Основные принципы работы с одаренными детьми.
Психологические особенности одаренных детей.
Особенности познавательной деятельности.
Сильными сторонами одаренного ребенка являются:
высокий уровень логического мышления,
повышенный интерес к дивергентным задачам,
оригинальность и гибкость мышления,
лёгкость генерирования идей (продуктивность мышления),
лёгкость ассоциирования,
способность к прогнозированию,
высокая концентрация внимания,
отличная память,
способность к оценке,
особенности склонностей и интересов.
Психосоциальные характеристики.
Сильные стороны в области личностного развития:
стремление к самоактуализации,
сохранение ювенильных характеристик,
перфекционизм,
самостоятельность,
социальная автономность,
эгоцентризм,
лидерство,
соревновательность,
эмоциональный интеллект,
творческое восприятие случайностей,
юмор,
культ личности в творчестве.
Негативные характеристики:
недостаток эмоционального баланса,
нетерпеливость и порывистость,
характерны преувеличенные страхи и повышенная уязвимость.
чрезвычайная чувствительность к невербальным сигналам окружающих.
эгоцентризм,
негативное самовосприятие,
трудности в общении со сверстниками.
Физические характеристики:
высокий энергетический уровень,
отставание моторной координации от познавательных способностей,
падение зрения из-за трудности менять фокус с близкого расстояния на дальнее.
Поведенческие особенности, свидетельствующие
О социально-психологической дезадаптации.
Одаренность – сложное явление, она имеет свои положительные и отрицательные последствия.
К положительным проявлениям одаренности относят:
хорошие вербальные способности,
постоянство, независимость,
творческие способности,
разнообразие интересов,
чувство ценности,
хорошую память,
настойчивость,
абстрактность мышления и т.д.
К отрицательным:
индивидуализм,
различную скорость мышления и письма,
нестабильность интересов,
проявление диктаторства,
повышенную требовательность и нетерпимость.
Продолжительное подавление интеллектуальных и экспрессивных потребностей одаренного ребенка может привести к эмоциональным сложностям, неврозам и даже психозам. Неврозы могут вызвать периоды депрессии, когда ребенок не в состоянии понять причины неприятия окружающими естественных для него тенденций и стремлений. Он может уйти в воображаемый мир, где стирается граница между реальностью и вымыслом.
Основные принципы работы с одаренными детьми.
1. Не навреди.Этот принцип предполагает определение сильных и слабых сторон ребенка при построении траектории индивидуальной работы с ним.
2. Принцип научности,благодаря которому организуется эффективная система работы, включающая взаимодействия ребенка, его родителей и педагогов.
3. Принцип взаимодействия с семьей.Обеспечивает создание единого непротиворечивого образовательного пространства для гармоничного развития личности одаренного ребенка.
4. Принцип гуманности и открытостилежит в основе обретения ребенком реалистичного представления ребенка о себе и окружающем мире.
5. Принцип ведущей роли интересов и актуальных потребностей ребенка служит ориентиром для определения задачи видов деятельности, соответствующих интересам и психологическому возрасту одаренного ребенка.
6. Принцип сотрудничествареализуется через совместную продуктивную творческую деятельность взрослого и ребенка.
7. Принцип «ближайшего развития»предполагает обеспечение поступательного хода развития одаренного ребенка.