III. Этап формирования коммуникативных умений и навыков

Цель — сформир-ь умения и навыки бе­зошибочного употребления звуков речи во всех ситуациях общения.

На занятиях широко исполь-ся тексты, примен-ся различные формы и виды речи, использу­ются творческие упражнения, подбирается материал, насыщен­ный теми или иными звуками.

Система лечебно-педагогической комплексной работы. Можно выделить следующие общие установки комп­лексного воздействия.

В коррекционной работе осуществляется опора на связи между анализаторами обще- и речедвигательными, общедви­гательным и слуховым; зрительным, речедвигательным и речеслуховым.

Коррекционное воздействие необходимо направить на вне­шнюю и внутреннюю речь страдающего брадилалией и тахилалией.

Содержание и форма проведения занятия должны быть связаны с основной деятельностью ребенка.

Наряду с систематической коррекционной работой логопе­да необходима и постоянная самостоятельная работа ребенка над речью и поведением.

Методика преодоления нарушений темпа речи включает медицинское воздействие (медикаментозное, физиотерапевти­ческое, психотерапевтическое лечение), а также дидактичес­кие методы, логопедическую ритмику, физкультуру.

Медицинское воздействие при брадилалии направлено на повышение активности нервной деятельности и нормализацию психических процессов.

Психотерапия направлена на перевоспитание личности страдающего брадилалией или тахилалией, на изменение ус­тановки на собственную речь и микросоциальное окружение, на воспитание социальной функции речи.

Занятия физической культурой (включая гимнастику и ритмику) при брадилалии содержат тонизирующие комплек­сы движений для рук, ног, туловища в сочетании с дыхатель­ными голосовыми упражнениями, которые проводятся снача­ла в среднем, а затем ускоренном темпе. Гимнастические упражнения при тахилалии способствуют воспитанию тормоз­ных реакций, выдержки, внимания, сосредоточенности, произ­вольного переключения движений: торможению ненужного» движения и активизации необходимого.

Методики логопедической работы.

При устранении брадилалии логопедические приемы на­правлены на воспитание более быстрых и четких речевых движений в процессе речи; убыстренных речевых реакций; темпа внутренней речи; темпов письма и чтения; выразитель­ных форм сценического чтения и драматизированной речи и т. д.; правильной просодической стороны речи: темпа, ритма, мелодики, паузации, ударения.

При выраженной брадикинезии необходимо в первую оче­редь нормализовать общую моторику.

Все виды коррекционной работы основываются на различ­ных речевых упражнениях. Основные упражнения: произ­ношение речевого материала различной сложности, чтение под отбиваемый ру­кой такт, с постепенным ускорением темпа говорения и чтения; слушание и воспроизведение речевого материала; запись слогов, слов и т. п. с предварительным четким проговариванием под такт, подаваемый логопедом, а затем самим ребенком; работа над воображением при дей­ствии внешних раздражителей различного ритма, темпа для убыстрения его во внутренней речи; заучивание и воспроиз­ведение диалогов с акцентом на речевых особенностях раз­ных персонажей самим пациентом в паре с логопедом, затем с товарищем по группе; выработка сценического поведения в соответствии с содержанием драматизации.

Нормализации темпа речи при брадилалии способствуют также занятия по логопедической ритмике.

Пение мелодий с короткими тональностями. Темп песен средний и быстрый, отрывистого характера.

После курса занятий необходимо сравнительно долгое наблюдение над детьми, стра­дающими брадилалией и особенно традикинезией. Рекомен­дуются: самостоятельные занятия, постоянный контроль за темпом речи, консультативные занятия у логопеда, катамнестические исследования.

Преодоление тахилалии предполагает воспитание: а) мед­ленного, спокойного, плавного, строго ритмичного дыхания и голосообразования; б) медленного ритмического чтения; в) спокойной, ритмически упорядоченной речи; г) здоровой установки на коллектив в процессе речевого и общего поведе­ния; д) общего и слухового внимания к речи.

Логопедическую работу рекомендуется проводить поэтапно.

Первый этап — режим молчания. Рекомендует­ся максимум молчания вне занятий и дома, ограничиваться лишь самыми необходимыми фразами.

Второй этап — работа по усвоению медленного темпа начинается на материале громкого чтения. Дается установка на замедление не только внешней речи, но и всех других психомоторных процессов.

Третий этап — работа над редактированием высказы­ваемых мыслей, над адекватностью фразы намеченному со­держанию.

Четвертый этап — работа над коллективным расска­зом.

Используемые на занятиях приемы: подражание, сопря-женнно-отраженное произношение» ритмическое чтение, речевые упражнения под такт, отмечаемый ударом руки, ноги, хлопком в ладоши и т. п., запись и прослушивание правиль­ной речи, записанной на магнитофонную ленту и др.

Пятый, заключительный этап — подготовка к пуб­личному выступлению.

Продолжительность курса — 2,5—3 месяца. После логопедичес­кого курса дается установка на дальнейшее самостоятельное закрепление навыков правильной речи.

Логопедическая ритмика включается в логопедическую коррекцию последовательно на каждом этапе с возрастани­ем трудности ритмических занятий и речевых нагрузок. Ос­новой занятий является медленный темп.

В логопедической работе по преодолению баттаризма и полтерн на первом месте стоит формирование понятий на конкретной основе и их словесное грамматически правиль­ное выражение.

1. Необходим подход к речи как к системе в единстве с другими психическими процессами. Рекомендуется работа не столько над элементами речи, изолированными функциями дыхания и артикуляции, сколько над целостными речевыми продукциями высшего порядка: над самостоятельным выс­казыванием, пересказом, диалогом, декламацией, подготовлен­ным и свободным рассказом, докладом, сообщением, свобод­ным изложением мыслей. Основной прием — фиксация внимания пациента на речи.

2. Воспитание логического мышления в неречевых и рече­вых заданиях.

3. Преодоление дефектов внутренней речи.

4. Развитие слухового внимания, умения слушать речь на материале фраз, текстов.

5. Работа над упорядочением темпа речи.

6. Работа вне логопедических занятий, чтобы закрепить замедленное и четкое произношение, спокойное поведение и внимание к собственной речи.

Преодоление баттаризма и полтерн требует раннего нача­ла занятий, систематического длительного логопедического воздействия и последующего периодического контроля из-за частых рецидивов. Работа по преодолению этих расстройств во многих случаях является профилактикой заикания.

Занятие лечебной физкультурой, установление дыхатель­ной опоры и массаж продолжаются 7—10 дней. После этого переходят к голосовым упражнениям.

Принципы постановки голоса, проведения голосовых уп­ражнений те же, что применяются при парезах и параличах гортани.

Восстановление голоса после удаления гортани.

С удалением горта­ни создается тяжелая психотравмирующая ситуация. Чело­век лишается коммуникативных возможностей.

Общим для всех лиц с удаленной гортанью является со­знание собственной неполноценности, «уродства», бесперспек­тивности и страха за свою дальнейшую жизнь. Подавляющее большинство нуждается в лечении у психиатра.

Восстановление звучной речи у лиц без гортани возможно только при создании компенсаторного органа голосообразования.

Курс восстановления голоса состоит из четырех этапов.

Первый этап — подготовительный. Выясняется состояние психики больных, проводится рациональная психотерапия, консультация и лечение психиатра. Для тренировки верхне­го и среднего отделов пищевода применяется упражнение «дутье в губную гармошку» по 30 секунд за прием 10—12 раз в день. В этот же период обучающийся приступает к за­нятиям лечебной физкультурой для адаптации к дыханию через трахеостому — сформированное отверстие в трахее пос­ле удаления гортани.

Второй этап — формирование псевдоголосовой щели и вызывание пищеводного голоса.

Упражнение А. Стоя, слегка наклонив корпус вперед, опустив руки, задержав дыхание при открытом рте, имитиро­вать рвотное движение 3 раза подряд.

Упражнение Б. Лежа, задержав дыхание и втянув жи­вот, при открытом рте имитировать рвотное движение 3 раза подряд. После нескольких тренировок появляется пищевод­ный звук, который нужно использовать, чтобы успеть сказать короткое слово, начинающееся со звуков к или т.

Третий этап — автоматизация пищеводного голоса. Обу­чающимся предлагаются для произнесения короткие фразы.Постепенными тренировками достигается плавность и внят­ность речи.

Четвертый этап завершает формирование пищеводного голоса. Его упражнение расширяют диапазон, увеличивают модуляцию и улучшают тембр. Используются для этого вокальные упражнения.

Продолжительность занятия по обучению пищеводному голосу 2 — 4 месяца.

Восстановление голоса у детей с органическими изменениями гортани.

Логопедическая работа с детьми, перенесшими многократ­ные операции по удалению папиллом и имеющими вслед­ствие этого рубцовые изменения гортани, состоит из кор­рекции дыхания, звукопроизношения и восстановления голоса.

В послеоперационном периоде ребенка нужно вновь научить дышать естественным путем.

Коррекция звуков осуществляется общепринятыми при­емами параллельно с работой над голосом.

Вызывание голоса у ребенка с афонией при рубцовых из­менениях гортани — самый сложный момент в коррекционных занятиях. Для получения первого звучного прорыва го­лоса методом проб и ошибок подбирается любой звонкий согласный звук. Чаще всего такими звуками оказываются м и ж, которые формируются при «стоне» и «мычании» (м) или жужжании (ж).

Помимо слухового контроля, используется вибрационно-тактильный. Для лучшего закрепления голосовых кинесте­зии ребенок, прикладывая руку к передней поверхности шеи, ощущает колебания голосовых складок.

Процесс автоматизации восстановленного голоса зависит от тяжести и длительности нарушения. Ускоряют закрепле­ние голосовой функции вокальные упражнения, активизации и координации голосового аппарата способствует пение.

Восстановление функциональных нарушений голоса.

Для восстановления нормальной функции голосового ап­парата при фонастении необходимо прежде всего выяснить причину ее возникновения.

Функциональные тренировки сводятся к по­становке голоса, нахождению удобной, комфортной его пода­чи с минимальной нагрузкой голосового аппарата. Правиль­ную индивидуальную для каждого позицию фонации легко подобрать при длительном произнесении звука м.

В восстановлении голоса при гипо- и гипертонусных нару­шениях в первую очередь необходимо работать над дыханием, установлением дыхательной опоры. Главная задача логопе­дической работы заключается в активизации голосового ап­парата при гипотонусных расстройствах и восстановлении координации, снятии излишнего напряжения при гипертону­се. После постановки диафрагмального дыхания при гопотонусных расстройствах голоса можно провести активизирую­щие внутренние мышцы гортани упражнения комплекса Б, а затем переходить к голосовым упражнениям в обычной последовательности. Голосовые упражнения произносятся на твердой атаке звука, затем переводятся на мягкую атаку.

При гипертонусных нарушениях вначале используется придыхательная атака звука. Она помогает ослаблению мы­шечного тонуса. С этой же целью выполняют дыхательные упражнения комплекса А с озвучиванием.

Исходное положение — сидя на стуле.

вдох через нос, выдох через нос, имитация стона;

вдох через нос, выдох через рот со звукома;

3) вдох через рот, выдох через нос, имитация стона;

4) вдох через нос, удлиненный выдох через нос, имитация стона с усилением в конце;

5) вдох через нос, выдох через неплотно сжатые губы с про­изнесением двугубного, слегка оглушенного звука в;

6) вдох через нос, выдох через нос толчками, имитация пре­рывистого стона.

Параллельно с этими упражнениями проводится массаж передней поверхности шеи для уменьшения напряжения мышц.

Восстановление голоса при психогенно, функциональной афонии представляет значительную трудность.

После тщательно продуманной психотерапевтической под­готовки энергично приступают к вызыванию звучного голо­са. Легче всего голос появляется от кашлевого толчка и вве­дением его в слоги ка, ко, ку, ки, ке; затем как, кок, кук, кик, кек. Или от «жужжания» со слогами лса, жо, жу, жи, же; жож, жуж.

Для закрепления полученного голоса в дальнейшем про­водятся голосовые упражнения.

Первый период (14 занятий) содержит артикуляционные и дыхательные упражнения; счетную и фразовую зарядки; вопросы и ответы; несложное сообщение; короткое стихотво­рение (наизусть).

Второй период (12 занятий) включает речевую зарядку; чтение; изложение прочитанного; рассказ на данную тему; практику разговорной речи; объединенные занятия.

В третьем периоде (12 занятий) заикающимся предлага­ются небольшие доклады; работа с художественным матери­алом; драматизация; экскурсии (индивидуальные и групповые); отчеты лечащих­ся как особая форма речевой работы.

В разработанной В. М. Шкловским комплексной системе курс лечения заикания (2,5—3 месяца) включает пять эта­пов:

1. На подготовительном (диагностическом) этапе (10—15 дней) проводится изучение больного невропатологом, дефектологом и психотерапевтом; изучаются анамнестические и клинические данные, намечаются психотерапевтические и логопедические мероприятия, медикаментозное лечение.

2. На этапе перестройки патологических речевых навыков и нарушенных отношений личности (от 1 до 1,5 месяцев) про­водятся логопедические занятия по нормализации дыхатель­ной, голосовой функций, выработке речевых эталонов и т. д. Одновременно начинается аутогенная тренировка и рациональ­ная психотерапия. Затем (спустя 15—20 дней) проводится сеанс внушения в бодрствующем состоянии. После сеанса начинается активная логопедическая работа.

3. На этапе закрепления достигнутых результатов (в течение месяца) проводится тренировка речи больного в жизненной обстановке.

4. Для заикающихся с глубокими невротическими нарушения­ми и резко выраженной вегетативной дистонией автор сове­тует проводить санаторно-курортное лечение с использовани­ем климато-бальнеологического воздействия, ЛФК и физиотерапевтических мероприятий.

5. Лечение включает комплекс медико-педагогических ме­роприятий: медикаментозные, психотерапевтические, лого­педические, логоритмические (В. Г. Каза­ков, Л. И. Белякова, А. И. Лубенская, и др.).

Выделяются следующие этапы стационарного лечения: подготовительный (5—7 дней), активной терапии (20 дней), активной тренировки (10 дней), завершающий, в ходе Которого происходит предельное усложнение речевых ситуа­ций (3—5 дней).

Наши рекомендации