Особенности информационных сред в науке и образовании
На современном этапе информатизации общества ценность информации и удельный вес информационных услуг резко возросли. Это дает основание говорить о том, что главную роль в процессе информатизации главную роль играет собственно информация, которая не производит материальных ценностей, но сама является основной ценностью в различных сферах жизнедеятельности общества. Поэтому для обеспечения эффективного использования информации одной из наиболее перспективных, хотя и достаточно сложных проблем информатизации науки и образования, является формирование информационных сред различных уровней – в рамках учреждения, организации, региона, страны.
В социальном смысле понятие «среда» включает в себя окружающие человека общественные, материальные и духовные условия его существования и деятельности. Это зона непосредственной активности индивида, его ближайшего развития и действия. Отношения в среде предполагают взаимовлияние, взаимодействие субъектов и окружения.
Профессиональная среда - окружение, в котором человек может работать по специальности и совершенствовать свой профессиональный уровень. Информационная среда предполагает организацию этого пространства на основе новых информационных технологий. Соответственно информационная среда в науке представляет собой информационное пространство научной организации (центра, института и др.), позволяющее участникам научно-исследовательской деятельности оперативно обмениваться информацией, совместно использовать ее, хранить и распространять для производства новой информации и внедрения ее в практическую деятельность исследуемой сферы. В образовании – это информационное пространство дисциплины, педагога, учащегося, образовательного учреждения, управляющих структур и т.д. В концепции информатизации сферы образования Российской Федерации термину «информационная среда» дается следующее определение: «Под информационной средой понимается совокупность программно-аппаратных средств, информационных сетей связи, организационно-методических элементов системы высшей школы и прикладной информации о предметной области, понимаемой и применяемой различными пользователями, возможно, с разными целями и в разных смыслах».
Необходимым условием формирования собственной информационной среды является осознание ее создателями специфики ее возможностей, свободное владение приемами, методами и необходимым инструментарием для реализации этих возможностей. Основным инструментарием являются современные информационно-коммуникационные технологии, представляющие собой совокупность средств и технологий сбора, накопления, передачи, обработки и распределения профессионально-ориентированной информации, способствующих возникновению и развитию процессов информационного взаимодействия.
Формирующим фактором для информационной образовательной среды являются реальные условия оснащенности подразделений средствами информационных технологий, состояние локальной сети, возможность выхода в Интернет, наличие свободного доступа к компьютерам. Но, с учетом реальной динамики процесса информатизации, необходимо ставить и опережающие задачи. Поэтому преподаватели могут придерживаться различных стратегий в создании своей информационной среды.
Можно выделить несколько уровней организации профессиональной информационной среды для преподавателя:
− уровень рационализации традиционной профессиональной деятельности с использованием компьютерных инструментов (электронные документы с организационными, дидактическими материалами, электронные средства наглядности, поиск информации в Интернете, представление и хранение информации на основе простых информационных структур);
− уровень профессиональной деятельности с активным привлечением информационных технологий (применение информационных технологий для решения ряда профессиональных задач);
− уровень профессиональной деятельности на основе информационных технологий (кардинальное преобразование профессиональной деятельности, самые широкие возможности предоставляют сетевые технологии).
Информационная среда профессиональной деятельности индивидуальна для каждого педагога, именно от него во многом зависит ее насыщенность, структурированность и динамика развития. Но, в то же время, она не существует обособленно. В первую очередь она интегрируется в информационную среду школы, кафедры, факультета, университета, взаимодействует с глобальной информационной средой.
Информационное наполнение среды педагога можно разделить на четыре вида: учебная информация, методическая информация, научная информация, профессионально-личностная информация.
Учебная и методическая информации предназначены для организации самостоятельной работы обучающихся на основе интеграции различных форм и стратегий освоения материала. С использованием различных информационных технологий осуществляется информационное и дидактическое обеспечение преподаваемой дисциплины. Перед педагогом стоит задача на основе новых методик, отражающих специфику информационных условий и возможностей, преобразовать предметное содержание таким образом, чтобы через него осуществлялось управление познавательной деятельностью.
Основными преимуществами использования учебной и методической информации в развитой информационной образовательной среде являются: расширение информационного поля, повышение системности в представлении информации, возможность автоматизированного контроля и самоконтроля, использование методов, основанных на расширении потенциала творческой активности обучающихся и оперировании насыщенными информационными потоками, потенциальная вариативность в освоении. Значительный потенциал заключен в информационных образовательных ресурсах, являющихся результатом объединения усилий специалистов в различных предметных областях, имеющих широкий спектр применения и многочисленную виртуальную аудиторию обучающихся.
При подготовке методической информации педагог проектирует процесс достижения образовательных целей обучающимися, самостоятельная работа которых организуется на базе электронных образовательных ресурсов. Для обеспечения неоднократного (для разных групп) самостоятельного освоения электронных ресурсов необходимы методические описания рациональных приемов и видов деятельности, критериев правильности решений, рекомендации по представлению результатов обучения. Управление возможно осуществлять в отношении дифференцированного освоения учебного материала с учетом образовательных запросов различных групп и во временном отношении (задаются временные ориентиры в процессе освоения).
В области научной деятельности педагог получает возможность использовать инструменты информационных технологий при проведении всех видов педагогических исследований: автоматизированное накопление и анализ данных эмпирических исследований (с использованием электронных таблиц, баз данных, программ статистической обработки данных), сетевое анкетирование, интервьюирование с применением видеотехнологии, сбор, накопление, обработка и представление данных педагогического эксперимента.
В условиях информационной среды педагогу легко быть в курсе самых передовых достижений в своей предметной области за счет обращения к ресурсам глобальной сети, участия в телекоммуникационном обмене с коллегами, становясь членом различных сетевых профессиональных сообществ. Уникальны возможности информационных технологий в организации сетевых распределенных научных коллективов. Педагог получает возможность постоянного профессионального развития, что оказывает положительное влияние и на образовательный процесс.
Важной характеристикой информационной среды деятельности является степень отражения в ней личности конкретного педагога. Этой цели служит «личная страница» с самопрезентацией, где могут быть размещены фотографии, представлена информация, характеризующая сферу профессиональных и научных интересов, достижений педагога, а также круг увлечений и т.п. Важно учитывать, что личностные проявления необходимы в удаленной коммуникации. Ощущение присутствия за электронными материалами реального педагога повышает мотивацию, ответственность при их освоении обучающимися, усиливает интерес в профессиональном общении. В плане реализации это может быть система экспертных и корректирующих сообщений, адресованная группам или отдельным субъектам, e-mail–общение, оперативный обмен репликами при обсуждении научных статей, используя технологию телеконференций.
Можно выделить три типа информационной деятельности педагога:
− использование информационных ресурсов;
− создание информационных ресурсов;
− организация информационных потоков (электронные коммуникации).
При использовании информационных ресурсов (поиск и систематизация ресурсов Интернета, электронные издания, электронные библиотеки, программные средства учебного назначения и т. п.), с учетом современного процесса лавинообразного нарастания информации в различных отраслях знания, особое значение приобретают такие информационные умения педагога, как пользование системами для получения информации; оценивания эффективности и надежности информации, полученной из различных источников, владения основными навыками хранения информации.
Свойством информационной среды педагога является ее постоянное развитие и пополнение. В этом процессе могут принимать участие как сам педагог, так и обучающиеся, пополняя среду материалами своих творческих работ, сетевых дискуссий результатами проектной деятельности. На основе накопления этих информационных банков преподаватель может строить новые алгоритмы образовательной деятельности.
Создавая электронные образовательные ресурсы, ориентированные на самостоятельное освоение обучающимися, педагог видоизменяет одну из основных своих функций — функцию передачи знаний. Целью является не доставка обучающимся информации в «готовом» виде, а создание условий для ее продуктивного усвоения. Педагогические возможности нелинейного выстраивания учебного материала достаточно широки за счет включения различных видов связей:
− структурных, отражающих основную логику изложения;
− контекстных (определение термина, биографические данные, увеличенное отображение графических объектов);
− расширяющих (изложение информации с большей степенью подробности, альтернативная информация, ссылки на электронные библиотечные ресурсы, Интернет-ресурсы);
− объектных (ссылки на графические иллюстрации, анимации, аудиофрагменты, видеофрагменты, программы);
− вспомогательных (справочники, словари, «помощь» и «подсказки» на основе прогнозирования возможных реакций, запросов, ошибок обучающихся).
При разработке электронных материалов педагог может использовать компьютерный инструментарий для полимодального представления информации (мультимедийные возможности информационных технологий).
В плане практической реализации это может быть стандартизованная инструментальная оболочка дистанционной поддержки образовательного процесса или же собственная информационная инфраструктура, реализованная такими средствами, как, например, технологии сайтостроения.
Таким образом, педагог существенно расширяет информационное поле освоения дисциплины. Эффективно создание информационной среды коллективом педагогов, когда объединяются усилия ведущего специалиста (профессора, научного руководителя), организаторов и исполнителей (доцентов, ассистентов, учителей, руководителей и т.д.). Необходимо учитывать, что ресурсное наполнение среды - процесс достаточно продолжительный, а полноценное использование ее возможностей в образовательном процессе возможно, когда достигается достаточная степень насыщенности электронными материалами. Поэтому в вузах, например, целесообразно изначально распределять усилия педагогов в рамках кафедральных коллективов, а также создавать межфакультетские группы при разработке ресурсов общего и междисциплинарного назначения. Перспективным является направление портального представления информации, предусматривающего интегрирование отдельных электронных ресурсов в общую образовательную или научную информационную среду на основе деятельности специально созданной инфраструктуры (информационных управлений, отделов).
Важнейшим качеством информационно-образовательной среды является ее интерактивность. С применением телекоммуникационных технологий решение ряда профессиональных задач происходит на качественно новом уровне. Основное преимущество, которое дает коммуникация в этой среде, это получение дополнительных степеней свободы всеми субъектами образовательного и научного процесса по отношению к традиционным формам. В образовательном процессе удаленное техникоопосредованное взаимодействие может использовать при решении педагогических задач на различных уровнях - от репродуктивного до творческого. Это может быть возникшая потребность в получении e-mail-консультации, пересылка электронных посланий с результатами выполненных заданий, контрольное тестирование. Более сложные сценарии при построении учебного процесса на основе деятельностного подхода предполагают участие педагога и учащихся в сетевых тематических дискуссиях (форумах и телеконференциях), сетевую проектную деятельность, синхронное общение в видеоконференциях.
Особое значение имеет сетевая коммуникация в профессиональном взаимодействии с коллегами. Это и возможность решать текущие проблемы в условиях высокой занятости путем персонального общения (e-mail, ICQ, Skype), и средство дистанционного обмена опытом, обсуждения научных проблем, повышения квалификации.
Открытость и прозрачность информационной среды дает дополнительные возможности в установлении профессиональных связей и контактов, в том числе и международных.
Таким образом, можно сказать, что в информационной среде педагога взаимосвязано объединяются среда образовательной деятельности и среда профессионального развития педагога. Педагогу необходима готовность к осуществлению информационной деятельности в различных информационных условиях, освоению новых средств (самостоятельно или в сотрудничестве со специалистами в области ИТ) и адаптации их для решения своих профессиональных задач.