Часть вторая информационно-ознакомительные характеристики овг 2 страница

Например, первый вариант, продолжительностью 15— 20 мин:

первая серия — 5—6 упражнений: движения головой, руками, туловищем, тазом — относительно простые и ко­роткие;

вторая серия — до 60 сек: бег, подскоки, танцевальные шаги с постепенным увеличением темпа и продолжитель­ности каждого вида.

Второй вариант: до 30 минут:

первая серия — повторение первого варианта;

вторая серия: беговые упражнения до двух минут, пе­реход на ходьбу и дыхательные упражнения;

третья серия: 10—12 упражнений в партере для разви­тия гибкости и силы;

четвертая серия — до 5 мин: беговые, прыжковые, танце­вальные упражнения.

Третий вариант — 45—60 мин:

первая серия — основа первого варианта;

вторая серия — основа второго варианта;

третья серия — упражнения для всех групп мышц, выполняемые с большой амплитудой и значительными напряжениями;

четвертая серия — прыжково-беговая нагрузка 2—5 мин;

пятая серия — партерные упражнения (10-12);

шестая серия — повторение четвертой.

Заключительная часть направлена на успокоение и расслабление, содержит 2—4 легких упражнений на рас­слабление, растягивание, акцентированное на удлиненном выдохе спокойное дыхание. Как дополнение возможно использование приемов аутогенной тренировки или меди­тация. Продолжительность третьей части 2—5 минут.

За условную единицу комплекса упражнений обычно принимают отдельное движение звеном тела:

а) движения головой: повороты в стороны обычные и с
подниманием и опусканием подбородка, наклоны вперед
и назад, круговые движения;

б) движения руками: скрестные, круговые, поднима­
ния и опускания —по характеру маховые или напряжен­
ные, одновременные и поочередные с различным сочета­
нием действий кистями, предплечьями, плечами;

в) движения туловищем: ссутуливания и прогибания,
наклоны и повороты, покачивания, волны, сгибания и
разгибания — с различным сочетанием действий в тех или
иных частях позвоночного столба, плечевого пояса и та­
зобедренной области;

г) движения ногами: поднимания и опускания, взма­
хи, махи с промежуточной или конечной остановкой, сги­
бания и разгибания прямыми и в разной степени согну­
тыми ногами, с разным сочетанием действий стопами,
коленями, бедрами.

Все эти движения сходны с теми, что выполняются в качестве общеразвивающих, но в Р.Г. они более свободны и стилизованы: позы округлены, движения пружинисты, но легки, выразительны, пластичны.

По сложившейся методике каждое отдельное движение повторяется не менее 8—16 раз (во все стороны), темп в процессе выполнения должен возрастать. При этом, как правило, уменьшается амплитуда движений, чем можно и пренебречь, но можно и постараться сохранить ее большой.

В Р.Г. имеются представления о некоторой усреднен­ной частоте движений разными звеньями тела, которая служит ориентиром при подборе и дозировке упражнений:

—выполнение поз, движения головой, упражнения на расслабление и растягивание — 40—60 акцентов в минуту;

—движения туловищем, ходьба — 70—75;

—движения руками, плечевым поясом, тазом, махи, спокойные танцевальные движения — 80—90;

—бег, подскоки, танцевальные движения — 100—150;

— быстрый бег, рок-н-ролл — 160 и больше. При выполнении отдельных движений следует учиты­вать:

1) все движения в целом должны воздействовать на весь опорно-двигательный аппарат с акцентом на шейный, грудной и поясничный отделы позвоночника;

2) необходимо чередовать статические и динамические упражнения;

3) следует стремиться к точности исходных положе­ний, направления и амплитуды движения;

4) акцент в упражнениях нужно делать на слабые зве­нья и мышцы;

5) желательно свободное равномерное дыхание, но до­пускаются кратковременные задержки, которые могут иметь положительное значение;

6) нужно постепенно усложнять движения и чередо­вать медленный и быстрый темп.

Режим занятия Р.Г. Выбор режима связан, помимо индивидуальных особенностей занимающегося с конкрет­ными параметрами самих упражнений: темпом, амплиту­дой, напряженностью действий, количеством повторений и паузами между сериями, общей продолжительностью работы. С учетом всех этих показателей при подборе уп­ражнений и составлении комплексов все же в качестве универсального следует считать реакцию на нагрузку сер­дечно-сосудистой системы.

За условный максимальный показатель нагрузки прини­мается такой, который рассчитывается по формуле «макси­мальная частота сердечных сокращений, равная 220 уд/мин, за вычетом возраста занимающегося». Например: для 40-летнего мужчины данный показатель будет составлять 180 уд/мин. Однако такие усредненные цифры имеют свои зоны колебаний, связанные с индивидуальными особен­ностями и уровнем подготовленности занимающегося, а также «факторами риска»: избыточности веса тела, функ­циональных отклонений, психологической нагрузки, темпе­рамента. Для здоровых 30-летних людей оптимальная пуль­совая зона работы составляет 130—150 уд/мин; для более молодых тренированных лиц — 170—190 уд/мин.

По данным ВОЗ целесообразны следующие уровни на­грузки: для оздоровительных видов упражнений оптималь­ная зона интенсивности работы в пределах 65—90 % от максимальной ЧСС для разных возрастных групп, но для

начинающих - 60 %, а для достаточно подготовленных — 70-85 %.

Критерием нормы восстановления пульса у здоровых людей считаются 5-10 мин. В Р.Г. важно проводить из­мерения пульса как после заключительной части заня­тия, так и после серий упражнений. В последнем случае в качестве поправки (учитывающей промежуточность изме­рения) прибавляют цифру 13.

Самоконтроль за переносимостью нагрузки может быть дополнен и другими приемами: визуальной оценкой час­тоты и свободности дыхания, наблюдением за цветом лица (побледнение - признак передозировки, небольшое покрас­нение — хорошо, очень сильное покраснение — вероятнее всего излишнее повышение кровяного давления), интен­сивностью потоотделения. В качестве одного из показате­лей нагрузочности упражнений может служить качество выполнения двигательных действий: если оно вдруг рез­ко ухудшается, это — свидетельство утомленности нервных центров; об этом же говорит снижение быстроты движе­ний, хотя оно может возникнуть из-за утомления в боль­шей степени самих мышц. В определении нагрузочности занятия весьма важна самооценка ее занимающимися, поэтому следует проводить опрос их и последующий учет их мнения при составлении комплексов и определении дозировки упражнений.

Безусловно необходим текущий медицинский контроль с объективной оценкой состояния функциональных сис­тем и влияния на них используемых режимов. В то же время для общей оценки функциональной подготов­ленности возможно использование некоторых способов тестирования: «тест Купера», «степ-тест», или построе­ние «физиологической кривой нагрузки». (О них можно получить информацию в специальной литературе).

Различные режимы физических упражнений, продол­жительность занятия, их чередование и общее количество в недельном цикле — могут привести к разным эффектам.

Для поддерживающего эффекта и сохранения занима­ющегося в «зоне здоровья» достаточно 2—3 занятий в не­делю при средней их продолжительности 20—30 мин. За­нятия могут проводиться в любое время дня, но прием пищи должен быть не позже и не раньше, чем в полтора часа по отношению к нагрузке, а пища не должна быть обильной и своим составом способствовать двигательной

деятельности (о пищевых рационах — также в соответ­ствующей литературе).

Для достижения тренирующего эффекта необходимы частые или продолжительные занятия: 5—6 раз в неделю по 20-30 мин или 3 раза по 45-60. При этом направлен­ность занятий может быть различной: на развитие физи­ческих качеств или общефункциональное воздействие. При этом следует знать некоторые правила Р.Г.:

—для развития гибкости важны плавные широкие дви­жения как разогревающего, так и растягивающего харак­тера, сменяемые маховыми и пружинными действиями, а также статическое удержание поз с околопредельным и предельным по растянутости мышц положением. После­дние используются в небольшом количестве и только при условии хорошей предварительной проработки мышц. В це­лом при развитии гибкости не должно быть никакой спеш­ки, требуется продолжительная спокойная тренировка;

—для развития силы в Р.Г. используют движения в умеренном темпе до «полного» утомления и с преодолени­ем ощущения невозможности дальнейшего продолжения упражнения хотя бы в 1—2 движениях. При этом скорост­ной режим выполнения упражнения дает прирост силы без существенного увеличения объемов, а для больших темпов прироста качества применяются небольшие отяго­щения (0,5—2,5 кг);

—продолжительным выполнением упражнения в спо­койном, медленном темпе достигают высоких уровней развития локальной выносливости.

В любом случае, в занятиях развивающей направлен­ности важно соблюдение оптимальной частоты повторе­ния упражнения в одном занятии и самих занятий в тече­ние длительного времени — только при этом условии можно сохранить «следовые явления», которые и лежат в основе физического совершенствования.

Для рациональной организации занятий Р.Г. и полного представления о многообразии функций преподавателя-инструктора в работе следует выделять отдельные этапы.

Подготовительный этап предназначен для всей пред­варительной работы, которая впоследствии обеспечит ус­пешность занятий. Она направлена прежде всего на оцен­ку потенциальных возможностей исполнителей упражне­ний (степени здоровья, физического развития, индиви­дуальных особенностей поведения, строения тела, темпе-

рамента и т.п.). После получения исходной информации необходимо составить серии упражнений, которые обес­печат адекватное содержание воздействий. Весьма важен при этом подбор музыкального сопровождения. В Р.Г. его функции довольно широки: оно программирует ритм и темп движений, выполняет роль подсказки и помощника и исполнителю и ведущему, эмоционально оформляет за­нятие, формирует эстетические вкусы, способствует общему положительному восприятию занятия и более легкой психологической переносимости нагрузки. В музыкаль­ном сопровождении важнейшее значение имеют размер и количество акцентов («ударных долей»), которые обеспе­чиваются подбором соответствующих произведений и их умелым варьированием — в соответствии с возрастными особенностями, подготовленностью и музыкальным вку­сом занимающихся.

Основной этап начинается ознакомлением с комплек­сом, который предстоит выполнять. Для этого использу­ются наглядные материалы (рисунки, фотографии, видео­записи), уточняются требования к исполнению упражне­ний, прослушиваются записи аккомпанемента, оговарива­ются определенные важные моменты выполнения упраж­нений и организации занятия.

Затем переходят к опробованию и разучиванию упраж­нений. Успешность их зависит не только от сложности двигательных заданий, но и от умело поставленного обу­чения — методикой преподаватель должен владеть в со­вершенстве, плюс к этому он должен уметь трансформиро­вать общие ее положения в адресации конкретному зани­мающемуся. Хотя, как правило, бывает вполне достаточ­ным последовательное изучение каждого такта упражне­ния, использование для начала медленного темпа и оста­новок с целью уточнения каких-либо положений и дости­жения точности движений, понимания их смыслового назначения. Только хорошо изученные движения можно выполнять в должном темпе и с требующейся нагрузкой «с листа» — без предварительного ознакомления. Поэтому целесообразно несколько раз выполнить каждое упраж­нение вполсилы и медленно, может быть сначала без му­зыкального сопровождения. Однако разучивание — не глав­ная задача занятия (хотя в процессе его могут усовершен­ствоваться разные качества и способности занимающего­ся, например, координационные). Поэтому ознакомление

И разучивание не должны быть продолжительными, не­которая «доработка» в этом отношении возможна и в про­цессе комплексного выполнения в нужном темпе при долж­ной нагрузке, — к чему и нужно переходить по возможно­сти быстрее.

Тем более что для поддержания интереса и для повы­шения эффективности занятий комплексы целиком или по частям следует менять довольно часто — примерно раз в неделю. Поэтому, если на разучивание тратить много времени, то ценность воздействия упражнений на функцио­нальные системы снизится, да и интерес может пропасть.

Именно в связи со сложностью организационной и ме­тодической управленческой работы в Р.Г. профессиональ­ная подготовленность преподавателя должна быть доста­точно высока.

Гимнастическая аэробика

В быту и, к сожалению, в практике физического вос­питания не разделяют понятия «ритмическая гимнасти­ка», «аэробика», «шейпинг». С точки зрения профессио­нализма такое смешение недопустимо. И это нетрудно понять, сравнив материалы трех параграфов: настояще­го, предыдущего и последующего.

История развития «аэробики» как особой формы дви­гательной активности берет свое начало во второй поло­вине XX в., когда доктор К. Купер выпустил книгу под названием «Аэробика» и стал автором этого термина. За­нимаясь научно-исследовательской работой в центре по подготовке специалистов военно-воздушных сил США, он использовал форму аэробной тренировки в качестве сред­ства общей физической подготовки, а затем создал науч­ный центр аэробики.

Взаимодействуя с К. Купером, Дж. Соренсен - специа­лист по танцам, использовала отдельные части програм­мы по общей физической подготовке в танцах, разработа­ла новую форму занятий — «аэробные танцы» и рас­пространила ее, создав широкую сеть аэробных студий.

Благодаря хорошо поставленной рекламе и инвестици­ям «аэробная» форма стала в 70-е годы основной в заня­тиях по общей физической подготовке и начала обрастать некоторой научностью организационно-методического обес­печения (например, обоснованием необходимости согла-

сования двигательного режима с режимом и рационом питания).

Плюс к тому, предприимчивые американцы (Дж. Маркс) разработали для занятий аэробикой специальную экипи­ровку, хорошо «работающую» на привлечение к заняти­ям широких кругов молодежи.

В аэробике существует несколько направлений и типов (см. табл. 2). Одно из них связано с именем кинозвезды Джейн Фонда, ставшей примером сохранения молодости и жизнеспособности благодаря тренировкам, названным ею «воркаут». Совершенствуя систему, Дж. Фонда и Фем-ми де Люсер адаптировали аэробную тренировку для ре­шения оздоровительных задач весьма специфической груп­пы людей — беременных женщин и молодых матерей.

Идеи аэробики развивали и другие специалисты: Джуд-ди Ш. Миссет использовала в «воркауте» Дж. Фонды джазовые аранжировки, которые сделали занятия еще привлекательнее для многих занимающихся; доктор Шварц, желая увеличить нагрузку в аэробной трениров­ке, ввел в нее дополнительные отягощения (гантели) и система приобрела новую окраску и особый смысл, отра­жающийся в названии «Хеви хендз» — тяжелые руки.

В 1982 г. образовалась Международная ассоциация танцевальных упражнений, которая занялась созданием членских организаций, распространением специальных печатных изданий, организацией ежегодных «конвеншн» (съездов, сборов), после которых американским инструк­торам по воркаут-аэробике выдаются соответствующие сертификаты на право вести занятия.

В июне 1983 г. образовалась еще одна организация, которая также занялась подготовкой инструкторов аэро­бики — американская ассоциация аэробики и фитнесса. И это свидетельствовало о широком интересе к аэробике, который рождал и спрос и предложения.

Однако в середине 80-х годов в работе студий аэробики произошел спад, одной из причин которого явилась трав-матизация занятий аэробикой. В связи с этим, с одной стороны, встала задача создания «безопасной трениров­ки», но с другой стороны, стало очевидным, что даже, казалось бы, простенькая по содержанию форма занятий физическими упражнениями требует соответствующего научно-методического обеспечения и только в этом случае может служить цели оздоровления.

И снова нашлись подвижники, внесшие в занятия но­вации, в определенной мере усовершенствовавшие систе­му: появилось техническое оснащение занятий «степами» и «слайдами», позволившими разработать совершенно новые комплексы упражнений, музыкальное сопровож­дение стало создаваться с помощью ЭВМ, что привело к возникновению танцевального направления, стремление к безопасности сформировало аэробику «с малыми верти­кальными нагрузками», возникла «кардио-аэробика, и другие, часть из которых представлена в таблице 2.

Исходным для развития аэробики в России явился 1990 г., когда была проведена первая практическая кон­ференция, в которой участвовали в основном преподава­тели ритмической гимнастики — как наиболее близкой к аэробике по характеру занятий; в это же время были уста­новлены международные связи с ведущими специалиста­ми. С этого момента в России начинает проводиться целе­направленная научно-исследовательская работа, издают­ся популярные статьи, для популяризации аэробики ис­пользуются средства массовой информации.

На основании обобщения зарубежного и российского опыта начинается профессиональная подготовка специа­листов по оздоровительной аэробике. В частности, в 1996 г. на кафедрах гимнастики Российской и Московской госу­дарственных академий физической культуры открывает­ся специализация «оздоровительные виды гимнастики», включающая и аэробику.

Физиологическая суть понятия «аэробика» определя­ется аэробными процессами образования энергии в при­сутствии кислорода во время упражнений циклического или поточного характера. Это относится прежде всего к «аэробной» части занятия (30—35 % общего времени), когда упражнения следуют одно за другим без остановок.

Основным регулятором нагрузки на занятиях аэроби­кой являются:

а) интенсивность работы, подразделяемая на три уровня:

—низкий — до 75 % от максимальной частоты пульса;

—средний — до 84 %;

—высокий — до максимальной частоты сердечных со­кращений;

б) продолжительность занятий и их частей;

в) количество занятий (в неделю, в течение месяца,
цикла и т.д.) и их содержательный режим.


часть вторая информационно-ознакомительные характеристики овг 2 страница - student2.ru

часть вторая информационно-ознакомительные характеристики овг 2 страница - student2.ru


часть вторая информационно-ознакомительные характеристики овг 2 страница - student2.ru часть вторая информационно-ознакомительные характеристики овг 2 страница - student2.ru

В практике аэробики используются методы непрерыв­ной тренировки (поточное выполнение упражнений, без пауз) и интервальной тренировки (с чередованием работы и отдыха), а также их комбинации в отдельных частях занятия.

Организация занятий по аэробике основывается на сле­дующем:

1) Существуют семь базовых элементов, которые со­ставляют основное содержание комплексов упражнений и отвечают принципу « безопасной техники» их выполне­ния: шаги и их разновидности, бег на месте и с пе­ремещениями, поднимания бедер в разных направлени­ях, махи ногами, выпады, подскоки со сменой положе­ния ног, «скип» — скрестные движения.

2) При исполнении движений следует придерживаться правильной техники, что в целом выражается в требова­нии исключить «переразгибания», «перенапряжения», на­пример: сохранять вертикальное положение спины, по­стоянно касаться пола пятками в определенных движени­ях, выдерживать точно вертикальное положение подня­тых рук и т.п.).

3) Выделение отдельных «зон» физической нагрузки в зависимости от характера двигательных действий на ос­нове общего понятия «вертикальная ударная нагрузка»:

а) безударная — движение в партере (лежа, сидя, в сме­
шанном упоре);

б) низкоударная — при отсутствии безопорных фаз, в
контакте с опорой;

в) высокоударная - подскоки, прыжки, бег.

4) Место занятия - свободное светлое помещение, отве­чающее всем санитарно-гигиеническим нормам, в расчете не менее 4 м2 на человека, с достаточно упругим покрыти­ем и с определенным оформлением и оснащением: зерка­ла, хореографический станок, коврики, степы, слайды, др.

Наиболее типичная структура занятия по аэробике при общей продолжительности его 60 мин включает подгото­вительную, основную и заключительную части.

Первая часть - продолжительностью 5-10 мин, по­священа общей разминке, разогреванию, подготовке к на­пряженной и интенсивной работе. Как правило, здесь ис­пользуются упражнения с изолированной работой различ­ных звеньев тела, одновременные (одно- и разнонаправ­ленные, поочередные) движения конечностями, движения туловищем, умеренное растягивание мышц и связок.

Вторая часть — продолжительностью 30-45 мин, включает несколько комплексов упражнений:

1) комплекс аэробных упражнений на базе основных (см. выше) элементов с постепенным увеличением ампли­туды движений, вовлечением в работу все большего коли­чества мышечных групп; темп движений поддерживается в пределах 140-160 акцентов в минуту;

2) короткий комплекс движений - «заминка» 3-5 ми­нут - направлен на постепенный переход от высокоинтен­сивной работы к упражнениям силового характера с низ­ким темпом и значительной напряженностью;

3) комплекс силовых упражнений, продолжительностью 10-15 мин, для мышц туловища, плечевого и тазового пояса, ног, способствующие укреплению мышечного кор­сета и утилизации мышцами глюкозы. При этом исполь­зуются упражнения в перемещениях собственного тела и с дополнительными отягощениями (гантелями, аморти­заторами и т.п.).

Третья часть — 5-10 мин - направлена на восстанов­ление и подготовку к последующей деятельности. Движе­ния выполняются в спокойном темпе с максимальным (но легким) растягиванием мышц и связок и последующим по возможности полным расслаблением.

Контрольным показателем нормальной реакции орга­низма на аэробную нагрузку является 5-минутный пери­од восстановления, когда пульс приблизится к исходному уровню. Частота сердечных сокращений - простой и дос-

часть вторая информационно-ознакомительные характеристики овг 2 страница - student2.ru часть вторая информационно-ознакомительные характеристики овг 2 страница - student2.ru таточно информативный показатель реакции организма на нагрузку, поэтому динамика ее - достаточно показа­тельная характеристика динамики состояния занимающе­гося в стандартном занятии (см. рис. 2).

часть вторая информационно-ознакомительные характеристики овг 2 страница - student2.ru

К особенностям методики проведения аэробики отно­сятся следующие моменты:

1) безопасность аэробной тренировки подразумевает как
правильный подбор упражнений и составление комплексов,
так и соответствующую технику исполнения, в частности:

- при исполнении движений следует избегать резких движений баллистического характера;

- необходима смена работающего звена или направле­ния движения через каждые 8 счетов;

- изменение амплитуды и мощности движения долж­но быть постепенным как в сторону увеличения, так и уменьшения;

2) новые движения или способы перемещений должны
выполняться в медленном темпе или даже имитироваться;

3) для облегчения выполнения эффективно использо­вание сопровождающих команд и подсказок словом и дей­ствием — показом;

4) технически правильное освоение отдельных движе­ний и их объединение в комплексы;

5) на начальных этапах занятий следует составлять комплексы в соответствии с возможностями занимающих­ся, в последующих этапах, при достаточно совершенном владении арсеналом упражнений, возможен свободный выбор движений инструктором по ходу занятия;

6) подбор музыкальных произведений и музыкальное оформление занятий должны соответствовать характеру и возрастным особенностям занимающихся, отвечать рит­мичности произведения, используемого для аккомпане­мента. Количество музыкальных акцентов определяет ин­тенсивность двигательной деятельности и, соответствен­но, ее нагрузочность. Помимо стимулятора положитель­ного эмоционального фона музыкальное сопровождение выполняет роль лидера, задающего ритм, темп — в целом нагрузку.

Таким образом, аэробика — это достаточно специфи­ческий вид оздоровительной гимнастики, могущий дать довольно высокий эффект при условии соблюдения также специфических методических условий.

Шейпинг

Шейпинг — это созданный в России один из нетради­ционных видов оздоровительной гимнастики.

Существует несколько вариантов определения шейпинга как системы физических упражнений:

1) система гимнастических упражнений общеразвива-ющего характера, направленная на формирование внешних форм тела человека;

2) система физических упражнений, позволяющая кор­ректировать отдельные параметры внешнего оформления телосложения;

3) способ направленной тренировки для коррекции из­менения фигуры и состава тела.

Все данные формулировки справедливы, поскольку, сохраняя суть самой системы — «коррекция фигуры», — они определяют различный акцент на том или ином при­знаке процесса целевого воздействия на организм челове­ка физическими упражнениями.

Изначально создание шейпинга подразумевало улуч­шение физической привлекательности женщин широкого возрастного диапазона (30—50 лет), предъявляющих по­вышенные требования к своей внешности. В этом плане

шейпинг можно ставить в один ряд с теми многочислен­ными оздоровительными системами, которые используют гимнастические упражнения и придерживаются принци­па строгой регламентации упражнений.Программа заня­тий шейпингом была разработана ленинградскими специ­алистами под руководством И. В. Прохорцева в 1988 г. и является официально запатентованной системой. Она счи­тается базовой и часто называется «классическим шей­пингом». Впоследствии от него образовались различные целевые ответвления и соответствующие «технологии».

Само название «шейпинг» является производным от английского слова «shape», в переводе на русский означа­ющего «формирование», «придание формы». Называя свою систему, авторы и подразумевали, что содержанием раз­работанной ими системы является формирование тела че­ловека, создание определенных телесных форм. Помимо этого, для точного представления о системе «шейпинг» необходимо использовать и такие субъективные понятия как «красивая фигура», «красивая походка», «модель тело­сложения», «стиль поведения» и других, без которых смысл данной системы охарактеризован быть не может.

Основой создания данного способа тренировки послу­жили результаты исследования ленинградских ученых, которые выявили ведущие параметры телосложения, оп­ределяющие привлекательность фигуры женщин. Разра­ботчики шейпинг-системы установили существование за­кономерности того, что определенные параметры состава тела воспринимаются в целом, как эстетически привлека­тельное строение тела. Сравнивая исходные показатели, определяющие состояние фигуры любого человека с параметрами шейпинг-модели, и устанавливая текущие ха­рактеристики его здоровья и физических возможностей, можно достаточно точно назначить режимы воздействия на организм для получения максимально быстрого и эффек­тивного результата по совершенствованию фигуры.

Авторами были определены 9 конституционных типов женской фигуры и для каждого типа фигуры и ростовых показателей описаны объективные и субъективные пара­метры шейпинг-модели, имеющей наибольшую степень привлекательности.

Таким образом, классический шейпинг — это система физических упражнений, направленная на физическое со­вершенствование женского организма путем изменения

соотношения между отдельными элементами состава тела, объединяемое с повышением общей двигательной актив­ности.

По сравнению с другими видами оздоровительной гим­настики шейпинг имеет ряд отличительных особенностей.

1. Для оценки исходных данных физического разви­тия занимающихся используется медицинское и антропо­метрическое тестирование, что позволяет определить функ­циональные возможности, дать объективно-субъективную оценку фигуры и выбрать соответствующую программу тренировки.

2. Вся система занятий шейпингом обеспечивается на­личием компьютерных технологий, начиная с диагнос­тики исходного состояния занимающегося и определения его готовности к занятиям, сопутствующей консуль­тативной помощи (технология-консультант) для текуще­го и этапного контроля за изменением отдельных пара­метров, а также конечных результатов, к которым стре­мится занимающийся по избранным моделям.

3. Неотъемлемым атрибутом занятий шейпингом яв­ляется видеомониторинг. Воспроизведение видеопрограмм обеспечивает не только музыкальное оформление занятий, но и, повышая самостоятельность учеников, создает ус­ловия длительного лидирования и соответствующего под­сказа: как надо выполнять упражнения. Кроме того, спе­циально созданные видеопрограммы облегчают работу инструктора, позволяют ему осуществлять более качест­венную коррекцию действий учеников, более эффективно управлять процессом тренировки и контролировать состо­яние занимающихся.

4. Положительный эффект занятий шейпингом немыс­лим без сочетания физических упражнений с рациональ­ным питанием. Оно должно быть основано на принципе достаточности (состава и калорийности, набора пита­тельных веществ), который реализуется в соответствии со степенью двигательной активности, характера професси­ональной деятельности, генетической предрасположенно­сти в физическом развитии и др.

Наши рекомендации