Герметики для запечатывания фиссур

Материалы для герметизации: герметики (силанты), СИЦ, компомеры.

52. Питание и его роль в профилактике стоматологических заболеваний у детей.

Роль питания как составной части здорового образа жизни в профилактике основных стоматологических заболеваний проявляется в нескольких аспектах:

а) питание как фактор формирования резистентных органов и тканей полости рта к действию неблагоприятных факторов;

б) рационализация питания как путь снижения кариесогенного действия легкоусвояемых углеводов;

в) питание как фактор повышения самоочищения полости рта.

Первый аспект - питание как фактор формирования резистентных органов и тканей полости рта к действию неблагоприятных факторов - связан с антенатальной профилактикой. В основе ее лежит создание оптимальных условий закладки и развития органов и тканей полости рта для формирования их резистентности.

В первую очередь, говоря об антенатальной профилактике кариеса зубов, нужно отчетливо представлять, что закладка необходимых одонтотропных элементов (Са, Р, F и др.) в формирующуюся эмаль в основном идет в этом периоде, раз и на всю жизнь. В дальнейшем, даже при активном воздействии на эмаль профилактическими средствами, мы можем влиять лишь незначительно на качественный и количественный ее состав в суперповерхностных частях.

Показаниями к коррекции питания служат — высокий прирост кариеса зубов, активное его течение, клинические признаки гиповитаминозов в полости рта, остеопороза альвеолярной кости.

Во втором триместре беременности следует снизить количество легкоусвояемых углеводов, так как они, наряду с предрасположенностью к кариесу, способствуют аллергизации организма и нарушению обменных процессов.

Потребности беременных составляют:

Фосфор — 1,5 г.

Фтор — 3,0 мг.

Вит. В1 — 2,5 мг.

Вит. D — 5—10 тыс. ед.д.

Наилучшая доставка этих веществ осуществляется с молоком — источником легкоусвояемых солей кальция и фосфора, белков. Беременные должны потреблять не менее 200 г молока в сутки. На 18—22 и 28—32 неделях беременности, которые являются критическими периодами гисто-морфогенеза, дополнительно назначаются по 0,5 г глицерофосфата Са утром и вечером ежедневно. В местностях с гипофторозом в воде необходимо беременным давать фтор в виде 1% раствора по 10 капель ежедневно в эти же сроки (препарат «Витафтор»).

Не меньшее значение в формировании зубных тканей имеет первый год жизни ребенка и питание его в этот период. После рождения ребенка продолжается закладка, формирование и минерализация большинства постоянных зубов, тогда как во внутриутробном периоде закладываются и минерализуются в основном временные зубы. Идеальным питательным продуктом, обеспечивающим новорожденного всем необходимым, является молоко матери. При искусственном вскармливании или недостатке материнского молока необходимо максимально компенсировать его недостатки. Контроль над этой стороной питания осуществляет педиатр, но стоматолог должен информировать мать о недостатках искусственного вскармливания и необходимости дополнительного введения в рацион фруктовых, овощных соков, пюре и т.д. Однако полноценной замены молоку матери нет, в связи с чем дети, бывшие на искусственном вскармливании, болеют чаще, в том числе и кариесом зубов.

Второй аспект — рационализация питания как путь снижения кариесогенного действия легкоусвояемых углеводов. При недостаточной резистентности эмали она быстро разрушается. Таким образом, прием легкоусвояемых углеводов является пусковым моментом деминерализации эмали под микробным налетом.

Замена метаболизируемых в полости рта углеводов на неметаболизируемые предполагает замену сахара, глюкозы, фруктозы на многоатомные спирты пищевого назначения: ксилит, сорбит, манит, которые обладают сладким вкусом, безвредны и не расщепляются в полости.

Уменьшение времени пребывания углеводов в полости рта основано на сокращении контакта углеводов с зубными тканями, в результате чего снижается их кариесогенное влияние. Доказано, что в течение 20—40 минут после приема углеводов происходит активная утилизация их остатков микрофлорой. Это самый критический период для эмали. Чтобы избежать этого, профессором В.К.Леонтьевым предложен термин «культура потребления углеводов» в виде 4 правил:

а) не есть сладкое на ночь;

б) не употреблять сладкое как последнее блюдо при приеме пищи;

в) не есть сладкого между приемами пищи;

г) если нарушено какое-либо из трех правил, необходимо почистить зубы или прополоскать полость рта.

Третий аспект — регуляция питания, как фактор повышения самоочищения полости рта и тренировки органов и тканей преследует цель максимального очищения поверхности зубов и мягких тканей путем применения твердых фруктов и овощей и стимуляции слюноотделения твердой и сухой пищей.

Самоочищение полости рта — это естественный процесс освобождения ее от остатков пищи и детрита. У современного человека самоочищение затруднено. Это обусловлено характером пищи, значительная часть которой очень мягка, липка, вязка и легко скапливается в ретенционных пунктах полости рта: межзубных промежутках, ретромолярном треугольнике, десневой бороздке, в пришеечной области зубов, кариозных полостях. Одним из путей коррекции (улучшения) самоочищения полости рта являются рекомендации к применению пищевых продуктов, обладающих повышенной очищающей способностью. Это, прежде всего, фрукты и овощи — яблоки, морковь, репа, редька, огурец. Твердая и сухая пища обеспечивает хорошую тренировку жевательного аппарата, повышение слюноотделения. Для этих целей рекомендуется горбушка хлеба, сухари, мясо куском, сухая колбаса и рыба.

53. Витамины. Их роль в профилактике стоматологических заболеваний.

Витамин A (ретинол). При недостаточности витамина A возникает гиперороговение слизистых оболочек (гиперкератоз), снижается секреция слюнных желез, зубы "как мелом покрыты", угнетается синтез антител и фагоцитоз, уменьшается иммунитет. При назначении препарата внутрь в дозах, превосходящих суточную потребность, необходимо помнить о возможности развития гипервитаминоза. При этом наблюдается сухость и пигментация кожи, выпадение волос, ломкость ногтей, боли в области суставов и костей, диффузное утолщение костей, увеличение печени и селезенки, диспепсические явления.

Витамин D (эргокальциферол или витамин D2) способствуют отложению кальция в костной ткани и дентине, препятствует резорбции костной ткани, способствует выведению свинца из организма. Длительное применение витамина D в повышенных дозах или использование его в ударных дозах может приводить к рассасыванию стромы костей, развитию остеопороза, деминерализации костей.

Витамин E (токоферол). Антиоксидант, применяют в комплексной терапии воспалительных, эрозивно-язвенных и рубцовых поражений слизистой оболочки полости рта, воспалительно-дистрофических заболеваний пародонта и костной ткани.

Витамин K. В стоматологии при кровоточивости слизистой оболочки полости рта, генерализованном пародонтите и перед стоматологическими операциями у пациентов с пониженной свертываемостью крови используется водорастворимый аналог витамина K - викасол.

Витамин B1 (тиамин). Первые признаки гиповитаминоза B1 в полости рта (жжение и боль в языке, нарушение вкуса, ухудшение трофики слизистой оболочки полости рта, гиперестезия, сухость во рту и жажда) обосновывают его применение в стоматологии при парестезии слизистой оболочки полости рта, глоссалгии, глоссите, невралгии, неврите тройничного и лицевого нервов, стоматите, гингивите, пародонтите, заболеваниях слизистой оболочки полости рта, множественном кариесе. Длительное применение больших доз витамина B1 может привести к передозировке, сопровождающейся дискоординацией ферментных систем печени и ее жировой дистрофией, нарушением функции почек, повышением активности ацетилхолина, который играет важную роль в патогенезе аллергии.

Витамин B2 (рибофлавин). При гиповитаминозе B2 появляются трещины в углах рта (ангулярный хейлит), воспаление слизистой оболочки полости рта, атрофия сосочков языка. В стоматологической практике витамин B2 применяется при длительно незаживающих трещинах губ, хейлите, генерализованной форме пародонтита, глоссите, гингивите, красной волчанке. Витамин B2 хорошо переносится и не зарегистрировано отрицательных последствий даже при его использовании в повышенных дозах.

Витамин PP (никотиновая кислота, никотинамид). Первые признаки гиповитаминоза PP нередко проявляются в полости рта: глоссит (темно-коричневый налет на спинке, края и кончик - красные), маргинальный гингивит, язвы на межзубных сосочках, стоматит, исчезновение сосочков языка, усиление секреции, трещины губ. Поэтому витамин PP применяется при стоматите, гингивите, глоссалгии, глоссите, пародонтите, красном плоском лишае, многоформной экссудативной эритеме, вялотекущих эрозивно-язвенных поражениях и грибковых поражениях слизистой оболочки полости рта, множественном кариесе.

Витамин C (аскорбиновая кислота) необходима для синтеза дентина зубов, образования преколлагена и перехода его в коллаген, основного вещества соединительной ткани, эндотелия сосудов, костной и соединительной ткани, способствует нормальному процессу регенерации и заживления ран и язв, повышает устойчивость организма к стрессу, инфекции и холоду, способствует выработке организмом антител и стимулирует фагоцитарную активность лейкоцитов.

При недостаточном поступлении в организм витамина C наблюдается увеличение проницаемости сосудистых стенок, отечность и кровоточивость десневых сосочков, они становятся синюшными, нередко отмечается изъязвление десневого края, расшатывание и выпадение зубов, слизистая оболочка щек становится отечной, появляются петехиальные высыпания и геморрагии в местах механического раздражения, нарушается целостность опорных тканей мезенхимального происхождения (фиброзной, хрящевой, костной и дентина).

54. Вредные привычки у детей, их последствия. Способы профилактики и устранения.

Классификация вредных привычек по Окушко:

1) Вредные привычки сосания

- пальцев

- губ, щек, языка

- предметов

2) Аномалии функции

- жевания

- артикуляция речи

- глотания

- дыхания

3) Позотонические рефлексы

- неправильное положение тела в покое, нарушения осанки

- неправильное положение н/ч и языка во сне.

1) сосание пальцев – ведет к протрузии верхних резцов, ретрузии нижних резцов; формирование сагиттальной щели; вертикальная резцовая дизокклюзия; задержка роста н/ч

Сосание губы – ведет к глубокой резцовой окклюзии

Сосание предметов – ведет к сколу эмали

Сосание языка – ведет к мезиальному прикусу

Сосание щек – ведет к зубоальвеолярному укорочению, недоразвитие альвеолярных отростков в боковых отделах.

2) - леность жевания – задержка роста н/ч, дистальный прикус

- жевание на одной стороне – перекрестный прикус, асимметрия лица

- жевание передними зубами – мезиальный прикус из-за выдвижения н/ч

- неправильное распределение нагрузки на ткани пародонта

- глотание:

Соматический тип (язык упирается в твердое небо, зубы смыкаются в центральной окклюзии).

Инфантильный тип (в норме от рождения до прорезывания зубов, язык прокладывается между зубами и упирается в губы).

- дыхание:

Носовое – норма.

Ротовое – при физ.нагрузке вариант нормы (из-за понижения тонуса круговой мышцы рта, заболевания дыхательных путей, привычка ротового дыхания, оставшаяся после устранения фактора).

3) неправильная поза тела и нарушение осанки (ведет к мезиальному прикусу, перекрестному прикусу – рука под щекой во сне, мезиальный или дистальный прикус в зависимости от положения головы во сне).

Миофункциональная терапия – восстановление функции мышц ортодонтическими аппаратми для восстановления миодинамического равновесия. Включает два направления: миогимнастика и аппаратное лечение.

Миогимнастика – общее лечебное воздействие на функции мышц интенсивными механизмами действия, упражнений статического и динамического характера.

Аппаратное лечение:

1) Вестибулярные пластинки – устраняют сосание, ротовое дыхание, нормализуют смыкание губ:

- ВП Шонхера

- ВП Хинца (стандартные С, с козырьком К, с заслонкой З, с бусинкой Б)

2) Стандартные функциональные аппараты:

- преортодонтические трейнеры (при дист. и глубокой окклюзии)

- аппараты системы myobrace – с ячейками, без них (при дист. и глубокой окклюзии)

- LM-активаторы – высокой и низкой модели (при открытом прикусе)

- трейнеры i-3 (при мезиальном прикусе).

55. Морфофункциональная характеристика периода смены зубов.

Период смены зубов – от 6 до 12-13 лет.

Норма:

1) усиливается резорбция корней временных зубов;

2) наблюдается активное прорезывание постоянных зубов;

3) из-за выпадения временных зубов и отсутствия контактов возникает дискоординация движений н/ч

4) прорезавшиеся зубы нормального цвета, размера и положения

5) активный рост альвеолярных отростков челюстей, увеличение высоты прикуса

6) углубляется преддверие полости рта (более 5-8 мм)

7) прикус ортогнатический, прямой или бипрогнатический

Патология:

1) резорбция корней временных зубов значительно опережает прорезывание постоянных зубов;

2) отклонения прорезывания – сроки, порядок, парность и последовательность;

3) дискоординация движений н/ч носит стойкий характер;

4) прорезывание вне зубной дуги, тесное положение зубов;

5) задержка роста альвеолярных отростков;

6) глубина преддверия менее 5 мм;

7) патология прикуса.

56. Морфофункциональная характеристика периода окклюзии временных зубов.

Временный прикус (от 6-8 мес до 2-2,5 лет).

Норма:

1) губы сомкнуты, ребенок дышит носом;

2) уздечки губ на расстоянии 3-5 мм от альвеолярного отростка, движения губ не ограничены;

3) в 6-8 мес появляются первые зубы, по 4-м правилам прорезывания: в определенные сроки, последовательно, в определенном порядке, парами;

4) зубы правильной формы, нормального размера, без изменений цвета эмали;

5) соматическое глотание;

6) признаки ЦСЧ: режущие края нижних резцов касаются небной поверхности верхних; средние линии совпадают; верхние резцы перекрывают нижние на 1/3 коронки; фиссурно-бугорковые контакты моляров.

57. Морфофункциональная характеристика периода окклюзии постоянных зубов.

Период постоянного прикуса (после 12-13 лет).

Норма:

1) полностью завершено прорезывание постоянных зубов;

2) зубы занимают правильное положение в зубном ряду;

3) глубина преддверия у большинства 5-8 мм;

4) физиологический прикус (ортогнатия, прямой, бипрогнатия)

Патология:

1) в зубном ряду отсутствуют отдельные постоянные зубы;

2) положение зубов нарушено, может быть асимметрия лица;

3) аномалии прикрепления мягких тканей;

4) ЗЧА

58. Факторы риска развития зубо-челюстных аномалий.

ЭНДОГЕННЫЕ ФАКТОРЫ РИСКА

• Генетическая обусловленность (первичная адентия, сверхкомплектные зубы, микро- и макродентия, дистопия и транспозиция, аномалии прикрепления уздечек языка и губ, глубина преддверия полости рта, микро- и макрогнатия, микро- и макрогения);
•Нарушение внутриутробного развития;
• Врожденные аномалии; нарушения развития эмали и дентина;
• Болезни детей раннего возраста, нарушающие минеральный обмен, эндокринные заболевания.

ЭКЗОГЕННЫЕ ФАКТОРЫ РИСКА

• Нарушение правил искусственного вскармливания ребенка;
• Нарушения функций зубочелюстной системы (жевания, глотания, дыхания, речи);
• Вредные привычки (сосание пустышки, пальцев, языка, щек, различных предметов, неправильная осанка и поза);
• Перенесенные воспалительные заболевания мягких и костных тканей лица, височно-нижнечелюстного сустава;
• Травмы зубов и челюстей;
• Рубцовые изменения мягких тканей после ожогов и удаления новообразований полости рта и челюстей;
• Кариес зубов и его последствия;
• Недостаточная физиологическая стираемость молочных зубов;
• Преждевременная потеря временных зубов;
• Преждевременная потеря постоянных зубов;
• Задержка выпадения временных зубов (ориентир - сроки прорезывания постоянных зубов);
• Задержка прорезывания постоянных зубов (ориентир - сроки прорезывания постоянных зубов);
• Отсутствие трем и диастем к 5—6-летнему возрасту ребенка (дискутабельно).

59. Общие принципы проведения миогимнастических упражнений.

Миофункциональная терапия – восстановление функции мышц ортодонтическими аппаратми для восстановления миодинамического равновесия. Включает два направления: миогимнастика и аппаратное лечение.

Миогимнастика – общее лечебное воздействие на функции мышц интенсивными механизмами действия, упражнений статического и динамического характера.

Правила:

1) систематичность и регулярность упражнений;

2) интенсивность и амплитуда сокращения должны быть достаточными, но не чрезмерными;

3) медленность и плавность сокращения мышц;

4) после каждого сокращения мышц – фаза покоя;

5) упражнения проводить по несколько раз до появления легкой усталости;

6) количество упражнений и время должны увеличиваться.

Миогимнастику назначают за 1-3 мес до начала ортодонтического лечения.

Основные стимулирующие механизмы: воздействие на трофические процессы и нормализация функций.

По охвату мышц:

- локального характера;

- регионарного характера;

- общего характера (более 1/3 мышц)

Принципы миогимнастики:

1) дозирование нагрузки по силе и времени;

2) постепенное увеличение нагрузки;

3) постепенное увеличение силы нагрузки.

60. Комплексы упражнений для тренировки мышц челюстно-лицевой области.

Комплекс лечебно-гимнастических упражнений состоит из трех частей: вводной, основной и заключительной.

Вводная часть включает дыхательные упражнения в течение 2-3 минут, которые подготавливают ребенка к последующему выполнению лечебно-

гимнастических упражнений.

Основная часть комплекса направлена на тренировку мышц челюстно-

лицевой области и проводится в определенной последовательности –

статические упражнения предшествуют динамическим.

В заключительной части лечебной гимнастики постепенно снижают

общую и специальную нагрузки, и это достигается комбинированными

упражнениями – различными движениями рук и головы.

Гимнастические упражнения назначают без аппаратов или со специальными аппаратами. К лабиальным аппаратам относятся: амортизатор Роджерса, активатор Дасса, эквилибратор, диск Фриеля, аппарат Шонхера.

Упражнения для круговой мышцы рта:

1. Положить между губами сложенную вдвое полоску бумаги и сжать губы. Бумагу следует удерживать во время выполнения домашних заданий.

2. Губами можно удержать линейку, постепенно нагружая ее.

3. Рекомендуют дуть на вертушку, легко перемещаемые предметы (кусочек ваты, мыльные пузыри и т.д.).

4. Упражнение с пуговицами. Две пуговицы диаметром 25-30 мм соединяют шнурком и располагают на расстоянии 15-18 мм друг от друга. Одну пуговицу ребенок схватывает губами, сжимает ее. Правой рукой натягивает шнур за вторую пуговицу.

5. Вестибулярную пластинку вкладывают в преддверие полости рта. Большим пальцем правой руки ее слегка вытягивают вперед за кольцо, губы сжимаются и удерживают ее.

Упражнения для мышц языка:

1. На кончик языка накладывают резиновое кольцо диаметром 5-8 мм. Ребенок поднимает язык кверху и прижимает его к переднему участку твердого неба в области небных складок. Зубы сжимаются. Рекомендуется проглотить слюну, не изменяя положения кончика резинового кольца.

2. Упражнение «всадники» – подражание звуку ударов копыт лошади.

3. Упражнение «часики» – при полуоткрытом рте языком проводят по верхней, а затем по нижней губе (слева направо и наоборот).

4. Поглаживание твердого и мягкого неба языком по средней линии, начиная от передних зубов.

5. Полоскание горла водой, что способствует расслаблению мышц мягкого неба и их массажу.

Наши рекомендации