Социальное консультирование
Социальная профилактика
Социальная профилактика – это сознательная, целенаправленная, соци-
ально организованная деятельность по предотвращению возможных социаль-
ных, психолого-педагогических, правовых и других проблем и достижению же-
лаемого результата.
Основные цели:
- выявление причин и условий, способствующих возникновению какой-
либо проблемы или комплекса проблем;
- уменьшение вероятности или предупреждение возникновения недопус-
тимых отклонений от системы социальных стандартов и норм в деятельности и
поведении человека или группы;
- предотвращение возможных психологических, социокультурных и дру-
гих коллизий у человека или группы;
- сохранение, поддержание и защита оптимального уровня и образа жизни
людей;
- содействие человеку или группе в достижении поставленных целей, рас-
крытие их внутренних потенциалов и творческих способностей.
Прежде всего, отметим, что в качестве объектов социальной профилактики
могут выступать как социальные группы и объединения, так и социальные про-
блемы. Рассмотрим эти объекты социальной профилактики более подробно.
В качестве первоочередных объектов социальной профилактики выступа-
ют следующие социальные группы и объединения:
1.Лица с физическими и психическими отклонениями и нарушениями (ин-
валиды, люди тяжело или хронически больные, люди, получившие серьёзные
ранения или травмы).
2.Некоторые возрастные группы (дети, подростки, престарелые).
3.Группы «социального риска», т.е. люди, чьё социальное и имуществен-
ное положение по тем или иным критериям и причинам не имеет стабильности
и которым практически невозможно в одиночку преодолеть трудности, воз-
никшие в их жизни, способные в результате привести к потере ими социальной
значимости, личностной целостности, морального облика, биологической гибе-
ли.
4.Лица социально неустроенные (бездомные, безработные, беженцы).
5.Лица, находящиеся по тем или иным причинам в зависимости от госу-
дарства (пациенты больничных стационаров, домов-интернатов, приютов, дет-
ских домов и заключённые).
6.Вновь формирующиеся социальные группы (предприниматели и ферме-
ры).
Стадии соц. профилактики:
1.Стадия предупреждения - основной задачей которой является принятие
мер, формирующих у человека социально приемлемую систему ценностей, по-
требностей и представлений. Это позволит ему избегать таких форм поведения
и деятельности, которые могут осложнить процесс жизнедеятельности его са-
мого и его ближайшего окружения. Так, воспитывая ребёнка в гуманистиче-
ском направлении, родители закладывают основу для формирования у него в
будущем широкого и полноценного круга общения, возможностей легко схо-
диться с людьми и выстраивать эффективную систему взаимодействия с ними.
2.Стадия предотвращения - направлена на принятие своевременных и эф-
фективных мер недопущения возникновения ситуации, чреватой осложнением
процесса жизнедеятельности субъекта. Так, обучая ребёнка правилам поведе-
ния на дороге, родители, школа и общество получают возможность значительно
снизить риск попадания его в дорожно-транспортное проишествие.
3.Стадия пресечения - используя социально приемлемые способы, блоки-
ровать формы деятельности и поведения субъекта, которые могут привести к
возникновению негативных последствий как для него и его ближайшего окру-
жения, так и для общества в целом. Именно на решение этой задачи направлена
существующая в любом обществе система законодательных, морально-
нравственных, педагогических, административных и других санкций, караю-
щих за совершение определённых действий или не допускающих их повторе-
ния.
Методы социальной профилактики:
1.Медико-социальные - направлены на создание необходимых условий для
сохранения приемлемого уровня физического и социального здоровья человека.
К их числу относятся медико-социальное просвещение, пропаганда здорового
образа жизни, медико-социальный патронаж и т.п.
2.Организационно-административные - создание системы социального
контроля, разработка соответствующей правовой и законодательной базу, фор-
мирование системы органов и учреждений для осуществления деятельности по
социальной профилактике. К этой группе методов относятся социальный кон-
троль и социальный надзор, социальное управление и социальное планирование
и ряд других.
3.Правовые - разработка и создание соответствующей системы правовых
норм и правил поведения и деятельности людей во всех областях социальной
жизни и создание эффективной и действующей системы контроля за исполне-
нием этих норм и правил. К этой группе методов относятся правовое просве-
щение, правовой контроль, правовые санкции и т.п.
4.Педагогические - формирование у различных социальных субъектов со-
циально приемлемой системы ценностей, норм, стереотипов и идеалов, повы-
шение уровня знаний и расширения кругозора. К их числу относятся давно и
хорошо всем известные методы образования, воспитания и просвещения.
5.Экономические - направлены на поддержание приемлемого и достойного
уровня жизни человека и создание необходимых условий для удовлетворения
его материальных потребностей. Наиболее часто для решения таких задач ис-
пользуются экономическое стимулирование, экономическое поощрение, эко-
номические льготы и экономическая поддержка и т.п.
6.Политические - создание в обществе эффективной системы политиче-
ских прав, свобод, ценностей и ориентиров, позволяющих всем социальным
субъектам отстаивать свои интересы в социально приемлемых и допустимых
рамках.
Принципы социальной профилактики:
Во-первых, принцип системности, предполагающий выявление всех возможных
источников проблемы клиента, одновременное формирование условий для её
последующего разрешения и использование для этого различных методов и
способов деятельности.
Во-вторых, принцип превентивности, предотвращение возникновения
проблемы, решение «ещё не возникших проблем». Так, развитие, совершенст-
вование и внедрение в практику эффективной системы полового просвещения и
воспитания молодёжи может рассматриваться как одна из возможностей реше-
ния проблем раннего материнства, «брошенных» детей.
В-третьих, принцип активизации собственных сил человека, предпола-
гающий обучение его необходимым умениям и навыкам для самостоятельного
решения собственных проблем. Например, совершенствование навыков обще-
ния, обучение основным способам поведения в определённых жизненных си-
туациях (при устройстве на работу, в семье, в ситуации стресса).
В-четвёртых, принцип оптимальности, позволяющий выявить степень ак-
туальности и значимости данной проблемы для субъекта.
И, наконец, в-пятых, принцип гуманизма, доверия и доверительности, яв-
ляющийся универсальным принципом профессиональной деятельности соци-
ального работника.
Социальная реабилитация
Социальная реабилитация – это комплекс мер, направленных на восста-
новление разрушенных или утраченных в силу каких-либо причин общественных
связей и отношений, социально и личностно значимых характеристик, свойств
и возможностей субъекта. Это осознанный, целенаправленный, внутренне ор-
ганизованный процесс.
К средствам социальной реабилитации, которыми располагает современ-
ное общество, можно отнести следующие системы:
- здравоохранения;
- образования;
- профессиональной подготовки и переподготовки;
- средства массовых коммуникаций и массовой информации;
- организации и учреждения психологической поддержки, помощи и кор-
рекции;
- общественные и негосударственные организации, работающие в сфере
решения специфических социальных и личностных проблем (трудоустройство
инвалидов или несовершеннолетних, помощь жертвам сексуального или се-
мейного насилия и т. п.).
Основные цели социальной реабилитации, можно охарактеризовать сле-
дующим образом. Во-первых, восстановление социального статуса, социальной
позиции субъекта. Во-вторых, достижение субъектом определённого уровня
социальной, материальной и духовной независимости. И, наконец, в-третьих,
повышение уровня социальной адаптации субъекта к новым условиям жизне-
деятельности.
Основные виды социальной реабилитации:
1.Социально-медицинская - включает в себя восстановительную и реконст-
руктивную терапию, восстановление или формирование у человека новых на-
выков полноценной жизни и помощь по организации быта и ведения домашне-
го хозяйства.
2.Социально-психологическая - предназначена для повышения уровня пси-
хического и психологического здоровья субъекта, оптимизации внутригруппо-
вых связей и отношений, выявления потенциальных возможностей личности и
организации психологической коррекции, поддержки и помощи.
3.Социально-педагогическая – направлена на решение таких задач, как
преодоление состояния «педагогической запущенности» (дополнительные или
индивидуальные занятия, организация специализированных классов), органи-
зация и осуществление педагогической помощи при различных нарушениях
способности человека к получению образования (организация образовательно-
го процесса в больницах и местах заключения, обучение инвалидов и детей с
нестандартными интеллектуальными способностями и т.п.). При этом, предпо-
лагается определённая работа по созданию адекватных условий, форм и мето-
дов обучения, а также, соответствующих методик и программ.
4.Профессиональная и трудовая – позволяет формировать новые или вос-
станавливать утраченные человеком трудовые и профессиональные навыки и в
последствии трудоустроить его, приспособив режим и условий труда к новым
нуждам и возможностям.
5.Социально-средовая – направлена на восстановление у человека чувства
социальной значимости внутри новой для него социальной среды. Этот вид
реабилитации включает в себя знакомство человека с основными характери-
стиками среды, в которой он оказался, помощь в организации новой среды
жизнедеятельности и восстановление привычных моделей поведения и дея-
тельности по организации собственной повседневной жизни.
Социальная адаптация
«Социальная адаптация» - это процесс взаимодействия субъекта социальной сре-
дой, в ходе которого согласовываются требования и ожидания его участников.
Такой процесс имеет достаточно тесную связь с
другим процессом, связанным с освоением субъектом социальной среды, - про-
цессом социализации. Понятия и процессы социальной адаптации и социализации
взаимоопределяют и взаимодополняют друг друга. Процесс социализации – это длительный, постепенный процесс эволюци-
онного характера, включающий узнавание, накопление и усвоение новых зна-
ний, умений и навыков, процесс превращения социальных ценностей и норм во
внутренние механизмы регуляции собственной деятельности (процесс инте-
риоризации). Процесс адаптации имеет более сжатые временные границы, это,
скорее, революционный процесс, в ходе которого необходимо в относительно
короткие промежутки времени устранить или усвоить создавшиеся социальные
изменения и проблемы.
Стадии соц. адаптации:
1.Адаптационный шок, под которым понимается общее расстройство
функций социального субъекта или системы, вследствие какого-либо потрясе-
ния социогенного характера, вызванного резким нарушением привычного
взаимодействия с внешней средой.
2.Мобилизация адаптационных ресурсов. Здесь для субъектов, сумевших
пережить стадию адаптационного шока, наступает этап глубокого осмысления
ситуации и концентрации усилий на сознательном поиске выхода из неё. Эта стадия связана с активным, сознательным поиском, выбором и
освоением на поведенческом уровне новых моделей жизнедеятельности. Настоящая стадия социальной адаптации предполагает активизацию адап-
тационного потенциала субъекта. Под адаптационным потенциалом понимает-
ся совокупность свойств и ресурсов, которая имеется у человека или группы в
скрытом виде и активизируется и актуализируется в процессе социальной адап-
тации (14.С.125). В качестве элементов адаптационного потенциала могут вы-
ступать такие характеристики субъекта, как уровень образования и квалифика-
ции, демографический и социальный статус, социально-психологические ха-
рактеристики и прочее.
3.Ответ на «вызов среды». Это завершающая стадия процесса социальной
адаптации. Её содержание представляет собой реализацию конкретной модели
поведения и деятельности, которые выбираются субъектом с учётом собствен-
ных адаптивных ресурсов и возможностей, представлений о происходящем, а
также основных характеристик социальной среды, в которой протекает процесс
социальной адаптации.
Внешней формой проявления адаптационных процессов, позволяющей де-
лать выводы о том, насколько успешно они протекают в каждом конкретном
случае, является адаптационное поведение, т.е. процесс взаимодействия субъ-
екта и социальной среды, в ходе которого согласовываются взаимные требо-
вания и ожидания и реализуются определённые механизмы социальной адап-
тации.
Сталкиваясь с необходимостью решать задачи социальной адаптации,
субъект может выбрать различные формы адаптационного поведения. К основ-
ным формам последнего можно отнести следующие:
- конформизм или подчинение субъекта среде, когда он полностью выпол-
няет новые требования, предъявляемые к нему;
- инновация или обновление субъектом среды, когда освоение среды осу-
ществляется субъектом через определённые изменения её отдельных сторон,
свойств и характеристик;
- внешняя благопристойность или ритуализм, при которой адаптация субъ-
екта к среде происходит через внешнее следование требованиям, предъяемым к
нему; при этом, собственные, внутренние мотивы и цели субъекта могут и не
совпадать с аналогичными характеристиками его нового социального окруже-
ния;
- «уход» субъекта от среды, его самоизоляция или ретритизм; такая форма
поведения избирается субъектом, чаще всего, при недостаточности его собст-
венных социальных и личностных ресурсов для преодоления стадии адаптаци-
онного шока или когда собственные цели и интересы субъекта принципиально
не совпадают и не могут совпасть с аналогичными характеристиками среды;
- преобразование субъектом среды или мятеж, бунт, когда субъект стремит-
ся полностью преобразовать среду в соответствии со своими представлениями
о ней.
Таким образом, в процессе социальной адаптации деятельность субъекта
может быть адаптивной, когда он сам стремится приспособиться к среде (кон-
формизм, ритуализм и ретритизм) и адаптирующей, при которой субъект стре-
мится к самостоятельному изменению среды в соответствии со своими целями,
задачами и потребностями. Наиболее эффективный результат социальной адап-
тации может быть достигнут в случае сочетания в поведении субъекта адап-
тивного и адаптирующего аспектов.
К основным барьерам социальной адаптации в современном
обществе можно отнести:
- социально-психологические (убеждения, принципы, привычки, стереоти-
пы поведения и деятельности, присущие субъекту);
- социальные (представляющие собой негативные характеристики соци-
альной среды, в которой протекает процесс адаптации);
- социокультурные (ценностно-нормативные характеристики субъекта).
Социальное консультирование
Виды социального консультирования в зависитмости от целевой установки клиента:
1.Рефлексивное консультирование, т.е. совместное с клиентом осмысле-
ние какой-либо жизненной ситуации, её анализ, поиск приоритетов, возможно-
стей изменения и развития. Процесс консультирования в этом случае превра-
щается в совместное размышление, а основная задача и функция консультанта
– выслушать клиента и понять причины его затруднений и сложностей. Работа
психоаналитика или психотерапевта часто осуществляется именно в такой
форме (30.С.224).
2.Проектное консультирование, включающее поиск и построение воз-
можной программы (проекта) преобразования сложившейся ситуации, её гар-
монизации и улучшения. Это консультация – программирование, консультант,
соответственно, проектировщик, специалист. Примером такой консультации
является консультация адвоката, выстраивающего вместе с клиентом опти-
мальную тактику поведения на судебном заседании.
3.Технологическое консультирование, предполагающее поиск оптималь-
ной последовательности действий для решения конкретной проблемы или зада-
чи. Это консультация – рекомендация, где консультант – это человек, обла-
дающий необходимыми знаниями и необходимым опытом. Именно такую кон-
сультацию получит у педагога родитель, столкнувшийся с необходимостью
гармонизации отношений со своим ребёнком.
4.Прогностическое консультирование, представляющее собой построение
идеальной модели возможного, вероятного состояния конкретной ситуации при
сохранении или отсутствии каких-либо тенденций. Это консультация – предви-
дение, где консультант – это человек, который способен подняться над ситуа-
цией, и её нынешним состоянием, способный увидеть скрытые в ней возможно-
сти развития, как позитивного, так и негативного характера. В таком случае по-
является возможность вскрыть имеющиеся у клиента перспективы и вырабо-
тать на этом основании определённую программу действий
Важнейшая задача консультанта состоит в том, чтобы способствовать преобразованию
внутреннего мира клиента на основе переосмысления им своих жизненных
ценностей. Подобный процесс получил в теории и практике социальной работы
название аксикреация. В дословном переводе на русский язык этот термин означает «создание,
творение ценностей». Более строгое определение этого понятия звучит сле-
дующим образом. Аксикреация – это процесс порождения, формирования и за-
крепления у человека или группы новых ценностей, а также регенерация, пере-
осмысление и принятие переосмысленных прежних ценностей.
Этапы соц. консульрирования:
1.Анализ проблемы, задача которого состоит в том, чтобы клиент мог
«взглянуть на себя со стороны». Подобный взгляд позволяет понять, что многие
затруднения связаны не столько с объективными трудностями и обстоятельст-
вами, сколько с субъективными установками, стремлениями, целями и идеала-
ми человека.
2.Постановка проблемы, при которой происходит непосредственное воз-
действие на систему ценностей клиента с целью её изменения. Именно здесь,
собственно, и начинается процесс аксикреации и личностной реинтеграции, т.е.
восстановление связей между субъектом и окружающим его миром. Успешным
и результативным подобное воздействие станет тогда, когда последовательно
будут решены важнейшие задачи процесса аксикреации, а именно:
- «разблокирование» предыдущей системы ценностей, т.е. её пересмотр и
переоценка, в ходе которых свойственные человеку ценностно-нормативные
структуры подвергаются сомнению, становятся менее прочными, в результате
чего создаётся пространство для формирования новой системы ценностей, норм
и установок;
- «изменение» существующей системы ценностей, когда человек получает
возможность апробировать новые, не свойственные ему ранее ценности и нор-
мы; при этом, он может попытаться идентифицировать себя с теми субъектами,
для которых эти нормы и ценности являются привычными, оценив, таким обра-
зом, их достоинства и недостатки;
- «заблокирование» новой ценностно-нормативной системы, т.е., оконча-
тельное принятие человеком новых ценностей, норм и установок, которые ста-
новятся неотъемлемым элементом его личности (22, 40.С.179).
Необходимо помнить, что для решения всего комплекса задач требуется
время, в течение которого клиент нуждается в поддержке, поощрении и необ-
ходимой помощи.
Новый ценностный и мотивационный комплекс, который формируется у
человека в ходе решения вышеуказанных задач, продолжает развиваться в про-
цессе дальнейшего общения с консультантом и последующей жизнедеятельно-
сти, приобретая всё новые и новые элементы, черты и свойства. Единство этих
процессов может быть обозначено как аксиогенез, т.е., последовательное и не-
прерывное совершенствование и развитие системы ценностей субъекта. Этот
процесс осуществляется на протяжении всей жизни человека и непосредствен-
но влияет на то, какие пути, средства и способы самореализации он для себя
выбирает.
3.Формулировка целей, на котором человек, при поддержке и помощи кон-
сультанта, получает возможность поставить перед собой новые цели в соответ-
ствии с новой системой ценностей, выработанных на предыдущем этапе.
4.Выработка решений, на котором в ходе совместной с консультантом
деятельности клиент имеет возможность выработать определённый диапазон
возможных решений и при их практической реализации становится возможным
достижение им новых жизненных целей.
5.Реализация решения, на котором осуществляется процесс выбора и реа-
лизации человеком какого-либо из принятых ранее решений по достижению
новых целей. Последние, как и новые мотивы деятельности человека становят-
ся основой для его последующей жизнедеятельности, выполнения им новой
системы социальных ролей и приобретения новых социальных позиций и ста-
тусов.
Для успешной и эффективной организации и осуществления процесса со-
циального консультирования необходимо соблюдение ряда принципов, помимо
тех, которые были перечислены выше.
1.Принцип заинтересованности клиента, предполагающий, что при работе
с клиентом консультант должен, в первую очередь, убедить его в необходимо-
сти и полезности аксикреации или аксиокоррекции с целью последующего ре-
шения существующей проблемы.
2.Принцип ситуативного контроля, соблюдение которого позволяет кон-
сультанту даже в условиях напряжённой работы сохранять возможность трез-
вого и объективного взгляда на ситуацию, чтобы вмешаться в неё в случае воз-
никновения негативных или деструктивных тенденций.
3.Принцип органичности и естественности, заключающийся в том, что
консультанту не следует форсировать и искусственно ускорять процесс аксик-
реации. Он должен быть естественным результатом совместной деятельности
консультанта и клиента по осмыслению и анализу возникшей проблемы.
4.Принцип незавершённости, направленный на то, чтобы оставить клиенту
возможность принятия другого решения, формирования новых, дополнитель-
ных ценностей, пересмотра решений, принятых ранее.