РАЗДЕЛ 4.1. Физическое воспитание в период трудовой деятельности
Общеизвестно, что любая работа приводит к утомлению. Степень утомления в зависимости от характера и организации труда, условий в которых он протекает, физического состояния и здоровья работающего (учащегося), может быть различной – слабо выраженной, умеренной или сильной.
Под влиянием неблагоприятных факторов, воздействующих на организм человека в процессе трудовой (учебной) деятельности, может возникать чувство усталости. Снять его можно воспользовавшись учением И.М. Сеченова[212] об активном отдыхе. Он доказал, что отдых в процессе трудовой деятельности должен сводиться не к полному покою, а к смене деятельности. Мышечная деятельность оказывается более действенной в различных условиях, обеспечивающих восстановление работоспособности утомлённых мышц. Принципиальная возможность стимуляции мышечной работоспособности за счёт переключения деятельности на неутомлённые мышцы послужило основой нового направления в физиологии мышечной деятельности.
И.М. Сеченов отмечал: «Источник ощущения усталости помещают обыкновенно в работающие мышцы, я же помещаю его при вышеупомянутом объяснении его исчезновения исключительно в центральную нервную систему».
При организации активного отдыха следует руководствоваться следующими положениями:
1. Развитие феномена И.М. Сеченова при дополнительной деятельности неутомлённых мышц, а также при перемене характера работы означает не отдых мышц за счёт более напряжённой работы внутренних органов, а улучшение функционального состояния как утомлённых, так и обслуживающих их органов кровообращения и дыхания.
2. АО по механизму своего влияния кардинальным образом отличается от физической нагрузки. Существеннейшей чертой влияния активирующей деятельности на организм является снятие утомления, переход на более лёгкий, благоприятный режим деятельности, обеспечивающий более экономные реакции организма («эффект погашения»), несмотря на увеличение количества выполняемой механической работы.
3. Развитие эффекта АО ликвидирует складывающуюся в результате однообразной деятельности «конфликтную ситуацию» в регуляторных механизмах, приводит к оптимизации взаимосвязей между ними и, таким образом, улучшает приспособление организма к условиям утомительной деятельности.
4. Эффект АО не ограничивается стимуляцией работоспособности утомлённых мышц. Существенной стороной функциональных сдвигов, развёртывающихся в организме под влиянием активного отдыха, являются глубокие и своеобразные изменения регуляции кровообращения, дыхания и энергетических затрат организма.
5. Повышение адаптации утомлённого организма к условиям утомительной деятельности под влиянием АО происходит не за счёт общего равномерного и гармонического улучшения различных функциональных свойств и двигательных качеств. Развитие сеченовского эффекта характеризуется неоднозначными и разнонаправленными изменениями отдельных сторон регуляции функций.
6. В механизмах АО существенное значение принадлежит улучшению функционального состояния двигательных нервных центров. Это находит своё отражение в более экономном расходовании биоэлектрической активности, улучшении координационных отношений мышц-антагонистов, более быстром восстановлении после утомления регуляторных механизмов.
7. Эффект АО регистрируется у людей разного возраста – от детей до пожилых людей. Возрастная динамика развития феномена И.М. Сеченова характеризуется преимущественной стимуляцией двигательной функции у растущего организма и ярко выраженной вегетативной направленностью его влияния при старении.
8. Влияние АО не сводится к последействию дополнительной деятельности, которое постепенно ослабевает после его прекращения. Сеченовский эффект формируется в результате взаимодействия активирующей деятельности неутомлённых мышц (или перехода на иную по характеру деятельность) и продолжающейся работы, достигая максимума своего развития после периода отдыха.
9. Выяснение особенностей развития эффекта АО во времени (быстрота проявления и длительность влияния) и величины его стимулирующего воздействия на работоспособность трудящихся свидетельствует о возможности значительного (в 2–3 раза) повышения эффективности такого влияния.
10. Закономерное развитие «отрицательной фазы» феномена И.М. Сеченова при передозировке нагрузки или неверном (без учёта характера рабочих движений) подборе упражнений, характеризующейся резким угнетением работоспособности (до 40–50% по сравнению с пассивным отдыхом), требует тщательного подбора упражнений.
Таким образом, АО в виде физических упражнений является основой при рациональной организации труда (учёбы).
ФВ в период трудовой деятельности осуществляется как в режиме труда в виде ПГ, так и в конце работы в виде ПР.