Рационально-прагматический» тип игровой культуры
Целесообразный, разумно Обоснованный подход в выборе системы средств организации образовательного и воспитательного процесса школы демонстрирует новый тип игровой культуры — «рационально-прагматический», охватывающий собой практически весь XIX век и начало XX века. …Рационализм обращения к феномену игры проявляется, прежде всего, в том, что игра как метод обучения и воспитания стала занимать равноправное положение наряду с другими методами. Обратившись к изучению потребностей школы, педагоги-рационалисты, выстраивая свои педагогические концепции, вели поиск наиболее рациональных форм воспитания и образования и их оптимального сочетания. Так появляются школы, где на практике изучались возможности каждого конкретного средства, приема, метода воспитания или сочетания нескольких из них.
Рассматривая игру как самостоятельную и свободную деятельность ребенка, педагоги исходили из потребностей растущего детского организма в активных действиях, способствующих его развитию и совершенствованию. Отсюда многочисленные проекты и рекомендации Ф. Фребеля в использовании игрового оборудования, пожелания Ф.Э. Бенеке стремиться увидеть в детской игре отражение душевного порыва и детской непосредственности. Систематическое изучение игры детей позволило констатировать тот факт, что в ней, как в зеркале, отражается окружающая действительность, для которой характерны как позитивные, так и негативные стороны (К.Д. Ушинский).
Исследователи детской игры впервые обращаются к ее изучению с позиций рассудочного отношения, понимая ее как универсальное педагогическое средство. В работах отечественных и зарубежных педагогов раскрывались возможности игры в физическом и психическом развитии личности (П.Ф. Каптерев, Ф. Фребель), в социальном становлении ребенка (М.М. Рубинштейн, К.Д. Ушинский), в организации процесса обучения (С.И. Гессен, М. Монтессори).
Игра перестала восприниматься как явление, назначение которого — развлечение, наиболее важными приоритетами в толковании игры стали те, которые были связаны с потребностями развивающейся личности ребенка; его свободы, творчества, совершенствования природных сил.
В последней четверти XIX века в философии и педагогике нарастает тенденция прагматизма. В зарубежной педагогической мысли прагматизм достигает наивысшего расцвета к середине XX столетия. Его ведущим представителем в педагогике стал Дж. Дьюи, подчеркивавший ценность мышления человека, отмечавший его действенность, способность служить средством достижения успеха, решения жизненных задач. Мышление индивида — средство приспособления к окружающей среде с целью успешного действия. Содержание значения действий определяется их практическими последствиями.
На рубеже XIX—XX вв. педагогическая мысль претерпела значительные изменения, наиболее популярными в педагогических теориях становятся идеи воспитывающей роли образования, нравственного воспитания, значительно оживившие исследования в области дидактики. Все это служит подтверждением эволюции традиций рационализма и их постепенного вытеснения набирающим силу и сторонников прагматизмом в конце XIX — начале XX века. Идея воспитания в деятельности, согласно которой в отечественной педагогике был обоснован деятельностный подход, стала основополагающим принципом в деятельности всех педагогических коллективов. Прагматизм становится в эти годы всеобщей универсальной методологией развития образования. Игра в этом контексте оказывается тем средством воспитания, которое максимально рационализирует детство, придает всякой детской деятельности сопряжение с пониманием ее пользы и целесообразности.
В конце XVIII века складывается «рационально-прагматический» тип игровой культуры, представители которого демонстрировали разумное, рассудочное отношение к феномену игры, исходя из потребности найти универсальное основание для толкования игры, из которого можно было бы вывести основные позиции ее применения в образовании и воспитании детей. Характерной чертой педагогических теорий игры этого времени является соответствие основному требованию — удовлетворять потребность ребенка в активности, приносить ему удовольствие и пользу его растущему организму.
Представители этого типа игровой культуры пытались соотнести цели воспитания с потребностями ребенка в активности, играх, развлечениях. Согласно их теориям в образовании и воспитании детей усиливается значение дидактической, развивающей, коммуникативной, развлекательной и социокультурной функций. Эта же динамика подтверждается на практике.