанное ребятами в детстве. Так, при изучении закона стоимости, выясняя его действие как регулятора производства, напомню эпизод из книги М. Ильина "Рассказ о великом плане" - о том, как мистер Фокс, у которого завелись деньги, строит фабрику шляп; как вслед за ним такие же фабрики строят мистеры Нокс, Крокс, Покс. "И вдруг - стоп": публика перестает покупать шляпы. Останавливаются фабрики. А несколько лет спустя спрос появляется снова, и тогда уже не мистер Фокс, а какой-нибудь мистер Дудль строит фабрику, а вслед за ним Будль, Фудль, Нудль. "И вся история начинается сначала".
Если произведение изучалось ранее, нет необходимости приводить текст. Иногда достаточно ссылки на произведение или на какой-то эпизод в нем, например "Мертвые души" Гоголя, "Гобсек" Бальзака.
Восполнить недостаточность социального опыта вообще и сведений из жизни совершенно незнаемого мира в особенности помогает периодика. Необходимые для уроков публикации собираю и распределяю по темам. Картотека помогает быстро отыскать необходимый материал. На основе реальных сведений, фактов, событий, высказываний разрабатываю индивидуальные и коллективные задания такого типа: "На капиталистическом предприятии висит лозунг: "Рабочему хорошо, когда хорошо хозяину". Прокомментируйте его"; "Радиостанция Би-би-си однажды так оправдывала наличие безработицы: "Конечно, потерять работу очень печально, но часто это к лучшему, когда новая работа оказывается приятнее и привлекательнее прежней". Тебе слово"; "Докажите несостоятельность утверждения профессора Мичиганского университета Б. Боулдинга о том, что научно-техническая революция "сделала эксплуатацию природы настолько выгодной, что эксплуатация человека становится анахронизмом".
Конечно, убедительно опровергнуть подобные мнения непросто. Случаются не только неверные суждения, но и непонимание ситуаций, в которые попадают люди. Сущность производственных отношений при капитализме, вроде бы понятая теоретически, не всегда осознается в реальных житейских ситуациях. Анализируя ответы ребят и подводя их к верным выводам, помогаю увереннее разбираться в проблемах современного рабочего движения в капиталистических странах (источники реформизма, раскола, трудностей в обеспечении единства действий, в частности) и давать им партийную оценку, т. е. применять теорию на практике, как инструмент познания и анализа явлений действительности.
Ясность и осознанность гражданской позиции человека зависят от уровня его политической культуры. Ее формирование считаю одной из самых важных и, пожалуй, самых трудных задач учителя обществоведения. В сущности, все приемы и средства и направлены на выработку единства политических взглядов, убеждений и действий, слова и дела. Большие возможности для этого предоставляет третий раздел курса - "Социализм - первая фаза коммунистической формации".