По направлению модернизации существующей системы образования
На основе гуманизации и демократизации существующих отношений
На основе активизации и интенсификации деятельности учащихся
На основе эффективности организации и управления УВП
На основе методического совершенствования и дидактического
реконструирования материала
Частнометодические
Альтернативные
Целостные технологии авторских школ
Структура (модель) описания и анализа педагогической технологии:
I. Концептуальная часть
Концептуальная часть рассматривается с позиции новизны (инновационности), альтернативности, гуманизма и демократизма, современности.
II. Содержательная часть
Содержание образования в рамках технологии рассматривается с позиций современных теорий общего среднего образования, принципов системности, идей развивающего обучения и социального заказа.
III. Процессуальная часть
В процессуальной характеристике прежде всего определяется целесообразность и оптимальность отдельных технологических элементов, комплексность всех методических средств, управляемость, адекватность содержанию образования и контингенту обучаемых.
IV. Критериально-оценочная часть
Технология должна удовлетворять требованиям научности, технологичности, достаточной полноты и реальности осуществления.
I. Концептуальная часть
1. Название технологии, отражающее главную решаемую ею проблему, основные качества, принципиальную идею, существо применяемой системы обучения, наконец, основное направление модернизации учебно-воспитательного процесса или характерную региональную ситуацию. Название технологии часто дается по одному, самому яркому её признаку.
Н-р: Технология эвристического образования
(Хуторской Андрей Викторович www.eidos.ru);
Технология программированного обучения
(Б.Скиннер, Беспалько Владимир Павлович)
2. Идентификация данной технологии в соответствии с принятой систематизацией (классификационной схемой):
2.1. вид педагогической технологии (метатехнология, отраслевая, модульно-локальная, микротехнология);
2.2. основные используемые философские позиции;
2.3. основные используемые методологические подходы;
2.3. отношение к факторам развития;
2.4. изложение особенностей применения научной концепции освоения опыта в данной технологии;
2.5. ориентация технологии на определенную сферу развития индивида – на ЗУН: Проблемное обучение (Брушлинский Андрей Владимирович, Махмутов Мирза Исмаилович, Лернер Исаак Яковлевич и др.),
– на способы умственных действий: Технология поэтапного формирования умственных действий. Гальперин Петр Яковлевич, Талызина Нина Федоровна),
– на сферу эстетических и нравственных качеств (Педагогика свободы Л.Н.Толстой, Вальдорфская педагогика Рудольф Штейнер),
– на сферу физического развития (Технология физического воспитания, сбережения и укрепления здоровья. Никитины Алла и Борис)
и др. направления;
2.6. принадлежность технологии к определенной содержательной области;
2.7. указание преобладающих видов социально-педагогической деятельности;
2.8. характеристика типа управления педагогическим процессом;
применяемые организационные формы педагогического процесса;
описание воспитательной ориентации и подхода к человеку (ребенку, подростку, молодежи);
методы и средства, применяемые в технологии, выделение преобладающих;
отнесение педагогической технологии к какой-либо группе модернизации традиционных технологий;
характеристика категории (адреса) контингента, на который направлена технология.
3. Концептуальная основа педагогической технологии
Краткое описание руководящих идей, гипотез, принципов технологии, способствующее пониманию, трактовке её построения и функционирования, в том числе философские позиции, используемые факторы и закономерности развития, научная концепция освоения опыта, ориентация на определенную сферу развития человека, методы воспитания.
II. Содержательная часть
4.4Целевые ориентации технологии
Характеризуются цели и задачи, достижение и решение которых планируется в технологии, строится дерево целей и задач.
5. Содержание УВП
Содержание и структура УВП (педагогической деятельности учителей и учащихся) в рамках технологии рассматривается с позиций современных идей и теорий воспитания, принципов системности, соответствия целям и социальному заказу. Указывается объем и характер содержания обучающих и воспитывающих воздействий, структура учебно-воспитательных планов, материалов, программ.
III. Процессуальная часть
6. Процессуальная характеристика (методические особенности)
В процессуальной характеристике технологии прежде всего определяются структура и алгоритмы деятельности субъектов и объектов, целесообразность и оптимальность отдельных элементов, комплексное применение и взаимодействие всех методических средств, управление, адекватное целям и задачам, контингенту обучаемых. Описываются мотивационная характеристика , особенности методики, применения методов и средств обучения, управление и организационные формы педагогического процесса (диагностика, планирование, регламент, коррекция).
7. Программно-методическое обеспечение
Программно-методическое обеспечение должно удовлетворять требованиям научности, технологичности, достаточной полноты и реальности осуществления: учебные планы и программы, учебные и методические пособия, дидактические материалы, наглядные и технические средства обучения, диагностический инструментарий.