Возрастные особенности детей 3-4 лет

В возрасте 3-4 лет ребенок постепенно выходит за пределы семейного круга, его общение становится внеситуативным. Взрослый становится для ребенка не только членом семьи, но и носителем определенной общественной функции. Желание ребенка выполнять такую же функцию приводит к противоречию с его реальными возможностями. Это противоречие разрешается через развитие игры, которая становится ведущим видом деятельности в дошкольном возрасте.

Главной особенностью игры является ее условность: выполнение одних действий с одними предметами предполагает их отнесенность к другим действиям с другими предметами. Основным содержанием игры младших дошкольников являются действия с игрушками и предметами-заместителями. Продолжительность игры небольшая.

Младшие дошкольники ограничиваются игрой с одной-двумя ролями и простыми, неразвернутыми сюжетами. Игры с правилами в этом возрасте только начинают формироваться. Изобразительная деятельность ребенка зависит от его представлений о предмете. В этом возрасте они только начинают формироваться. Графические образы бедны. У одних детей в изображениях отсутствуют детали, у других рисунки могут быть более детализированы. Дети уже могут использовать цвет.

Большое значение для развития мелкой моторики имеет лепка. Младшие дошкольники способны под руководством взрослого вылепить простые предметы. Известно, что аппликация оказывает положительное влияние на развитие восприятия. В этом возрасте детям доступны простейшие виды аппликации.

Конструктивная деятельность в младшем дошкольном возрасте ограничена возведением несложных построек по образцу и по замыслу. В младшем дошкольном возрасте развивается перцептивная деятельность. Дети от использования пред эталонов — индивидуальных единиц восприятия — переходят к сенсорным эталонам — культурно-выработанным средствам восприятия. К концу младшего дошкольного возраста дети могут воспринимать до 5 и более форм предметов и до 7 и более цветов, способны дифференцировать предметы по величине, ориентироваться в пространстве группы детского сада, а при определенной организации образовательного процесса и в помещении всего дошкольного учреждения. Развиваются память и внимание. По просьбе взрослого дети могут запомнить 3-4 слова и 5-6 названий предметов. К концу младшего дошкольного возраста они способны запомнить значительные отрывки из любимых произведений.

Продолжает развиваться наглядно-действенное мышление. При этом преобразования ситуаций в ряде случаев осуществляются на основе целенаправленных проб с учетом желаемого результата. Дошкольники способны установить некоторые скрытые связи и отношения между предметами.

В младшем дошкольном возрасте начинает развиваться воображение, которое особенно наглядно проявляется в игре, когда одни объекты выступают в качестве заместителей других. Взаимоотношения детей обусловлены нормами и правилами. В результате целенаправленного воздействия они могут усвоить относительно большое количество норм, которые выступают основанием для оценки собственных действий и действий других детей.

Взаимоотношения детей ярко проявляются в игровой деятельности. Они скорее играют рядом, чем активно вступают во взаимодействие. Однако уже в этом возрасте могут наблюдаться устойчивые избирательные взаимоотношения. Конфликты между детьми возникают преимущественно по поводу игрушек. Положение ребенка в группе сверстников во многом определяется мнением воспитателя.

В младшем дошкольном возрасте можно наблюдать соподчинение мотивов поведения в относительно простых ситуациях. Сознательное управление поведением только начинает складываться; во многом поведение ребенка еще ситуативно. Вместе с тем можно наблюдать и случаи ограничения собственных побуждений самим ребенком, сопровождаемые словесными указаниями. Начинает развиваться самооценка, при этом дети в значительной мере ориентируются на оценку воспитателя. Продолжает развиваться также их половая идентификация, что проявляется в характере выбираемых игрушек и сюжетов.

Характеристика группы

Списочный состав: 26 человек;

мальчиков - 13, девочек - 13.

Для получения достоверных сведений об уровне индивидуального развития детей, сформированности тех или иных умений использованы разнообразные методы: наблюдение за активностью детей в совместно-партнерской и самостоятельной деятельности, беседы, анализ продуктивной творческой деятельности. Большинство воспитанников освоили основную образовательную программу дошкольного образования по всем образовательным областям согласно целевым ориентирам образования в раннем возрасте. Дети интересуются окружающими предметами и активно действуют с ними; эмоционально вовлечены в действия с игрушками и другими предметами. Дети знают назначение бытовых предметов (ложки, расчески, карандаша) и умеют пользоваться ими. Большинство владеют простейшими навыками самообслуживания. Большинство детей проявляет навыки опрятности. Дети соблюдают правила элементарной вежливости; имеют первичные представления об элементарных правилах поведения в детском саду, дома, на улице и стараются соблюдать их. 23 детей владеют активной речью, включенной в общение. У 3 детей наблюдается задержка речевого развития. Все дети стремятся к общению со взрослыми; проявляют интерес к сверстникам; умеют играть рядом со сверстниками, не мешая им; проявляют интерес к совместным играм небольшими группами. Большинство детей проявляет интерес к стихам, сказкам и песням, рассматриванию картинок, эмоционально откликаются на произведения культуры и искусства. Все дети с интересом участвуют в подвижных играх.

Планируемые результаты освоения Программы

· В игровой деятельности появляются ролевые взаимодействия. Дети начинают отделять себя от принятой роли. Активно вступают во взаимодействие. Наблюдаются устойчивые избирательные взаимоотношения.

· Рисунок становится более предметным и детализированным. Совершенствуется техническая сторона изобразительной деятельности. Дети могут рисовать основные геометрические фигуры, наклеивать готовые формы на бумагу.

· Конструктивные постройки усложняются, могут включать до 5-6 деталей. Могут воспринимать до 5 и более форм предметов и до 7 и более цветов, способны дифференцировать предметы по величине, ориентироваться в пространстве группы и помещении всего детского сада. Усваивают относительно большое количество норм, выступающих основанием для оценки собственных действий и действий других детей. Развивается мелкая и крупная моторика, ловкость, координация движений. Развиваются память, устойчивость внимания, могут запомнить значительные отрывки из любимых произведений. Согласовывают прилагательные с существительными в роде, числе, падеже; употребляют существительные с предлогами, существительные в форме единственного и множественного числа. Составляют распространенные предложения с однородными членами.

· Ведут диалог со взрослыми; слушают и понимают заданный вопрос.

2.Содержательный раздел

2.1 Содержание образовательной деятельности с детьми

Содержание программы обеспечивает развитие личности, мотивации и способностей детей в различных видах деятельности и охватывает следующий направления развития и образования детей (далее – образовательные области):

Социально-коммуникативное развитие;

Познавательное развитие;

Речевое развитие;

Художественно-эстетическое развитие;

Физическое развитие.

Конкретное содержание указанных образовательных областей зависит от возрастных и индивидуальных особенностей детей, определяется целями и задачами Программы и может реализовываться в различных видах деятельности, как сквозных механизмах развития ребенка.

Виды деятельности в младшем дошкольном возрасте (от3 до 4 лет):

Игровая, включая сюжетно-ролевую игру, игру с правилами и другие виды игры.

Коммуникативная (общение и взаимодействие со взрослыми и сверстниками).

Познавательно-исследовательская (исследования объектов окружающего мира и экспериментирования с ними).

Восприятие художественной литературы и фольклора.

Самообслуживание и элементарный бытовой труд (в помещении и на улице).

Конструирование из разного материала, включая конструкторы, модули, бумагу, природный и иной материал.

Изобразительная деятельность (рисование, лепка, аппликация).

Музыкальная деятельность (восприятие и понимание смысла музыкальных произведений, пение, музыкально-ритмические движения, игры на детских музыкальных инструментах).

Двигательная деятельность (овладение основными движениями).

Задачи психолого-педагогической работы по формированию физических, интеллектуальных и личностных качеств детей решаются интегрировано: в ходе освоения всех образовательных областей наряду с задачами, отражающими специфику каждой образовательной области.

Решение образовательных задач предусматривается не только в рамках непосредственно-образовательной деятельности, но и в ходе режимных моментов – как в совместной деятельности взрослого и детей, так и в самостоятельной деятельности дошкольников.

Наши рекомендации