Педагогическая диагностика

Показатели

художественно-творческого развития детей дошкольного возраста

Общие показателиразвития детского творчества:

► компетентность (эстетическая компе­тентность)

► творческая активность

► эмоциональность

►произвольность и свобода поведения

► инициативность

► самостоятельность и ответственность

► способность к самооценке

Специфические показателиразвития детского творчества в продуктивных ви­дах деятельности (по данным исследова­ний Т.Г. Казаковой, Л.А. Парамоновой, Б.А. Флёриной, А.Е. Шибицкой):

► субъективная новизна, оригиналь­ность и вариативность как способов решений творческой задачи, так и ре­зультата (продукта) детского творче­ства;

» нахождение адекватных выразитель­но-изобразительных средств для соз­дания художественного образа;

► большая динамика малого опыта, склонность к экспериментированию с художественными материалами и инструментами;

► индивидуальный «почерк» детской продукции;

►самостоятельность при выборе темы, сюжета, композиции, художественных материалов и средств художественно-образной выразительности;

► способность к интерпретации художе­ственных образов; » общая ручная умелость.

Экспериментальная модельвырази­тельного художественного образа как интегральной художественно-эстети­ческой способности включает комплекс эстетических способностей и умений (И.А. Лыкова):

► восприятие художественных образов (в произведениях искусства) и пред­метов (явлений) окружающего мира как эстетических объектов;

► осмысленное «чтение» - распредме­чивание и опредмечивание - художе­ственно-эстетических объектов с по­мощью воображения и эмпатии, (но­сителем эстетического выступает выразительный образ как универ­сальная категория); интерпретация формы и содержания, заключённого в художественную форму;

► творческое освоение «художествен­ного языка» - средств художествен­но-образной выразительности;

►► самостоятельное созидание (сотворе­ние) художественных образов в изоб­разительной деятельности;

►► проявление эстетического отношения во всех видах детской художествен­ной деятельности и повседневной жизни (таких, как: самодеятельные игры и занятия, прогулки, самообслу­живание);

► экспериментирование с художествен­ными инструментами, материалами с целью «открытия» их свойств и спосо­бов создания художественных обра­зов.

3. Методика проведения диагностики.

Педагогическая диагностика детей проводится с детьми в естественных условиях. В отдель­ном помещении оборудуется место для индивидуальных занятий с детьми. На столе свободно размещаются разные ху­дожественные материалы и инструменты для свободного выбора их детьми в ходе эксперимента: краски гуашевые, кисти трёх размеров, фломастеры, цветные ка­рандаши, салфетки бумажные и матерчатые, бума­га белая трёх форматов (большого, сред­него и маленького). Дети приглашаются индивидуально, рассматривают материалы и инструменты. В непринужденной игро­вой форме ребёнку предлагается наз­вать всё, что он видит (при этом фикси­руется общая ориентировка ребёнка в художественных материалах), и выбрать, чем бы он хотел заниматься (что бы хо­тел делать). Предлагается также выбрать материалы для реализации своего замысла.

По ходу эксперимента фиксируются: выбор ребенка, внешние проявления его реакции на ситуацию, последователь­ность развития замысла, сочетание видов деятельности, комментарии по ходу действий, игровое и речевое развитие художественного образа.

Для анализа процесса и результата детской художественной деятельности была разработана система показателей, сведённая в таблицу для удобства фик­сации наблюдений экспериментаторов.

«Портрет»

Наши рекомендации