Тема 6. Взаимодействие ДОУ с семьей, педагогическое консультирование родителей
«Взаимодействие педагогическое» – это личностный контакт воспитателя и воспитанников, случайный или преднамеренный, длительный или кратковременный, вербальный или невербальный, имеющий следствием взаимоизменения их поведения, деятельность, отношений, установок. Может проявляться в виде сотрудничества, где оба участника выступают как паритетные равноправные, в меру своих знаний и возможностей, партнеры.
В современной педагогике семья рассматривается как жизненное пространство развития ребенка, как социокультурная среда, включающая быт, предметный мир семьи, типологию семьи, социальную и этническую характеристику, характеристику обычаев, традиций семьи. В первые годы жизни семья оказывает самое сильное влияние на ребенка. Социокультурная среда – это среда, формирующая в ребенке уверенность в себе, эмоциональную стабильность, доверие к окружающим, гуманное отношение к миру. Семья отличается уникальностью, неповторимостью. Семья – это социальный институт, ячейка общества, отличающаяся интимным характером жизни и отношений (В.П.Арнаутова.,А.В. Добрович.,В.К. Котырло , С.А.Ладывир и др.).
Чем отличается данная система «детский сад – семья»?
Семья и детский сад – два социальных института, имеющих свои задачи, функции; они не могут заменить друг друга. Цель семьи – воспитание детей. Педагогическая функция дошкольных учреждений – оказать семье помощь в воспитании детей. Ребенок в системе «дошкольное учреждение – семья», являясь ее членом, нуждается в постоянной полноценной родительской любви, внимании, профессионализме педагога. Две составляющие данной системы должны дополнить друг друга, чтобы обеспечить достойные условия для развития ребенка.
Важнейшие факторы семейного воспитания, по данным научных исследований:
- эмоциональный, интимный характер воспитания в семье, основанный на родственных чувствах;
- постоянство и возможность длительных воспитательных воздействий членов семьи на ребенка;
- наличие объективных возможностей включения дошкольников в разную по характеру деятельность семьи.
Правовые основы семейного воспитания составляют в России Закон о браке и семье, Конвенция о правах ребенка, Конституция РФ, в которых четко подчеркивается большая ответственность обоих родителей за воспитание детей, перед обществом; провозглашаются права ребенка на жизнь в семье, на защиту от насилия, равноправие супругов в семейных отношениях и т.д.
Несоблюдение обязанностей родителями может повлечь лишение родительских прав судебным путем.
Основные функции семьи состоят в биологическом и духовном воспроизводстве.
В декабре 1995 г. в России введен в действие «Семейный кодекс РФ», в котором принципы семейного законодательства согласованы с положениями Конвенции о правах ребенка. В кодексе устанавливаются условия, порядок вступления в брак, регулируются имущественные и неимущественные отношения, подтверждаются нравственные ценности, определяется приоритет семейного воспитания. Особо прописаны в Кодексе права детей – сирот, детей, оставшихся без попечения родителей.
В 1993 г. разработана федеральная программа «Дети России» (1993) по профилактике социального неблагополучия детей (дети Севера, дети Чернобыля, одаренные дети и др.).
В 1996 г. Указом Президента приняты «Основные направления государственной семейной политики», т.е. системы мер по разрешению проблем семьи, созданию условий для благополучия семьи (материальная обеспеченность, счастливая жизнь).
Характер воспитательного воздействия семьи на ребенка зависит от модели воспитания.
В настоящее время распространены 3 модели семейного воспитания: латиноевропейская, скандинавская, англосаксонская.
В - первых двух моделях ребенок рассматривается как предмет терапевтической и педагогической опеки. Родители возлагают на ребенка большие надежды с рождения, планируют, направляют всю детскую жизнь. Воспитание, развитие ребенка осуществляют специалисты; ребенок мало времени проводит с родителями. Эти модели широко используются во Франции, Италии, Финляндии, Швеции, Швейцарии, Бельгии.
2-я модель семейного воспитания рассматривает ребенка как независимую, развивающуюся личность, имеющую право на реализацию индивидуальных возможностей развития. Родители понимают, что малышу противопоказана излишняя опека, регламент. Ребенок много времени проводит в семье, его понимают и принимают таким, какой он есть. Модель предполагает освоение, использование взрослым основ гуманной педагогики, педагогики, основанной на уважении прав ребенка и сотрудничестве с ним. Рассматриваемая модель используется и в современной России.
По количеству поколений в семье различают: патриархальные, многопоколенные семьи; нуклеарные (двухпоколенные), малые семьи (из двух человек) или неполные (1 родитель + 1 ребенок) после развода; или материнские (внебрачные), где мать не состояла в браке с отцом своего ребенка; или семья, где дети «вылетели из гнезда». В последнее время появилась разновидность – промежуточная семья, где мужчина и женщина живут без оформления брака, в гражданском браке.
Другая классификация семьи: семья без иждивенцев; семья, в которой число работающих превышает число иждивенцев; семья, где число работающих равно числу иждивенцев; число работающих меньше числа иждивенцев; семьи без работающих членов семьи.
Для педагогики актуальна следующая классификация семей (Г. Белова), характерная для России:
- благополучная семья – это полная семья, где отношения строятся на принципах сотрудничества. Для неё характерен положительный микроклимат;
- формально благополучная семья, в которой отсутствуют традиции, жизнь ребенка организуется без учета его потребностей и интересов. Родители проявляют к детям повышенную требовательность. Семейный микроклимат неустойчив, у ребенка часто бывают различные комплексы;
- неблагополучная семья, имеющая одного из родителей или социальные проблемы (алкоголизм, наркомания и др.).
Основное назначение дошкольных учреждений – оказание помощи семье в воспитании и развитии детей.
Особенности семейного воспитания освещались в научных исследованиях еще в 80-е годы ХХ века, обнаруживших типичные недостатки, остающиеся актуальными и на сегодняшний день (даже в хороших семьях): преобладание стихийности над целенаправленностью; недооценка родителями самостоятельной практической деятельности ребенка; малосодержательное общение; преобладание вербальных методов; непонимание закономерных потребностей ребенка, возрастных особенностей; отсутствие единства требований к детям; малая эмоциональная культура родителей.
Для эмоционального благополучия ребенка необходимо тесное взаимодействие дошкольного учреждения с семьей. Это повышает эффективность общественного дошкольного образования, как и семейного. В настоящее время изменились подходы ко взаимодействию с семьей. Стал признаваться приоритет семейного воспитания. В связи с этим появляются понятия «сотрудничество», «взаимодействие», обозначающие способ организации совместной деятельности, т.е. взаимодействие в условиях открытости обеих сторон, в основе которого лежит развивающее общение педагога с родителями, личностно значимое, диалогическое. Такое взаимодействие должно начинаться с изучения семьи.
Семья – довольно закрытая ячейка общества, зачастую не желающая посвящать посторонних во все тайны ее жизнедеятельности. Педагоги при изучении семьи должны руководствоваться соблюдением прав человека, неприкосновенностью личной жизни семьи. Изучение семьи, по мнению Т. А. Куликовой, требует использования комплекса методов, соответствующих изучаемому предмету.
В настоящее время для изучения семьи широко используются социологические методы: опросы, интервью, анкеты. Причём анкеты используются чаще с закрытыми вопросами. В настоящее время особое распространение получили психологические тренинги, например, «Знаю ли я своего ребенка». Используются также беседы, наблюдения, метод написания родителями сочинения «Мой ребенок». Широко используются методы изучения семьи по типу «Семья глазами ребенка», например, детские рисунки на тему «Моя семья», игровые задания (с картинками) «Чем я маму порадую, чем могу огорчить», «Закончи предложение», «Если я упаду и ударюсь, то папа…».
И. В. Фадеева разработала программу, которая предполагает диагностирование социально-психологического и педагогического компонента воспитательного потенциала семьи. Содержание программы представлено в пособии: Воспитательный потенциал семьи / сост. И. В. Фадеева. – Магнитогорск : МаГУ, 2000.
Формы взаимодействия дошкольных учреждений с семьей условно разделяют на традиционные и нетрадиционные. Данный материал представлен Т. А. Куликовой, Т. Н. Дроновой и др.
Традиционными формами взаимодействия с семьёй считаются: родительские собрания, конференции, консультации, беседы, родительские уголки, папки – передвижки, посещение ребенка на дому, день открытых дверей, выставки, совместные праздники, развлечения, работа родительских комитетов.
Нетрадиционные формы: клуб выходного дня; клуб бабушек, дедушек; группы кратковременного пребывания; психолого-педагогическая помощь семье; кружки для детей под руководством родителей; занятия – тренинги для родителей; конкурсы «Супербабушка», «На лучшую мягкую игрушку», конкурс – соревнование родителей и детей «Знатоки природы»; корзина проблем; совместные субботники с родителями; походы, поездки; переписка с родителями; деятельность попечительских советов; решение кроссвордов; дискуссии, круглый стол по формированию у родителей педагогической рефлексии; оказание помощи в воспитании на дому (детям – инвалидам); организация дня рождения в семье педагогами; выпуск газет, рукописных журналов, видеофильмов; обобщение опыта семейного воспитания; праздник «Моя родословная» и т.д.
Понятие «воспитательный потенциал семьи», или педагогический, появилось в научной литературе недавно и не имеет одного толкования. А. В. Мудрик под воспитательным потенциалом семьи понимает социально-культурный, социально-экономический, технико-гигиенический, демографический факторы.
И. В. Фадеева рассматривает понятие «воспитательный потенциал семьи» с позиции системного подхода. По мнению автора, воспитательный потенциал семьи включает социально-психологический, культурно-ценностный, педагогический компоненты.
Социально-психологический компонент – это возможности семьи в формировании потребностей ребенка в общении; уровень самоутверждения. Культурно-ценностный компонент – возможности семьи по формированию общечеловеческих ценностей (идейный, философский, нравственный опыт ребенка). Педагогический компонент – возможности семьи осуществлять духовное воспитание ребенка, способность повышать собственную педагогическую культуру.
В образовательной программе для детей 4-10 лет «Из детства в отрочество» (под ред. Т. Н. Дороновой) сделаны попытки вовлечения родителей в образовательный процесс дошкольного учреждения. Целевой и содержательный компонент программы адресован как педагогам, так и родителям. Программа зримо поделена на части.
Авторы предлагают следующую систему форм взаимодействия с родителями: широкую рекламную деятельность дошкольного учреждения (буклеты, альбомы при первом посещении учреждения родителями); родительские собрания в начале учебного года с презентацией образовательной программы. Содержание каждого раздела программы представляет сотрудник дошкольного учреждения в роли литературного персонажа, даются рекомендации родителям по реализации задач раздела программы в условиях семьи. На последнем собрании родители, добившиеся значительных результатов по какому-то разделу программы, награждаются.
Как традиции в данной программе используются «театральные пятницы» - дети показывают спектакли родителям «на бис», проводятся презентации выставок детских работ по изодеятельности и т.д. В программах, переработанных в соответствии с ФГТ «От рождения до школы», «Успех», выделяется отдельный раздел, посвященный взаимодействию с семьей. В передовом педагогическом опыте имеется достаточно примеров использования различных форм взаимодействия с семьей. Например, деятельность клубов ("МАМА–CLUB").
Педагогическое консультирование родителей может быть организованно на базе центров, непосредственно дошкольных учреждений. Формы педагогического консультирования: беседы, устные, письменные консультации, педагогические консилиумы, размещение материалов консультаций на сайтах ДОУ.
Таким образом, семья имеет огромнейшее значение в воспитании и развитии ребенка. Ребенок в системе «детский сад – семья» должен иметь благоприятные условия для полноценного развития. В настоящее время признается приоритет семейного воспитания, поэтому дошкольное учреждение должно оказывать громадную профессиональную помощь родителям. Взаимодействие дошкольных учреждений и семьи строится по принципу развивающего общения, диалога, открытости обеих сторон, делового сотрудничества. Используются в сочетании традиционные и нетрадиционные формы взаимодействия с учетом типов семей, обеспечивающие активность родителей как участников образовательного процесса дошкольного учреждения.
Вопросы для самопроверки:
1. В чем сущность системы «детский сад – семья»?
2. Назовите основные формы сотрудничества педагогов ДОУ и семьи.
3. Что такое педагогическое консультирование? В чем его значимость для семьи?