Результаты анализа проведенного исследования (контрольный этап)

Проведённая диагностика строительно-конструктивной игры в старшей группе детского сада «Золушка» г. Набережные Челны показала, что на начальном этапе эксперимента высокий уровень строительно-конструктивной игры показало незначительное количество детей, большинство показало средний уровень.

Результаты анализа проведенного исследования (контрольный этап) - student2.ru

Рис 2.4 Распределение детей по уровням включенности в строительно-конструктивную игру до начала эксперимента

Полнота развития строительно-конструктивной игры, ее влияние на положительное отношение к труду, её воспитательная ценность повышается при условии планирования развития игры педагогом.

Осуществляя руководство игрой, рекомендуется планировать:[14, с 30]

1. задачи руководства игрой;

2. методические приёмы, с помощью которых будут решаться

3. поставленные задачи.

Что бы определить задачи руководства игрой, надо хорошо знать как развита игра у каждого ребёнка, это помогает выявить диагностика.

Рекомендуется составлять календарные планы руководства игрой (на 1-2 дня), что бы воспитатель знал и учитывал игровые замыслы детей во время планирования методических приёмов. Содержание приёмов воспитатель может изменить, ели у детей появиться другой замысел игры.

Кроме календарного плана может быть составлен кратковременный перспективный план. Он нужен для того, что бы во-первых, видеть перспективу развития игры в течении определённого времени, во-вторых, для осуществления связи ознакомления с окружающим и дальнейшего развития содержания игры.

С детьми экспериментальной группы была апробирована строительно-конструктивная игра "Пароход", суть которой заключается в формировании у детей положительного отношения к трудовой деятельности, возникающей во время игры, положительного отношения к труду взрослых.

Реализация этой игры помогла детям почувствовать взаимосвязь игровых действий с конструктивными и трудовыми.

В ходе игры детям приходилось ставить игровые задачи, для реализации этих задач детям приходилось изготовлять различные атрибуты, нужные для полноценного развития игры. На этом этапе дети занимались ручным трудом. Они изготавливали флажки, бинокли, кораблики (шлюпки). К развитию игры были так же привлечены родители, которые помогали выполнить более сложные атрибуты: фуражки, накидки на плечи (для моряков), штурвал.

Таким образом, под влиянием педагогического воздействия, направленного на обогащение строительно-конструктивного опыта, деятельность детей существенно изменяется, она учит уважать мнение товарищей по игре, учит обращать внимание на взаимосвязь игры с трудовой деятельностью, как детей, так и взрослых, и приобретает характер целенаправленной, богатой по содержанию трудовой деятельности.

Распределение детей по уровням включенности в строительно-конструктивную игру и сформированности положительного отношения к трудовой деятельности в конце экспериментальной работы.

Результаты анализа проведенного исследования (контрольный этап) - student2.ru

Рис 2.5 Уровень включенности в строительно-конструктивную игру.

Результаты анализа проведенного исследования (контрольный этап) - student2.ru

Рис 2.6 Уровень сформированности положительного отношения

к трудовой деятельности

Как видно из диаграммы 2 и 3 в конце экспериментальной работы наблюдается значительная разница в показателях контрольной и экспериментальной групп. В контрольной группе включенность детей в строительно-конструктивную игру и сформированность у них положительного отношения к труду практически не изменилась. По прежнему высокий уровень показало меньшее количество детей. Большинство составили средний и низкий уровень.

В экспериментальной группе положение существенно изменилось. Большинство детей показали высокий уровень включенности в строительно-конструктивную игру, причем не на начальном этапе а в развернутой строительно-конструктивной игре. Остальные дети показали средний уровень.

Сформированность положительного отношения к труду так же значительно выше у детей экспериментальной группы: 7 человек имеют высокий показатель, что означает высокую социальную и интеллектуальную активность, сформированную систему знаний о трудовой деятельности детей и взрослых; 3 человека показали средний уровень сформированности положительного отношения к трудовой деятельности, что так же характеризуется значительными успехами в их развитии. В отличии от детей контрольной группы, в экспериментальной группе низкого уровня сформированности положительного отношения к труду не выявлено. Все дети экспериментальной группы отличаются умением понимать простые связи и закономерности, способны к рассуждениям, умозаключениям, выводам. Все дети благодаря их вовлеченности в строительно-конструктивную игру умеют ставить и решать игровые задачи, используют разнообразные ролевые действия, передают характер и настроение человека, легко вступают во взаимодействие друг с другом.

Таким образом, данные нашего исследования показали, что процесс развития конструктивных умений у детей старшего дошкольного возраста требует целенаправленного педагогического руководства. Под педагогическим руководством мы понимаем процесс, в котором используются такие методы и приёмы, которые содействовали бы лучшему развитию строительно-конструктивных умений детей. Игра − как ведущий вид деятельности направлена на познание ребёнком окружающего мира,путем активного участия в труде и повседневной жизнедеятельности детей

Вопросы трудового воспитания дошкольников на современном этапе являются актуальными как для дошкольного воспитания в целом, так и для нашего ДОУ в частности. Современные родители дошкольников огромное внимание уделяют умственному воспитанию детей, подготовке их к обучению в школе и не придают значения трудовому воспитанию в развитии ребенка.

Значение труда как фактора развития личности ребенка нашло отражение в истории отечественной педагогики организации труда. Как видим, трудовое и нравственное воспитание очень взаимосвязаны, поэтому мы не стали отделять их и поставили для решения в учебном году задачу: систематизировать воспитательно-образовательную работу в ДОУ по нравственно-трудовому воспитанию дошкольников.

Работа запланирована и ведется в нескольких направлениях: с детьми, коллективом и родителями.

Цель трудового воспитания дошкольников – формирование положительного отношения ребенка к труду.

И реализуется через решение следующих задач:[15, с 54]

1) Обучение трудовым умениям и навыкам, их дальнейшее совершенствование;

2) Воспитание интереса к труду, трудолюбия, ответственности, самостоятельности;

3) Ознакомление с трудом взрослых, воспитание уважения к труженику и результатам его труда, стремление оказывать посильную помощь;

4) Формирование взаимоотношений и приобретение социального опыта взаимодействия (воспитание общественно- направленных мотивов труда, умений трудиться в коллективе и для коллектива.

Считаем, что для того, чтобы ребенок захотел трудиться, должны быть созданы необходимые условия:

1. Создание эмоционально-положительной обстановки в процессе труда;

2. Подбор оборудования для труда;

3. Создание мотивации трудовой деятельности;

4. Систематическое включение каждого ребенка в труд на правах партнера;

5. Создание в группе трудовой атмосферы, постоянной занятости, стремление к полезным делам;

6. Учет нагрузки, состояния здоровья, интересов, способностей ребенка;

7. Поощрения в процессе и по результатам труда;

8. Демонстрация заинтересованности педагога.

По своему содержанию труд детей дошкольного возраста делится на четыре вида: самообслуживание, хозяйственно-бытовой труд, труд в природе, ручной и художественный труд.

Содержание труда реализуется в разных формах организации. В науке разработаны и в практику внедрены разные формы организации труда детей дошкольного возраста: поручения, дежурства, общий, совместный, коллективный труд.

Трудовое воспитание дошкольников осуществляется с помощью ряда средств, методов и приемов, направленных на собственно трудовую деятельности детей и ознакомление с трудом взрослых:[16, с 201]

1. НОД;

2. Совместная деятельность в процессе режимных моментов в течение всего дня;

3. Наблюдения за трудом взрослых;

4. Организация трудовой деятельности и посильной помощи взрослым;

5. Экскурсии;

6. Художественные средства (изо, музыка, художественная литература и др.);

7. Дидактические, настольные, творческие игры;

8. Рассматривание картин, иллюстраций, картинок;

9. Использование ИКТ

Наша гипотеза о том, что формирование трудовых умений и навыков будет успешным и результативным, если воспитатель использует различные средства и формы организации трудовой деятельности дошкольников и систематически знакомит детей с общественной значимостью труда

Действительно, труд детей дошкольного возраста является важнейшим средством воспитания. Весь процесс воспитания детей в детском саду может, и должен быть организован так, чтобы они научились понимать пользу и необходимость труда для себя и для коллектива. Относиться к работе с любовью, видеть в ней радость − необходимое условие для проявления творчества личности, ее талантов.

Гипотеза и подтвердилась в ходе исследовательской работы.

ЗАКЛЮЧЕНИЕ

Развитие представлений о труде взрослых относится к числу важных направлений трудового воспитания дошкольников, их социального развития в целом. В дошкольной педагогике имеется много средств для реализации этой задачи: занятия, этические беседы, вечера развлечений и др. Непреходящее значение в этом плане имеют экскурсии, дающие ребенку непосредственно увидеть трудовые действия взрослых, результаты их труда, а на этой основе обогатить образное миропознание детей, сформировать ценностное отношение к профессиям. [17, с 200]

Развитие дошкольников посредством экскурсий возможно лишь при развитии интереса к труду взрослых, расширении представлений о социальной значимости, процессе организации труда, орудиях труда. Поставленные в ходе исследования задачи позволили подойти к отбору содержания экскурсий и методам исследования.

В ходе констатирующего эксперимента было выявлено, что большинство детей не имеют полного представления о труде взрослых (содержание, орудия труда, процесс организации). Наблюдение за работой воспитателей с точки зрения использования в воспитательно-образовательном процессе экскурсий дали следующие результаты: практические работники в полной мере не представляют содержания работы по использованию экскурсий с целью обогащения представлениями о труде взрослых, формирования ценностного отношения к человеку – труженику.

Основными формами ознакомления с трудом взрослых являются занятия. Таким образом, работа по организации экскурсий с целью обогащения детей знаниями о труде взрослых не находит должного места в воспитательно–образовательном процессе дошкольного учреждения. Констатирующий эксперимент показал необходимость проведения целенаправленной работы по обогащению детей знаниями о труде взрослых, процессе организации, орудиях труда.

При рассмотрении данной проблемы мы пришли к заключению, что использование экскурсий будет эффективным при специально организованной педагогической работе.

Для достижения поставленной цели мы использовали экскурсии на почту, в магазин, на остановку, в парикмахерскую. При ознакомлении с трудом взрослых были использованы словесные (беседы), наглядные (показ иллюстраций), практические методы. Использовались формы и методы педагогического воздействия, способствующие развитию у детей конкретных представлений и вызывающие интерес к труду взрослых, процессу его организации.

СПИСОК ИСПОЛЬЗОВАННОЙ ЛИТЕРАТУРЫ

1. Буре, Р.С. Учите детей трудиться: пособие для воспитателя детского сада/Буре, Р.С., Г.Н. Година. - М: Просвещение, 1983.-143с.

2. Вифлеемский, А.Б. Трудовые отношения в ДОУ/А. Б. Вифлеемский,О.В.Чиркина.-М:ТЦ Сфера,2004.-141с.-(Библиотека руководителя ДОУ).

3. Воспитание дошкольника в труде/под ред. В. Г. Нечаевой.-2-е изд.,перераб. и доп.-М:Просвещение,1980.-207с.

4. Закрепина, А.В,. Трудный ребенок: пути к сотрудничеству: метод. пособие/А.В.Закрепина.-М.:Дрофа,2007.-142с.-(Дошкольник).

5. Комарова, Т.С. Трудовое воспитание в детском саду: программа и методические рекомендации для занятий с детьми 2-7 лет/Т.С. Комарова, Л.В. Куцакова, Л.Ю. Павлова.-М:Мозаика-Синтез,2006.-67с:ил .-(Библиотека Программы воспитания и обучения в детском саду).

6. Крулехт, М.В. Педагогическая технология целостного развития ребенка как субъекта детской деятельности/М. В.Крулехт.-СПб:"Детство-Пресс",2002.-153с.:ил.-(Библиотека программы "Детство").

7. Куцакова, Л.В. Нравственно-трудовое воспитание в детском саду: пособие для педагогов ДОУ для занятий с детьми 3-7 лет/Л. В. Куцакова .-М:Мозаика-Синтез, 2008.-137с.-(Библиотека программы воспитания и обучения в детском саду).

8. Куцакова, Л.В. Трудовое воспитание в детском саду: система работы с детьми 3-7 лет/Л.В. Куцакова.-М: Мозаика-Синтез,2012.-128с.-(Библиотека программы воспитания и обучения в детском саду).

9. Маркова, Т.А. Воспитание трудолюбия у дошкольников: книга для воспитателя детского сада/Т. А. Маркова.-М: Просвещение,1991.-109с.

10. Мир детства. Дошкольник/[сост. Л.Е.Журова, Т.С. Комарова; под ред.А.Е.Хрипковой;отв. ред. А.В. Запорожец].-2-е изд.,доп.-М:Педагогика,1987.-256с.:ил.

11. Нравственное и трудовое воспитание дошкольников: учеб. пособие для студ.высших пед.учеб.заведений/С.А. Козлова, Н. К.Ледовских,В.Д.Калишенко и др.; Под ред. С. А. Козловой.-М:Академия,2002.-192с.

12. Ежкова, Н.С. Эмоционально-ценностное развитие дошкольников. /Н. С. Ежкова - Тула: ТГПУ им. Л. Н. Толстого, 2000.

13. Козлова, С.А. Дошкольная педагогика: Учебное пособие для студентов средних педагогических учебных заведений / С.А. Козлова, Т.А. Куликова: 3-е изд., исправ. и дополн. – М.: Академия, 2001.

14. Кошелева, А.О возможности развития эмоций в игре. /А.Д. Кошелева, Л. Абрамян. //Дошкольное воспитание.– 1982.- №3 – с. 30

15. Маслов, С.И. Выполнение студентами научно – исследовательской работы по педагогике: методические рекомендации для студентов. – Тула: Из – во Тул. гос.пед. ун – та им. Л.Н.Толстого, 2001. – 54 с.

16. Меренков, А. Формирование нравственных качеств как важный аспект подготовки к школе / Дошкольное воспитание 2001 № 8.

17. Мир природы и ребенок (Методика экологического воспитания дошкольников): Учебное пособие для педагогических училищ / Л.А. Каменева, Н.Н. Кондратьева – СПб.: Детство – пресс, 2000.

18. Патриотическое воспитание дошкольников средствами краеведо-туристской деятельности: Пособие для реализации государственной программы «Патриотическое воспитание граждан РФ на 2001-2005 годы»/Под. ред. А. А. Остапца, Г. Н. Абросимовой, М. Е. Трубачевой. – М.: АРКТИ, 2003.

19. Педагогический энциклопедический словарь / Б. М. Бим – Бад – М. : Большая российская энциклопедия, 2002.

20. Селиванов, В.С. Основы общей педагогики. Теория и методика воспитания: Учеб. пособие для студ. высш. пед. учеб. заведений / В. А. Сластенина – М.: Академия, 2000.

21. Талызина, Н.Ф. Педагогическая психология: Учеб.для студ. сред. пед. учеб. заведений – 3-е изд., стереотип. – М.: Академия, 2001.

22. Подласый, И.П. Педагогика. : 100 вопросов – 100 ответов : Учебн. пособие для студентов учебн. заведений – М.: Владос - пресс , 2001 (Внимание, экзамен!)

23. Патриотическое воспитание дошкольников средствами краеведо-туристской деятельности: Пособие для реализации государственной программы «Патриотическое воспитание граждан РФ на 2001-2005 годы»/Под.ред. А. А. Остапца, Г. Н. Абросимовой, М. Е. Трубачевой. – М.: АРКТИ, 2003.

24. Педагогический энциклопедический словарь / Б. М. Бим – Бад – М.: Большая российская энциклопедия, 2002.

Приложение 1

Консультации для родителей.

Значение игр и занятий со строительным материалом. Детское строительство является органической частью сюжетно-ролевых игр. В нём, как и в играх, отражается деятельность окружающих взрослых. В играх детей средства изображения предметов разнообразны: в одних дети просто подражают звукам и движениям предметов, связанных с деятельностью взрослых, в других действуют с предметами, передавая взаимоотношения взрослых в процессе труда. Стройка сама по себе может увлечь детей. В этом случае все внимание детей сосредотачивается на конструктивном процессе, а сюжетная сторона выступает иногда в форме своеобразного опробования готовых построек: ребёнок заселяет жильцами дом, садится в автомобиль, дает гудок парохода. Для строительных игр дети используют разнообразный материал: песок, глину, камни, ветки деревьев; они превращают стулья, скамьи в самолеты, поезда и пароходы. С развитием конструктивных способностей примитивное изображение не всегда удовлетворяет детей, им хочется, что бы сделанная постройка имела как можно больше сходства с настоящими. Для развития конструктивных способностей детей необходимы специальные строительные материалы. Строительные наборы дают возможность детям воплощать в реальные образы все новые и новые строительные замыслы.

Конструирование из строительного материала становиться наиболее плодотворным, если при знакомстве с окружающими постройками и сооружениями взрослый не только помогает детям понять их значение, выделить внешние признаки, но и учит вглядываться в их конструктивные качества, знакомит детей с этими качествами.

Строительные игры ценны тем, что доставляют большое эмоциональное наслаждение детям, так как сопровождаются чувством радости при решении разнообразных конструктивных задач. Воплощение в живое, конкретное дело собственной творческой мысли вызывает особое удовлетворение, так как укрепляет веру в свои силы, утверждает чувство собственного достоинства. Причем все это происходит в процессе игры, где дети одновременно перевоплощаются в своих любимых героев: либо это лётчик, сооружающий себе самолёт, либо это капитан, горячо обсуждающий со своими матросами детали строящегося парохода.

На протяжении всего дошкольного возраста строительные игры привлекают к себе внимание детей, доставляют им большое удовлетворение, так как строительный материал является наиболее доступным для осуществления их созидательных замыслов.

Приложение 2

План-конспект занятия: Водный транспорт.

Задачи:

1)расширение знаний детей о транспорте;

2)развитие внимания, ориентации в пространстве, мышления,

развитие речи.

Материалы и оборудование: картинки с изображением различных видов транспорта; магнитная доска, магниты, листочки с заданиями, простые карандаши.

Ход занятия

Наши рекомендации