Концептуальные основы программы
Военно-спортивный лагерь «Партизан» входит в структуру Нижегородской областной спортивно-патриотической общественной организации «Дружина» г. Нижний Новгород и руководствуется основными принципами работы данной общественной организации. Деятельность лагеря направлена на реализацию интересов детей и подростков, развитие их потенциала, обеспечение условий для личностного роста, организацию отдыха и оздоровление детей.
В связи с этим за основу программы была взята концепция «Воспитание как педагогический компонент социализации ребенка», разработанная коллективом ярославских и калининградских ученых под научным руководством М.И. Рожкова. В этой концепции воспитаниепредставлено как педагогический компонент процесса социализации, который предполагает целенаправленные действия по созданию условий для развития человека. Создание таких условий осуществляется через включение ребенка в различные виды социальных отношений в обучении, общении, игре, практической деятельности. Процесс воспитания не охватывает все возможные влияния социальной среды на личность ребенка, и, следовательно, может лишь способствовать социализации ребенка. Социализация ребенка – это стратегическая цель деятельности любого педагога, поскольку очень важно поддержать педагогическими средствами растущего человека.
Успешный процесс социализации зависит от двух условий:
· включение молодого человека в реальные социальные отношения;
· самореализация ребенка в процессе социального взаимодействия.
Результатом воспитания является социальное развитие человека, предполагаются позитивные изменения в его взглядах мотивах и реальных действиях.
Оптимальным средством социализации подростков в военно-спортивном лагере «Партизан» можно считать систему гражданско-патриотического воспитания, выделив группы методов, которые могут быть представлены следующей таблицей:
№ п/п | Группа методов | Методы | Свойства методов |
Методы формирования сознания личности | Убеждение, беседы, лекции, дискуссии, метод примера | Постановка подростка в позицию полноправного участника процесса, т.е. он не объект для применения данных методов, а сам принимает активное участие в их использовании. | |
Методы организации деятельности и формирования гражданского поведения | Педагогическое требование, требование коллектива, общественное мнение, поручение, создание воспитывающих ситуаций, коллективное творческое дело, метод проектов | Необходимо создавать ситуации, в которых подросток упражнялся бы в гражданской деятельности, осознавал свои обязанности по отношению к коллективу, обществу, ответственность за свои поступки. Важно демонстрировать значимость гражданской деятельности подростков для общества. С помощью регулирующих требований формируются традиции поведения. | |
Методы стимулирования деятельности и поведения | Соревнование, поощрение, наказание, взаимовыручка, создание ситуации успеха | Необходимо пробуждать подростка корректировать свое поведение. Стимулирование в различных его формах должно быть дозированным и заслуженным. Стимулирование побуждает подростка к анализу собственной деятельности, программирует дальнейшее поведение |
Программа основывается на следующих принципах:
- принцип гуманистической ориентации воспитания предполагает уважительное отношение к каждому человеку, обеспечение свободы совести, мировоззрения, выделения в качестве приоритетных задач заботу о физическом, социальном и психическом здоровье ребенка;
- принцип социальной адекватности воспитания требует соответствия содержания и средств воспитания социальной ситуации, в которой организуется воспитательный процесс, предполагает формирование у детей и подростков прогностической готовности к реализации разнообразных социальных задач;
- принцип индивидуализации воспитания детей и подростков предполагает определение индивидуальной траектории социального развития каждого ребенка, включения его в различные виды деятельности с учетом его особенностей, предоставления возможности каждому для самореализации и самораскрытия;
- принцип социального закаливания детей и подростков предполагает включение воспитанников в ситуации, которые требуют волевого усилия для преодоления негативного воздействия социума, выработки определенных способов этого преодоления, адекватных индивидуальным особенностям человека, выработки социального иммунитета, стрессоустойчивости;
- принцип воспитывающей среды требует создания в клубе таких отношений, которые бы формировали социальность ребенка. Прежде всего, важна роль идей о единстве коллектива клуба: педагогов, воспитанников, сплочении этого коллектива. В каждом объединении (клубе) должно формироваться организационное и психологическое единство (интеллектуальное, волевое, эмоциональное). Создание воспитывающей среды предполагает взаимную ответственность участников педагогического процесса, сопереживание, взаимопомощь, способность вместе преодолевать трудности.