Сначала просто о чувстве вины
Весной'1959 года майор американских воздуш-*ных войск потюл в больницу по лечению нервных заболеваний в городе Техасе. Он уже несколько раз пробовал покончить жизнь самоубийством. Его семья распалась, сам он стал алкоголиком. Пятнадцать лет назад этот мужчина имел возможность построить отличную карьеру. Но потом случилось нечто, оказавшее огромное влияние на его жизнь. Он был назначен пилотом ведущего самолета, сбросившего первую атомную бомбу над Хиросимой.
После взрыва атомной бомбы, во сне майора преследовали обгоревшие японские мужчины, женщины и дети. Его жизнь потерпела крушение. Лечащий его психиатр объяснил, что майор подсознательно пробует наказать самого себя, чтобы избавиться от чувства вины, которое он испытывает из-за Хиросимы и других выполненных заданий. Угрызения совести разрушают его жизнь.
Немногие из нас страдают от такого мучительного чувства вины. Но многие люди душевно опустошены чувством собственной никчемности и отсутствия надежды. Им кажется, что они недостойны жизни, и потому некоторые ищут выход в самоубийстве. У боль-
шинства из нас ситуация не так сильно обостряется. И все же в душе зачастую мы не имеем мира. В минуты спокойного размышления о самих себе мы знаем, что жизнь, которой мы живем, все же не соответствует нашим представлениям. Некоторым кажется, что они не мучаются чувством вины, не осознавая, что на самом деле это чувство умело и самым наилучшим образом маскируется или прячется. Вот примеры.
Безобидность
Один из примеров, как можно обращаться q чувством вины, это выставить ее безобидной. Мы часто делаем это, пробуя таким образом смыть наши ошибки: «Если сравнить с другими, то я не так уж и плох». Или: «Вот я такой — и все тут» — и всякие другие изречения, служащие нам извинением.
Но как только мы пытаемся в чем-то извиниться, мы чувствуем, что вели себя неправильно. Вместо того чтобы признать свою вину, в большинстве случаев мы стараемся показать ее безобидной, стараемся отпихнуть ее и забыть — так мы, во всяком случае, думаем, на это надеемся. Несмотря на это, наше ошибочное поведение продолжает и дальше влиять на душу и очень часто выражается в душевной несогласованности.
Свалить на другого
Часто собственная вина просто-напросто сваливается на другого человека или обстоятельства:
«Страх — это чувство, которое делает человека ничтожным и даже заставляет себя чувствовать не человеком, а зверьком — работает инстинкт самосохранения».
Руслан Юдин (10 кл.)
«Страх — это чувство и осознание того, что в какой-то сфере или области ты беззащитен и никто не может помочь тебе или поддержать».
г Катя Буева (11 кл.)
* 1
«Страх — состояние души, при котором человек проявляется как личность, в зависимости от того, чего он боится. Можно бояться контрольной или двойки, можно бояться жизни или будущего. Преодолеть страх — значит перебороть себя. А если попробовать любить непокорное? Выход -ВОЗЛЮ Б И...».
Катя Гузенко (11 кл.)
Французский режиссер Ален Рене в своем фильме «Мой американский дядюшка», опираясь на теорию профессора А. Лабори, исследовал биологические основы человеческого поведения, и в частности, страх. В фильме демонстрируется эксперимент с крысой, помещенной в клетку с двигающейся перегородкой. Когда зажигалась лампочка, то (у крысы был выработан условний рефлекс) ее наказывали электрическим током. Чтобы предотвратить наказание, крыса подбегала к перегородке, которая сразу поднималась, и она спасалась в другой части клетки. Не буду перечислять все стадии эксперимента, остановлюсь на последней. Загоралась лампочка, крыса подбегала к перегородке, которая не поднималась... И тогда... Напрашивается вывод: крыса, естественно, начнет метаться по клетке, перегрызать прутья перегородки... Но так думалось. А на самом деле все было по-другому. Крыса неестественно цепенела и ждала наказания. А вот его-то как раз и не было. Лампочка горела, значит, должен быть электрический ток, но это очень больно, и перегородка была закрыта, и крыса ждала... Вот одна из причин рака, различного рода аллергии, язв, нервной патологии. И не хочется приводить цифры, сколько у нас больных детей. От этого легче не будет. Дидактогения (учителе-, школо-боязнь), о которой писал еще В. А. Сухомлинский, и сегодня
господствует в нашей постперестроечной школе. И как бы ни менялись вывески: лицеи, гимназии, колледжи — детей так же ругают, на них по-прежнему кричат, их так же обзывают (в ход идут, как правило, ботанические, зоологические термины, а уж об особенностях умственных способностей, как их называют учителя, даже всдоминать не хочется). А они, дети, продолжают обкусывать свои авторучки, манжеты, воротнички рубашек. Учитель на уроке... (лампочка загорелась) еще не страшно?!
— Так... к доске пойдет... (ти-ши-на).
— Ура, не меня вызвали (а лампочка горит).
Первый урок прошел, второй, третий, четвертый, пятый... Сегодня повезло, а завтра?
Старшеклассники, с которыми мне приходилось беседовать, на вопрос: «Чего вы боитесь больше всего?» — ответили: одни боятся войны, смерти близких и своей, жестокости, одиночества, а другие боятся учителя, получить двойку, не сдать экзамены (и это 10—11 класс!). А малыши (2 — 3 класс), которых мы спрашивали, как правило, называют тоже учителя. Удивительна способность некоторых учителей формировать у школьников, «комплекс вины» как основы взаимоотношений:
за то, что он уже пришел, точнее «явился» в школу;
за то, что не так лежит тетрадь, книга;
за дневник — не взял, не заполнил;
за то, что встал («ну не так ты стоишь, как надо»);
за то, что сел («поспокойней сиди», «не крутись, не вертись, что у тебя в парте»);
за руки («опять они у тебя в карманах» — и целую лекцию вместо урока на тему морали);
и т. д. и т. п.
Из «Письма без адреса»:
«Я понимаю, что не любим вами, но я пришел на урок, а не просто к вам. Я действительно хочу приблизиться и к вам, чтобы вы меня заметили, увидели, обнадежили. У вас есть власть. Вы можете опоздать, быть не готовым к уроку (и это тоже встречается и нередко — тогда сразу самостоятельная или работа с книгой, диктант и т. д.), ходить по классу, разговаривать, смотреть в окно, наказать и, вообще, делать все, что вы хотите. А ваши чрезмерные требования, от которых иногда хочется выть. Постоянные вмешательства. Написано — «учебник для 10—11 класса», а то еще проще — «учебник для учащихся», то есть это
г •-..
В любви нет страха, но совершенная, любовь изгоняет страх, потому что в страхе есть мучение; боящийся несовершенен в любви.
/ Иоан. 5, 18.
О страхе написано так много, что становится страшно. Действительно, страх — одна из проблем человека. Его испытывают все люди. Это одна из самых опасных эмоций. Исследователи рассматривают и причинность страха, и врожденные и приобретенные дифференциации, и развитие, и субъективные переживания. Меня интересует страх как незащищенность личности, а это Происходит, как правило, в отсутствие любви, когда человек еще не встретил ее или уже потерял, то есть когда он одинок. Другими словами, мне кажется, что чем меньше любви у человека, которая превращает его в социальное существо, тем больше у него страха, оставляющего его в животном состоянии. А вот размышления на эту тему старшеклассников.
«Страх — это враг человека, его предатель. Это предчувствие чего-то ужасного. Это слабость человека».
Алена Потапова (10 кл.)
«Страх — это... самая противная вещь на свете. То, что мешает, сковывает, сбивает с пути, заставляет ошибаться».
Валерий Перелыгин (11 кл.)
«Одиночество — это как болезнь. Постоянно гложущая мысль о том, что я одна, никому не нужна. Люди, окружающие меня, становятся противны, я замыкаюсь в себе, собственные мысли и действия кажутся пошлыми и абсолютно бесполезными. Я противна самой себе. Это морально убивает. Возникает такое чувство, что я одна на всем белом свете, а повсюду опасность. И меня охватывает панический страх, что я не справлюсь одна со всем этим. Жизнь теряет смысл,, все — серое...».
Юля Калугина (10 кл.)
ЗАМЕТКИ НА ПОЛЯХ:
Люблю тебя сейчас,
Не тайно — напоказ.
Не «после* и не «до» в лучах
твоих сгораю. Навзрыд или смеясь Но я люблю сейчас, А в прошлом — не хочу,
а в будущем — не знаю.
Владимир Высоцкий
ЗАМЕТКИ НА ПОЛЯХ:
Все, что было — настанет, А что будет — прошло. Настоящее дышит Нам в лицо тяжело.
Мигель Унамуно
МИНИПРАКТИКУМ:
1. Что означает время для вас?
2. Нуждаетесь ли вы в дополнительном времени?
Если да, то для чего оно вам необходимо?
3. Как-нибудь, когда нибудь проведите хронометраж своего свободного времени.
Кто-то хорошо сказал: «Когда мы боимся будущего или не можем разобраться с прошлым, мы избегаем осознавать настоящее, пытаемся стать бесчувственными, боясь боли, мы теряем вкус к жизни».
Единственное, что у меня есть, — это настоящее. Именно это нельзя Ту-., меня отнять. И единственная роскошь — это (простите, Экзюпе-
ри) роскошь времени. И не урок, не поездки, и не встречи планирует человек, а свое единственное времяпрепровождение. А если единственное, значит — лучшее. Но если мне на своем уроке, мягко говоря, не очень хорошо и неинтересно, то зачем мне это (не говоря уже о детях, у которых каждый день — день первый)?
Мы загружаем себя работой. Это не много работы, а полностью загруженный день. И тогда не остается времени на «подумать». Сплошная работомания. Даже термин появился — «трудоголик». Культура личности — это культура времени: времени не хватает только на то, что не хочется делать. Да не времени не хватает, а способности себя реализовать.
Дети ждут от учителя ПРЕЖДЕ ВСЕГО не общения, не сопереживания, недуховного контакта (хотя все это замечательно), а реальной помощи в реализации своей личности, своей нужности, полезности, то есть в становлении самого себя в НАСТОЯЩЕМ.
Гегель, рассматривая категорию времени выделяет:
прошлое «есть сохранение настоящего как действительного»;
будущее «есть становление настоящего как возможного».
Именно их Несоответствие определяет настоящее как взаимо-
связь прошлого и будущего. Время
непрерывно «поглощает» настоящее, превращая его в прошлое, а будущее начинается уже сегодня. Какие мы, каким мы его делаем, такое и будет будущее.
Значит, учителю надо уметь жить и во времени ребенка — в настоящем. И опять — настоящее — время любви, время для любви. А иначе зачем жить? А что если так: время учебы — это время успеха учителя и ученика. И тогда время учителя и ученика — это радость человеческого общения.
Время человеческого общения — это условие счастья.
Время счастья — это время для творчества.____________ _____—-------s
|ПГвррч.естщ и[любовь — это и есть самореализация личности. Ti опять Само... Да, потому что речь идет о человеческом «Я».
5. Готовность предъявлять требования к самому себе и умение на них сосредоточиться.
Развитие саморегуляции можно проследить в следующей последовательности:
ЗАМЕТКИ НА ПОЛЯХ:
Я есть то, что Я есть, и в этот момент я не могу быть ничем иным, кроме того, что я есть.
Перле
ЗАМЕТКИ НА ПОЛЯХ:
Человек, спасаясь от медведя, добежал до обрыва. Медведь догоняет. Деваться некуда.Человек повисает на ветке деревца, укрепившегося в земле над самым обрывом, в надежде, что медведь его не заметит. Висит этот человек над пропастью и, взглянув туда, встречается с жадными взглядами волков, скопившихся прямо под ним. Мало этого, появляются мыши и начинают с двух сторон грызть ветку, на которой он висит. Человек в отчаянии оглядывается вокруг и видит совсем рядом с собой небольшой малиновый куст, на котором светится спелостью огромная ягода. Человек протягивает руку,срывает ягоду и ест ее. Ест, как пьет воду в пустыне — малыми глотками, не столько глотая, сколько дожидаясь, когда она растворится во рту. Хотя сзади медведь, а впереди пропасть и волки.
1. Нормы и правила — ориентация на порядок и дисциплину: «как должно быть».
2. «Кнут или пряник» — ориентация на последствия: «Что за это будет?».
3. «Как все» — ориентация на мнение окружающих: «Так все делают» .
4. «Имею честь» — ориентация на самого себя: «Я отвечаю и за себя, и за другого».
Саморегуляция, в свою очередь, определяет самоорганизацию личности, что предполагает целесообразное приведение в порядок, упорядочивание деятельности, основу которой составляют следующие элементы:
хочу — желание самого человека действовать, реализуя
себя; ребенок приходит в школу: «Учитель, я хочу учиться!» Хочу — это всегда добровольно, личностно;
знаю — осознание цели, что и как делать. «Я —
ученик», я хочу знать. «Учитель, научи!»;
могу — способность организовать свою деятельность
как процесс (последовательность, систематичность, реузльтативность и т.п.). «Учитель, помоги!»;
успеваю — организация во времени, интенсификация
деятельности. Учебное время, свободное время. «Учитель, организуй!».
Для любви нужен весь человек. Все его пространство и все его время. В любви просто необходимо свободное время, а в педагогике один из самых сложных конфликтов — это конфликт субъективного восприятия времени взрослого и ребенка (учащегося). У человека, который учится, структура времени циклич-
на: утро, день, вечер. Есть утро. Но УТРО - это ВРЕМЯ, КОГДА ЕГО БУДЯТ, а он не встает, потому что он не хочет вставать. Его торопят, а он никуда не торопится, ему некуда спешить. Как всякий разумный человек, он должен ОБДУМАТЬ, СПРОЕКТИРОВАТЬ, СМОДЕЛИРОВАТЬ (правда, он таких слов может и не знать) все предстоящие ситуации дня:
— Вот школа. Что там у меня сегодня? Этот придет — будет учить. Эта придет — будет воспитывать. У нас сегодня диктант или контрольная? ...
Так, по этому меня уже спрашивали, по этому я отвечал, а вот по этому могут и спросить ... Вроде у меня зуб- болел? Или голова? А может, вообще не ходить? Слышу: «Что ты там возишься? Быстрее давай, быстрее!...» (Да, у нас есть два замечательных слова, которые
определяют всю нашу педагогику,— БЫСТРЕЕ и НЕЛЬЗЯ).
ВРЕМЯ УМЫВАНИЯ. Он сидит на краешке ванны, открыл кран и смотрит, как льется вода. Милые взрослые, вспомните, когда вы последний раз это делали?... Вернее, когда у нас было для этого время? Ха.
— А чего это вода закручивается все время в одну и ту же сторону? Надо бы спросить об этом у физика. Ох, физика. Она, кстати, вернее, некстати, сегодня есть... Да, надо умываться...
ВРЕМЯ ЗАВТРАКА.
— Это я не хочу. Это я не буду... — Отщипнул... Отпил... Пошел...
Это мама и отец побежали, а он пошел, потому что ему не надо торопиться. У него вся жизнь где-то впереди. А это для него-лишь утро. Время дороги в школу. Это прекрасно — идти
в школу всем вместе. В наше время было еамое обидное оскорбление:
— Я за тобой завтра в школу не зайду.
А сегодня не заходят, все идут по одному. Но все равно по дороге сбиваются в «организованную толпу» — и в школу.
— Вот если сейчас ее встречу, все будет прекрасно. Она как раз должна идти в это время. Надо чуть-чуть подождать. Ну, вроде завязать шнурки (которых нет).
— О, привет. " г-.
— Привет. . -. *« Ты в школу?
'■— В школу.
— Здорово. И я туда же.
— Да уж, здорово.
— Ты про что?
— Я про школу.
— А я про тебя (но последнее только самому себе).
ВРЕМЯ ДНЯ. Это время уроков. Можно ничего не делать, делая вид, что все делаешь. А можно играть в «морской бой» или книжку почитать, или к другому уроку подготовится и даже что-то ответить на вопрос учителя. Многое можно сделать на уроке... даже удивительно, как много можно было сделать на уроке. Ученику. Потому, что он — урок — для него идет, идет и не заканчивается. А у нее (учительницы) еще какое-то завтра есть: «Это вам на завтра», «Если ты будешь так же отвечать на следующем уроке, вот тогда я тебе поставлю...». А зачем мне завтра? Какое там завтра? Мне все нужно сегодня. Сейчас...
ВРЕМЯ ПЕРЕМЕНЫ. Головокружительное время — в прямом и переносном смысле: «сгонять» по всем этажам школы, посмотреть — кто с кем, кто в чем, увидеть ЕЕ, заглянуть к НЕМУ, сыграть, переписать, перекусить, перекурить... Пе-ре-ме-на. Какое емкое и длинное слово. Надо же всего себя переменить. И стать... снова учеником.
ВРЕМЯ ДОРОГИ ДОМОЙ. Некоторые так и до вечера не дойдут, потому что есть друзья, кружки, секции, клубы. И все это день...
Но ведь есть еще вечер...
И так весь день. А завтра снова день, в котором есть утро, день и вечер.
А у нас, взрослых, время прямолинейное: есть вчера, сегодня, завтра. А точнее, вчера и завтра.
И один день становится настолько похожим на другой, что отличить очень трудно. И все куда-то бежим, торопимся, спе-Шим... и помним, ведь помним, что мы делали, даже в чем были одеты 12 апреля 1961 года, когда полетел Гагарин. Но спросите себя в конце дня сегодняшнего: «Что я делал утром?». Утром — это когда? Утром же — это так давно было, что сразу не вспомнишь. А если вспомнишь, так это то же, что было и вчера. Правда, когда задумаешься, сколько за день успел сделать, — ой, с ума сойти... Ой, опять пятница. Это я по «Полю чудес» узнаю. Вроде было вчера это...
И снова осень... Казалось, вчера еще мечтал о лете. И начинаешь вспоминать (только и делаешь, что вспоминаешь)...
Или наоборот, ждешь завтра: как будет хорошо завтра — «птица счастья завтрашнего дня». И мы бежим по этой жизни и часто очень боимся остановиться, осмотреться, потому что можно увидеть пустоту вокруг себя: вроде семья, якобы друзья, но мне кажется, что я в них нуждаюсь больше, чем они во мне; вроде любовь, вроде работа, а... ладно. И снова вперед.
' Мне нравится название одного кооператива — «Вперед» — о нем изготавливаются ритуальные принадлежности. Но не надо о грустном... Нет, еще одна фраза — самая короткая эпитафия: «Вот так-то!».
Все. Теперь о детях. Нет у них вчера и нет у них завтра. У них есть только сегодня. Сей-час! Теперь. И все.
— Я хочу быть счастливым сейчас. И, пожалуйста, учитель, помоги мне.
— Милая учительница, можете вы мне сейчас поставить «5»?
— Да? — Я с вами.
— Нет? — Прощайте. Я ухожу от вас.
Все очень жестко. Но — любовь? А любовь — это настоящее.
Никогда в жизни и сейчас, когда я пишу эти строки, она не подойдет ко мне и не положит свою руку на мою... Это будет потом... Завтра, после... Но сейчас? Нет настоящего — может не быть будущего. Нельзя не замечать настоящего. Нельзя перешагнуть настоящее. Нельзя перепрыгнуть его. Надо уметь жить настоящим.
и традициях. И изучение этого мира осуществляется учеником за счет расширения, осмысления своих действий, как определенная у-часть, как счастье быть со всем миром. Но для этого педагогу надо много времени и душевных сил, .чтобы «обустроиться» самому, то есть разобраться в себе, выявить себя, отнестись к самому себе. Отношение к себе начинается с самооценки. Самооценка — это осознание собственной ценности и самоидентичности, оценка своих возможностей, качеств личности, своего места среди других людей. Самооценка регулирует поведение личности в конкретных ситуациях, определяет отношение к успехам и неудачам, критичность, уровень притязаний, требовательность к себе и окружающим. Самооценка может проявляться как адекватная, заниженная и завышенная.
ЗАМЕТКИ НА ПОЛЯХ:
Не только музыке надо быть сверхмузыкой, чтобы что-то значить, но и все на свете должно превосходить себя, чтобы быть собою. Б. Пастернак
МИНИПРАКТИКУМ:
Сделайте собственную иерархию критериев самовосприятия: на первое место поставьте самое для вас значимое и т.д. Вспомните, что было значимым для вас в 6-7 лет, в 14-15, 20-21, и т.д. Как менялось ваше восприятие? Может быть, это и есть «диалектика души».
Заниженная самооценка у преподавателя определяет установление отношений с учащимися либо в варианте — «заигрывание, задабривание», уход от конфликта, либо в варианте авторитарности, основанной на мелочной опеке, постоянном жестком контроле за выполнением предъявляемых требований, праве наказывать. Кстати сказать, все неудачи, как правило, у человека бывают вследствие заниженной самооценки и недостатка любви. Заниженная самооценка подчеркивает плохое отношение к себе, а это, в свою очередь, выявляет плохое отношение человека к людям. И тогда начинаются скандалы, сплетни, чтобы замарать, загрязнить, растоптать людей, а самому оказаться «чистеньким», с «высоко поднятой головой». Такой человек как бы говорит самому себе: «Да, я никто, но есть еще хуже меня, и тогда я — «ого-го».
Завышенная самооценка у педагога предполагает либо отторжение учащихся от себя, либо ожидание известного почитания, поскольку такой преподаватель как бы «дарит» себя аудитории.
При неадекватной самооценке он более всего озабочен собственным положением, отношением к себе окружающих людей, а не организацией и руководством активной, сознательной, самостоятельной деятельностью учащихся.
Самооценка определяет уровень притязаний, то есть условную границу достижения успеха, которую каждый человек определяет для себя сам. Самооценка вдохновляет человека на успех, и чем раньше он его обретает, тем раньше у него выявляется самоуважение.
Известна формула У. Джеймса, которая определяет самоуважение:
Самооценка неразрывно связана и с самовосприятием — личностным определением образа «Я». Как правило, рассматриваются следующие варианты самовосприятия:
— наличное «Я» (каким я себя воспринимаю);
— представляемое «Я» (каким меня видят другие);
— идеальное или желаемое «Я» (каким я бы хотел стать).
Самовосприятие осуществляется:
— через восприятие своего внешнего облика;
— через восприятие собственных норм и ценностей;
— через результаты собственной деятельности;
— через соотнесение себя с другими;
— через восприятие себя окружающими. .
Своеобразной формой контроля и самоконтроля является саморегуляция.
По мнению исследователей, это предполагает:
1. Готовность правильно воспринимать требования других людей.
2. Готовность к анализу ситуации, в которой приходится действовать в связи с реализацией этих требований.
3. Готовность к анализу собствен-
ных возможностей успешности деятельности.
4. Умение планировать свою жизнедеятельность соответственно внешним условиям и внутренним возможностям.