Глобализация и образование
Эти темы становятся все более актуальными и воспринимаются как таковые, поскольку человечество объединяется и формируется в единое политическое, экономическое и культурное пространство, при этом знания, приобретаемые в процессе образования, становятся важнейшим ресурсом развития.
Современный этап развития образования в мире характеризуется особой интенсивностью преобразований, в равной мере затрагивающих организационные и управленческие структуры образования, его целевые установки и содержание, методы и технологии обучения, источники и механизмы финансирования, а также условия и формы международного образовательного сотрудничества. Естественным следствием интернационализации и глобализации образования является его интеграция, происходящая наиболее интенсивно между странами, имеющими общие историко-цивилизационные корни, сопоставимые уровни социально-экономического развития и схожие проблемы.
Продолжается усиление роли доминировании развитых стран, которое подкрепляется концентрацией у них ключевых интеллектуальных и информационных потенциалов. В этих условиях для каждой страны образование становится важным ресурсом экономического развития и способом адаптации к новым требованиям рынка труда.
Неограниченные возможности глобального информационного пространства способствуют быстрому изменению технологий образования. Меняется организация образования, совершается переход от традиционных формальных ступеней к непрерывному образованию в течение жизни. Происходит формирование единого образовательного пространства.
В таблице 1 приведены кратко основные этапы развития европейской политики высшего образования в зависимости от технического развития общества.
Таблица 1 – Основные этапы развития европейской политики высшего образования
Этапы | Инициативы в области экономического развития | Основные цели в области образовательной политики | Основные действия и программы в области образования на уровне ЕС |
До 1970-х | Экономическое развитие рассматривается в рамках национальных экономик | Образование рассматривается с точки зрения его вклада в национальные экономики. | Идеи кооперации в области образования носят декларативный характер, совместные инициативы отсутствуют |
I 1971-1983 | Нефтяной кризис, изменения структуры занятости в глобальном масштабе | Начало кооперации в области профессионального образования. Образование – сфера компетенции национальных правительств. | Формирование органов координации политики образования на европейском уровне. Первые совместные программы. Основной приоритет – мобильность и связь с индустрией. |
II 1983-1992 | Действия, направленные на создание внутреннего европейского рынка. | Кооперация в области образования: - развитие трудовых ресурсов европейского рынка; - продвижение «европейского измерения». Разграничение полномочий национальных правительств и ЕС в области образования. | Создаются крупные программы кооперации и сотрудничества по 4 профилям: · программы профессионального образования и усиление связей образования с промышленностью · программы мобильности, установления контактов между вузами, (ERASMUS, LINGUA и др.); · поддержка маргинальных групп и регионов (Tempus); · обмен информацией, разработка методов признания дипломов (ECTS, NARIC и пр.). |
II 1992-2013 | Глобальная экономика, европейский рынок труда, развитие новых технологий | Кооперация в образовании направлена на: развитие трудовых ресурсов и присоединения новых стран к ЕС; формирование европейской идентичности; создание единого европейского образовательного пространства | · Расширение и перегруппировка начатых ранее образовательных программ, · устранение барьеров мобильности, · инициативы связи образования с промышленностью, · программы образования взрослых, · развитие дистанционного образования |
IV 2014-2020 | Стремительное развитие информационных, коммуникационных технологий, изменение региональных условий | Развитие потенциала человеческого капитала, предоставление гражданам знаний, навыков и творческих умений, необходимых в цивилизованном обществе | ERASMUS+: Мобильность квалификаций благодаря единой системе ученых степеней; Мобильность учебных достижений; Сотрудничество и наращивание потенциала www.enpi-info.eu |
Начался процесс реформирования и высшей школы. Ряд институтов был преобразован в университеты и академии (тем самым было подчеркнуто значение гуманитарного блока знаний, важность научно-исследовательской работы в вузе), наряду с государственными развивается сеть негосударственных вузов. Значительно расширился перечень специальностей, получаемых выпускниками высшей школы. Появились новые профессии в сфере государственного управления, экономики и промышленности, бизнеса, юриспруденции и др. Начался переход к многоуровневой системе образования, которая является атрибутом университетского образования.
Рассмотрим, как влияет глобализация на образование.
Процесс информатизации, рассмотренный выше, привел к тому, что человеческий ресурс стал новым параметром конкурентоспособности предприятий. Рост влияния таких показателей, как повышение качества товаров и услуг, их диверсификация и сокращение жизненного цикла, на конкурентоспособность заставляет предпринимателей разрабатывать стратегии развития, интегрально решающие вопросы внедрения принципиально новых технологий, типов организации производства, управления и подготовки кадров. Образование и подготовка кадров, таким образом, становятся постоянными составляющими деловой стратегии предприятий.
Усиление конкуренции в условиях нарастающей глобализации вынуждает деловые круги все более активно вмешиваться в процесс образования и предъявлять системе образования свои требования. В частности, главной задачей образования, по мнению представителей деловых кругов, должно стать «обеспечение непрерывной подготовки «человеческого ресурса» к рентабельному использованию в постоянно меняющихся условиях».
Возросла необходимость усиления связей между образовательными учреждениями и промышленностью, в частности, путем развития дистанционного обучения и образования, а также внедрения в сферу образования компьютерной техники.
В целом указанная стратегия должна была способствовать приспособлению системы образования и профессионального обучения к требованиям промышленных корпораций, действующих сегодня в условиях формирования мирового рыночного пространства.
В последнее двадцатилетие многие развитые страны мира осуществляют реформирование национальных систем образования, содержание и направление которых все в большей степени определяет глобализация. Превращение образования в важный фактор конкурентоспособности не только отдельных производителей, но и национальных экономик требует от системы образования большей гибкости, открытости переменам, способности адекватно реагировать на них. В новых условиях особую важность приобретают вопросы эффективности функционирования образовательных учреждений и рациональности распределения финансовых ресурсов.
Таким образом, информатизация является объективной закономерностью развития общества и системы образования. Отличительной чертой этого процесса является широкомасштабное применение информационных и телекоммуникационных технологий, в том числе Интернета, во всех сферах человеческой деятельности, в том числе и образовании.
Термин «глобализация» пришло на смену таким понятиям, как «взаимозависимость» и «интернационализация» и характеризует качественно новый этап развития системы международных отношений в экономической, социальной и политической сферах. Глобализация носит всеобъемлющий характер, распространяется на все стороны человеческой деятельности и затрагивает все сферы общественного и индивидуального бытия, в том числе и образование.
Одним из следствий глобализации, а также в силу индустриализации и коммерциализации образования возникает понятие образовательные услуги.
Однако необходимо обратить внимание на то, что сегодня растет число противников глобализации образования. Они считают, что транснациональные корпорации и крупные монополии угрожают национальным образовательным системам, а дальнейшая либерализация и дерегулирование будут означать наступление на права граждан, в том числе на свободный доступ к образованию. Они выступают против усиления утилитарного, потребительского подходов к образованию, против выхолащивания в образовании духовности и просветительства.
Переосмысление национальных образовательных систем в направлении создания образования международного типа имеет большое значение для равноправного участия отдельных государств в решении глобальных проблем современного общества.
Инновации, вносимые в учебные программы в конкретном государстве с целью приближения местной системы образования к образованию международного типа, не должны ущемлять культурные традиции и культурную самобытность общества, поскольку подчинение иностранному влиянию чревато потерей собственной оригинальности, и не приближает к универсальным ценностям. Образование дает идеальную возможность сплавить воедино два требования – сохранить, обогатить, расширить культурное наследие прошлого и воспринять наиболее ценные достижения иных культур.
Глобализация как объективный фактор, имеющий позитивные и негативные влияния, требует тщательного учета его на развитие системы образования.