Открытие первых Народных Домов в г. Барнауле, г. Бийске
В 1900 году, наконец, завершилось строительство Народного Дома в г. Барнауле, 17 декабря состоялось его торжественное открытие.
Инициатор строительства Народного Дома - общественный деятель, просветитель В.К. Штильке, большое содействие оказал начальник Алтайского округа В.К. Болдырев, строило «Общество попечения о начальном образовании в Барнауле» на деньги, собранные горожанами.
Народный Дом стал центром культурной жизни города. Здесь разместилась бесплатная библиотека «Общества попечения о начальном образовании», проводились воскресные чтения для рабочих, устраивались любительские спектакли. В 1903 году была поставлена пьеса М. Горького «На дне». Большими культурными событиями были приезды в Барнаул лучших гастрольных коллективовВо время черносотенского погрома 23 октября 1903 года здание разгромлено. В марте 1917 года в Народном Доме заседал Барнаульский совет рабочих депутатов, с 6 по 16 февраля
1918 г. состоялся губернаторский съезд советов, провозгласивший советскую власть в Алтайской губернии. В 1936 году в здании разместился городской драматический театр (с 1937-краевой), с 1976 - концертный зал филармонии. Здание Народного Дома - памятник архитектуры, истории, культуры.
Народный Дом в Бийске строился с 1914 по 1916 год на средства купца второй гильдии П.А. Копылова по проекту гражданского инженера И.Ф. Носовича. Здание строилось на деньги бийского мецената А.П. Копылова. Размер пожертвования 100 тысяч рублей.
Народный Дом открыт в ноябре 1916 года. В нем разместились зрительный зал для спектаклей и концертов, общественная библиотека, биржа труда, дешевая столовая и чайная, воскресная школа для взрослых. Народный дом стал центром общественной и культурной жизни Бийска, ему было присвоено имя Павла Копылова. Несмотря на бурные события революции и гражданской войны, здесь регулярно проводились театрализованные представления, концерты, выставки, читались лекции.
В 1918 г. Народный Дом национализирован Совденом. С 1920 г. в здании размещался Рабочий Дворец, с 1931 - Дом культуры им. Кирова, с 1943 - Городской драматический театр А.В. Старцева.
После революции на Алтае, как и во всей Сибири, быстро и в большом количестве возникают художественные объединения, студии, музеи, профессиональные и самодеятельные театральные коллективы, народные университеты.
В 1920 году в Барнауле была создана рабоче-крестьянская консерватория. Председателем совета стал органист и хормейстер А. И. Марцинковский. Консерватория объединила музыкальные преподавательские кадры города, имела хор и оркестр, вела концертно-исполнительскую деятельность. В 1926 году она была преобразована в музыкальную школу первой степени (ныне ДМШ им. Глазунова).
Самым массовым и популярным видом искусства в 20-е годы был театр. Декретом Совнаркома от 26 августа
1919 года все театральные здания, а в Барнауле и Бийске ими были Народные дома, объявлялись всеобщим достоянием. Возник массовый агитационный театр, немного позднее образовались театры бийского учительского союза, союза металлистов, торговых работников, красноармейцев.
27 ноября 1921 года в Барнауле открыл свой первый сезон городской государственный театр, который с 1937 года с образованием Алтайского края, получил статус краевого драматического.
Характерной чертой первых послереволюционных лет была подчеркнутая классовость всех начинаний в культурном строительстве. В постановлении Алтайского губоргбюро РКП(б) от б января 1920 года запрещались платные балы, маскарады, вечера; партийным комитетам вменялось в обязанность влиять на культурно-просветительную работу через отделы народного образования; запись в художественную студию производилась по удостоверениям профсоюзов, комсомола партии.
Несмотря на большой вклад ученых исследователей и интеллигенции в развитие страны, к XX веку на Алтае было еще очень много нерешенных проблем. К 1917 году грамотность населения Алтая составляла 15,3% (в городах -28%, а в сельских местностях - 14,6%), на Алтае в 1914-1915 учебном году в школах работали 1,2 тысячи педагогов, в 1927 году в крае насчитывалось всего 4 средних специальных учебных заведения.
Интересы хозяйственного и культурного развития требовали финансирования, власти неохотно брали на себя эти расходы.
Культурно-просветительная работа занимала видное место в деле политического просвещения и воспитания людей. Несмотря на тяготы гражданской войны, сдерживающие культурное строительство, сеть культурных учреждений в крае росла. Если в 1917 году на территории края было лишь 3 клуба и 2 общественные библиотеки, то к весне 1921 года центрами культуры и знаний являлись 42 клуба, 136 Народных Домов, 393 избы-читальни, 541 библиотека. Здесь читали лекции о диктатуре пролетариата, продовольственной политике и текущем моменте, проводились беседы на темы естествознания и литературы, велась пропаганда книг, силами художественной самодеятельности ставились концерты и спектакли.
С переходом на местный бюджет сеть культпросветучреждений в крае заметно сократилась. Партийные, советские, профсоюзные органы призвали общественность оказать помощь учреждениям культуры. В ответ на это население брало на себя содержание заведующих избами-читальнями, библиотеками, выделяло помещения для учреждений культуры, производило их ремонт.
16 февраля 1924 года Барнаульский указом РКП (б) выступил с инициативой создания культфонда им. В.И. Ленина, считая их лучшими памятниками вождю.
С конца 1923 года сеть очагов культуры в крае начинает расти, укрепляться их материальное положение.
Центральным направлением работы культпросветучреждений являлось политическое просвещение масс. Наиболее удачной формой борьбы с ликвидацией политнеграмотности в деревне стали передвижные школы. Их руководителями назначались ответственные работники местных организаций.
Главным направлением работы культпросветучреждений являлось политическое просвещение масс.
В 1921 году на Алтае было 42 клуба, 136 Народных домов, 393 избы-читальни, 541 библиотека. Преобладание агитационно-пропагандистского начала укрепляется в 30-е годы.
В 1934 году при Барнаульском городском отделе народного образования открыто лекционно-экскурсионное бюро, которое организовало симфонический оркестр. Он выступал с концертами, в которых принимали участие преподаватели и учащиеся музыкальной школы им. А.К. Глазунова. В 1938 году создан концертно-эстрадный сектор, преобразованный в 1939 году в концертно-эстрадное бюро. Основная задача: «повышение культурного уровня трудящихся масс, организация широкой пропаганды лучших образцов музыки и литературной классики». В районах края работали разъездные бригады из 5-8 артистов эстрадно-циркового жанра.
Накануне Великой Отечественной войны в крае работали 1478 клубных учреждений, 1046 библиотек с книжным фондом в 1 млн. 400 тысяч экземпляров. Были созданы: методический центр. Дом народного творчества, Алтайское отделение Союза художников.
С началом Великой Отечественной войны перестраивают свою работу творческие коллективы, культурно-просветительные организации и учреждения культуры. Их работники активно участвовали в создании фонда обороны -в него шли сборы от спектаклей, которые театры ставили в выходные дни. Только с июня по декабрь 1941 года в воинских частях и госпиталях силами концертных бригад дано 672 концерта.
В октябре 1941 года решением крайисполкома были выделены средства на содержание постоянной концертной бригады для обслуживания госпиталей Алтая. Концерты в госпиталях и на мобилизованных участках стали нормой военных лет.
В 1944 году при филармонии организованы хор и танцевальный ансамбль. С 1961 ансамбль песни и танца, ставший основой ансамбля «Огоньки» (организованный в 1967 году). При филармонии работает музыкальный литературный лекторий и студия художественного слова (заслуженный артист РСС Е.в. Скрипченко).
В селах, особенно в последние два года воины, возникли новые драматические кружки, которые включались в концертную деятельность в госпиталях.
Из-за трудностей военного времени число клубов в крае сократилось, 10-15% помещений из-за отсутствия топлива работали лишь летом, часть использовалась для производственных нужд.
В послевоенные годы восстанавливалась и развивалась сеть культурно-просветительных учреждений.
В 1945 году на Алтае было 1143 сельских клуба, в большинстве из них отсутствовало электрическое освещение.
В 1948 году методом народной стройки были сооружены десятки сельских клубов и изб-читален. С 1957 года по 1967 год за счет государственных средств было построено 60 кинотеатров.
К 1990 году в крае действовали 1720 Домов культуры и клубов, 1504 библиотеки, около 4 тысяч киноустановок, 6 профессиональных театров, 4 краеведческих музея и 17 их филиалов, 102 общественных музея, 135 детских музыкальных школ и 12 детских художественных школ.
Изучение исторических документов по культурному строительству в Алтайском крае дает возможность выявить основные этапы развития социально-культурной деятельности.
1. До 20 года происходит зарождение культурно-досуговых учреждений.
2. С 20 по 40 гг. развитие сети клубных учреждений в сельской местности.
3. Перестройка работы культурно-досуговых учреждений в годы войны.
4. Восстановление и расширение сети культурно-досуговых учреждений в последующие годы. На всех этапах культурного строительства клубы были основными помощниками государства по пропаганде идей и формированию общественного сознания населения.
История культурного строительства в Алтайском крае позволяет выработать на опыте прошлого принципиальную оценку происходящих перемен сегодня, избежать непоследовательности, поспешности в решении вопросов столь сложной и многогранной области общественного сознания, каковой является культура.
Рекомендуемая литература
1. Гаврилов Н.С. Алтай в годы Великой Отечественной войны. – Барнаул: Алт.кн. изд-во, 1990.
2. Культурное строительство на Алтае 1941 – 1977 гг.: Документы и материалы. Т.2. – Барнаул: Алт. Кн. Изд-во, 1990.
3. Энциклопедия Алтайского края в 2-х томах: - Барнаул: АКЦНТиД ПИКЕТ, 2005.
Вопросы для самоконтроля
1.Расскажите о появлении первых образовательных и просветительных учреждений на Алтае.
2.Осветите культурное строительство на Алтае в послереволюционный период.
3.Раскройте деятельность культурно-просветительных учреждений в годы Великой Отечественной войны.