III. Этап формирования коммуникативных умений и навыков
Цель — сформир-ь умения и навыки безошибочного употребления звуков речи во всех ситуациях общения.
На занятиях широко исполь-ся тексты, примен-ся различные формы и виды речи, используются творческие упражнения, подбирается материал, насыщенный теми или иными звуками.
Система лечебно-педагогической комплексной работы. Можно выделить следующие общие установки комплексного воздействия.
В коррекционной работе осуществляется опора на связи между анализаторами обще- и речедвигательными, общедвигательным и слуховым; зрительным, речедвигательным и речеслуховым.
Коррекционное воздействие необходимо направить на внешнюю и внутреннюю речь страдающего брадилалией и тахилалией.
Содержание и форма проведения занятия должны быть связаны с основной деятельностью ребенка.
Наряду с систематической коррекционной работой логопеда необходима и постоянная самостоятельная работа ребенка над речью и поведением.
Методика преодоления нарушений темпа речи включает медицинское воздействие (медикаментозное, физиотерапевтическое, психотерапевтическое лечение), а также дидактические методы, логопедическую ритмику, физкультуру.
Медицинское воздействие при брадилалии направлено на повышение активности нервной деятельности и нормализацию психических процессов.
Психотерапия направлена на перевоспитание личности страдающего брадилалией или тахилалией, на изменение установки на собственную речь и микросоциальное окружение, на воспитание социальной функции речи.
Занятия физической культурой (включая гимнастику и ритмику) при брадилалии содержат тонизирующие комплексы движений для рук, ног, туловища в сочетании с дыхательными голосовыми упражнениями, которые проводятся сначала в среднем, а затем ускоренном темпе. Гимнастические упражнения при тахилалии способствуют воспитанию тормозных реакций, выдержки, внимания, сосредоточенности, произвольного переключения движений: торможению ненужного» движения и активизации необходимого.
Методики логопедической работы.
При устранении брадилалии логопедические приемы направлены на воспитание более быстрых и четких речевых движений в процессе речи; убыстренных речевых реакций; темпа внутренней речи; темпов письма и чтения; выразительных форм сценического чтения и драматизированной речи и т. д.; правильной просодической стороны речи: темпа, ритма, мелодики, паузации, ударения.
При выраженной брадикинезии необходимо в первую очередь нормализовать общую моторику.
Все виды коррекционной работы основываются на различных речевых упражнениях. Основные упражнения: произношение речевого материала различной сложности, чтение под отбиваемый рукой такт, с постепенным ускорением темпа говорения и чтения; слушание и воспроизведение речевого материала; запись слогов, слов и т. п. с предварительным четким проговариванием под такт, подаваемый логопедом, а затем самим ребенком; работа над воображением при действии внешних раздражителей различного ритма, темпа для убыстрения его во внутренней речи; заучивание и воспроизведение диалогов с акцентом на речевых особенностях разных персонажей самим пациентом в паре с логопедом, затем с товарищем по группе; выработка сценического поведения в соответствии с содержанием драматизации.
Нормализации темпа речи при брадилалии способствуют также занятия по логопедической ритмике.
Пение мелодий с короткими тональностями. Темп песен средний и быстрый, отрывистого характера.
После курса занятий необходимо сравнительно долгое наблюдение над детьми, страдающими брадилалией и особенно традикинезией. Рекомендуются: самостоятельные занятия, постоянный контроль за темпом речи, консультативные занятия у логопеда, катамнестические исследования.
Преодоление тахилалии предполагает воспитание: а) медленного, спокойного, плавного, строго ритмичного дыхания и голосообразования; б) медленного ритмического чтения; в) спокойной, ритмически упорядоченной речи; г) здоровой установки на коллектив в процессе речевого и общего поведения; д) общего и слухового внимания к речи.
Логопедическую работу рекомендуется проводить поэтапно.
Первый этап — режим молчания. Рекомендуется максимум молчания вне занятий и дома, ограничиваться лишь самыми необходимыми фразами.
Второй этап — работа по усвоению медленного темпа начинается на материале громкого чтения. Дается установка на замедление не только внешней речи, но и всех других психомоторных процессов.
Третий этап — работа над редактированием высказываемых мыслей, над адекватностью фразы намеченному содержанию.
Четвертый этап — работа над коллективным рассказом.
Используемые на занятиях приемы: подражание, сопря-женнно-отраженное произношение» ритмическое чтение, речевые упражнения под такт, отмечаемый ударом руки, ноги, хлопком в ладоши и т. п., запись и прослушивание правильной речи, записанной на магнитофонную ленту и др.
Пятый, заключительный этап — подготовка к публичному выступлению.
Продолжительность курса — 2,5—3 месяца. После логопедического курса дается установка на дальнейшее самостоятельное закрепление навыков правильной речи.
Логопедическая ритмика включается в логопедическую коррекцию последовательно на каждом этапе с возрастанием трудности ритмических занятий и речевых нагрузок. Основой занятий является медленный темп.
В логопедической работе по преодолению баттаризма и полтерн на первом месте стоит формирование понятий на конкретной основе и их словесное грамматически правильное выражение.
1. Необходим подход к речи как к системе в единстве с другими психическими процессами. Рекомендуется работа не столько над элементами речи, изолированными функциями дыхания и артикуляции, сколько над целостными речевыми продукциями высшего порядка: над самостоятельным высказыванием, пересказом, диалогом, декламацией, подготовленным и свободным рассказом, докладом, сообщением, свободным изложением мыслей. Основной прием — фиксация внимания пациента на речи.
2. Воспитание логического мышления в неречевых и речевых заданиях.
3. Преодоление дефектов внутренней речи.
4. Развитие слухового внимания, умения слушать речь на материале фраз, текстов.
5. Работа над упорядочением темпа речи.
6. Работа вне логопедических занятий, чтобы закрепить замедленное и четкое произношение, спокойное поведение и внимание к собственной речи.
Преодоление баттаризма и полтерн требует раннего начала занятий, систематического длительного логопедического воздействия и последующего периодического контроля из-за частых рецидивов. Работа по преодолению этих расстройств во многих случаях является профилактикой заикания.
Занятие лечебной физкультурой, установление дыхательной опоры и массаж продолжаются 7—10 дней. После этого переходят к голосовым упражнениям.
Принципы постановки голоса, проведения голосовых упражнений те же, что применяются при парезах и параличах гортани.
Восстановление голоса после удаления гортани.
С удалением гортани создается тяжелая психотравмирующая ситуация. Человек лишается коммуникативных возможностей.
Общим для всех лиц с удаленной гортанью является сознание собственной неполноценности, «уродства», бесперспективности и страха за свою дальнейшую жизнь. Подавляющее большинство нуждается в лечении у психиатра.
Восстановление звучной речи у лиц без гортани возможно только при создании компенсаторного органа голосообразования.
Курс восстановления голоса состоит из четырех этапов.
Первый этап — подготовительный. Выясняется состояние психики больных, проводится рациональная психотерапия, консультация и лечение психиатра. Для тренировки верхнего и среднего отделов пищевода применяется упражнение «дутье в губную гармошку» по 30 секунд за прием 10—12 раз в день. В этот же период обучающийся приступает к занятиям лечебной физкультурой для адаптации к дыханию через трахеостому — сформированное отверстие в трахее после удаления гортани.
Второй этап — формирование псевдоголосовой щели и вызывание пищеводного голоса.
Упражнение А. Стоя, слегка наклонив корпус вперед, опустив руки, задержав дыхание при открытом рте, имитировать рвотное движение 3 раза подряд.
Упражнение Б. Лежа, задержав дыхание и втянув живот, при открытом рте имитировать рвотное движение 3 раза подряд. После нескольких тренировок появляется пищеводный звук, который нужно использовать, чтобы успеть сказать короткое слово, начинающееся со звуков к или т.
Третий этап — автоматизация пищеводного голоса. Обучающимся предлагаются для произнесения короткие фразы.Постепенными тренировками достигается плавность и внятность речи.
Четвертый этап завершает формирование пищеводного голоса. Его упражнение расширяют диапазон, увеличивают модуляцию и улучшают тембр. Используются для этого вокальные упражнения.
Продолжительность занятия по обучению пищеводному голосу 2 — 4 месяца.
Восстановление голоса у детей с органическими изменениями гортани.
Логопедическая работа с детьми, перенесшими многократные операции по удалению папиллом и имеющими вследствие этого рубцовые изменения гортани, состоит из коррекции дыхания, звукопроизношения и восстановления голоса.
В послеоперационном периоде ребенка нужно вновь научить дышать естественным путем.
Коррекция звуков осуществляется общепринятыми приемами параллельно с работой над голосом.
Вызывание голоса у ребенка с афонией при рубцовых изменениях гортани — самый сложный момент в коррекционных занятиях. Для получения первого звучного прорыва голоса методом проб и ошибок подбирается любой звонкий согласный звук. Чаще всего такими звуками оказываются м и ж, которые формируются при «стоне» и «мычании» (м) или жужжании (ж).
Помимо слухового контроля, используется вибрационно-тактильный. Для лучшего закрепления голосовых кинестезии ребенок, прикладывая руку к передней поверхности шеи, ощущает колебания голосовых складок.
Процесс автоматизации восстановленного голоса зависит от тяжести и длительности нарушения. Ускоряют закрепление голосовой функции вокальные упражнения, активизации и координации голосового аппарата способствует пение.
Восстановление функциональных нарушений голоса.
Для восстановления нормальной функции голосового аппарата при фонастении необходимо прежде всего выяснить причину ее возникновения.
Функциональные тренировки сводятся к постановке голоса, нахождению удобной, комфортной его подачи с минимальной нагрузкой голосового аппарата. Правильную индивидуальную для каждого позицию фонации легко подобрать при длительном произнесении звука м.
В восстановлении голоса при гипо- и гипертонусных нарушениях в первую очередь необходимо работать над дыханием, установлением дыхательной опоры. Главная задача логопедической работы заключается в активизации голосового аппарата при гипотонусных расстройствах и восстановлении координации, снятии излишнего напряжения при гипертонусе. После постановки диафрагмального дыхания при гопотонусных расстройствах голоса можно провести активизирующие внутренние мышцы гортани упражнения комплекса Б, а затем переходить к голосовым упражнениям в обычной последовательности. Голосовые упражнения произносятся на твердой атаке звука, затем переводятся на мягкую атаку.
При гипертонусных нарушениях вначале используется придыхательная атака звука. Она помогает ослаблению мышечного тонуса. С этой же целью выполняют дыхательные упражнения комплекса А с озвучиванием.
Исходное положение — сидя на стуле.
вдох через нос, выдох через нос, имитация стона;
вдох через нос, выдох через рот со звукома;
3) вдох через рот, выдох через нос, имитация стона;
4) вдох через нос, удлиненный выдох через нос, имитация стона с усилением в конце;
5) вдох через нос, выдох через неплотно сжатые губы с произнесением двугубного, слегка оглушенного звука в;
6) вдох через нос, выдох через нос толчками, имитация прерывистого стона.
Параллельно с этими упражнениями проводится массаж передней поверхности шеи для уменьшения напряжения мышц.
Восстановление голоса при психогенно, функциональной афонии представляет значительную трудность.
После тщательно продуманной психотерапевтической подготовки энергично приступают к вызыванию звучного голоса. Легче всего голос появляется от кашлевого толчка и введением его в слоги ка, ко, ку, ки, ке; затем как, кок, кук, кик, кек. Или от «жужжания» со слогами лса, жо, жу, жи, же; жож, жуж.
Для закрепления полученного голоса в дальнейшем проводятся голосовые упражнения.
Первый период (14 занятий) содержит артикуляционные и дыхательные упражнения; счетную и фразовую зарядки; вопросы и ответы; несложное сообщение; короткое стихотворение (наизусть).
Второй период (12 занятий) включает речевую зарядку; чтение; изложение прочитанного; рассказ на данную тему; практику разговорной речи; объединенные занятия.
В третьем периоде (12 занятий) заикающимся предлагаются небольшие доклады; работа с художественным материалом; драматизация; экскурсии (индивидуальные и групповые); отчеты лечащихся как особая форма речевой работы.
В разработанной В. М. Шкловским комплексной системе курс лечения заикания (2,5—3 месяца) включает пять этапов:
1. На подготовительном (диагностическом) этапе (10—15 дней) проводится изучение больного невропатологом, дефектологом и психотерапевтом; изучаются анамнестические и клинические данные, намечаются психотерапевтические и логопедические мероприятия, медикаментозное лечение.
2. На этапе перестройки патологических речевых навыков и нарушенных отношений личности (от 1 до 1,5 месяцев) проводятся логопедические занятия по нормализации дыхательной, голосовой функций, выработке речевых эталонов и т. д. Одновременно начинается аутогенная тренировка и рациональная психотерапия. Затем (спустя 15—20 дней) проводится сеанс внушения в бодрствующем состоянии. После сеанса начинается активная логопедическая работа.
3. На этапе закрепления достигнутых результатов (в течение месяца) проводится тренировка речи больного в жизненной обстановке.
4. Для заикающихся с глубокими невротическими нарушениями и резко выраженной вегетативной дистонией автор советует проводить санаторно-курортное лечение с использованием климато-бальнеологического воздействия, ЛФК и физиотерапевтических мероприятий.
5. Лечение включает комплекс медико-педагогических мероприятий: медикаментозные, психотерапевтические, логопедические, логоритмические (В. Г. Казаков, Л. И. Белякова, А. И. Лубенская, и др.).
Выделяются следующие этапы стационарного лечения: подготовительный (5—7 дней), активной терапии (20 дней), активной тренировки (10 дней), завершающий, в ходе Которого происходит предельное усложнение речевых ситуаций (3—5 дней).