Сольфеджирование, пение с листа. Пение мелодий с более сложными мелодическими и ритмическими

Пение мелодий с более сложными мелодическими и ритмическими

оборотами, элементами хроматизма, модуляциями (в продвинутых группах) в пройденных тональностях и размерах с дирижированием.

Чтение с листа мелодий в пройденных тональностях, включающих движение по звукам обращений доминантового септаккорда, уменьшенного трезвучия, скачки на все пройденные интервалы, несложные виды хроматизма.

Пение двухголосных примеров дуэтами и с собственным исполнением

второго голоса на фортепиано.

Транспонирование выученных мелодий.

Транспонирование с листа на секунду вверх и вниз.

Ритмические упражнения

Ритмические упражнения с использованием пройденных длительностей и ритмических групп:

- ритмы с залигованными нотами,

- ритм триоль,

- ритмы с восьмыми в размерах 3/8, 6/8.

Пение мелодий с ритмическим аккомпанементом.

Двухголосные ритмические упражнения группами и индивидуально.

Ритмические диктанты.

Сольмизация выученных примеров и с листа.

Слуховой анализ

Определение на слух и осознание в прослушанном музыкальном построении его формы (период, предложения, фразы, секвенции, каденции).

Определение мелодических оборотов, включающих движение по звукам обращений доминантового септаккорда, уменьшенного трезвучия,

субдоминантовых аккордов в гармоническом мажоре, скачки на пройденные

интервалы.

Определение альтерации в мелодии (IV повышенная ступень в мажоре

и в миноре) — для продвинутых групп.

Определение модуляции в параллельную тональность, в тональность

доминанты — для продвинутых групп.78

Определение интервалов в ладу и от звука, последовательностей из интервалов в тональности (6-7 интервалов).

Определение аккордов в ладу и от звука, последовательностей из нескольких аккордов (6-7 аккордов).

Музыкальный диктант

Различные формы устного диктанта, запись мелодий по памяти.

Письменный диктант в объеме 8 тактов, в пройденных тональностях и размерах, включающий пройденные обороты (элементы гармонического

мажора, повышение IV ступени — для продвинутых групп), движение по звукам пройденных аккордов,

скачки на пройденные интервалы, изученные ритмические фигуры с

залигованными нотами, триоли. Возможно модулирующее построение в

параллельную тональность или тональность доминанты т(для продвинутых групп).

Творческие задания

Импровизация и сочинение мелодий в пройденных тональностях, в том

числе в гармоническом виде мажора, включающих обороты с альтерацией IV

ступени, модулирующих построений (для продвинутых обучающихся).

Импровизация и сочинение мелодий, включающих движения по звукам

пройденных аккордов, скачки на изученные интервалы.

Импровизация и сочинение мелодий с использованием ритмических

фигур с залигованными нотами, триолей, ритмических фигур с восьмыми в размерах 3/8, 6/8.

Импровизация и сочинение мелодий на заданный ритмический

рисунок.

Сочинение, подбор подголоска.

Сочинение, подбор аккомпанемента к мелодии с использованием пройденных аккордов.

Класс

Интонационные упражнения

Пение гамм до 6 знаков в ключе (три вида минора, натуральный и

гармонический вид мажора); продвинутые группы — до 7 знаков.

Пение мелодических оборотов с использованием альтерированных

ступеней.

Пение диатонических ладов.

Пение мажорной и минорной пентатоники.

Пение всех пройденных диатонических интервалов от звука и в тональности вверх и вниз (для слабых групп пение только некоторых интервалов вниз — секунда, терция, кварта, квинта).

Пение характерных интервалов в гармоническом виде мажора и минора.

Пройденных интервалов от звука и в тональности двухголосно.

Пение вводных септаккордов в натуральном и гармоническом виде мажора и минора.

Пение одного из голосов аккордовой или интервальной последовательности с проигрыванием остальных голосов на фортепиано.

Пение одноголосных секвенций (двухголосных — в продвинутых группах).

Наши рекомендации