Структура педагогической деятельности
Н. В. Кузьмина выделила в структуре педагогической деятельности три взаимосвязанных компонента: конструктивный, организаторский и коммуникативный. Конструктивная деятельность, в свою очередь, распадается на конструктивно-содержательную (отбор и композиция учебного материала, планирование и построение педагогического процесса), конструктивно-оперативную (планирование своих действий и действий учащихся) и конструктивно-материальную (проектирование учебно-материальной базы педагогического процесса). Организаторская деятельность предполагает выполнение системы действий, направленных на включение учащихся в различные виды деятельности, создание коллектива и организацию совместной деятельности. Коммуникативная деятельность направлена на установление педагогически целесообразных отношений педагога с воспитанниками, другими педагогами школы, представителями общественности, родителями.
ПУТИ развития педагога (требования к педагогу по ГОС стандарту)Первый уровень - общее высшее образование - достигается овладением образовательно-профессиональных программ первого уровня в течение 2 лет обучения. Лица, овладевшие такими профессиональными программами, могут занимать в образовательном учреждении должности учебно-вспомогательного персонала (лаборант, помощник учителя, воспитателя).
Второй уровень базового высшего педагогического образования рассчитан на 2 года обучения и предусматривает реализацию образовательно-профессиональной программы по одному из предметных направлений. Студентам, сдавшим государственные экзамены и получившим базовое высшее педагогическое образование, выдается диплом бакалавра образования по избранному направлению. Лицам, получившим полное высшее педагогическое образование, выдается диплом магистра образования по конкретному направлению науки и квалификационный сертификат по избранной специальности, предоставляющий право осуществлять профессиональную деятельность в любых типах образовательных учреждений (школах, лицеях, гимназиях, колледжах, вузах) «учитель живет до тех пор, пока учится» Не менее актуальна сегодня и мысль о необходимости постоянного совершенствования учителя путем неустанной работы над собой. непрерывного педагогического образования.
Общая и профессиональная культура педагога.Понятие профессиональной компетентности учителяформулируется «владение учителем необходимой суммой знаний, умений и навыков, определяющих сформированность его педагогической деятельности, педагогического общения и личности учителя как носителя определенных ценностей, идеалов и педагогического сознания»
Педагогическая культура — «динамичная система педагогических ценностей, способов профессиональной деятельности учителя» Свое практическое воплощение педагогическая культура учителя находит отражение в педагогической позиции и личностных качествах; профессиональных знаниях и культуре педагогического мышления; профессиональных умениях и характере педагогической деятельности; саморегулировании личности и культуры ее профессионального поведения.
модель профессионально-педагогической культуры, составляющими компонентами которой являются: Аксиологический компонент профессионально-педагогической культуры образован совокупностью педагогических ценностей, созданных человечеством и своеобразно включенных в целостный педагогический процесс на современном этапе развития образования.. Технологический компонент включает в себя способы и приемы педагогической деятельности учителя.
Основ. компонентами пед. культуры явл-ся : 1 профес. знания и умения ; 2 личност. качества педагога; 3 опыт творч. деят-сти. Учитель – личность, организующая и реализующая учебно-восп. процесс в школе.
Стиль деят-сти -это взаимосвязанная совокупность индивид. особенностей, способов и хар-ра осуществления деят-сти. Принято выделять 3 основ. стиля деят-сти: авторитарный, демократич., попустительский. А.К. Маркова выделяет 4 четыре стиля:1. Эмоционально-импровизационный.2. Эмоционально-методический.3. Рассуждающе-импровизационный. 4. Рассуждающе-методический. Индив. стиль ПД проявляется: в темпераменте; хар-ре реакций на пед. ситуации; выборе методов обучения; стиле пед. общения; манере поведения; предпочтении видов поощрений и наказаний.
2Педагогика как наука,объект,предмет.
Педагогика-наука, изучающая педагогические явления и разрабатывающая способы их оптимизации в интересах человека, общества и государства.
объектом педагогики выступают те явления действительности, которые обусловливают развитие человеческого индивида в процессе целенаправленной деятельности общества. Эти явления получили название образования. Предмет педагогики - это образование как реальный целостный педагогический процесс, целенаправленно организуемый в специальных социальных институтах (семье, образовательных и культурно-воспитательных учреждениях). Педагогика в этом случае представляет собой науку, изучающую сущность, закономерности, тенденции и перспективы развития педагогического процесса (образования) как фактора и средства развития человека на протяжении всей его жизни.
Категориальный аппарат.Воспитание в широком смысле – есть процесс и результат развития личности под воздействием целенаправленного обучения и воспитания Воспитание в специальном педагогическом смысле – есть процесс и результат целенаправленного влияния на развитие личности. Обучение – целенаправленный процесс взаимодействия учителя и учащихся. Образование – процесс и результат овладения учащимися системой научных знаний и познавательных умений и навыков, формирование на их основе мировоззрения, развития его творческих сил. Ведущую роль в осуществлении образования играет обучение. Развитие – процесс становления личности под влиянием внешних, внутренних, управляемых и неуправляемых социальных и природных факторов. (Подразделяется на психическое, физическое, общее). Формирование личности – процесс и результат ее развития под влиянием среды и воспитания.
Социализация - это непрерывный процесс, длящийся в течение всей жизни.
Под педагогической системой нужно понимать множество взаимосвязанных структурных компонентов, объединенных единой образовательной целью развития личности и функционирующих в целостном педагогическом процессе.
Педагогический процесс, таким образом, представляет собой специально организованное взаимодействие педагогов и воспитанников (педагогическое взаимодействие) по поводу содержания образования с использованием средств обучения и воспитания (педагогических средств) с целью решения задач образования, направленных на удовлетворение потребностей как общества, так и самой личности в ее развитии и саморазвитии.
3Образование как общественное явление и пед.процесс. Под образованием понимается единый процесс физического и духовного становления личности, процесс социализации, сознательно ориентированный на некоторые идеальные образы, на исторически зафиксированные в общественном сознании социальные эталоны (например, спартанский воин, добродетельный христианин, энергичный предприниматель, гармонично развитая личность). В таком понимании образование выступает как неотъемлемая сторона жизни всех обществ и всех без исключения индивидов. Поэтому оно есть прежде всего социальное явление, представляющее собой целенаправленный процесс воспитания и обучения в интересах человека, общества и государства. Образование стало особой сферой социальной жизни с того времени, когда процесс передачи знаний и социального опыта выделился из других видов жизнедеятельности общества и стал делом лиц, специально занимающихся обучением и воспитанием. Однако образование как социальный способ обеспечения наследования культуры, социализации и развития личности возникает вместе с появлением общества и развивается вместе с развитием трудовой деятельности, мышления, языка. Человек с момента рождения принадлежит к той или иной социальной группе, оказывается в определенных отношениях с собственностью, а следовательно, и с законами производства и распределения материальных благ, пользуется соответствующими юридическими правилами в конкретной системе семейных и трудовых связей. Содержание и характер всей совокупности взаимоотношений в обществе решающим образом определяют общую направленность развития личности. Как бы ни были оригинальны в методах воспитания и обучения родители и педагоги, их цели, желания и стремления в конечном счете диктуются обществом, теми или иными социальными группами, общими условиями жизни, интересами и идеалами.
Методология – это наука о принципах построения, формах и способах научно – познавательной деятельности. Методологическое знание может выступать в форме описательной или нормативной.Под исследованием в области педагогики понимается процесс и результат научной деятельности, направленной на получение новых знаний о закономерностях образования, его структуре и механизмах, содержании, принципах и технологиях. Педагогическое исследование объясняет и предсказывает факты и явления
Педагогические исследования по их направленности можно разделить на фундаментальные, прикладные и разработки. Фундаментальныеисследования своим результатом имеют обобщающие концепции, которые подводят итоги теоретических и практичс -Ских достижений педагогики или предлагают модели развития педагогических систем на прогностической основе. Прикладные исследования — это работы, направленные на углубленное изучение отдельных сторон педагогического процесса, вскрытие закономерностей многосторонней педагогической практики. Разработкинаправлены на обоснование конкретных научно-практических рекомендаций, учитывающих уже известные теоретические положения.
Большинство исследований имеют следующую логику:
1 этап.-подготовительный Изучение лит-ры по вопросу, первичное знакомство с объектом исследования. Завершается- определением объекта, предмета, проблемы, цели, задач, гипотезы.
2 этап.-создание методики. определение метода организации исследования или их сочетания
3 этап. экспериментальный. Реализация методики.
4 этап.- Качественный и количественный анализ полученных данных, определение перспектив дальнейшего исследования.
Любое педагогическое исследование предполагает определение общепринятых методологических параметров. К ним относятся проблема, тема, объект и предмет исследования, цель, задачи, гипотеза и защищаемые положения. Основными критериями качества педагогического исследования являются критерии актуальности, новизны, теоретической и практической значимости.
Объект — это то, на что направлен процесс познания. Предмет исследования — часть, сторона объекта. Это те наиболее значимые с практической или теоретической точки зрения свойства, стороны, особенности объекта, которые подлежат непосредственному изучению.
Новизна исследования может иметь как теоретическое, так и практическое значение.
Логика и динамика исследовательского поис-к а предполагают реализацию ряда этапов: эмпирического, гипо-ктического, экспериментально-теоретического (или теоретического), прогностического.
На эмпирическом этапе получают функциональное представление об объекте исследования, обнаруживают противоречия между реальной образовательной практикой, уровнем научных знаний и потребностью постичь сущность явления, формулируют научную проблему. Основным результатом эмпирического анализа является гипотеза исследования.
Гипотетический этапнаправлен на разрешение противоречия между фактическими представлениями об объекте исследования и необходимостью постичь его сущность. Он создает условия для перехода от эмпирического уровня исследования к теоретическому (или экспериментально-теоретическому).
Теоретический этап связан с преодолением противоречия между функциональными и гипотетическими представлениями об объекте исследования и потребностью в системных представлениях о нем.
Создание теории позволяет перейти к прогностическому этапу, который требует разрешения противоречия между полученными представлениями об объекте исследования как целостном образовании и необходимостью предсказать, предвидеть его развитие в новых условиях
Методы педагогического исследования в отличие от методологии - это сами способы изучения педагогических явлений, получения научной информации о них с целью установления закономерных связей, отношений и построения научных теорий. Все их многообразие можно разделить на три группы: методы изучения педагогического опыта, методы теоретического исследования и математические и статистические методы.
При изучении педагогического опыта применяются такие методы, как наблюдение, беседа, интервью, анкетирование, изучение письменных, графических и творческих работ учащихся, педагогической документации.
Наблюдение - целенаправленное восприятие какого-либо педагогического явления, в процессе которого исследователь получает конкретный фактический материал. При этом ведутся записи (протоколы) наблюдений. Наблюдение проводится обычно по заранее намеченному плану с выделением конкретных объектов наблюдения. Особую роль в педагогических исследованиях играет эксперимент - специально организованная проверка того или иного метода, приема работы для выявления его педагогической эффективности.
Далее теоретические методы обработки полученных результатов: Индуктивные и дедуктивные методы - это логические методы обобщения полученных эмпирическим путем данных, Изучение литературы Математические методы Ранжирование Сравнение