Часть вторая информационно-ознакомительные характеристики овг 2 страница
Например, первый вариант, продолжительностью 15— 20 мин:
первая серия — 5—6 упражнений: движения головой, руками, туловищем, тазом — относительно простые и короткие;
вторая серия — до 60 сек: бег, подскоки, танцевальные шаги с постепенным увеличением темпа и продолжительности каждого вида.
Второй вариант: до 30 минут:
первая серия — повторение первого варианта;
вторая серия: беговые упражнения до двух минут, переход на ходьбу и дыхательные упражнения;
третья серия: 10—12 упражнений в партере для развития гибкости и силы;
четвертая серия — до 5 мин: беговые, прыжковые, танцевальные упражнения.
Третий вариант — 45—60 мин:
первая серия — основа первого варианта;
вторая серия — основа второго варианта;
третья серия — упражнения для всех групп мышц, выполняемые с большой амплитудой и значительными напряжениями;
четвертая серия — прыжково-беговая нагрузка 2—5 мин;
пятая серия — партерные упражнения (10-12);
шестая серия — повторение четвертой.
Заключительная часть направлена на успокоение и расслабление, содержит 2—4 легких упражнений на расслабление, растягивание, акцентированное на удлиненном выдохе спокойное дыхание. Как дополнение возможно использование приемов аутогенной тренировки или медитация. Продолжительность третьей части 2—5 минут.
За условную единицу комплекса упражнений обычно принимают отдельное движение звеном тела:
а) движения головой: повороты в стороны обычные и с
подниманием и опусканием подбородка, наклоны вперед
и назад, круговые движения;
б) движения руками: скрестные, круговые, поднима
ния и опускания —по характеру маховые или напряжен
ные, одновременные и поочередные с различным сочета
нием действий кистями, предплечьями, плечами;
в) движения туловищем: ссутуливания и прогибания,
наклоны и повороты, покачивания, волны, сгибания и
разгибания — с различным сочетанием действий в тех или
иных частях позвоночного столба, плечевого пояса и та
зобедренной области;
г) движения ногами: поднимания и опускания, взма
хи, махи с промежуточной или конечной остановкой, сги
бания и разгибания прямыми и в разной степени согну
тыми ногами, с разным сочетанием действий стопами,
коленями, бедрами.
Все эти движения сходны с теми, что выполняются в качестве общеразвивающих, но в Р.Г. они более свободны и стилизованы: позы округлены, движения пружинисты, но легки, выразительны, пластичны.
По сложившейся методике каждое отдельное движение повторяется не менее 8—16 раз (во все стороны), темп в процессе выполнения должен возрастать. При этом, как правило, уменьшается амплитуда движений, чем можно и пренебречь, но можно и постараться сохранить ее большой.
В Р.Г. имеются представления о некоторой усредненной частоте движений разными звеньями тела, которая служит ориентиром при подборе и дозировке упражнений:
—выполнение поз, движения головой, упражнения на расслабление и растягивание — 40—60 акцентов в минуту;
—движения туловищем, ходьба — 70—75;
—движения руками, плечевым поясом, тазом, махи, спокойные танцевальные движения — 80—90;
—бег, подскоки, танцевальные движения — 100—150;
— быстрый бег, рок-н-ролл — 160 и больше. При выполнении отдельных движений следует учитывать:
1) все движения в целом должны воздействовать на весь опорно-двигательный аппарат с акцентом на шейный, грудной и поясничный отделы позвоночника;
2) необходимо чередовать статические и динамические упражнения;
3) следует стремиться к точности исходных положений, направления и амплитуды движения;
4) акцент в упражнениях нужно делать на слабые звенья и мышцы;
5) желательно свободное равномерное дыхание, но допускаются кратковременные задержки, которые могут иметь положительное значение;
6) нужно постепенно усложнять движения и чередовать медленный и быстрый темп.
Режим занятия Р.Г. Выбор режима связан, помимо индивидуальных особенностей занимающегося с конкретными параметрами самих упражнений: темпом, амплитудой, напряженностью действий, количеством повторений и паузами между сериями, общей продолжительностью работы. С учетом всех этих показателей при подборе упражнений и составлении комплексов все же в качестве универсального следует считать реакцию на нагрузку сердечно-сосудистой системы.
За условный максимальный показатель нагрузки принимается такой, который рассчитывается по формуле «максимальная частота сердечных сокращений, равная 220 уд/мин, за вычетом возраста занимающегося». Например: для 40-летнего мужчины данный показатель будет составлять 180 уд/мин. Однако такие усредненные цифры имеют свои зоны колебаний, связанные с индивидуальными особенностями и уровнем подготовленности занимающегося, а также «факторами риска»: избыточности веса тела, функциональных отклонений, психологической нагрузки, темперамента. Для здоровых 30-летних людей оптимальная пульсовая зона работы составляет 130—150 уд/мин; для более молодых тренированных лиц — 170—190 уд/мин.
По данным ВОЗ целесообразны следующие уровни нагрузки: для оздоровительных видов упражнений оптимальная зона интенсивности работы в пределах 65—90 % от максимальной ЧСС для разных возрастных групп, но для
начинающих - 60 %, а для достаточно подготовленных — 70-85 %.
Критерием нормы восстановления пульса у здоровых людей считаются 5-10 мин. В Р.Г. важно проводить измерения пульса как после заключительной части занятия, так и после серий упражнений. В последнем случае в качестве поправки (учитывающей промежуточность измерения) прибавляют цифру 13.
Самоконтроль за переносимостью нагрузки может быть дополнен и другими приемами: визуальной оценкой частоты и свободности дыхания, наблюдением за цветом лица (побледнение - признак передозировки, небольшое покраснение — хорошо, очень сильное покраснение — вероятнее всего излишнее повышение кровяного давления), интенсивностью потоотделения. В качестве одного из показателей нагрузочности упражнений может служить качество выполнения двигательных действий: если оно вдруг резко ухудшается, это — свидетельство утомленности нервных центров; об этом же говорит снижение быстроты движений, хотя оно может возникнуть из-за утомления в большей степени самих мышц. В определении нагрузочности занятия весьма важна самооценка ее занимающимися, поэтому следует проводить опрос их и последующий учет их мнения при составлении комплексов и определении дозировки упражнений.
Безусловно необходим текущий медицинский контроль с объективной оценкой состояния функциональных систем и влияния на них используемых режимов. В то же время для общей оценки функциональной подготовленности возможно использование некоторых способов тестирования: «тест Купера», «степ-тест», или построение «физиологической кривой нагрузки». (О них можно получить информацию в специальной литературе).
Различные режимы физических упражнений, продолжительность занятия, их чередование и общее количество в недельном цикле — могут привести к разным эффектам.
Для поддерживающего эффекта и сохранения занимающегося в «зоне здоровья» достаточно 2—3 занятий в неделю при средней их продолжительности 20—30 мин. Занятия могут проводиться в любое время дня, но прием пищи должен быть не позже и не раньше, чем в полтора часа по отношению к нагрузке, а пища не должна быть обильной и своим составом способствовать двигательной
деятельности (о пищевых рационах — также в соответствующей литературе).
Для достижения тренирующего эффекта необходимы частые или продолжительные занятия: 5—6 раз в неделю по 20-30 мин или 3 раза по 45-60. При этом направленность занятий может быть различной: на развитие физических качеств или общефункциональное воздействие. При этом следует знать некоторые правила Р.Г.:
—для развития гибкости важны плавные широкие движения как разогревающего, так и растягивающего характера, сменяемые маховыми и пружинными действиями, а также статическое удержание поз с околопредельным и предельным по растянутости мышц положением. Последние используются в небольшом количестве и только при условии хорошей предварительной проработки мышц. В целом при развитии гибкости не должно быть никакой спешки, требуется продолжительная спокойная тренировка;
—для развития силы в Р.Г. используют движения в умеренном темпе до «полного» утомления и с преодолением ощущения невозможности дальнейшего продолжения упражнения хотя бы в 1—2 движениях. При этом скоростной режим выполнения упражнения дает прирост силы без существенного увеличения объемов, а для больших темпов прироста качества применяются небольшие отягощения (0,5—2,5 кг);
—продолжительным выполнением упражнения в спокойном, медленном темпе достигают высоких уровней развития локальной выносливости.
В любом случае, в занятиях развивающей направленности важно соблюдение оптимальной частоты повторения упражнения в одном занятии и самих занятий в течение длительного времени — только при этом условии можно сохранить «следовые явления», которые и лежат в основе физического совершенствования.
Для рациональной организации занятий Р.Г. и полного представления о многообразии функций преподавателя-инструктора в работе следует выделять отдельные этапы.
Подготовительный этап предназначен для всей предварительной работы, которая впоследствии обеспечит успешность занятий. Она направлена прежде всего на оценку потенциальных возможностей исполнителей упражнений (степени здоровья, физического развития, индивидуальных особенностей поведения, строения тела, темпе-
рамента и т.п.). После получения исходной информации необходимо составить серии упражнений, которые обеспечат адекватное содержание воздействий. Весьма важен при этом подбор музыкального сопровождения. В Р.Г. его функции довольно широки: оно программирует ритм и темп движений, выполняет роль подсказки и помощника и исполнителю и ведущему, эмоционально оформляет занятие, формирует эстетические вкусы, способствует общему положительному восприятию занятия и более легкой психологической переносимости нагрузки. В музыкальном сопровождении важнейшее значение имеют размер и количество акцентов («ударных долей»), которые обеспечиваются подбором соответствующих произведений и их умелым варьированием — в соответствии с возрастными особенностями, подготовленностью и музыкальным вкусом занимающихся.
Основной этап начинается ознакомлением с комплексом, который предстоит выполнять. Для этого используются наглядные материалы (рисунки, фотографии, видеозаписи), уточняются требования к исполнению упражнений, прослушиваются записи аккомпанемента, оговариваются определенные важные моменты выполнения упражнений и организации занятия.
Затем переходят к опробованию и разучиванию упражнений. Успешность их зависит не только от сложности двигательных заданий, но и от умело поставленного обучения — методикой преподаватель должен владеть в совершенстве, плюс к этому он должен уметь трансформировать общие ее положения в адресации конкретному занимающемуся. Хотя, как правило, бывает вполне достаточным последовательное изучение каждого такта упражнения, использование для начала медленного темпа и остановок с целью уточнения каких-либо положений и достижения точности движений, понимания их смыслового назначения. Только хорошо изученные движения можно выполнять в должном темпе и с требующейся нагрузкой «с листа» — без предварительного ознакомления. Поэтому целесообразно несколько раз выполнить каждое упражнение вполсилы и медленно, может быть сначала без музыкального сопровождения. Однако разучивание — не главная задача занятия (хотя в процессе его могут усовершенствоваться разные качества и способности занимающегося, например, координационные). Поэтому ознакомление
И разучивание не должны быть продолжительными, некоторая «доработка» в этом отношении возможна и в процессе комплексного выполнения в нужном темпе при должной нагрузке, — к чему и нужно переходить по возможности быстрее.
Тем более что для поддержания интереса и для повышения эффективности занятий комплексы целиком или по частям следует менять довольно часто — примерно раз в неделю. Поэтому, если на разучивание тратить много времени, то ценность воздействия упражнений на функциональные системы снизится, да и интерес может пропасть.
Именно в связи со сложностью организационной и методической управленческой работы в Р.Г. профессиональная подготовленность преподавателя должна быть достаточно высока.
Гимнастическая аэробика
В быту и, к сожалению, в практике физического воспитания не разделяют понятия «ритмическая гимнастика», «аэробика», «шейпинг». С точки зрения профессионализма такое смешение недопустимо. И это нетрудно понять, сравнив материалы трех параграфов: настоящего, предыдущего и последующего.
История развития «аэробики» как особой формы двигательной активности берет свое начало во второй половине XX в., когда доктор К. Купер выпустил книгу под названием «Аэробика» и стал автором этого термина. Занимаясь научно-исследовательской работой в центре по подготовке специалистов военно-воздушных сил США, он использовал форму аэробной тренировки в качестве средства общей физической подготовки, а затем создал научный центр аэробики.
Взаимодействуя с К. Купером, Дж. Соренсен - специалист по танцам, использовала отдельные части программы по общей физической подготовке в танцах, разработала новую форму занятий — «аэробные танцы» и распространила ее, создав широкую сеть аэробных студий.
Благодаря хорошо поставленной рекламе и инвестициям «аэробная» форма стала в 70-е годы основной в занятиях по общей физической подготовке и начала обрастать некоторой научностью организационно-методического обеспечения (например, обоснованием необходимости согла-
сования двигательного режима с режимом и рационом питания).
Плюс к тому, предприимчивые американцы (Дж. Маркс) разработали для занятий аэробикой специальную экипировку, хорошо «работающую» на привлечение к занятиям широких кругов молодежи.
В аэробике существует несколько направлений и типов (см. табл. 2). Одно из них связано с именем кинозвезды Джейн Фонда, ставшей примером сохранения молодости и жизнеспособности благодаря тренировкам, названным ею «воркаут». Совершенствуя систему, Дж. Фонда и Фем-ми де Люсер адаптировали аэробную тренировку для решения оздоровительных задач весьма специфической группы людей — беременных женщин и молодых матерей.
Идеи аэробики развивали и другие специалисты: Джуд-ди Ш. Миссет использовала в «воркауте» Дж. Фонды джазовые аранжировки, которые сделали занятия еще привлекательнее для многих занимающихся; доктор Шварц, желая увеличить нагрузку в аэробной тренировке, ввел в нее дополнительные отягощения (гантели) и система приобрела новую окраску и особый смысл, отражающийся в названии «Хеви хендз» — тяжелые руки.
В 1982 г. образовалась Международная ассоциация танцевальных упражнений, которая занялась созданием членских организаций, распространением специальных печатных изданий, организацией ежегодных «конвеншн» (съездов, сборов), после которых американским инструкторам по воркаут-аэробике выдаются соответствующие сертификаты на право вести занятия.
В июне 1983 г. образовалась еще одна организация, которая также занялась подготовкой инструкторов аэробики — американская ассоциация аэробики и фитнесса. И это свидетельствовало о широком интересе к аэробике, который рождал и спрос и предложения.
Однако в середине 80-х годов в работе студий аэробики произошел спад, одной из причин которого явилась трав-матизация занятий аэробикой. В связи с этим, с одной стороны, встала задача создания «безопасной тренировки», но с другой стороны, стало очевидным, что даже, казалось бы, простенькая по содержанию форма занятий физическими упражнениями требует соответствующего научно-методического обеспечения и только в этом случае может служить цели оздоровления.
И снова нашлись подвижники, внесшие в занятия новации, в определенной мере усовершенствовавшие систему: появилось техническое оснащение занятий «степами» и «слайдами», позволившими разработать совершенно новые комплексы упражнений, музыкальное сопровождение стало создаваться с помощью ЭВМ, что привело к возникновению танцевального направления, стремление к безопасности сформировало аэробику «с малыми вертикальными нагрузками», возникла «кардио-аэробика, и другие, часть из которых представлена в таблице 2.
Исходным для развития аэробики в России явился 1990 г., когда была проведена первая практическая конференция, в которой участвовали в основном преподаватели ритмической гимнастики — как наиболее близкой к аэробике по характеру занятий; в это же время были установлены международные связи с ведущими специалистами. С этого момента в России начинает проводиться целенаправленная научно-исследовательская работа, издаются популярные статьи, для популяризации аэробики используются средства массовой информации.
На основании обобщения зарубежного и российского опыта начинается профессиональная подготовка специалистов по оздоровительной аэробике. В частности, в 1996 г. на кафедрах гимнастики Российской и Московской государственных академий физической культуры открывается специализация «оздоровительные виды гимнастики», включающая и аэробику.
Физиологическая суть понятия «аэробика» определяется аэробными процессами образования энергии в присутствии кислорода во время упражнений циклического или поточного характера. Это относится прежде всего к «аэробной» части занятия (30—35 % общего времени), когда упражнения следуют одно за другим без остановок.
Основным регулятором нагрузки на занятиях аэробикой являются:
а) интенсивность работы, подразделяемая на три уровня:
—низкий — до 75 % от максимальной частоты пульса;
—средний — до 84 %;
—высокий — до максимальной частоты сердечных сокращений;
б) продолжительность занятий и их частей;
в) количество занятий (в неделю, в течение месяца,
цикла и т.д.) и их содержательный режим.
В практике аэробики используются методы непрерывной тренировки (поточное выполнение упражнений, без пауз) и интервальной тренировки (с чередованием работы и отдыха), а также их комбинации в отдельных частях занятия.
Организация занятий по аэробике основывается на следующем:
1) Существуют семь базовых элементов, которые составляют основное содержание комплексов упражнений и отвечают принципу « безопасной техники» их выполнения: шаги и их разновидности, бег на месте и с перемещениями, поднимания бедер в разных направлениях, махи ногами, выпады, подскоки со сменой положения ног, «скип» — скрестные движения.
2) При исполнении движений следует придерживаться правильной техники, что в целом выражается в требовании исключить «переразгибания», «перенапряжения», например: сохранять вертикальное положение спины, постоянно касаться пола пятками в определенных движениях, выдерживать точно вертикальное положение поднятых рук и т.п.).
3) Выделение отдельных «зон» физической нагрузки в зависимости от характера двигательных действий на основе общего понятия «вертикальная ударная нагрузка»:
а) безударная — движение в партере (лежа, сидя, в сме
шанном упоре);
б) низкоударная — при отсутствии безопорных фаз, в
контакте с опорой;
в) высокоударная - подскоки, прыжки, бег.
4) Место занятия - свободное светлое помещение, отвечающее всем санитарно-гигиеническим нормам, в расчете не менее 4 м2 на человека, с достаточно упругим покрытием и с определенным оформлением и оснащением: зеркала, хореографический станок, коврики, степы, слайды, др.
Наиболее типичная структура занятия по аэробике при общей продолжительности его 60 мин включает подготовительную, основную и заключительную части.
Первая часть - продолжительностью 5-10 мин, посвящена общей разминке, разогреванию, подготовке к напряженной и интенсивной работе. Как правило, здесь используются упражнения с изолированной работой различных звеньев тела, одновременные (одно- и разнонаправленные, поочередные) движения конечностями, движения туловищем, умеренное растягивание мышц и связок.
Вторая часть — продолжительностью 30-45 мин, включает несколько комплексов упражнений:
1) комплекс аэробных упражнений на базе основных (см. выше) элементов с постепенным увеличением амплитуды движений, вовлечением в работу все большего количества мышечных групп; темп движений поддерживается в пределах 140-160 акцентов в минуту;
2) короткий комплекс движений - «заминка» 3-5 минут - направлен на постепенный переход от высокоинтенсивной работы к упражнениям силового характера с низким темпом и значительной напряженностью;
3) комплекс силовых упражнений, продолжительностью 10-15 мин, для мышц туловища, плечевого и тазового пояса, ног, способствующие укреплению мышечного корсета и утилизации мышцами глюкозы. При этом используются упражнения в перемещениях собственного тела и с дополнительными отягощениями (гантелями, амортизаторами и т.п.).
Третья часть — 5-10 мин - направлена на восстановление и подготовку к последующей деятельности. Движения выполняются в спокойном темпе с максимальным (но легким) растягиванием мышц и связок и последующим по возможности полным расслаблением.
Контрольным показателем нормальной реакции организма на аэробную нагрузку является 5-минутный период восстановления, когда пульс приблизится к исходному уровню. Частота сердечных сокращений - простой и дос-
таточно информативный показатель реакции организма на нагрузку, поэтому динамика ее - достаточно показательная характеристика динамики состояния занимающегося в стандартном занятии (см. рис. 2).
К особенностям методики проведения аэробики относятся следующие моменты:
1) безопасность аэробной тренировки подразумевает как
правильный подбор упражнений и составление комплексов,
так и соответствующую технику исполнения, в частности:
- при исполнении движений следует избегать резких движений баллистического характера;
- необходима смена работающего звена или направления движения через каждые 8 счетов;
- изменение амплитуды и мощности движения должно быть постепенным как в сторону увеличения, так и уменьшения;
2) новые движения или способы перемещений должны
выполняться в медленном темпе или даже имитироваться;
3) для облегчения выполнения эффективно использование сопровождающих команд и подсказок словом и действием — показом;
4) технически правильное освоение отдельных движений и их объединение в комплексы;
5) на начальных этапах занятий следует составлять комплексы в соответствии с возможностями занимающихся, в последующих этапах, при достаточно совершенном владении арсеналом упражнений, возможен свободный выбор движений инструктором по ходу занятия;
6) подбор музыкальных произведений и музыкальное оформление занятий должны соответствовать характеру и возрастным особенностям занимающихся, отвечать ритмичности произведения, используемого для аккомпанемента. Количество музыкальных акцентов определяет интенсивность двигательной деятельности и, соответственно, ее нагрузочность. Помимо стимулятора положительного эмоционального фона музыкальное сопровождение выполняет роль лидера, задающего ритм, темп — в целом нагрузку.
Таким образом, аэробика — это достаточно специфический вид оздоровительной гимнастики, могущий дать довольно высокий эффект при условии соблюдения также специфических методических условий.
Шейпинг
Шейпинг — это созданный в России один из нетрадиционных видов оздоровительной гимнастики.
Существует несколько вариантов определения шейпинга как системы физических упражнений:
1) система гимнастических упражнений общеразвива-ющего характера, направленная на формирование внешних форм тела человека;
2) система физических упражнений, позволяющая корректировать отдельные параметры внешнего оформления телосложения;
3) способ направленной тренировки для коррекции изменения фигуры и состава тела.
Все данные формулировки справедливы, поскольку, сохраняя суть самой системы — «коррекция фигуры», — они определяют различный акцент на том или ином признаке процесса целевого воздействия на организм человека физическими упражнениями.
Изначально создание шейпинга подразумевало улучшение физической привлекательности женщин широкого возрастного диапазона (30—50 лет), предъявляющих повышенные требования к своей внешности. В этом плане
шейпинг можно ставить в один ряд с теми многочисленными оздоровительными системами, которые используют гимнастические упражнения и придерживаются принципа строгой регламентации упражнений.Программа занятий шейпингом была разработана ленинградскими специалистами под руководством И. В. Прохорцева в 1988 г. и является официально запатентованной системой. Она считается базовой и часто называется «классическим шейпингом». Впоследствии от него образовались различные целевые ответвления и соответствующие «технологии».
Само название «шейпинг» является производным от английского слова «shape», в переводе на русский означающего «формирование», «придание формы». Называя свою систему, авторы и подразумевали, что содержанием разработанной ими системы является формирование тела человека, создание определенных телесных форм. Помимо этого, для точного представления о системе «шейпинг» необходимо использовать и такие субъективные понятия как «красивая фигура», «красивая походка», «модель телосложения», «стиль поведения» и других, без которых смысл данной системы охарактеризован быть не может.
Основой создания данного способа тренировки послужили результаты исследования ленинградских ученых, которые выявили ведущие параметры телосложения, определяющие привлекательность фигуры женщин. Разработчики шейпинг-системы установили существование закономерности того, что определенные параметры состава тела воспринимаются в целом, как эстетически привлекательное строение тела. Сравнивая исходные показатели, определяющие состояние фигуры любого человека с параметрами шейпинг-модели, и устанавливая текущие характеристики его здоровья и физических возможностей, можно достаточно точно назначить режимы воздействия на организм для получения максимально быстрого и эффективного результата по совершенствованию фигуры.
Авторами были определены 9 конституционных типов женской фигуры и для каждого типа фигуры и ростовых показателей описаны объективные и субъективные параметры шейпинг-модели, имеющей наибольшую степень привлекательности.
Таким образом, классический шейпинг — это система физических упражнений, направленная на физическое совершенствование женского организма путем изменения
соотношения между отдельными элементами состава тела, объединяемое с повышением общей двигательной активности.
По сравнению с другими видами оздоровительной гимнастики шейпинг имеет ряд отличительных особенностей.
1. Для оценки исходных данных физического развития занимающихся используется медицинское и антропометрическое тестирование, что позволяет определить функциональные возможности, дать объективно-субъективную оценку фигуры и выбрать соответствующую программу тренировки.
2. Вся система занятий шейпингом обеспечивается наличием компьютерных технологий, начиная с диагностики исходного состояния занимающегося и определения его готовности к занятиям, сопутствующей консультативной помощи (технология-консультант) для текущего и этапного контроля за изменением отдельных параметров, а также конечных результатов, к которым стремится занимающийся по избранным моделям.
3. Неотъемлемым атрибутом занятий шейпингом является видеомониторинг. Воспроизведение видеопрограмм обеспечивает не только музыкальное оформление занятий, но и, повышая самостоятельность учеников, создает условия длительного лидирования и соответствующего подсказа: как надо выполнять упражнения. Кроме того, специально созданные видеопрограммы облегчают работу инструктора, позволяют ему осуществлять более качественную коррекцию действий учеников, более эффективно управлять процессом тренировки и контролировать состояние занимающихся.
4. Положительный эффект занятий шейпингом немыслим без сочетания физических упражнений с рациональным питанием. Оно должно быть основано на принципе достаточности (состава и калорийности, набора питательных веществ), который реализуется в соответствии со степенью двигательной активности, характера профессиональной деятельности, генетической предрасположенности в физическом развитии и др.