Духовно-нравственное воспитание детей средствами музыкального искусства 1 страница
Оленева С.Б., Агапитова Л.Н.
ТВОРЧЕСКИЙ СОЮЗ «ВЗРОСЛЫЕ-ДЕТИ» В МУЗЫКАЛЬНО-ТЕАТРАЛИЗОВАННОЙ ДЕЯТЕЛЬНОСТИ, КАК ОДИН ИЗ ЭФФЕКТИВНЫХ МЕТОДОВ ФОРМИРОВАНИЯ ЛИЧНОСТНЫХ КАЧЕСТВ РЕБЕНКА В УСЛОВИЯХ СОЦИАЛЬНОГО ПРИЮТА
В настоящее время семья практически отчуждена от образовательного процесса, что является одной из главных проблем современной педагогики и психологии. В этом случае приходится констатировать факт полного отчуждения семьи от какого бы ни было воспитательно-образовательного процесса, что в основном происходит по причине алкоголизации родителей. Кроме того, в обществе материальные ценности доминируют над духовными, поэтому у детей искажены представления о доброте, милосердии, гражданственности, патриотизме.
Наши педагоги не просто воспитатели. Они - более, чем воспитатели, они - мамы и папы. И поэтому, как важно нам, педагогам приюта, быть нравственными людьми с духовными устремлениями, соблюдая при этом моральные принципы, быть примером и образцом для подражания как внешне, так и внутренне. Однако, хотелось бы подчеркнуть, что не только педагоги участвуют в процессе становления наших детей, но и все работники приюта. В процессе совместной работы происходит мотивация на доброе отношение к окружающим, снижение агрессии, злобы, целью которой является формирование у детей мотивации на доброе отношение к окружающим и готовность на совместную деятельность с взрослыми.
Задачи:
- продолжать формировать личностные качества детей через совместные выступления, воспитывать гордость за педагогов и желание участвовать в жизни приюта;
- воспитывать гордость за своих предков;
- строить взаимоотношения детей и педагогов на образцах отечественного наследия музыкальной культуры, имеющих подлинную художественную ценность.
Решению этой проблемы служит организованная музыкально-театрализованная деятельность сотрудников приюта. Взрослый состав приюта активно сотрудничает с детьми в гостиной «Радость» (кружковая работа). Создан вокальный ансамбль взрослых «Росток», где разучиваются вокальные произведения различного жанра. Его выступления гармонично вписываются в детскую исполнительскую деятельность. В названии «Росток» символично переплелись желание взрослых помочь в духовно-нравственном воспитании «росточков» и самим взрастить в своих сердцах дух любви. «Помогая другим - помогаешь себе» - говорит народная пословица. Кроме того, часть сотрудников приюта активно участвует совместно с детьми на театральной площадке «Лик». В результате создаются совместные спектакли взрослых и детей. Отрадно отметить, что в театральной деятельности приюта участвуют и мужчины – а их ведь так мало в педагогических учреждениях. Дети радуются, когда вместе с ними на сцене и физкультурный руководитель Александр Сергеевич, в сценическом послужном списке которого особо любимые им и детьми сыгранные роли Добрыни Никитича, Ильи Муромца, Александра Невского, Димитрия Донского, Геогия Жукова, сотника Лонгина и статный, величественный вахтер Вадим Александрович, которого дети буквально боготворят за его доброту и конечно, - все в приюте привыкли к тому, что Вадим Александрович - бессменный «император» - им сыграны роли императора Тиверия, императора Александра Второго… Водитель Михаил Яковлевич, сыгравший роль заморского купца, молодой программист Юрий Александрович, сыгравший роль императора Александра Третьего - сына императора Александра Второго. В результате совместной деятельности чувствуется, как «оттаивают» сердца детей. Видишь и радуешься тому, как дети бегут из школы поистине как «домой» и первым делом спрашивают: «А разучивать роли сегодня будем?» Бывает очень трудно с костюмами. Многие взрослые приюта приносят все, что необходимо из дома. Шьем костюмы и сами делаем атрибуты, декорации под руководством доброй нашей наставницы - швеи приюта Ирины Владимировны.
Кроме того, с нами дружат, нам помогают преподаватели и студенты Музыкального колледжа. Они приходят к нам на праздники, сами организовывают концерты. Наших детей консультирует заведующий вокальным отделением Ромашкин В.Ф. С пониманием и добротой на протяжении многих уже лет к нам относятся работники Дворца Творчества Молодежи и Юных. Завязалась дружба с артистом Кукольного театра Максимом Р., который с удовольствием откликнулся на просьбу исполнить роль князя Добрыни в спектакле «Как князь Владимир веру выбирал». Случилось так, что за два дня до выступления на Пасхальном празднике, на нашего воспитанника, Рому П., который должен был исполнить эту роль, пришли документы и его увезли. Создалась затруднительная ситуация - за такой короткий срок было нереально подготовить другого ребенка. Дети очень гордились, что им довелось выступить на сцене с настоящим артистом. С нашими детьми дружат и студенты факультета «Социальная психология» во главе с преподавателем Лоскутовой Р.Р. Они - частые гости на наших праздниках. Кроме того, студенты активно откликнулись на призыв «Музыкальные инструменты из бросового материала». Инструменты оказались очень неожиданными и интересными, на которых дети с удовольствием музицируют, играют в оркестре. Особую неповторимость составляет то, что они сделаны собственными руками.
В рамках сотрудничества с нашим приютом проведены благотворительные акции «Доброе сердце», где дети, родители и сотрудники детских садов №№ 17, 68, 23 приобрели канцтовары, собрали необходимые игрушки и вещи для детей-сирот. Такие мероприятия способствуют воспитанию любви и доброты в наших детях.
На основе этого ведется организованная работа в музыкально-театрализованной деятельности в едином коллективе «дети- взрослые».
Поскольку дети данного контингента не воспитываются родителями - настолько одним из главных и действенных средств воспитания в приюте для них является пример педагогов и взрослых.
Таким образом, творческий союз «взрослые-дети» в музыкально-театрализованной деятельности является эффективным методом формирования личностных качеств ребенка в условиях социального приюта.
Литература:
1. Бобров, А. А. Служение высокому Добру // Русский дом. - М. 2005. - № 12.
2. Веселов, Г. П. Предки о воспитании юных: Книга для родителей и учителей. – М.: Просвещение, 1994.
3. Глинские чтения. Духовно-нравственное воспитание в системе образования Российской Федерации. – М.: Самшит-издат, 2002.
Белобородкина С.Е.
ГЕНДЕРНЫЙ ПОДХОД В МУЗЫКАЛЬНОМ ВОСПИТАНИИ ДОШКОЛЬНИКОВ
Одной из актуальных педагогических задач в работе с дошкольниками является построение воспитательного и образовательного процессов в соответствии с полом ребенка. Поэтому гендерное воспитание дошкольников - очень важный процесс. Традиционные стереотипы гендерного поведения разрушены вследствие происходящих в современном обществе социальных изменений.
Внедрение инноваций в работу музыкального руководителя - важнейшее условие совершенствования музыкального воспитания дошкольников. Интеграция позволяет объединить усилия музыкального руководителя и специалистов для решения поставленной цели и взаимопроникновение их в деятельность друг друга, где каждый решает свою часть задач, использует свои методы.
Музыка - одно из средств формирования полоролевого поведения детей. Полоролевая социализация детей в моей работе ведётся планомерно, с должным педагогическим вниманием, с учётом дифференцированного подхода к воспитанию мальчиков и девочек. Работа по гендерному воспитанию прослеживается в различных видах музыкальной и театрализованной деятельности. На музыкальных занятиях при разучивании танцев (вальс, полька, кадриль), мальчики овладевают навыками ведущего партнёра, у девочек делаем акцент на грациозности, изяществе, мягкости движений. В музыкально - ритмических движениях присутствует дифференциированый подход: мальчики разучивают движения, требующие мужской силы, ловкости, стремительности (наездники, джигиты, бравые солдаты), у девочек преобладает плавность, мягкость движений (хороводы, упражнения с цветами, лентами, шарами). В игре на музыкальных инструментах - ложки, барабаны, гармони - для мальчиков, бубны, колокольчики - для девочек. Песни и игры о мальчиках и девочках способствуют развитию представлений ребёнка о своём поле и формированию средствами музыки позитивного принятия своего пола.
Все умения, знания и навыки, приобретённые детьми в процессе гендерного воспитания, культуру взаимоотношения полов можно увидеть при проведении праздников и развлечений для мальчиков и девочек. Мною разработаны и проведены следующие праздники; «Путешествие в страну мальчиков и девочек», «Дочка-моя куколка», «Мисс-красавица», «Вот бы нам у наших мам, научиться всем делам!», «Если хочешь быть военным»,
«Джентельмен-шоу», « Путешествие по морю профессий», «Мамин день».
Велика роль сказки в музыкально-театрализованной деятельности в воспитании у дошкольников полоролевого поведения. Благодаря сказке ребёнок познаёт окружающий мир, овладевает разнообразным полоролевым репертуаром, особенностями взаимоотношения полов. Сюжет «женских» и «мужских» сказок построен таким образом, чтобы герои самостоятельно разобрались с возникающими трудностями и извлекли некий урок для себя. Мною запланирована работа по разделам и подобранна соответствующая художественная литература. Овладению традиционными свойствами личности: мужественности - у мальчиков и женственности - у девочек помогают и такие средства воздействия, как художественное слово (сказки, былины, стихи, рассказы), видеоматериал и элементы мужских и женских костюмов. Наиболее полно всё это используется при театрализации. В нашем садике ежегодно проходить Фестиваль сказок, по таким темам как:
1. «Мальчики и девочки - будущие мужчины и женщины». Сказки: «Гуси-лебеди», «Василиса Прекрасная», «Каша из топора» «Мужик и медведь».
2. «Маленькие умельцы и умелицы», драматизация сказок «Крошечка-Хаврошечка», «Рукодельница и Ленивица», «Царевна Лягушка».
3. «Защита и сострадание - качества мужчины и женщины». Сказки: «Русалочка». «Добрыня и змей».
4. «Мужской и женский этикет». Сказки: «Морозко», «Дюймовочка», «Спящая красавица».
5. «Мальчики и девочки - будущие мамы и папы». Сказки: «Кукушка», «Сказка о рыбаке и рыбке», «Мальчик-с-пальчик».
При проведении драматизации сказок мальчики совершенствуют такие мужские качества как храбрость, ответственность, справедливость, настойчивость, находчивость, девочки становятся более мягкими, беззащитными, требующими к себе внимания.
Интеграция позволила пересмотреть традиционный подход к воспитанию мальчиков и девочек, выстроить процесс воспитания с учётом гендерных особенностей воспитанников, современных социокультурных потребностей общества и современной педагогической реальности, что становится важным фактором эффективного обучения, воспитания и позитивной их социализации. Это даёт возможность самореализовываться, самовыражаться, способствует творческому подходу к педагогической деятельности, а ребёнку позволяет реализовать свои музыкально-творческие возможности.
Литература:
1. Антология гендерной теории / Составители: Е. Гапова, А. Усманова.-Минск.- 2000.-200с.
2. Берн, Ш. Гендерная психология. -М, 2001. -153с.
3. Безрукова В.С. Интеграционные процессы в педагогической теории и практике. –Екатеринбург. -1994.-189с.
4. Белая, К.Ю. Интеграция - как основной инструмент создания новой модели ДОУ // Управление ДОУ, 2003. № 4.
Валентова Е.Н.
ДУХОВНО-НРАВСТВЕННОЕ ВОСПИТАНИЕ ДОШКОЛЬНИКОВ ПОСРЕДСТВОМ МУЗЫКИ
Музыка занимает особое, уникальное место в воспитании детей дошкольного возраста. Это объясняется и спецификой этого вида искусства, и психологическими особенностями дошкольников. Приобщение к музыке - одно из самых интересных и радостных занятий.
Музыкальное развитие ребенка-дошкольника оказывает ничем не заменимое воздействие на обогащение духовного мира. Это процесс становления и развития музыкальных способностей на основе природных задатков, оформления основ музыкальной культуры, творческой активности, от простейших форм к более сложным.
Сегодня современная педагогика накопила большой опыт в теории и практике обучения, разработала новую систему воспитания. Эта система воспитания ставит задачу формирования личности, способной активно, творчески преобразовывать действительность. Именно музыкальное воспитание оказывает большую помощь в полноценном развитии ребенка.
Основными целями развития у детей музыкального восприятия являются: расширение у детей представления о музыке как о виде искусства; формирование целостного и дифференцированного восприятия музыки, развитие восприятия музыки в форме приобщения к музыкальной культуре.
Можно выделить следующие общие задачи музыкального воспитания:
1. Воспитывать любовь и интерес к музыке.
2. Обогащать музыкальными впечатлениями, знакомя детей с разнообразными произведениями.
3. Содействовать формированию и воспитанию музыкального вкуса.
4. Оказывать влияние на всестороннее развитие ребенка, используя все виды музыкальной деятельности.
5. Развивать творческую активность во всех доступных детям видах музыкальной деятельности.
Работа в этом направлении строится на следующих принципах:
1. Тщательный отбор материала в соответствии с возрастными особенностями детей.
2. Интеграция работы в различных направлениях воспитания и музыкальной деятельности.
3. Максимальное использование развивающего потенциала ребенка в музыкальном развитии.
В широком смысле музыкальное воспитание - это формирование духовных потребностей человека, его нравственных представлений, интеллекта, развития идейно-эмоционального восприятия и эстетической оценки жизненных явлений. В таком понимании - это воспитание Человека.
Всестороннее развитие личности может быть реализовано только на основе комплексного подхода. В практической воспитательной работе невозможно разложить развитие и поведение ребенка на отдельные элементы. Поэтому необходимым представляется прослеживание влияния воздействия музыки на развитие нравственного воспитания.
Таким образом, музыка по-настоящему воспитывает и развивает не только разум, но и облагораживает чувства человека. Музыкальное развитие формирует эмоциональную сферу, совершенствует мышление, в процессе воспитания ребенок становится чутким к прекрасному как в искусстве, так и в жизни. Поэтому в педагогике музыкальное воспитание рассматривается как неотъемлемая часть нравственного воспитания детей. Таким образом, основная задача педагогов заключается в том, чтобы процесс восприятия музыки был активным и творческим.
Литература:
1. Ветлугина, Н.А. Методика музыкального воспитания в детском саду. Учебное пособие / Под ред. Н.А.Ветлугиной. - М.: Литера, 2001. - 184 с.
2. Прохорова, Л.Н. Путешествие по Фанталии: Практические материалы по развитию творческой активности / Л.Н.Прохорова. - М.: Детство-Пресс, 2003. - 160 с.
Васильева Е.С.
К ВОПРОСУ О ДУХОВНО-НРАВСТВЕННОМ ВОСПИТАНИИ ДЕТЕЙ НА УРОКАХ РИТМИКИ
Духовно-нравственное воспитание - организация психолого-педагогических условий духовного развития личности, обеспечивающих рефлексию своих чувств, мыслеобразов, ценностных ориентаций при построении отношений с миром по принципу со-Творения, то есть созидания позитивно нового.
Понятие «нравственность» включает внутренние, духовные качества, которыми руководствуется человек, этические нормы правила поведения, определяемые этими качествами.
Под духовно-нравственным воспитанием, понимается процесс содействия духовно-нравственному становлению человека, формированию у него:
- нравственных чувств (совести, долга, веры, ответственности, гражданственности, патриотизма);
- нравственного облика (терпения, милосердия, кротости);
- нравственной позиции (способности различению добра от зла, проявлению самоотверженной любви, готовности к преодолению жизненных испытаний);
- нравственного поведения (готовности служения людям и Отечеству, проявления духовной рассудительности, послушания, доброй воли).
Сегодняшняя жизнь ставит новые проблемы перед психологической службой в школе. Это стало особенно актуальным в рамках введения ФГОС в младшей школе.
Фундаментальные сдвиги в системе ценностных ориентаций связаны с экономическими кризисами. Экологические катастрофы, в том числе, чрезмерное загрязнение вредными для здоровья детей шумами, которые разрушающе действуют на психику детей и многое другое - все это сказывается на духовном развитии школьников и на их психическом здоровье. В этом кроются причины духовной деградации.
Характерной чертой современной эпохи является наличие в ней сложнейших политических, социально - экономических, экологических и множества других проблем. Для их реализации требуются не только образованные, но и духовно развитые, способные к саморазвитию личности, воспитание, становление которых, в первую очередь, ложится на плечи современной школы.
Очевидна потребность в совершенствовании и обновлении практики духовно-нравственного воспитания школьников, в поиске новых подходов к воспитательной деятельности школы. Отдельные концептуальные основы исследуемой проблемы разработаны в исследованиях отечественных и зарубежных педагогов, психологов по вопросам нравственного воспитания.
Одна из важнейших задач психолого-педагогической деятельности в школе - это воспитание души ребенка средствами искусства, танца в частности, воздействие на процесс становления его нравственных качеств, нравственных идеалов. Найти основу духовно нравственного развития детей можно на уроках ритмики. Главное, что должен сделать педагог, преподающий ритмику, - научить смотреть и видеть, слушать и слышать, создавать «родственное» отношение к произведениям искусства, развивать «любовное внимание».
Однако, как отмечал Л.С.Выготский, музыка не может прямо «перенести» нравственность в душу человека, она способна лишь непосредственно разбудить дремлющие в нём нравственные силы, возбуждая человеческие эмоции. Переживая содержание музыки, человек становится более отзывчивым на различные эмоции-смыслы, и этот тренинг позволяет ему тоньше чувствовать чужую боль, чужие проблемы.
Одна из задач реализуемой программы по ритмике в гимназии - привить учащимся культуру общения с одноклассниками, в паре в танце, с окружающими. Эта задача успешно решается путем организации танцевальных праздников, конкурсов, танцевальных игр и соревнований.
Приобретая опыт пластической интерпретации танца на занятиях ритмикой, ребенок овладевает двигательными навыками и умениями, приобретает опыт творческого осмысления музыки и танца, ее эмоционально-телесного выражения, развивает внимание, волю, память, подвижность мыслительных процессов, творческое воображение, способность к импровизации в движении под музыку.
Нравственное воспитание на уроках ритмики состоит в том, чтобы привить умение сопереживать музыке и танцу, и чужому человеку через музыку и танец, развить способность переживать чужие радости и горести, выработать свое отношение к жизни на основе общечеловеческих духовных ценностей.
Мир бережно сохраняет вечные ценности: любовь, красоту, добро, силу духа, истину, ценность жизни. Музыка и танец - носители ценности, объекты познания, а учитель и ученик - коллективный субъект, постигающий мир музыкально-педагогических ценностей.
Танец должен выступать не столько как объект изучения, сколько как субъект диалога, когда ученик пытается понять позицию автора, его мысли, чувства, настроения. При этом ученик должен «заглянуть» в себя, сравнить свои чувства и переживания с переживаниями, заложенными в произведении, понять, может ли он пережить чужую боль и страдание.
В России духовно-нравственное воспитание традиционно содействовало духовно-нравственному становлению человека на основе православной культуры во всех формах ее проявления (религиозной, идеологической, научной, художественной, бытовой). Это давало и дает русскому человеку возможность более полного и объемного восприятия мира, своего места в нём.
Особая роль в духовно-нравственном воспитании ребенка принадлежит танцу. С этим искусством дети соприкасаются от рождения, а целенаправленное воспитание через танец они получают в детском саду - а в последующем и в школе. Воспитание через танец является одним из средств формирования личности ребенка. Дать знания, развить навыки и умения - не самоцель, гораздо важнее пробудить интерес детей к познанию.
Проблема духовно - нравственного воспитания подрастающего поколения является одной из сложных и противоречивых задач как идейно-политического, так и научно-педагогического содержания, от решения которой зависит психосоциальное и духовное здоровье детей. Задачи духовно-нравственного воспитания личности, разработка соответствующих программ для образовательной практики и реализация соответствующих мер по решению данных задач требуют не только теоретического обоснования, но и их научно обоснованной апробации.
Кому же, как ни нам, педагогам, найти заветную тропинку к душам наших детей и раскрыть мир Любви и Добра. Это нужно не только им, но и нам, педагогам. Ведь педагог - это, прежде всего, духовный и нравственный наставник, праведник и гуманист, - без этих добродетелей мы не можем взывать к их сознанию, не имеем на то морального права.
Наша программа по ритмике в гимназии ориентирована на постижение, главным образом, духовной культуры через ритмические движения, тем самым уроки ритмики проходят в противоречие с повседневной жизнью, когда ребенок дома и на улице слышит лишь образцы, причем далеко не лучшие, поп-музыки. Телевизионные передачи не могут не влиять на подрастающее поколение, поэтому подавляющее большинство детей, несмотря на усилия школы, вырастают в оторванности от истинных шедевров музыки и танца, не помнят ни одного музыкального сочинения или танца серьезного искусства, которое бы нравилось.
Как видно, система духовно-нравственного воспитания не так проста: в гимназии присутствует базовый по отношению ко всей системе воспитания курс духовно - нравственной культуры.
Показать учащимся красоту музыки и танца, разнообразие музыкальных произведений и образов, приобщить их к музыкальному и танцевальному творчеству, развить чувство духовно-нравственного - главная задача учителя ритмики.
Литература:
1. Барышникова, Т.А. Азбука хореографии/ Т.А.Барышникова. - М., 2006. - 345с.
2. Бекина, С.И. Музыка и движение/ С.И.Бекина, Т.П.Ломова. - М., 2008. - 546с.
3. Ваганова, А.Я. Основы классического танца/ А.Я.Ваганова. - СПб., 2002. - 321с.
4. Детский фитнес. - М., 2006. - 145с.
5. Костровицкая, В.И. 100 уроков классического танца/ В.И.Костровицкая. - Л., 1981. – 389с.
6. Лисицкая, Т.Г. Гимнастика и танец/ Т.Г.Лисицкая. - М., 2008. - 579с.
7. Лифиц, И.В. Ритмика: Учебное пособие/ И.В.Лифиц. - М., 2009. - 467с.
Глушков С.О.
ИСТОРИЯ ДУХОВНО-НРАВСТВЕННОГО ВОСПИТАНИЯ ДЕТЕЙ СРЕДСТВАМИ ЦЕРКОВНОГО ПЕНИЯ В МАРИЙСКОМ КРАЕ ДОРЕВОЛЮЦИОННОГО ПЕРИОДА
В современном обществе, ряд исследователей, определяет и подчеркивает задачу формирования и развития музыкальной культуры учащегося, которая в свою очередь выполняет эстетическую роль. В настоящее время в школах республики Марий Эл все чаще вводится и практикуется музыкально-эстетическое воспитание детей. Музыкальное воспитание ведется, как классической, народной музыкой, так и церковной - православной. Именно при воспитании средствами церковного пения можно в полной мере говорить о духовно-нравственном воспитании детей.
Цель статьи - определить духовно-нравственное воспитание детей, средствами церковного пения в школах Марийского края в дореволюционные годы, как важную и неотъемлемую часть исторического становления церковного пения в Марийском Крае.
Исследователь Цыкина Ю.Ю. определяет ограниченность в систематическом характере музыкального образования в Марийском крае дореволюционного периода. Прикладными целями музыкального образования этого периода становится воспитание добропорядочного христианина, владеющими основами церковного пения [6,с.136].
В извлечении из отчета Вятского епархиального инородческого миссионера о религиозно-нравственном состоянии инородцев за 1908 год отмечалось «действие, производящее на инородцев пастырские проповеди и богослужения, совершаемые на их родном языке, особенно, когда чудные песнопения и молитвы поются с участием хора певчих школьников. Об этом же свидетельствовала миссионерская экскурсия курсистов Вятских миссионерских курсов (о ней было написано в № 46 Вятских епархиальных ведомостях 1908 года)» [2,с.505]. В статье отмечалась значимость духовно-нравственного воспитания детей: «что же касается миссионерских школ, то в них самое главное и серьезное внимание обращено на преподавание Закона Божия и церковного пения, так как эти два предмета служат главным образом, средством религиозно-нравственного воспитания не только детей, но и народа в целом. В некоторых школах, успехи по церковному пению можно признать очень даже хорошими. Хоры из учеников этих школ и любители пения составлялись учителями, которые принимали деятельно участие в пении за богослужением и в религиозно-нравственных чтениях. Церковное пение в инородческих школах является сильнейшим воспитательным средством, направленное преимущественно на развитие религиозно-нравственного чувства. Церковное пение, более, чем другие предметы привлекают инородцев (мари) и их детей в школу, приводит их в духовный восторг, поэтому инородцы толпами собираются в школу слушать стройное церковное пение.» [2,с.506-507].
12-20 января 1910 года на съезде духовенства черемисских приходов Казанского и Царевококшайского уездов Казанской епархии, «в виду того, что хорошее церковное пение действует на душу человека, располагает его к молитве», было дополнено и принято предложение г. директора, «чтобы учителя и учительницы отдаленных от церквей школ по праздничным дням собирали своих учеников в школы и при участии взрослых занимались пением из всенощного бдения и литургии» [4,с.306-307]. Все это было сделано для улучшения духовно-нравственного воспитания, как детей обучающихся в школах, так и взрослого населения.
В этом же году учитель пения М. Токмурзин описывал паломничество учеников Ронгинской второклассной школы в Мироносицкую пустынь. «1-го мая все ученики второклассной Ронгинской школы, рано утром отправились в Мироносицкую пустынь. Проходя деревни, ученики стройно и чинно пели пасхальные ирмосы. Хоровое церковное пение детских голосов и при том в такой необычной обстановке было очень приятно для поселян. Так, с пением молитв, дошли паломники к 4 часам дня в пустынь. В шесть часов вечера ученики вместе с учителями стояли на клиросе.
На следующий день утром они, под управлением учителя пения М.Токмурзина, пели раннюю литургию на черемисском языке, при чем пение было стройное. Надо отметить, что черемисы - богомольцы с большим вниманием следили за каждым родным им словом, раздававшимся с амвона. Отслушав и пропев раннюю обедню, ученики в сопровождении учителей вышли из церкви и осмотрели сад и здания монастыря» [5,с.826-827]. Церковное пение при богослужениях отчасти носило характер, но только духовно-нравственного воспитания детей, но и опять же духовно-нравственного воспитания взрослого населения.
На вечернем заседании Инородческого Миссионерского Съезда Вятской епархии, 27-ого мая 1915 года, в разделе «Законоучительство. Вопросы религиозного воспитания старой школы» было отмечено положение о языке и пении молитв в школе. «В смешанных школах и при инородческих чтениях пение молитв должно совершаться на славянском и инородческом языках попеременно; с той целью, чтобы инородцы научились понимать церковно-славянский язык» [3 с.14].
На утреннем заседании 28-ого мая в вопросе о деле просвещения инородцев было отмечено, что «все беседы и чтения должны предваряться и сопровождаться общим пением. Беседы в инородческих селениях для просвещения инородцев необходимы. На беседах следует изучать хором молитвы и церковные песнопения на родном и славянском языках» [3,с.17].
В вопросе о народных хорах отмечалось, что их организация «для сопровождения крестных ходов по селениям в Пасху, престольные и месточтимые праздники - весьма желательна». [3,с.21]. Для достижения этой цели рекомендовалось всеми возможными мерами содействовать оживлению преподавания церковного пения в существующих школах, в которых, за весьма редкими исключениями, на этот предмет не обращалось внимание.
Чтобы оживить преподавание церковного пения в школах всех наименований при отсутствии лиц сочувствующих этому делу, главным деятелем должен быть сам священник. Его непосредственным помощником может быть псаломщик, который ни в коем случае не может отказаться, как от прямой обязанности, а также располагает к этому учителей и учительниц, которые по тем или другим причинам стали бы уклонятся от участия в этом деле. Неграмотных приучать к пению со слов или при общем пении» [3,с.21].
Как отмечает исследователь, Алметева И.В. в работе «История начального школьного образования в Марийском крае»: «12 февраля 1914 года ознаменовалось большим событием в жизни Козьмодемьянской практической школы садоводства. Восемь учеников готовились к первому в истории школы выпуску. Этот день совпал с празднованием 50-летнего юбилея земских учреждений. В помещение управы был приглашен притч Смоленского собора и хор певчих, где в присутствии членов управы, земских служащих и учеников школы содовых рабочих, было отслужено торжественно молебствие с провозглашением многолетия император и всему царскому дому. Председателем управы В. В. Образцовым был прочитан «высочайший рескрипт от 3 января 1914 года» по случаю 50-летия земских учреждений. Затем трижды был исполнен народный гимн «Боже, царя храни!». После торжественной части все были приглашены в здание Козьмодемьянской практической школы садоводства. Учениками школы был устроен литературно-музыкальный вечер, который традиционно станет проводиться каждый год» [1,с.255]. «Для приготовления более квалифицированных работников в курс обучения с 1914 года были введены новые предметы» [1,с.256]. С этого времени по расписанию уроков, у всех классов (1,2 и 3 классы) пение проходило с 11.00 до 12.00 часов дня по вторникам и с 11.00 до 12.00 часов дня по субботам [1,с.257].