Типы алгоритмов Линейные алгоритмы
Способы представления алгоритмов
Существует несколько способов представления алгоритмов: словесный, символический, графический.
Словесный способ - заключается в описи алгоритма в терминах какого либо языка. Данный способ применяется редко, поскольку запись при этом довольно громоздкая и могут возникнуть противоречивые толкования алгоритма.
Символический способ - заключается в записи алгоритма с помощью условных символов. Данный способ представления алгоритма делает запись алгоритма очень кратким, и не наглядным.
Графический способ – изображение алгоритма в виде структурной схемы, которая состоит из отдельных блоков. Этот способ представления алгоритма есть наиболее удобным и наглядным.
При представлении задачи графическим способом применяют такие основные виды блоков:
· Б лок в виде прямоугольника символизирует выполнение определенных указаний задачи. Стрелками обозначается направление хода выполнения условий задачи.
· Блок в виде ромба символизирует проверку выполнения определенного утверждения с целью принятия решения о направлении хода дальнейшего выполнения условия задачи. Внутри блока описывается условие, которое требуется проверить. Возможные операции указываются на выходах - линиях, которые выходят из блока.
Начало и конец алгоритма изображаются в виде овальных блоков.
Если существует потребность свести несколько линий в одну, то используют соединительный круг.
П ри составлении структурной схемы алгоритма составитель должен придерживаться следующих правил, так называемых правил для составления структурной схемы алгоритма:
· Любой алгоритм должен иметь начало и конец
· Все блоки, кроме проверки условия, имеют только один выход.
· Все блоки алгоритма имеют не больше одного входа.
· Линии алгоритма не могут разветвляться.
· Типы алгоритмов и их структурные схемы
Типы алгоритмов Линейные алгоритмы
Алгоритм, который содержит лишь указания о безусловном выполнении некоторой последовательности действий, без повторений или разветвлений (простое следование) называют линейным.
Р ис. 10.1. Схематическое изображение линейного алгоритма
Рассмотрим задачу, которую можно формализовать с помощью линейного алгоритма.
1. Задача 1. При острых и хронических бронхитах; снижении аппетита, ухудшении пищеварения врач, в частности, рекомендует пациенту принимать травы душицы. Способ ее применения и дозы представлены на упаковке в виде текста следующего содержания: 10 г травы (2 ст. ложки) душицы помещают в эмалированную посуду, заливают 200 мл (1 стакан) кипяченной воды комнатной температуры, закрывают крышкой и настаивают на кипящей водяной бане 15 мин. Охлаждают при комнатной температуре 45 мин., процеживают, остаток отжимают в процеженный настой. Настой доливают кипяченной водой до 200 мл. Принимают в теплом виде по 1/2 стаканы 2 раза в день за 15 мин. до еды.
Реализация приведена задача изображена на рис.10.2
Рис. 10.2. Структурная схема линейного алгоритма
Разветвленные алгоритмы
Алгоритм, в котором предполагается проверка определенного утверждения называют разветвленным.
Разветвление– это такая форма организации действий, при которой в зависимости от выполнения или невыполнения некоторого условия осуществляется та или иная последовательность действий.
Условие– это любое утверждение или вопрос, который допускает лишь две возможные ответа “так” (истинное утверждение) или “нет” (утверждение ошибочное).
Для выполнения определенного указания S нужно сначала определить ошибочно или истинно утверждения Р. Если утверждение Р истинно, то выполняем указание S1 и на этом указание S заканчивается. Если же утверждение Р ошибочное, то выполняется указание S2 (или она не предусмотрена условием задачи) и на этом указание S заканчивается (рис 10.3 и 10.4).
Рис. 10.3. Полная форма разветвления. Рис. 10.4. Неполная форма разветвления
Рассмотрим задачу, которая формализована с помощью разветвленного алгоритма.
Задача 2. При диагностике заболевания желудочно-кишечного тракта определяют кислотность среды Рн, пользуясь следующими критериями: PH<7 - среда кислая, PH=7 - среда нейтральная, PH>7 - среда щелочная.
Реализация данной задачи изображена на рис. 10..5.