Педагогическая диагностика
Показатели
художественно-творческого развития детей дошкольного возраста
Общие показателиразвития детского творчества:
► компетентность (эстетическая компетентность)
► творческая активность
► эмоциональность
►произвольность и свобода поведения
► инициативность
► самостоятельность и ответственность
► способность к самооценке
Специфические показателиразвития детского творчества в продуктивных видах деятельности (по данным исследований Т.Г. Казаковой, Л.А. Парамоновой, Б.А. Флёриной, А.Е. Шибицкой):
► субъективная новизна, оригинальность и вариативность как способов решений творческой задачи, так и результата (продукта) детского творчества;
» нахождение адекватных выразительно-изобразительных средств для создания художественного образа;
► большая динамика малого опыта, склонность к экспериментированию с художественными материалами и инструментами;
►
► индивидуальный «почерк» детской продукции;
►
►самостоятельность при выборе темы, сюжета, композиции, художественных материалов и средств художественно-образной выразительности;
►
► способность к интерпретации художественных образов; » общая ручная умелость.
Экспериментальная модельвыразительного художественного образа как интегральной художественно-эстетической способности включает комплекс эстетических способностей и умений (И.А. Лыкова):
► восприятие художественных образов (в произведениях искусства) и предметов (явлений) окружающего мира как эстетических объектов;
► осмысленное «чтение» - распредмечивание и опредмечивание - художественно-эстетических объектов с помощью воображения и эмпатии, (носителем эстетического выступает выразительный образ как универсальная категория); интерпретация формы и содержания, заключённого в художественную форму;
► творческое освоение «художественного языка» - средств художественно-образной выразительности;
►► самостоятельное созидание (сотворение) художественных образов в изобразительной деятельности;
►► проявление эстетического отношения во всех видах детской художественной деятельности и повседневной жизни (таких, как: самодеятельные игры и занятия, прогулки, самообслуживание);
► экспериментирование с художественными инструментами, материалами с целью «открытия» их свойств и способов создания художественных образов.
3. Методика проведения диагностики.
Педагогическая диагностика детей проводится с детьми в естественных условиях. В отдельном помещении оборудуется место для индивидуальных занятий с детьми. На столе свободно размещаются разные художественные материалы и инструменты для свободного выбора их детьми в ходе эксперимента: краски гуашевые, кисти трёх размеров, фломастеры, цветные карандаши, салфетки бумажные и матерчатые, бумага белая трёх форматов (большого, среднего и маленького). Дети приглашаются индивидуально, рассматривают материалы и инструменты. В непринужденной игровой форме ребёнку предлагается назвать всё, что он видит (при этом фиксируется общая ориентировка ребёнка в художественных материалах), и выбрать, чем бы он хотел заниматься (что бы хотел делать). Предлагается также выбрать материалы для реализации своего замысла.
По ходу эксперимента фиксируются: выбор ребенка, внешние проявления его реакции на ситуацию, последовательность развития замысла, сочетание видов деятельности, комментарии по ходу действий, игровое и речевое развитие художественного образа.
Для анализа процесса и результата детской художественной деятельности была разработана система показателей, сведённая в таблицу для удобства фиксации наблюдений экспериментаторов.
«Портрет»