Основные цели, задачи и принципы ВСОКО
Положение о внутренней системе оценки качества образования (ВСОКО) в МБОУ СОШ № 70 г.Липецка
Общие положения.
1.1. Положение представляет собой нормативный документ, разработанный в соответствии с
• Федеральным законом от 29.12.2012 № 273-ФЗ "Об образовании в Российской Федерации"; на основании которого к компетенции образовательного учреждения относится обеспечение функционирования внутренней оценки качества образования (далее ВСОКО).
• Порядком организации и осуществления образовательной деятельности по основным общеобразовательным программам – образовательным программам начального общего, основного общего и среднего общего образования, утв. Приказом Минобрнауки России от 30.08.2013 № 1015;
• федеральным государственным образовательным стандартом начального общего образования, утв. Приказом Минобрнауки России от 06.10.2009 № 373,
• федеральным государственным образовательным стандартом основного общего образования, утв. Приказом Минобрнауки РФ от 17.12.2010 № 1897;
• федеральным государственным образовательным стандартом среднего (полного) общего образования, утв. Приказом Минобрнауки России от 17.05.2012 № 413;
• Приказом Минобрнауки № 462 от 14.06.2013 "Об утверждении порядка проведении самообследования в образовательной организации";
• Приказом Минобрнауки России от 10.12.2013 № 1324 "Об утверждении показателей деятельности образовательной организации, подлежащей самообследованию";
• Уставом школы.
1.2. Внутренняя система оценки качества образования представляет собой деятельность по информационному обеспечению управления образовательным учреждением, основанную на систематическом анализе качества реализации образовательного процесса, его ресурсного обеспечения и его результатов.
1.3. Внешняя система оценки качества образования – включение потребителей образовательных услуг, органов государственно – общественного управления / коллегиального управления ОО в оценку деятельности системы образования образовательной организации, содержания образования в соответствии с требованиями федеральных образовательных стандартов общего образования (по соответствующим уровням), целям и задачам государственной политики в сфере образования;
1.4. Положение распространяется на деятельность всех педагогических работников образовательного учреждения, осуществляющих профессиональную деятельность в соответствии с трудовым договором, в том числе педагогических работников, работающих по совместительству.
1.5. Образовательное учреждение обеспечивает проведение необходимых оценочных процедур, разработку и внедрение модели ВСОКО, обеспечивает оценку, учет и дальнейшее использование полученных результатов.
1.6. Оценка качества образования осуществляется посредством:
- лицензирования;
- аккредитации;
- государственной итоговой аттестации выпускников;
- системы внутришкольного контроля;
- мониторинга качества образования.
1.7. В качестве источников данных для оценки качества образования используются:
- образовательная статистика;
- промежуточная и итоговая аттестация;
- мониторинговые исследования;
- социологические опросы;
- отчеты работников школы;
- посещение уроков и внеклассных мероприятий.
Основные цели, задачи и принципы ВСОКО
2.1. Цели внутренней системы оценки качества образования:
- систематическое отслеживание и анализ состояния системы образования в образовательном учреждении для принятия обоснованных и своевременных управленческих решений, направленных на повышение качества образовательного процесса и образовательного результата;
- максимального устранения эффекта неполноты и неточности информации о качестве образования, как на этапе планирования образовательных результатов, так и на этапе оценки эффективности образовательного процесса по достижению соответствующего качества образования.
2.2. Задачи внутренней системы оценки качества образования:
- формирование единой системы диагностики и контроля состояния образования, обеспечивающей определение факторов и своевременное выявление изменений, влияющих на качество образования в школе;
- получение объективной информации о функционировании и развитии системы образования в школе, тенденциях его изменения и причинах, влияющих на его уровень;
- предоставления всем участникам образовательного процесса и общественной достоверной информации о качестве образования;
- принятие обоснованных и своевременных управленческих решений по совершенствованию образования и повышение уровня информированности потребителей образовательных услуг при принятии таких решений;
- прогнозирование развития образовательной системы школы.
2.3. В основу ВСОКО положено следующие принципы:
- объективности, достоверности, полноты и системности информации о качестве образования;
- реалистичности требований, норм и показателей качества образования, их социальной и личностной значимости, учета индивидуальных особенностей развития отдельных обучающихся при оценке результатов их обучения и воспитания;
- открытости, прозрачности процедур оценки качества образования; преемственности в образовательной политике, интеграции в общероссийскую систему оценки качества образования;
- доступности информации о состоянии и качестве образования для различных групп потребителей;
- рефлексивности, реализуемой через включение педагогов в критериальный самоанализ и самооценку своей деятельности с опорой на объективные критерии и показатели; повышение потенциала внутренней оценки, самооценки, самоанализа каждого педагога;
- оптимальности использования источников первичных данных для определения показателей качества и эффективности образования (с учетом возможности их многократного использования;
- инструментальности и технологичности используемых показателей (с учетом существующих возможностей сбора данных, методик измерений, анализа и интерпретации данных, подготовленности потребителей к их восприятию);
- минимизации системы показателей с учетом потребностей разных уровней управления; сопоставимости системы показателей с муниципальными, региональными показателями;
- взаимного дополнения оценочных процедур, установление между ними взаимосвязей и взаимозависимости;
- соблюдение морально-этических норм при проведении процедур оценки качества образования в школе.
2.4. Внутренняя система оценки качества образования:
- функционирует во взаимосвязи с системой внутришкольного контроля и мониторинга как основой управления образовательной деятельностью образовательной организации;
- направлена на обеспечение соответствия процедурам и содержанию внешней оценки качества образования;
- учитывает федеральные требования к порядку проведению образовательной организацией процедуры самообследования и параметры, используемые в процессе федерального государственного контроля качества образования.
3.Организационная и функциональная структура ВСОКО.
3.1. Организационная структура, занимающаяся внутришкольной оценкой, экспертизой качества образования и интерпретацией полученных результатов, включает в себя: администрацию школы, педагогический совет, научно-методический совет, предметные кафедры учителей-предметников.
3.2. Администрация школы:
- разрабатывает мероприятия и готовит предложения, направленные на совершенствование системы оценки качества образования школы, участвует в этих мероприятиях;
- обеспечивает на основе образовательной программы проведение в школе контрольно-оценочных процедур, мониторинговых, социологических и статистических исследований по вопросам качества образования;
- организует систему оценки качества образования, осуществляет сбор, обработку, хранение и предоставление информации о состоянии и динамике развития; анализирует результаты оценки качества образования на уровне школы;
- организует изучение информационных запросов основных пользователей системы оценки качества образования;
- обеспечивает условия для подготовки работников школы по осуществлению контрольно-оценочных процедур;
- обеспечивает предоставление информации о качестве образования на муниципальный и региональный уровни системы оценки качества образования; формирует информационно-аналитические материалы по результатам оценки качества образования (анализ работы школы за учебный год, отчет по самообследованию и т.д.);
- принимает управленческие решения по развитию качества образования на основе анализа результатов, полученных в процессе реализации ВСОКО.
3.3. Научно-методический совет и предметные кафедры учителей-предметников:
- участвуют в разработке методики оценки качества образования; участвуют в разработке системы показателей, характеризующих состояние и динамику развития школы;
- участвуют в разработке критериев оценки результативности профессиональной деятельности педагогов школы;
- содействуют проведению подготовки работников школы по осуществлению контрольно-оценочных процедур;
- проводят экспертизу организации, содержания и результатов аттестации обучающихся и формируют предложения по их совершенствованию;
- готовят предложения для администрации по выработке управленческих решений по результатам оценки качества образования на уровне школы.
3.4. Педагогический совет:
- содействует определению стратегических направлений развития системы образования в школе;
- принимает участие в формировании информационных запросов основных пользователей системы оценки качества образования школы;
- принимает участие в обсуждении системы показателей, характеризующих состояние и динамику развития системы образования;
- принимает участие в экспертизе качества образовательных результатов, условий организации учебного процесса в школе;
- участие в оценке качества и результативности труда работников школы;
- содействует организации работы по повышению квалификации педагогических работников, развитию их творческих инициатив;
- принимает участие в обсуждении системы показателей, характеризующих состояние и динамику развития системы образования в школе.
Содержание ВСОКО
Оценка качества образования осуществляется по следующим направлениям:
4.1. Качество образовательных результатов:
- предметные результаты обучения (включая внутреннюю и внешнюю диагностики, в том числе ГИА обучающихся 9,11-х классов);
- метапредметные результаты обучения (включая внутреннюю и внешнюю диагностики);
- личностные результаты (включая показатели социализации обучающихся);
- здоровье обучающихся (динамика);
- достижения обучающихся на конкурсах, соревнованиях, олимпиадах;
- удовлетворённость родителей качеством образовательных результатов;
- профессиональное самоопределение обучающихся.
4.2. Качество реализации образовательного процесса:
- основные образовательные программы (соответствие требованиям ФГОС (ФК ГОС);
- рабочие программы по предметам УП;
- программы внеурочной деятельности
- реализация учебных планов и рабочих программ (соответствие ФГОС и ФК ГОС);
- качество уроков и индивидуальной работы с обучающимися;
- качество внеурочной деятельности (включая классное руководство);
- удовлетворённость учеников и родителей уроками и условиями в школе;
- адаптация обучающихся к условиям школьного обучения и при переходе на следующий уровень образования.
4.3. Качество условий, обеспечивающих образовательный процесс:
- материально-техническое обеспечение;
- информационно-развивающая среда;
- санитарно-гигиенические и эстетические условия;
- медицинское сопровождении;
- организация питания;
- психологический климат в образовательном учреждении;
- использование социальной сферы микрорайона и города;
- кадровое обеспечение;
- общественно-государственное управление (Управляющий совет, Педагогический совет, Совет родителей, Совет учащихся);
- документооборот и нормативно-правовое обеспечение.