Организация социального сопровождения детей, оставшихся без попечения родителей на разных уровнях оказания помощи
Головашкина Алевтина Вячеславовна,
к.психол.н., директор ГКОУ КО ЦПМСС, г. Калуга, Россия
В целях сокращения масштабов социального сиротства, развития семейных форм устройства детей-сирот и детей, оставшихся без попечения родителей, повышения качества жизни замещающих семей в Калужской области успешно реализуется подпрограмма «Право ребенка на семью», Государственной программы Калужской области «Семья и дети Калужской области».
Согласно Национальной стратегии действий в интересах детей на 2012 - 2017 годы, утвержденной Указом Президента Российской Федерации от 1 июня 2012 года № 761, в Калужской области активно идет процесс формирования и реализации государственной семейной политики, ориентированной на развитие ценностей семьи, на повышение ответственности власти и общества за ее укрепление, сохранение и обеспечение всех социальных гарантий. В центре этой политики находятся дети, защита их прав и интересов.
В соответствии с динамично обновляющимся федеральным и региональным законодательством в сфере защиты прав детей на первый план выдвигается работа по профилактике сиротства, сохранению родной семьи для ребенка. Поэтому все социальные службы, в том числе и органы опеки, сконцентрировали внимание на профилактической работе с семьями и детьми группы риска. В результате эффективного проведения этой политики с 2007 года наблюдается сокращение количества детей-сирот и детей, оставшихся без попечения родителей: на 1 января 2013 года в Калужской области общее количество детей-сирот и детей, оставшихся без попечения родителей, составляло 4656 человек (2007 г. – 5262 человек), из них 4011 детей (86,5%) воспитываются в семьях граждан: 2674 детей – в семьях опекунов (попечителей), 1128 - в приемных семьях и 1337 – в семьях усыновителей), на учете в региональном банке данных о детях, оставшихся без попечения родителей, находится информация о 625 детях. На 1 октября 2014 года количество детей-сирот и детей, оставшихся без попечения родителей составляло 4588 человек, 89,1% воспитывалось в семьях, в том числе 1259 детей - в 684 приемных семьях.
Методическое сопровождение процесса организации подготовки граждан к приему на воспитание в свою семью детей, оставшихся без попечения родителей, осуществляет государственное казенное образовательное учреждение Калужской области «Центр содействия семейному устройству детей, оставшихся без попечения родителей, и психолого-медико-социального сопровождения замещающих семей» (далее Центр), созданное в конце 2011 года. Одно из основных направлений деятельности учреждения - работа по сопровождению замещающих семей, предоставление социально-правовых, психологических, педагогических, медицинских и информационных услуг. В 2014 году получателями услуг стали более десяти тысяч граждан.
Вместе с положительной тенденцией сокращения количества детей, ежегодно выявляемых как оставшихся без попечения родителей, и увеличением количества детей данной категории, находящихся на воспитании в семьях, наблюдается возрастающая проблема вторичного сиротства, т.е. возврата детей из замещающих семей в организации для детей-сирот. Сокращение масштабов данной проблемы предполагает комплексный и системный подход к процессу подготовки граждан, выразивших желание принять детей, оставшихся без попечения родителей, в свои семьи, и к психолого-педагогическому и социально-правовому сопровождению опекунов, попечителей, приемных родителей.
С целью эффективного социального сопровождения замещающих семей в Центре утверждены: порядок предоставления социально-правовых, социально-психологических, социально-педагогических, социально-медицинских, информационных услуг замещающим семьям; критерии и способы оценки эффективности деятельности по оказанию услуги (Рис. 2); список ответственных кураторов по сопровождению замещающих семей в муниципальных районах и городских округах Калужской области; документы - типовая форма программы сопровождения замещающих семей и инструкции для специалистов, осуществляющих социальное сопровождение замещающих семей на разных уровнях помощи (экстренный, кризисный, базовый); форма журнала учета и паспорт семьи; договор на оказание услуги.
Центром проводится регулярная работа по оказанию психолого-педагогической помощи замещающим семьям по профилактике возвратов детей из семьи, психологическая диагностика и кризисная психологическая помощь. Организована систематическая работа психолого-медико-педагогического и межведомственного консилиумов, выездной мобильной бригады и круглосуточного телефона доверия. За 2013 год предотвращено 12 случаев возврата детей из приемных семей в учреждения. За период 2014 года – 7 случаев.
С апреля 2013 года в областном Центре при финансовой помощи Фонда поддержки детей, находящихся в трудной жизненной ситуации внедрена новая технология оказания дистанционной социально-психологической помощи детям и замещающим семьям, в ситуации хронического, нормативного кризиса и экстренной помощи при отказе от приемного ребенка. В рамках этой технологии проводятся проблемные вебинары и консультации для родителей, детей и специалистов.
С целью изучения уровня развития приемного ребенка и выявления проблем в замещающих семьях, а также с целью разработки плана мероприятий по улучшению качества жизни и профилактике отрицательных явлений в данной категории семей, областным Центром организована успешная практика, проведения мониторингов качества сопровождения замещающих семей по следующим актуальным темам: «Социально-психологическая оценка благополучия воспитанников замещающих семей, детских домов и школ-интернатов», «Оценка готовности воспитанников замещающих семей, детских домов и школ-интернатов к самостоятельной жизни», «Оценка уровня поведенческой и личностной дезадаптации воспитанников замещающих семей и детских домов» в которых ежегодно принимают участие более 660 детей.
На базе Центра реализуется комплексная программа социализации детей из замещающих семей «Ступени» для воспитанников от 3 до 18 лет, в рамках которой проводится активная работа по подготовке детей к школе, по личностному развитию, профессиональной ориентации, развитию мировоззрения, преодолению поведенческих и личностных дезадаптаций, в которую вошли следующие коррекционно-развивающие подпрограммы: «Лучики», «В школу с радостью», «Росток», «Сильное звено», «Новое измерение», «Дорога», «Я – мама» - для молодых мам-сирот.
Социальное сопровождение, на сегодняшний день осуществляется на четырех уровнях, содержание, которых представлено в таблице №1.
Таблица 1. Содержание работы по сопровождению на различных уровнях и этапах
Этап | Мониторинговое | Базовое | Кризисное | |
Предварительный (Консультативный) | Подбор диагностического материала, составление опросников с учетом анализа полученных ранее результатов, рекомендаций МВк, ПМПк, запросов органов опеки попечительства Продолжительность: апрель – июнь. | Первичный прием: Специалист: Социальный педагог Объем работы: Прием заявления, заключение договора, заполнение карты оказания психолого-педагогической, медицинской и социальной помощи. 1 -4 день. Специалисты: Психолог, врач, социальный педагог, логопед – дефектолог (по показаниям). Объем работы: Проведение обследований, обсуждение программы сопровождения (базовое или кризисное). 5 день. Специалист: социальный педагог. Объем работы: Обсуждение с приемным родителем (опекуном) программы сопровождения (базисное или кризисное). 6-7 день Специалист: соц. Педагог Объем работы: заполнение вкладыша в карту оказания психолого-педагогической, медицинской и социальной помощи (в случае кризисного или экстренного уровня сопровождения.) Передача документов председателю консилиума 7-8 день Утверждение программы оказания помощи и уровня сопровождения на заседании ПМПк Центра, назначение куратора случая. | ||
ПМПк | Дает рекомендации по проведению мониторинга, подбору диагностического инструментария. | Разрабатывает и утверждает первичную программу оказания социальных услуг. | ||
МВк | Дает рекомендации по проведению мониторинга, подбору диагностического инструментария. | В экстренном случае (запрос ООиП и КДН) собирается в течение 1-3 дней и разрабатывает программу межведомственного взаимодействия. В остальных случаях собирается по запросу ПМПк центра. | ||
Реализационный | Проведение мониторинга. Продолжительность: октябрь - декабрь | Систематическая работа по реализации программы сопровождения. При базовом сопровождении акцент в работе делается на социальные, информационные, соцально - педагогические услуги. При кризисном сопровождении– на социально-педагогические, юридические, социально-медицинские услуги. | ||
ПМПк | Принимает участие в организации и проведении мониторинга | Систематическая работа по реализации программы сопровождения, с периодическим обсуждением полученных результатов и коррекции программы на ПМПк (1 раз в 1-3 мес –при кризисном сопровождении, 6 – 9 месяцев при базовом сопровождении). Сложные случаи обсуждаются коллегиально на сессиях интервизии. По окончании сопровождения на кризисном уровне случай переводится на срок от 6 до 12 месяцев на базовое сопровождение, после чего, решением ПМПк может быть переведен на уровень мониторингового сопровождения | ||
МВк | При наличии показаний случай передается на курирование межведомственным консилиумом. Периодичность обсуждения случая на МВк 1 раз в 1-3 месяца. Продолжительность работы со случаем – 6 – 12 месяцев После окончания работы МВк, случай передается на сопровождение на кризисный уровень под патронат ПМПк учреждения социальной защиты. | |||
Аналитический | Проведение анализа полученных результатов. Предоставление их ПМПк. Продолжительность: декабрь - март | По окончании работы проводится итоговый ПМПк, который оценивает результаты работы, вносит корректировки в программу профилактической работы по предупреждению возникновения кризисных ситуаций семье. | ||
ПМПк | На основе полученных результатов инициирует более глубокое обследование выделенной группы риска, на основании полученных результатов определяет уровень сопровождения. Разрабатывает рекомендации по проведению очередного мониторинга. Делает аналитическое сообщение на совещании внутри учреждения и на заседании МВк. | Принимает участие в интервизии наиболее сложных ситуаций | ||
МВк | На основании полученной информации дает рекомендации по проведению очередного мониторинга | Принимает участие в анализе работы, в конференциях по супервизии по патронируемым случаям. | ||
Возможные маршруты | Мониторинговое сопровождение кризисное Базовое Примечание:Перевод с одного уровня сопровождения на другой производится решением заседания ПМПк (в случае межведомственного сопровождения - МВк) |