Педагогическая целесообразность.
Вопросы гармонического развития и творческой самореализации находят свое решение в условиях школьного кружка. Открытие в себе неповторимой индивидуальности поможет ребенку реализовать себя и в учебе, и в общении с другими детьми. Данная образовательная программа призвана помочь в этом. Однако, новые требования, которые предъявляются к современному образованию, заставляют педагогов искать методы и формы работы, позволяющие реализовать поставленные государством перед образовательными учреждениями задачи. Без построения новой модели образования, ориентированной на формирование умения учиться, готовности к саморазвитию страна не сможет обеспечить использование и производство новых технологий, занять достойное место в мировом сообществе.
Целью данной программы является:развитие творческих, коммуникативных и деятельностных способностей ребенка и формирование у него целостной картины мира.
В соответствии с целью можно сформулировать следующие задачи:
1. Формировать устойчивый интерес к художественной деятельности.
2. Знакомить детей с различными видами изобразительной деятельности, многообразием художественных материалов и приёмами работы с ними.
3. Формировать способность к саморазвитию и самореализации. Способствовать формированию универсальных учебных действий.
4. Развивать коммуникативные способности: прививать навыки работы в группе. Поощрять доброжелательное отношение друг к другу.
5. Воспитывать внимание, аккуратность, целеустремлённость.
6. Развивать художественный вкус, фантазию, изобретательность, пространственное воображение.
7. Обогащать визуальный опыт детей через посещение выставок и выходов на натурные зарисовки.
Отличительными особенностями данной программы является наличие в ней пяти содержательно – методических линий:
1. Основы живописи.
2. Искусство графики.
3. Бумажная пластика.
4. Лепка.
5. Рисование с натуры.
Программное содержание каждого учебного года предполагает наличие всех этих линий с постепенным углублением и расширением приобретаемых детьми знаний, умений, навыков по каждой из этих тем. Так, в начале учащиеся знакомятся с видами изобразительных материалов и техниками работы с ними, а в конце обучения – выполняют гармоничное, законченное художественное произведение по собственным эскизам в различных техниках.
В программе выделяются 4 раздела, которые имеют свои названия для каждого года обучения:
Год
1.Птица Осень
2.Волшебница Зима
3.Красавица Весна
4.Румяное Лето
Год
1.Осенний хоровод
2.Узоры зимы
3.Приход весны
4.Зелень лета
Год
1.Краски осени
2.Зимняя фантазия
3.Весенняя капель
4.Вот и лето
Год
1.Осеннее многообразие.
2.Зимняя краса.
3.Многоликая весна
4.Яркость лета
Темы компонуются в соответствии с чередованием времён года. Такая структура курса связанна с особенностями детского мироощущения. Временные представления у младших школьников формируются с опорой на природные циклы, при этом части года дети определяют по характерным видам своей деятельности. Особое место здесь занимают праздники: начало учебного года – осень; Новый год – зима; 8 марта – весна; конец учебного года каникулы – лето. Отталкиваясь от мироощущения ребенка преподаватель имеет возможность детей с характерной чертой деятельности художника – выражение в художественных произведениях своего внутреннего мира и отклика на события окружающего его мира. Это позволяет раскрыть ребёнку цель создания художественных произведений. В процессе занятий ребёнок на практике убеждается как знания и навыки, приобретённые на занятиях по изобразительному искусству могут быть полезными ему в реальной жизни (поделки могут стать подарками или арт - объектами интерьера; развитый художественный вкус поможет ему создать свой имидж и украсить дом).
Программные материалы подобраны так, чтобы поддерживался постоянный интерес к занятиям у всех детей (и тем кому больше нравиться рисовать, и тем кому больше нравиться лепить, и тем кому больше нравится работать с бумагой). При этом, рисуя, ребёнок получает знания и приобретает навыки, которые пригодятся ему при работе с бумагой или глиной и наоборот. Вот почему методические линии программы необходимо изучать параллельно, чередуя их между собой. Чтобы избежать формирования отрывочных знаний у детей, темы подобраны так, что каждое следующее занятие является логическим продолжением предыдущего.
Такая структура организации изучаемого материала позволяет наилучшим образом способствовать сформированию у детей художественного видения и мышление. Например, изучая понятие «силуэт», дети рассматривают это понятие в живописи, графике, и скульптуре, при этом живописные и пластические особенности данных техник помогают ребёнку осознать многогранность данного понятия. Аналогично, знакомясь с пропорциями человеческого тела, учащиеся выполняют работы в бумажной пластике, живописи и графике.
В данном курсе особое внимание уделяется рисованию с натуры. Целью такого рисования является формирования у детей наблюдательности, способности анализировать и изображать увиденное. Это позволяет детям, делая собственные выводы, открыть для себя такие художественные понятия, как тень, свет, рефлекс, пластика различных деревьев и животных. Такие занятия вызывают большой интерес у детей, особенно если они проводятся на улице. Изучение и анализ натуры позволяет привлечь внимание детей к сезонным изменениям в природе, способствует выработке умения соотносить смену времён года с характерными признаками элементами живой и не живой природы. Таким образом формируется способность видеть и понимать красоту и органичность окружающего мира, что способствует желанию любить и беречь природу.
Постоянный поиск новых форм и методов организации учебного и воспитательного процесса позволяет делать работу с детьми более разнообразной, эмоционально и информационно насыщенной.
Каждое занятие строится в дидактической системе деятельностного метода: детям не даются знания в готовом виде, преподаватель организует «открытие» детьми нового знания в процессе преодоления возникшего затруднения. Таким образом у детей формируется способность к целеполаганию и рефлексивной самоорганизации учебной деятельности.
Представляемая программа предназначена для работы с младшими школьниками, детьми 6 – 11 лет, и рассчитана на четыре года:
- ознакомительный, 1 год обучения, 6-7 лет;
- развивающий, 2 год обучения, 7- 8 лет;
- исследовательский, 3 год обучения, 8 – 9 лет;
- обобщающий, 4 год обучения, 9 – 11 лет.
На каждом этапе ставятся свои задачи и иметься определенный объем тем. Предполагается дифференцированный подход к детям каждой возрастной группы.
Формы и режим занятий.
Образовательный процесс предполагает использование различных методов обучения:
- деятельностный
- иллюстративный
- репродуктивный
- продуктивный
- эвристический
В проведение занятий используются формы индивидуальной работы и коллективного творчества. Некоторые задания требуют объединение детей в подгруппы.
В качестве дидактических материалов используются: художественные альбомы, сказки об искусстве и художниках, модели геометрических тел, фигуры человека, а также натюрмортный фонд.
Положительная оценка работы ребёнка является для него важным стимулом. Можно и необходимо отметить и недостатки, но похвала должна и предварять и завершать оценку. В конце занятия для каждого ребенка должна быть создана ситуация успеха.
Основной формой работы являются учебные занятия. Они могут проходить по – разному: индивидуальная работа, работа в мини группах с последующим представлением своих работ, занятие – игра, занятие – экскурсия, пленер.
Ожидаемые результаты и способы определения их результативности:
После изучения курса обучаемые
Должны знать:
- разнообразие возможных выразительных средств изображения;
- особенности материалов применяемых в художественной деятельности;
- значение понятий: живопись, графика, композиция, пейзаж, натюрморт, портрет, скульптура, рельеф, эскиз;
- знать название художественных инструментов: палитра, стеки;
- творчество мастеров русского искусства и Мировой художественной культуры;
- о народных промыслах;
- правила организации композиции в листе;
Должны уметь:
- пользоваться гуашью, акварелью, тушью, белой и цветной бумагой;
- пользоваться графическими материалами и инструментами;
- работать в определённой цветовой гамме;
- добиваться тональной и цветовой градации при передачи объёма предметов несложной формы;
- передавать пространственные планы способом загораживания;
- передавать движения фигур человека и животных;
- сознательно выбирать средство выражения своего замысла;
- самостоятельно комбинировать различные приёмы работы с бумагой для достижения выразительности образа;
- решать художественно- творческие задачи, пользуясь эскизом;
- лепить по заранее подготовленным эскизам;
- проявлять творчество в создание изделий.
Все эти знания и умения необходимы для создания самостоятельной творческой работы. В конце каждого учебного года детьми создаются такие самостоятельные произведения, по ним можно судить о результативности занятий каждого отдельного ребёнка и полноте усвоенного им материала по сравнению с его собственным уровнем на момент начала учебного года.