Создание рабочей атмосферы
Вопрос налаживания дисциплины тесным образом связан с созданием творческой атмосферы. Как наладить отношения со студентами и не давать им бездельничать? Как достичь равновесия человеческой и творческой активности? Как заставить их работать и не потерять интерес?
Все эти вопросы волнуют не только начинающих, но и вполне опытных педагогов. Конечно, не существует единых рецептов, и каждый, кто занимается педагогической деятельностью, вырабатывает свои, приходящие с опытом, варианты общения и выхода из конфликтных ситуаций.
Однако, вероятно, можно акцентировать внимание на некоторых особенностях коммуникативной культуры. Вот, что пишет И.И. Зарецкая в своей книге «Коммуникативная культура педагога и руководителя»:
«Важное условие гуманизации деятельности педагога - овладение методами психолого-педагогической поддержки. Поддержка требуется на всех этапах развития воспитанника. Первый этап - открытие ребёнком своих возможностей. Психолого-педагогическая поддержка на этом этапе состоит в создании условий, благодаря которым воспитанник поверит в свои силы. Второй этап - возникновение потребности в
Стр. 14
реализации своих возможностей. Чтобы такая возможность возникла, педагогическая поддержка направлена на поиск стимулов, т.е. внешних побудителей, которые формируют внутреннюю готовность к действию. мотив. Третий этап - реализация потребности в деятельности, адекватной возможностям и склонностям личности. Вот на этом этапе поддержкой будет включение в ту деятельность, которая позволит самоактуализироваться и самоутвердиться в новом личностном приобретении.
Всё это возможно только при условии создания доброжелательной, доверительной атмосферы. Преподаватель должен быть настроен на положительный результат, эффективный процесс, радоваться успехам студентов и иметь верные установки до и во время урока.
Главная тема обеспокоенности педагога - непрерывность процесса обучения. Его внимание, сосредоточенное на деле, его критерии иконки, которые касаются не студента, а того, что он делает, его умение добиться положительного результата - обеспечат создание той неповторимой атмосферы творчества, о которой мечтает каждый педагог, и к которой студент максимально реализует свой творческий потенциал.
Доверие педагога - его надежда на то, что студент обязательно
выполнит данное ему задание, вера в возможности студента, уважение
к нему и соединении с доверием ученика, ощущением, что преподаватель в силах дать ему все необходимые знания и умения - может содействовать созданию такой атмосферы.
К сожалению, многие преподаватели склонны рассматривать поведение ученика на уроке, как положительное или негативное отношение к себе. Как правило, эти два понятия не имеют ничего, общего.
Студент может прекрасно относиться к педагогу, но не уметь сосредоточить, свое с внимание на нужном упражнении, а может идеально себя И мри плохих взаимоотношениях.
В учебном процессе, как правило, приобретают знания обе стороны. Даже опытный преподаватель не может знать всё без исключения, поэтому, не имея ответа на конкретный вопрос студента, начинающий преподаватель не должен стесняться. Самое лучшее в таком случае, четно признаться
в своём незнании и перенести ответ на следующий урок, и не наводить «тень на плетень» и выставлять ученика в дурном свете за «неудачно» заданный вопрос. В таком случае, студент будет
Стр. 15.
чувствовать в преподавателе не отстранённого контролера, а авторитетного учителя.
Необходимо помнить, что
• точность объяснения домашнего задания, образные примеры и своевременный контроль стимулируют учащихся к творчеству,
• конструктивная критика, которая направлена на достижение результата, а не на корректировку и неприятие личности, даёт возможность уточнения всех аспектов предмета,
• учёт индивидуальных психологических и профессиональных
особенностей повышает эффективность учебного процесса,
• разработка новых методов обучения повышает творческий потенциал.
Всё это и многое другое способствует созданию творческой атмосферы на уроках по сценической речи. Задание:
- Анализируйте уроки преподавателей. Обратите внимание на методы, которые способствуют созданию рабочей, творческой атмосферы.
- Проанализируйте конфликтную ситуацию, предложите свои
варианты ее решения.
Междисциплинарные связи
Последовательность изучения отдельных разделов предмета предусматривает принцип комплексности, состоящий в том, что каждый последующий раздел объединяет навыки техники речи, полученные при освоении предыдущих разделов предмета. Это играет значительную роль при выработке профессиональных критериев оценки работы студентов. Так, работая с русской народной сказкой, педагог обращает внимание не только на точность ударений, соблюдение норм современного произношения и другие орфоэпические особенности, но и на распределение выдоха, дикционную точность, звучание голоса и т.д.
Вторым комплексом является совмещение в едином учебном процессе освоения студентами предметов «Мастерство актёра» и «Сценическая речь».
Программа обучения студентов построена таким образом, что па занятиях по мастерству актёра (упражнения, этюды, отрывки, роли и
Стр. 16
дипломных спектаклях) студент должен использовать навыки, приобретенные ранее на занятиях по технике речи.
Так, в программе предмета «Мастерство актёра» Театрального института имени Б. Щукина (А.Г. Буров, П.Е.Любимцев. Мастерство актёра. Учебная программа для студентов актёрского факультета. Издательство Театрального института имени Б. Щукина. М., 2005.) в III семестре предусмотрены наблюдения, профнавыки и этюды к образу. (Профнавыки — упражнения, которые помогают студентам освоить определённый профессиональный навык чистильщик обуви, кондитер, официант и др. Этюды к образу - студенты этюдным методом постигают данные им образы специально выбранного произведения -играть нужно вымышленные ситуации, не прописанные в произведении.)
Для того чтобы полноценно освоить эти упражнения и этюды, необходимо овладеть одной из составляющих элементов образа - характерностью речи. Именно поэтому в программе по сценической речи в III семестре предусмотрен этот раздел. Таким образом, занятия по освоению характерности речи параллельно проходят по двум предметам, что помогает студентам более эффективно освоить предложенный раздел.
Многолетняя педагогическая практика показывает, что реализация комплексного подхода даёт возможность будущему артисту использовать речевые навыки в своей профессиональной деятельности. Таким образом, роль специальных дисциплин, в том числе сценической речи, значительно расширяется и приобретает не узконаправленное, а общепрофессиональное значение.
Ниже приведена модель междисциплинарных связей, иллюстрирующая данное положение на примере первых четырёх семестров. Необходимо учитывать, что данная модель демонстрирует посеместровые параллели и не ставит перед собой задачу обязательного совмещения отдельных тем предложенных предметов.
Стр. 17
Модель междисциплинарных связей
Разделы программы предмета «Мастерство актёра» | Разделы программы предмета «Сценическая речь» |
I семестр | |
Задача семестра - подготовить речевой аппарат студента к рождению слова. Студенты действуют на сцене «от себя» - «я» в предлагаемых обстоятельствах. Все упражнения и этюды проходят без слов - в условиях «органического молчания». | |
Сценическое внимание | Выявление индивидуальных речевых недостатков студентов |
Освобождение мышц | Снятие мышечных зажимов |
Воображение и фантазия | Нахождение, укрепление и активизация мышц дыхательно-голосовой опоры |
Предлагаемые обстоятельства | Воспитание начальных навыков фонации |
Упражнения на память физических действий | Работа по нахождению и использованию резонаторов |
Физическое самочувствие Перемена отношения к предмету | «Вывод звука» |
Перемена отношения к месту действия | Установка гласных и согласных звуков |
Оценка факта | Нормы литературного языка Отличия устной и письменной речи |
Перемена отношения к партнеру | Отличия устной и письменной речи |
Этюды на общение в условиях «органического молчания» | Упражнения на закрепление полученных навыков на основе словесного действия |
II семестр | |
Показ самостоятельных отрывков | Продолжение работы над укреплением мышц дыхательно-голосовой опоры |
Упражнения и этюды на общение со словами | Дыхание в речи |
Дыхание в движении Нахождение и укрепление голосового центра (в групповом и индивидуальном варианте) | |
Рождение слова на сцене Контроль педагогов по мастерству актёра и сценической речи за использованием навыков, полученных на занятиях по сценической речи в I семестре | «Посыл» звука Развитие диапазона голоса Завершение установки согласных звуков Дальнейшая работа над исправлением индивидуальных речевых недостатков на материале скороговорок Понятие темпа и ритма речи Удержание и смена темпо-ритма речи Совершенствование норм произношения Понятие мелодики русского языка Упражнения, направленные на закрепление полученных навыков. |
III семестр | |
Наблюдения за людьми, за животными, упражнения на фантазию | Проверка полученных ранее навыков |
Профнавыки - упражнения на приобретение профессиональных умений | Составление индивидуальной разминки с учетом сложностей речевого аппарата каждого студента |
Этюды к образу | Характерность речи |
Контроль сценической речи студентов с учетом пройден- ного речевого материала. Применение раздела «Характерность речи» в упражнениях и этюдах на занятиях по мастерству актёра. | Логика речи Чтение с листа |
IV семестр | |
Педагогические отрывки Самостоятельные отрывки Совершенствование речевых навыков каждого студента и использование их на занятиях по мастерству актёра. | Индивидуальные и групповые разминки по всем разделам предмета Стихосложение |
Задачи второго года обучения сценической речи заключаются:
• в автоматизации навыков по разделам «техники речи» и свободном использовании их на занятиях по мастерству актёра;
• в составлении индивидуальной разминки, задача которой состоит в том, чтобы уметь самостоятельно подготовить свой речевой аппарат к звучанию;
• в освоении действенного анализа прозаического и поэтического
текста.
Для осуществления предложенной временной взаимосвязи двух предметов необходим поэтапный контроль и мотивация методики и методологии профессионального обучения. Основные, обязательные этапы контроля речи студентов на занятиях и показах по мастерству актёра:
• самостоятельные отрывки - март - второй семестр
• переход от этюдов на «органическое молчание» к этюдам «с импровизированным текстом» - занятия, прогоны и экзамен второго семестра;
• раздел «наблюдения» - июнь - второй семестр, октябрь - третий
семестр;
• раздел «этюды к образу» - занятия, прогоны и зачёт третьего
семестра;
• самостоятельные отрывки - март - четвёртый семестр;
Стр. 20
• педагогические отрывки - репетиции, прогоны и экзамен четвёртого семестра.
Преподаватель по речи обязан посещать занятия по мастерству актёра, прогоны и экзамены, проводимые кафедрой «Мастерство актёра». Во время показа преподаватель подробнейшим образом записывает замечания по всем разделам предмета, чтобы после основного разбора, проводимого художественным руководителем курса, сделать студентам курса индивидуальные замечания, которые касаются их речи.
В дальнейшем, на старших курсах роль педагога по речи может приобрести еще большее значение. Его участие в педагогических отрывках, заявках на спектакли, работа со стихотворной драмой, монологом, речевой характерностью может облегчить репетиции педагогам по мастерству актёра и режиссёрам дипломных спектаклей.
В программе по мастерству актёра Театрального института им. Б. Щукина (А.Г. Буров, П.Е.Любимцев. Мастерство актёра... ) существует несколько принципиальных положений, которые отличают её от программ по данной дисциплине в других творческих вузах. Одно из таких положений гласит: «Принципиальное положение работы кафедры мастерства актёра заключается в том, что мы категорически отвергаем систему «мастерских». Реализация программы... осуществляется усилиями всей кафедры на каждом курсе и на любом этапе обучения».
Б.Е. Захава, много лет руководивший институтом, пишет: «Нужно каждого воспитанника Школы поставить, так сказать, под перекрёстный огонь различных педагогических воздействий разных преподавательских индивидуальностей».
На кафедре сценической речи Театрального института имени Б. Щукина в течение последних десятилетий существовала следующая практика преподавания предмета. Курс (примерно 30-40 человек) делился на две группы, каждую из которых вёл отдельный педагог. Он проводил групповые и индивидуальные занятия только в своей группе. В результате курс, представляющий собой единый организм, фактически был разделён на две части по принципу «мастерских», в том числе зачёты и экзамены по сценической речи группы студентов сдавали и оценивались кафедрой отдельно друг от друга.
Начиная с 1999 года, автором совместно с профессором кафедры «Сценической речи» Театрального института имени Б. Щукина М.П. Оссовской было предложено перейти на принятую, на кафедре
Стр. 21
«Мастерство актёра» систему преподавания, при которой занятия на курсе проводились бы двумя преподавателями параллельно. При этом сохраняется единая программа, учебный план и методика преподавания предмета «Сценическая речь».
На курсе (первый и второй год обучения) работают два преподавателя, поочередно ведущие занятия в каждой группе. При этом текущий материал делится на разделы, например, теория орфоэпии - первый в обеих группах, теория дикции - второй в обеих группах, практические занятия по обоим разделам оба преподавателя ведут поочередно.
Соответственно зачёты и экзамены принимались кафедрой у всего курса в целом. При таком варианте занятий студент имеет возможность более полного освоения предмета, так как:
• педагоги работают по одной методике, но пользуются различными методическими приёмами;
• студенты имеют возможность получить более объёмное представление о предмете;
• каждый педагог привносит свой человеческий и профессиональный опыт: знание театральных традиций, культуру общения, интеллект и т.п.;
• различие педагогических индивидуальностей подразумевает разнообразие упражнений, отличие в подборе литературного материала и его сценического решения;
• наличие нескольких педагогов облегчает психологическую адаптацию студентов при переходе от среднего к профессиональному образованию;
• увеличиваются возможности многостороннего развития студента.
Из этого следует, что предложенная и проверенная система обучения подтверждает и продолжает традиции Вахтанговской школы, а полученные результаты направлены на главную цель обучения - воспитание и формирование личности студента, его творческой, сценической индивидуальности. Данная система обучения получила одобрение и поддержку кафедры, и многие преподаватели стали её использовать в своей практике.
Стр. 22
Задание:
- Внимательно изучите учебные программы по предметам «Мастерство актера» и «Сценическая речь» (см. список рекомендуемой литературы).
- Обоснуйте целесообразность системы обучения в Вахтанговской школе.
Внутри предметные связи
Методическая точность и профессионализм, помимо меж предметной взаимосвязи, включают в себя и комплексность (взаимовлияние) всех без исключения разделов техники сценической речи. На практике, после кратких теоретических объяснений конкретного раздела, преподаватель предлагает студентам упражнения на овладение первичными практическими навыками. После освоения первоначальных упражнений на различные темы (резонирование, произношение ударных гласных и т.д.), педагогические и студенческие задачи усложняются. Важно понимать и помнить, что контроль за разнообразными речевыми произносительными ошибками может выполняться на основе одного упражнения. Рассмотрим варианты такого внутри предметного контроля.
Упражнение:
Как на горке, на пригорке
Жили 33 Егорки.
Раз Егорка,
Два Егорка,
Три Егорка,
Четыре Егорка и т.д.
Внимание педагога должно быть направленно на:
· свободу мышц;
· правильность осанки;
· активную работу мышц дыхательно-голосовой опоры;
· умение сделать вдох и целесообразно распределить выдох;
· работу резонаторной системы;
· голосовой посыл — точную направленность текста;
· произношение ударного гласного звука;
Стр. 23
• произношение безударного гласного звука (особое внимание обратить на звучание заударных гласных);
• произношение слова с предлогом;
• общую внятность речи;
• четкое произнесение согласных звуков (особое внимание обратить на произнесение звука йот);
• логическое выделение числительных;
• развивающуюся интонацию перечисления;
• ритмическую точность;
• словесное действие и т.п.
Задача преподавателя - добиться верного результата по всем направлениям работы. Задача эта сложная, на первых этапах педагогической деятельности не всегда реальная. Для ее выполнения необходимо активно заниматься развитием педагогического слуха, определением причин речевых погрешностей студентов, выбором конкретных упражнений для устранения той или иной произносительной ошибки и многого другого, что будет способствовать развитию профессионализма преподавателя.
Каждое упражнение, как правило, имеет несколько этапов работы и может быть использовано как в конкретных (внутри раздела), так и в комплексных разминках. Например, текст:
Мой милый маг, моя Мария,
Мечтам мерцающий маяк,
Мятежны марева морские,
Мой милый маг, моя Мария и т.д.
Варианты использования текста:
• звучание сонорных согласных - протяжное звучание;
• звучание ударных гласных - протяжное звучание;
• звучание «стаккато»;
• чередование протяжного и короткого звучания;
• дыхание в речи — распределение выдоха (доборы воздуха после каждой строки, через две строки, четыре строчки на одном дыхании);
звуко-высотный диапазон (повышение по слову, по строке, целиком текст);
Стр. 24
• смена смыслового центра строки и текста в целом;
• использование словесного действия;
• отработка «чтения» знаков препинания и т.п.
При необходимости преподаватель соединяет различные варианты использования текста, постепенно усложняя их комбинации, добиваясь тем самым, облегчения автоматизации разнообразных речевых навыков.
На примере раздела «Дыхание» рассмотрим возможные внутри предметные связи:
• дыхание связано с голосоведением, т.к. мышцы дыхательно-голосовой опоры являются основой при постановке речевого голоса. Умение сделать вдох и правильно распределить выдох - непосредственно связано с устойчивой, плавной фонацией;
• дыхание связано с дикцией, т.к. направление и сила струи выдыхаемого воздуха, а также качество дыхания непосредственно влияет на произношение звуков русского языка;
• дыхание связано с орфоэпией, т.к. отличие произнесения звуков
от написания автоматически меняет силу и направление струи выдыхаемого воздуха (например, оглушение звонких согласных в конце слова - кровь (ф), шарж (ш)), а также тем, что ритмическая организация слов и мелодика предложений определенным образом связана с дыхательным ритмом;
• дыхание связано с логикой звучащей речи, т.к. доборы воздуха рекомендуется брать во время логических пауз. Неверное распределение дыхания влечет за собой изменение смысловой нагрузки текста.
Остановимся подробнее на дикционных недостатках, связанных с процессом дыхания. Так, ошибка студента при произнесении звука «Ж» может быть оттого, что струя выдыхаемого воздуха направлена в зубы и в губы, а не в нёбо. В таком случае, отсутствует необходимая вибрация, и звук требует корректировки с точки зрения направления дыхания.
Точное произнесение свистящих звуков «С» и «3» зависит, в том числе, от силы выдыхаемого воздуха. Опыт показывает, что уменьшение воздушной струи нормализует чистоту индивидуального звучания.
При исправлении фрикативного «Г», со студентом необходимо делать упражнения на «тёплый» и «холодный» выдох, т.к. именно качество дыхания может продемонстрировать учащемуся отличие диалектного стр.
Стр. 25
Проблема молодых педагогов часто состоит в том, что, стремясь дать как можно больше материала, развлечь, «закидать» студентов упражнениями - они делают это в ущерб методической «выверенности». Важно соизмерять количество упражнений и возможность их освоения конкретной группой студентов, помнить, что чрезмерный объём материала не даёт возможности студентам сосредоточить внимание на основах предмета.
Если упражнение не освоено или не понято каждым студентом группы, педагог не может двигаться дальше, так как методика обучения предполагает поэтапное усложнение материала. Невозможно подняться на следующую ступень, не пройдя предыдущую.
Логика учебного процесса в разделе «Дыхание»:
• мотивация обучения;
• диагностика типичных дыхательных проблем в группе и на индивидуальных занятиях;
• нахождение и активизация мышц дыхательно-голосовой опоры;
• носовое дыхание;
• «теплый» выдох;
• «фиксированный» выдох;
• вдох - добор;
• «длинный» выдох;
• дыхание в речи;
• дыхание в движении.
Соответственно, упражнения на двигательную активность не могут идти раньше, чем освоена тема «носовое» дыхание или «вдох - добор». Так, двигаясь от простого к сложному, постепенно усложняя практические задания, преподаватель ведет студента по пути автоматизации дыхательных навыков.
Ещё один немаловажный методический вопрос - соотношение «технических» и «творческих» упражнений в процессе обучения. Решение этого вопроса до сих пор рождает споры и не является однозначным. На наш взгляд, при решении данного вопроса нужно учитывать два соображения. Первое и основополагающее: у любого технического упражнения должна быть точная задача, которая делает его осмысленным и результативным, и перспектива, которая даёт возможность преподавателю ис-
Стр. 26
пользовать это упражнение в разных целях. Творческие упражнения являются связующей нитью, которая соединяет предметы «Мастерство актера» и «Сценическая речь».
Так, разработка языка на звукосочетаниях «тд», «тк» является примером технического упражнения, а спор двух студентов, с использованием этих же звукосочетаний - творческим упражнением.
Вероятнее всего, методически продуманное разумное сочетание, чередование и последовательность разнообразных упражнений должны помочь будущему актёру использовать полученные речевые навыки для творческого процесса создания сценического образа.
Задания:
- Занимайтесь развитием внимания и педагогического слуха (умение на слух определить причину речевой ошибки).
- Предложите варианты упражнений с учетом поэтапного усложнения комплексных задач.
- Выберите текст и предложите разные задачи его использования и методы работы с ним.
- Продумайте логику учебного процесса по другим разделам предмета.
- Найдите возможные внутри предметные связи.