Тема. Экономические проблемы специального образования
Вопросы для самостоятельной работы по дисциплине
«Социальная и правовая поддержка лиц с ограниченными возможностями»
Тема. «Социальное включение» людей с ограниченными возможностями жизнедеятельности - социальная и образовательная интеграция
Контрольные вопросы:
1. Какие изменения претерпела на протяжении XX в. концепция социальной реабилитации людей с ограниченными возможностями?
2. Что такое патернализм и в чем он проявляется применительно к социокультурной интеграции людей с ограниченными возможностями жизнедеятельности?
3. Раскройте смысл идеи независимой жизни для людей с ограниченными возможностями жизнедеятельности.
4. Каковы задачи специальной педагогики в подготовке ребенка с особыми образовательными потребностями к социокультурной интеграции? Что может сделать для этого массовая система образования?
5. Каковы современные представления о месте человека с ограниченными возможностями в обществе? Что такое включенное образование? Укажите и объясните плюсы и минусы интеграции.
6. Ознакомьтесь по литературным источникам с тем, как развивались интеграционные процессы за рубежом.
7. В чем особенность развития интеграционных процессов в России?
Тема. Государственно-правовые основы социальной политики России по защите прав инвалидов
Контрольные вопросы:
1.Назовите важнейшие правовые документы, отечественные и международные, в которых закреплены права лиц с ограниченными возможностями жизнедеятельности (инвалидов).
2. Какие основные права и свободы закреплены в международных правовых документах, касающихся инвалидов и умственно отсталых людей?
3. Какие права и гарантии дает закон «О социальной защите инвалидов»?
4. Какие права и гарантии дает закон «Об образовании» для детей с отклонениями в развитии?
5. Подготовьте обзор статей по проблеме защиты прав инвалидов (по материалам периодической печати).
Тема. Педагогические системы специального образования
Контрольные вопросы:
1. Что такое системный подход? Каким мы видим окружающий мир, если смотрим на него с позиций системного подхода?
2. Расскажите, что такое педагогическая система специального образования. Какие подсистемы, или системы низшего порядка, в нее включены?
3. Изобразите педагогическую систему специального образования в виде схемы. Прокомментируйте эту схему.
4. Назовите и раскройте смысл важнейших характеристик, присущих современным системам специального образования.
5. На какие группы подразделяются педагогические системы специального образования? Какие признаки положены в основу этого деления?
Тема. Образовательная интеграция детей с ограниченными возможностями как новый этап в развитии педагогических систем специального обучения
Контрольные вопросы:
1.Каковы предпосылки возникновения интеграции как общественного явления в России?
2.В каких моделях и формах может выступать интеграция?
3.Расскажите о нормативно-правовых основах интегрированного обучения в России. Все ли слои общества принимают интеграцию? Почему? Что надо сделать, чтобы привлечь к процессу интеграции больше участников?
4.Расскажите об особенностях организации и содержания интегрированного обучения в общеобразовательных классах.
5.В чем состоит специфика деятельности классов коррекционно-педагогической поддержки?
6.Назовите и обоснуйте задачи психолого-педагогического сопровождения детей с ограниченными возможностями здоровья.
Тема. Экономические проблемы специального образования
Контрольные вопросы:
1. Что вы знаете о церковной благотворительности на Руси? Какое воздействие она оказала на развитие специального образования?
2. Что такое светская благотворительность? С какими историческими событиями в жизни России и видными деятелями она была связана?
3. Охарактеризуйте экономическую сторону деятельности Мариинского ведомства.
4. Какие изменения в материальном положении специального образования произошли после Октябрьской революции 1917 г.?
5. Проведите анализ современного этапа экономического положения специального образования России и рассмотрите возможности его совершенствования.