Самостоятельная работа студентов. 1.Динамометрия. См. Учебные пособия «Практические навыки функциональных физиологических исследований»,стр
1.Динамометрия. См. Учебные пособия «Практические навыки функциональных физиологических исследований»,стр. 146-147.; «Практикум по физиологии»; «Методы физиологических исследований».
2.«Электромиография» Урок № 2 на оборудовании Biopac Student Lab (полиграф). См. «Руководство по работе с Biopac Student Lab».
3.Демонстрация учебного видеофильма по физиологии возбудимых тканей
Итоговый контроль знаний.
Опрос по следующим темам:
1. Физические и физиологические свойства мышц.
2. Современная теория мышечного сокращения и расслабления. (Э.М.С.)
3. Биоэлектрические, химические и тепловые процессы в мыщцах.
4. Типы мышечных сокращений. Одиночное сокращение и его фазы.
5. Суммация сокращений и тетанус. Зависимость амплитуды сокращения от частоты раздражения
6. Оптимум и пессимум сокращения.
7. Понятие о моторных единицах, их классификация. Особенности в разных мышцах
8. Сила и работа мышц. Утомление. Закон средних нагрузок
9. Функциональная характеристика гладких мышц.
По теме «Физиология возбудимых тканей» практических умений, которые должен приобрести студент второго курса, программой не предусмотрено.
Рекомендации по учебно-исследовательской работе студентов (УИРС).
Возможная тематика рефератов или презентаций по теме «Физиология возбудимых тканей»:
1. Нервно-мышечная передача возбуждения..
2. Сократительные белки мышцы.
3. Сопряжение возбуждения и сокращения.
4. Механика мышечного сокращения.
5. Обмен веществ и сокращение мышц.
6. Гладкие мышцы.
Домашнее задание для усвоения темы занятия
Дайт краткие ответы на следующие вопросы:
1. Перечислите основные физиологические свойства скелетных мышц.
2. Какие белки мышечной ткани играют основную роль в процессе сокращения?
3. Зависит ли величина сокращения мышечного волокна от силы раздражения?
4. Какая работа мышц называется динамической?
5. Какая работа мышц называется статической?
6. Последовательно опишите механизм мышечного сокращения.
7. Какой закон характеризует зависимость величины сокращения мышечного волокна от силы раздражения?
8. Какой закон характеризует зависимость величины сокращения мышцы от силы раздражения?
9. На обеспечение каких процессов используется энергия АТФ во время деятельности скелетной мышцы?
10. Чем обусловлено возрастание величины одиночного сокращения скелетной мышцы при увеличении силы раздражения?
11. Виды сокращения мышц.
12. Какой из видов сокращения мышц считается нефизиологическим? Почему?
13. Чем отличается изотоническое сокращение от изометрического?
14. Виды тетануса.
15. Условия формирования гладкого и зубчатого тетануса.
16. Что такое моторная единица?
17. Понятие об оптимуме и пессимуме мышечных сокращений.
18. Что такое контрактура? Что является ее материальной основой? Приведите примеры обратимой контрактуры.
19. Что такое мионевральный синапс.
20. Особенности строения мионеврального синапса гладкомышечных клеток.
21. Какая работа более утомительна для мышц - динамическая или статическая?
1. Тема занятия №4: «Возбуждение в ЦНС. Торможение и координационная деятельность ЦНС. Рефлекс и функциональная система».
2. Форма организации учебного процесса (практическое занятие).
3. Значение темы: Центральная нервная система координирует деятельность всех органов и систем, обеспечивает эффективное приспособление организма к изменениям окружающей среды, формирует целенаправленное поведение.
4. Цели обучения:
Общая цель: Изучить некоторые общие свойства нервных центров. Научиться решать ситуационные задачи.
Учебная цель: студент должен знать ответы на контрольные вопросы, тестовые задания, решить ситуационные задачи.
Психолого-педагогическая цель (развитие ответственности, духовности, нравственности, соблюдение правил биомедицинской этики и деонтологии и др.).
5. План изучения темы: