Цели деятельности учителя на учебном занятии
В образовательных целях учебного занятия выделяются цели, направленные на развитие личности ребенка и предметные цели.
Цели, ориентированные на развитие личности ребенка, в свою очередь, делятся на несколько групп:
Цели, ориентированные на развитие личностно-смыслового отношения учащихся к изучаемому предмету;
• цели, ориентированные на развитие ценностных отношений учащихся к окружающей действительности;
• цели, связанные с обеспечением развития у школьников интеллектуальной культуры;
• цели, ориентированные на развитие исследовательской культуры;
• цели, связанные с развитием у учащихся культуры самоуправления учебной деятельностью;
• цели, ориентированные на развитие информационной культуры школьников:
• цели, ориентированные на развитие коммуникативной культуры школьников;
• цели, связанные с развитием у школьников рефлексивной культуры;
Раскроем далее содержание каждого блока целей, ориентированных на развитие личности учащихся.
Цели, ориентированные на развитие личностно - смыслового отношения кучебному предмету;
• актуализировать личностный смысл учащихся к изучению темы;
• помочь учащимся осознать социальную, практическую и личностную значимость учебного материала.
Цели, ориентированные на развитие ценностных отношений учащихся к окружающей действительности:
• содействовать осознанию учащимися ценности изучаемого предмета;
• помочь учащимся осознать ценность совместной деятельности;
Цели, связанные с обеспечением развития у школьников интеллектуальной культуры:
• создать содержательные и организационные условия для развития у школьников
• умений анализировать познавательный объект (текст, определение понятия, задачу . и др.);
• обеспечить у школьников умений сравнивать познавательные объекты;
• содействовать развитию у школьников умений выделять главное в познавательном объекте (определении понятия, правиле, задаче, законе и др.);
• обеспечить развитие у школьников умений классифицировать познавательные объекты и др.
Цели, ориентированные на развитие у школьников исследовательской культуры:
• содействовать развитию у школьников умений использовать научные методы познания (наблюдение, гипотеза, эксперимент);
• создать условия для развития у школьников умений формулировать проблем, предлагать пути их решения.
Цели, связанные с развитием у школьников оргдеятельностной культуры (культуры самоуправления умением):
• обеспечить развитие у школьников умения ставить цель и планировать свою деятельность;
• создать условия для развития у школьников умения работать во времени;
• содействовать развитию у детей умений осуществлять самоконтроль, самооценку и самокоррекцию учебной деятельности.
Цели, ориентированные на развитие рефлексивной культуры школьников:
создать условия для развития у школьников умений «приостановить» свою деятельность;
• обеспечить развитие у школьников умения выделять узловые моменты своей или чужой деятельности как целого;
• содействовать развитию у детей умения отстраниться, занять любую из возможных позиций по отношению к своей деятельности, ситуации взаимодействия;
• обеспечить у школьников умения объективировать деятельности, т.е. переводить с языка непосредственных впечатлений и представлений на язык общих положений, принципов, схем и т.п.
Предметные цели представим в следующем виде:
• помочь учащимся целостно представить проект изучения новой темы; е организовать деятельность учащихся по планированию .совместно с учителем изучения новой темы;
• организовать деятельность учащихся по изучению в первичному закреплению:
- фактов...;
- понятий...;
- правил...;
- законов,..;
- положений...и др.;
- способов действий (перечисляются конкретные специальные (предметные) умения;
• обеспечить закрепление понятий (указываются конкретные понятия), правил, принципов, законов и т.п.; умений (перечисляются предметные умения);
• обеспечить применение учащимися знаний и способов. действий (указываются конкретные знания и умения) в разнообразных ситуациях;
• организовать деятельность школьников по самостоятельному применению знаний в разнообразных ситуациях;
• организовать деятельность учащихся по общению и систематизации знаний учащихся в рамках темы...;
• обеспечить проверку и оценку знаний и способов действий учащихся по тему...;
• организовать деятельность учащихся по коррекции знаний и способов действий.
Приложение 5