Подготовка преподавателей физической культуры к применению дистанционных технологий в образовательном процессе

Федоров А.И. Логинов В.В.,ФГБОУ ВПО “Уральский государственный университетфизической культуры”, Челябинск

Одним из важнейших направлений модернизации образования в Российской Федерации является создание системы открытого и дистанционного образования.

Особая актуальность становления в России системы открытого и дистанционного образования определяется рядом факторов. Во-первых, это “территориальный фактор”, характеризующийся тем, что Россия обладает огромными территориями, а основные научно-технические ресурсы сосредоточены в крупных городах. Во-вторых, это “фактор рыночной экономики”, который требует развитие сферы образовательных услуг в условиях неопределенности и ограниченности ресурсов в сфере образования. В последние годы произошли значительные изменения на рынке труда: возросли требования к персоналу, большое внимание при подборе персонала уделяется технологической подготовленности специалистов. В-третьих, это “личностный фактор”, который связан с формированием у учащихся и населения в целом новых потребностей по отношению к содержанию обучения и образовательным технологиям [1, 2].

Становление и развитие системы открытого и дистанционного образования позволит не только обеспечить доступ к качественному образованию, но и предоставит возможность завоевать определенное место на мировом рынке образовательных услуг [2].

Основные преимущества дистанционного обучения в сравнении с традиционными формами очного обучения определяются следующим.

Основу образовательного процесса при дистанционном обучении составляет целенаправленная и управляемая интенсивная самостоятельная работа учащегося, который может сам выбрать “индивидуальную траекторию обучения”, то есть может определять последовательность освоения учебных дисциплин и курсов, учиться в удобной для себя обстановке, в индивидуальном темпе, в удобное для себя время. Поэтому основным преимуществом дистанционного обучения следует считать определенную “свободу” в плане местонахождения, времени обучения и его темпов. Это делает дистанционное обучение актуальным для реализации идеи непрерывного образования, “образования через жизнь” [1, 2]. Важным преимуществом дистанционного обучения является его экономическая целесообразность. По оценкам экспертов, стоимость дистанционного обучения значительно ниже, чем обучение при использовании традиционных форм организации учебного процесса [2].

Следует отметить, что повышению эффективности дистанционного обучения способствует возможность использования мировых образовательных ресурсов (при создании дистанционных учебных курсов), а также увеличение доли самостоятельной работы учащихся. Последнее особенно важно, так как умение организовать самостоятельную учебную деятельность в процессе дистанционного обучения способствует формированию таких личностных качеств, как целеустремленность, организованность, самостоятельность, ответственность, без чего немыслима успешная профессиональная деятельность специалиста любого профиля.

Однако, несмотря на положительные моменты, реальное использование дистанционного обучения в российской образовательной системе может быть охарактеризовано как недостаточное.

Эффективность дистанционного обучения определяется тремя основными факторами: фактор материально-технического обеспечения (материально-техническая база учебного заведения); фактор учебно-методического обеспечения (учебно-методические комплексы, образовательные программы и технологии); фактор организационного обеспечения (тьюторы – преподаватели, подготовленные к осуществлению своей профессиональной деятельности в режиме дистанционного обучения).

По нашему мнению, основной причиной недостаточного применения дистанционных технологий в системе подготовки специалистов по физической культуре и спорту является неготовность преподавателей к осуществлению профессиональной деятельности в системе дистанционного обучения.

Деятельность преподавателя в связи с внедрением в образовательный процесс технологий дистанционного обучения претерпевает существенные изменения. Если в рамках традиционных форм организации учебного процесса преподаватель большую часть времени уделяет проведению аудиторных (лекционных и практических) занятий, то при использовании дистанционных форм обучения преподаватель осуществляет совершенно иную деятельность.

Одной из основных задач деятельности преподавателя становится подготовка учебно-методических материалов в электронном виде на основе авторских оригинальных разработок с выходом на создание электронной версии учебного курса.

Другой важной педагогической задачей является управление учебно-познавательной деятельностью учащихся в рамках того содержания образования, которое предопределяется целью обучения.

Реализация этой задачи осуществляется как опосредованно, так и путем прямого педагогического воздействия. Опосредованное управление учебно-познавательной деятельностью учащихся предусматривается при разработке логической структуры учебно-методических материалов; в режиме аудиторного обучения поддерживается на основе использования вербальной формы управления деятельностью учащихся, а в режиме дистанционного обучения – на основе использования специальных инструкций.

Третьей важной задачей преподавателя является контроль знаний, умений и навыков учащихся. Эта традиционная преподавательская задача решается в дистанционном обучении при разработке тестовых заданий текущего и итогового контроля, процедура же реализации процесса тестирования может осуществляться как самим преподавателем, так и тьютором с предоставлением результатов преподавателю. Следует отметить, что итоговое (экзаменационное) тестирование в системе дистанционного обучения обычно проводится в очной форме на базе высшего учебного заведения.

Таким образом, главными задачами преподавателя при организации образовательного процесса в системе дистанционного обучения являются: разработка дистанционного учебного курса; разработка инструкции по обучению; консультирование учащихся; контроль результатов обучения.

Преподаватель, осуществляющий профессиональную деятельность в системе дистанционного обучения, должен иметь достаточно высокий уровень технологической подготовленности. В связи с этим возникает задача создания института тьюторов, то есть преподавателей-консультантов, участвующих в осуществлении процесса дистанционного обучения, обеспечивающих руководство учебным процессом, консультирование учащихся и оценку результатов обучения. Тьютор должен хорошо знать не только преподаваемую им учебную дисциплину, но и технологические, организационные, социально-экономические и психолого-педагогические возможности и особенности получения конечного результата своей педагогической деятельности при использовании новых технологий обучения [3].

В профессиональной деятельности тьюторов выделяют следующие основные функции: 1) оказание помощи учащимся в их профессиональном самоопределении; 2) организационное управление учебно-познавательной деятельностью учащихся; 3) развитие образовательного потенциала учащихся; 4) оказание помощи учащимся в правильном использовании учебно-методических материалов; 5) проведение групповых и индивидуальных консультаций по вопросам использования учебно-методических материалов курса; 6) контроль соблюдения графика учебного процесса; 7) обеспечение учебных контактов и содействие в осуществлении социальных контактов между учащимися [3]. Создание института тьюторов – преподавателей, которые осуществляют свою профессиональную деятельность в системе дистанционного обучения, является важной и достаточно сложной для практического решения проблемой.

Эффективность и качество дистанционного обучения зависит не только от развитой материально-технической базы и наличия учебно-методического обеспечения образовательного процесса. В значительной степени это определяется готовностью преподавателей к осуществлению профессиональной деятельности в системе дистанционного обучения, что актуализирует проблему создания института тьюторов.

Список литературы

1. Карпенко, М.П. Телеобучение: монография / М.П.Карпенко. – М.: СГА, 2008. – 800 с.

2. Романов, А.Н. Технология дистанционного обучения в системе заочного экономического образования: учебное пособие / А.Н.Романов, В.С.Торопцов, Д.Б.Григорович. – М.: ЮНИТИ-ДАНА, 2000. – 303 с.

3. Щенников, С.А. Основы деятельности тьютора в системе дистанционного образования: специализированный учебный курс / С.А.Щенников, А.Г.Теслинов, А.Г.Чернявская и др. – 2-е изд., испр. – М.: ООО “Дрофа”, 2006. – 591 с.

Наши рекомендации