Семинар №5 Реформы и контрреформы в 1-й половине ХIХ в.
Вопросы для обсуждения:
1. Реформы Александра I в 1801 - 1812 гг.
2. Отечественная война 1812 г.
3. Внутренняя политика Александра I после Отечественной войны.
4. Восстание декабристов.
5. Внутренняя политика Николая I.
6. Общественное движение 30-50-х гг. XIX в.
Вопрос 1. Начните ответ на этот вопрос с утверждения, что правление Александра I характеризовалось борьбой двух направлений, между которыми лавировал император - либерального и консервативно-охранительного. Причем первое направление проявлялось до наполеоновской агрессии, а второе – после победы над Наполеоном. В первый период царствования Александр проводил либеральные реформы, опираясь на поддержку Негласного комитета, созданного им в 1801 г. Каков состав этого комитета, кто в него входил? Какие меры были предприняты Александром по совершенствованию государственной структуры управления? Обратитесь к документам, опубликованным в «Хрестоматии по истории России в с древнейших времен до наших дней». Составитель А.С.Орлов и др. М., 1999, с. 221-223. Ответьте на вопросы: Какие учреждения были образованы Александром вместо петровских коллегий? Какие права и обязанности были у Сената? Какое отличие по характеру деятельности было у министерств от коллегий. Какова роль «Комитета министров»? Что предполагалось сделать для облегчения положения крестьян? См.: документ, опубликованный в «Хрестоматии...», на с. 230-231.В чем суть реформы просвещения? Ознакомтесь с документом, помещенном в «Хрестоматии...» на с. 234-236. Расскажите о деятельности М.М.Сперанского по составлению проектов преобразования системы государственного управления (создание Государственного совета и выборной Государственной думы), освобождения крепостных крестьян, введение суда присяжных. Проанализируйте документы, опубликованные в «Хрестоматии...» на с. 223-227 и ответьте на вопросы:
1. Что предполагалось осуществить согласно проекту в «Порядке законодательном»?
2. На какие сословия (у М.М.Сперанского - «достояния») намечалось разделить население страны?
3. Какими правами будут пользоваться сословия России?
4. Что собой представлял Государственный совет и каковы
его функции?
Все ли проекты М.М.Сперанского были проведены в жизнь? Составьте схему «Система государственного управления Российской империи в начале XIX в.»
Вопрос 2. Освещение этого вопроса начните с выяснения причин войны. Какое было соотношение сил воюющих сторон? В каком городе в начале воины состоялось арьергардное сражение по сдерживанию продвижения врага вглубь страны? Каковы итоги Бородинского сражения? В чем его значение для дальнейшего хода войны? Что собой представляла тактика М.И.Кутузова после оставления Москвы? Дайте оценку результатов сражений у Малоярославца, под Красным, у переправы через Березину. Имея в виду, что с начала вторжения французских войск в Россию в стране широким фронтом развернулась народная война против агрессоров, покажите в ней роль партизанской борьбы, совместных действий регулярных подразделений и партизан, назовите руководителей партизанских отрядов и офицеров-партизан. Каково значение народного ополчения в войне? Изучение вопроса «Отечественная воина 1812 г.» завершите заграничным походом русской армии в 1813-1814 гг. и Венским конгрессом в 1814-1815 гг., подведите итоги войны, каково значение Отечественной войны? Подготавливая ответы на вопросы, используйте документы, опубликованные в «Хрестоматии...» на с. 267-272.
Вопрос 3. Второй период царствования Александра I (1815-1825) историки называют консервативным по отношению к первому - либеральному. Однако имели место и во втором периоде попытки продолжать либеральные преобразования. Каково содержание проекта решения крестьянского вопроса? Что собой представлял проект конституционных преобразований в стране? Были ли эти проекты проведены в жизнь? В начале 20-х гг. Александр твердо встал на позиции консервативно-охранительного направления. Чем можно объяснить отказ Александра I от проведения либеральных реформ? Проведение консервативных преобразований связано с деятельностью А.А. Аракчеева. По его имени это время называют аракчеевщиной. Однако надо иметь в виду, что вдохновителем политики, проводимой А.А. Аракчеевым, был сам АлександрI. Из реакционных преобразований было самым жестоким - введение военных поселений. В чем их суть? Какие изменения произошли в политике правительства в отношении профессуры университетов? Какие притеснения испытывала печать? Обратитесь к документам, опубликованным в «Хрестоматии...» на с. 236-237.
Вопрос 4. Изучение этого вопроса нужно начать с выяснения, какие обстоятельства повлияли на формирование декабристской идеологии. Какое значение в этом имели Отечественная война 1912 г., заграничные походы русской армии 1813-1814 гг. и российская действительность? Кратко расскажите о «Союзе спасения» (1816 г.) и «Союзе благоденствия» (1818 г.) и декабристских организациях, действовавших в 1821-1825 гг. Проанализируйте политические программы декабристов «Русскую правду» Н.И.Пестеля и «Конституцию» Н.М.Муравьева, используя публикацию этих документов в «Хрестоматии...» на с. 246-248. Остановитесь на ходе восстания декабристов, оцените его значение и ответьте на следующие вопросы:
1. Почему восстание было назначено на 14 декабря 1825 г. Какие события предшествовали этому? 2. Какую цель ставили восставшие Черниговского полка 29 декабря 1825 - 3 января 1826 г.?
3. Почему восстание закончилось поражением, в чем причины его поражения?
Вопрос 5. Готовясь к занятиям, обратите внимание на то, что внутренняя политика Николая I была противоречивой. С одной стороны он стремился укрепить и охранить существующий строй, проводя политику в интересах дворян. Какие меры были предприняты Николаем I для укрепления полицейско-бюрократического аппарата управления? Идеологическим обоснованием николаевского правления явилась теория официальной народности. Каково ее содержание? Кто автор этой теории? Какая законодательная база была создана для укрепления власти императора? Кому было поручено провести работу по составлению кодекса законов? Когда был одобрен Государственным советом «Свод законов Российской империи»? Наряду с охранительными мерами, с другой стороны, император занимался и реформированием отдельных сторон жизни общества. В царствование Николая I произошло ограничение сферы крепостного права, смягчение крепостного гнета. Обратите внимание на документальные материалы, опубликованные в «Хрестоматии...», с. 231-232: «Из указа об «Обязанных крестьянах 2 апреля 1842 г.», «Из указа о предоставлении крестьянам помещичьим и крепостным людям права покупать и приобретать в собственность землю и недвижимое имущество 9 марта 1848 г.» Каково содержание финансовой реформы? Какие меры были предприняты в области образования? Познакомьтесь с документами («Хрестоматия...», с.238-239) «Из воспоминаний Н.И.Пирогова об обстановке в университетах до и после 1826 г.», «Из высочайше утвержденного общего устава императорских Российских университетов 26 июня 1835 г.» Какие специальные учебные заведения, закладывающие» основы профессионального образования, были открыты в Москве и Петербурге? Обратите внимание на то, что в Петербурге работал в 1828-1859 гг. Главный педагогический институт, который подготавливал преподавателей для гимназий, высших учебных заведений и для частных учебных заведений.
Вопрос 6. Начиная анализ этого вопроса, имейте в виду, что правительство Николая I после разгрома восстания декабристов усилило полицейские репрессии. Это вызвало ответную реакцию в русском обществе. Представители каких слоев общества активно включились в общественное движение? Какие журналы играли важную роль в общественной жизни страны? В чем выразилось влияние журнала «Телескоп» на формирование двух оппозиционных течений славянофилов и западников? Выясните, что общего было у славянофилов и западников, в чем различие в их взглядах? На каких позициях в отличие от них стояли В.Г.Белинский, А.И.Герцен, Н.П.Огарев, М.В.Буташевич-Петрашевский?