Развитие активной речи ребенка
Создание потребности подражать слову взрослого — ответственный момент в логопедической работе с безречевыми детьми. Необходимо отметить, что развитие речевого подражания — естественный период в развитии детской речи как в норме, так и в случае речевых нарушений. Неправильно было бы «перескочить» этот период и начинать логопедическую работу с неговорящими детьми с разучивания правильно произносимых слов или, что еще хуже, с постановки звуков.
При этом не следует впадать в другую крайность — расширять и закреплять автономную речь детей, когда употребляемые ребенком звукосочетания понятны лишь близким взрослым. Необходимо переходить к обучению произнесению слов и словосочетаний при первой же возникшей у ребенка возможности воспроизводить по подражанию хотя бы части некоторых слов.
Речевое подражание— воспроизведение вслед за говорящим произнесенных им звуков, слов, фраз.
Речевое подражание маленького ребенка вначале похоже на эхо: взрослый говорит — ребенок тут же повторяет. Со временем появляется возможность отстроченного во времени повторения. Чтобы подражание ребенком речи взрослого было осмысленным, речь должна быть тесно связана с практической деятельностью ребенка.
Развитие у ребенка раннего возраста речевого подражания требует соблюдения ряда условий:
Необходимо создать такие условия обучения, в которых у ребенка появилось бы желание произносить (повторять) одни и те же звукосочетания неоднократно. Ребенок не станет повторять слова за незнакомым взрослым или если отсутствует взаимное доверие между ребенком и взрослым. Поэтому очень важно перед началом работы наладить эмоциональный контакт с малышом,что обеспечит необходимую мотивацию речевой деятельности (см. раздел «Развитие эмоционального общения со взрослым», с. 21).
Чтобы достичь нужного эффекта в активизации подражательной речевой деятельности, надо начинать с развития подражания вообще(см. раздел «Развитие общего подражания», с. 35).
Для развития речевого подражания необходим определенный уровень развития внимания и слухового восприятия(см. главу «Развитие слухового восприятия», с. 71), а также дыхания(см. раздел «Развитие речевого дыхания», с. 111).
Для развития речевого подражания необходим определенный уровень понимания речи(см. раздел «Развитие понимания речи»,
с 167).
Активизация речи детей(вызывание речевого подражания) дол-ясна быть тесно связана с практической деятельностью ребенка, с наглядной ситуацией, с игрой.Только в этом случае возникают мотивы, побуждающие ребенка говорить. При этом удается избежать возникновения «попугайного» повторения — воспроизведения слов
без подлинного осмысления (см. раздел «Развитие делового обще ния со взрослым», с.60, а также игры, приведенные ниже в данной главе, раздел «Использование ритма в развитии речи», с. 207).
Активизация подражательной речевой деятельности ребенка подразумевает определенные требования к речи взрослого:
речь должна быть правильной и чистой, без речевых нарушений;
артикуляция должна быть четкой, ребенок должен видеть движения губ взрослого;
речь должна быть не только эмоциональна, но и хорошо интонирована, с выделением ударного слога;
слова и фразы, предлагаемые ребенку для повторения, должны произноситься неоднократно;
взрослый стимулирует активную речь ребенка при помощи вопросов;
взрослый дает ребенку только образцы правильной речи, не следует повторять за ребенком воспроизводимые им слова-заменители.
Требования к речи ребенка:ответы ребенка принимаются в любом виде. На этапе развития речевого подражания не следует слишком многого требовать от ребенка и его речи. Главное — добиться того, чтобы ребенок начал говорить. Не следует требовать от ребенка точного звукопроизношения. В раннем возрасте наиболее важным представляется развитие коммуникативной функции речи.
Подражание речи взрослого проходит несколько этапов. В зависимости от уровня речевого развития ребенка можно предложить ему повторение слогов, слов или фраз.
Этапы развития речевого подражания: