Понятие о физической реабилитации
Физическая реабилитация — составная часть медицинской, социальной и профессиональной реабилитации, система мероприятий по восстановлению или компенсации физических возможностей и интеллектуальных способностей, повышению функционального состояния организма, улучшению физических качеств, психоэмоциональной устойчивости и адаптационных резервов организма человека средствами и методами физической культуры, элементов спорта и спортивной подготовки, массажа, физиотерапии и природных факторов (В. Г. Дмитриев). Или короче: физическая реабилитация — это составная часть медицинской и социально-трудовой реабилитации, использующая средства и методы физической культуры, массаж и физические факторы.
Физическую реабилитацию следует рассматривать как лечебно-педагогический и воспитательный процесс или, правильнее сказать, образовательный процесс. Основным средством физической реабилитации являются физические упражнения и элементы спорта, а применение их — всегда педагогический, образовательный процесс. Качество его зависит от того, насколько методист овладел педагогическим мастерством и знаниями. Поэтому все законы и правила общей педагогики, а также теории и методики физической культуры чрезвычайно важны в деятельности реабилитатора (реабилитолога) — специалиста по физической реабилитации. Он должен быть прежде всего хорошим педагогом — специалистом по физическому образованию, физической культуре и в то же время обладать глубокими знаниями сущности патологических процессов и болезней, с которыми ему приходится встречаться у своих пациентов. Он обязан уметь определять, какие методы и средства окажут общее воздействие на организм, а какие — местное, локальное или, лучше сказать, специфическое, дифференциро-
вать нагрузку в зависимости от вида патологии и состояния больного. Это непросто даже для опытного специалиста, если не знать и не использовать методы оценки (контроля) воздействия нагрузок на организм пациентов и эффективности реабилитационных мероприятий.
Физические упражнения дают положительный эффект в реабилитации, когда они, во-первых, адекватны возможностям больного или инвалида, а во-вторых, оказывают тренирующее действие и повышают адаптационные возможности, при условии, что методист знает и учитывает ряд методических правил и принципов физической тренировки.
Суть тренировки в многократной, систематически повторяющейся и постепенно повышающейся физической нагрузке, которая вызывает в организме человека положительные функциональные, а порой и структурные изменения. В результате тренировки механизмы регуляции нормализуются, совершенствуются, повышая адаптационные возможности организма больного к динамически изменяющимся условиям среды. С одной стороны, оформляются и укрепляются новые или совершенствуются уже существующие двигательные навыки, с другой — развиваются и совершенствуются различные физические качества (сила, выносливость, быстрота, гибкость, ловкость, и др.), которые определяют физическую работоспособность организма. Никакие другие средства и методы реабилитации не в состоянии заменить физические упражнения. Только в результате их воздействия мы в состоянии восстановить и совершенствовать физическую работоспособность больного, которая, как правило, заметно снижается при патологических процессах.
В процессе лечебно-восстановительной тренировки важно соблюдать следующие физиологически обоснованные педагогические принципы:
1. Индивидуальныйподход к больному. При разработке реа
билитационной программы необходимо учитывать возраст,
пол и профессию пациента, его двигательный опыт, харак
тер и степень патологического процесса и функциональные
возможности больного.
2. Сознательность.Только сознательное и активное участие
самого больного в процессе реабилитации создает необхо
димый психоэмоциональный фон и психологический на-
строй реабилитируемого, что повышает эффективность применяемых реабилитационных мероприятий.
3. Принцип постепенностиособенно важен при повышении
физической нагрузки по всем ее показателям: объему, ин
тенсивности, количеству упражнений, числу их повторе
ний, сложности упражнений как внутри одного занятия,
так и на протяжении всего процесса реабилитации.
4. Систематичность— основа лечебно-восстановительной тре
нировки на протяжении процесса реабилитации, протекаю
щей порою до нескольких месяцев и лет. Только система
тически применяя различные средства реабилитации, мы
можем обеспечить достаточное, оптимальное для каждого
больного воздействие, позволяющее повышать функцио
нальное состояние организма больного.
5. Цикличность.Чередование работы и отдыха с соблюдени
ем оптимального интервала (отдых либо между двумя уп
ражнениями, либо между двумя занятиями). Если следу
ющее занятие придется на фазу суперкомпенсации, то эф
фекты от тренировки суммируются и функциональные воз
можности повышаются на новом, более совершенном уров
не.
6. Системностьвоздействия (или поочередность), т.е. после
довательное чередование исходных положений и упражне
ний для различных мышечных групп.
7. Новизна и разнообразиев подборе и применении физичес
ких упражнений, т.е. 10—15% физических упражнений дол
жны обновляться, а 85—90% повторяться для закрепления
достигнутых успехов лечения.
8. Умеренность воздействиясредствами физической реабили
тации означает, что физические нагрузки должны быть уме
ренными, возможно более продолжительными, либо на
грузки должны быть дробными, что позволит достичь адек
ватности нагрузок состоянию пациента.
Поскольку основное средство физической реабилитации — физические упражнения и их применение, т. е. тренировочный процесс, хотя и несколько специфичный, то для повышения функционального состояния систем организма необходимо последовательно и неуклонно увеличивать нагрузку по всем ее
И
основным параметрам. Однако состояние реабилитируемого пациента нередко не позволяет увеличивать ее в объеме, необходимом для существенного повышения работоспособности больного. Поэтому оптимизация нагрузок необходима в течение реабилитации и особенно в начальном периоде. Имеется в виду строгое дозирование физической нагрузки, рациональный подбор средств лечебно-восстановительной тренировки: предпочтительны дробные нагрузки и их волнообразный характер, правильное соотношение работы и отдыха и максимальное использование средств, снимающих напряжение и способствующих ускоренному восстановлению с учетом строгой индивидуализации.
Наконец, сочетание общего и специального воздействия в процессе реабилитации следует понимать следующим образом:
— общая тренировка преследует цель общего оздоровле
ния организма, улучшение функций органов и систем, нару
шенных болезненным процессом, развитие и закрепление мо
торных навыков и волевых качеств. С общебиологической точ
ки зрения тренированность больного человека — важный фак
тор его функциональной приспособляемости, в которой очень
большую роль играет систематическая мышечная деятельность;
— специальная тренировка призвана развить функции, на
рушенные в связи с заболеванием или травмой, восстановить
конкретные двигательные действия или умения, необходимые
пациенту в быту и трудовой деятельности.