Методы и приемы музыкального
ВОСПИТАНИЯ ДЕТЕЙ
ПЕДАГОГИЧЕСКИЕ МЕТОДЫ
В настоящее время в педагогике не существует единого мнения о содержании понятия методы воспитания и обучения. Нет одной, общепринятой классификации педагогических методов. Одни ученые рассматривают методы воспитания и обучения отдельно, другие не разделяют их.
В дошкольной педагогике, в том числе и музыкальной, процесс воспитания понимается в широком смысле (включающем обучение).
Определение понятия метод давалось по-разному: как путь для достижения цели, как способы работы учителя и учеников. В современной педагогике скорректировано понимание методов воспитания и обучения. Они рассматриваются как способы взаимосвязанной деятельности учителя и учеников, направленные на решение задач образования, воспитания и развития учащихся.
Методы состоят из более частных приемов, которые конкретизируют, детализируют их.
Рассмотрим несколько различных классификаций педагогических методов. Каждая из них строится на определенном основании в зависимости от того, что принимается за ее «стержень» — источник передачи информации, степень проблемности ее подачи.
Наиболее распространенной в педагогике и устоявшейся классификацией является деление методов на наглядные, словесные и практические, т. е. деление на основании различных источников передачи и восприятия знаний.
Другой подход строится на основе нарастания проблемности в обучении. Известные дидакты И. Я. Лернер и М. Н. Скаткин предложили свою классификацию методов: объяснительно-иллюстративный (информационно-рецептивный), репродуктивный, проблемного изложения, эвристический (частично поисковый), исследовательский.
Из названных ими пяти методов первый (объяснительно-иллюстративный) не содержит элементов проблемности. Он предполагает сообщение учащимся определенных сведений, объяснение, рассказ. Учитель организует процесс восприятия и осознания информации (с помощью слова, наглядности), а учащиеся запоминают и усваивают ее.
Репродуктивный метод применяется для закрепления усвоенного. Воспроизведение (репродуцирование) предполагает повторение. В зависимости от учебных задач этот метод может или содержать элементы проблемности, или не содержать. Различаются задания двух уровней: в одних отрабатываются способы применения знаний по образцу; в других детивыполняют вариативные задания, требующие переосмысления и творческого применения усвоенных знаний.
Метод проблемного изложения активизирует мыслительную деятельность учащихся. Педагог формулирует проблему и сам решает ее, показывая различные пути достижения цели. Ученики следят за ходом рассуждений учителя, задают вопросы.
Эвристический - (частично поисковый) метод предполагает постановку проблемы и частичное ее решение уже с помощью учащихся. Ученики побуждаются к высказываниям, рассуждениям, сравнениям, сопоставлениям, доказательствам.
И наконец, исследовательский метод предполагает самостоятельное решение учащимися поставленных перед ними проблем. Различные этапы поисковой деятельности (постановка гипотезы, обдумывание способов ее проверки, формулировка выводов) осуществляются без непосредственного участия педагога, но под его руководством.
Отметим, что источники передачи и восприятия опыта и в этой классификации остаются теми же (наглядный, словесный, практический), меняется степень проблемности способов деятельности учителя и учеников.
Близкая по содержанию классификация педагогических методов обучения детей дошкольного возраста предложена А. В. Запорожцем и Т. А. Марковой. Ими выделяются методы прямого воздействия, опосредованного педагогического воздействия и проблемного воспитания и обучения.
Метод прямого действия предполагает постановку задачи, которую ребенок решает, имея образец — готовый способ ее решения. Этот метод используется на занятиях для освоения детьми определенных навыков, выработки привычек.
Метод опосредованного педагогического воздействия применяется преимущественно в тех случаях, когда уже имеется некоторый опыт деятельности. Воспитатель не ставит перед детьми какой-либо конкретной задачи и не определяет прямо способа ее решения. Он использует методы опосредованного влияния: изучает склонности, интересы детей, дает советы, косвенно руководит и управляет деятельностью ребят, создает условия для ее успешного осуществления. Этот метод применяется, как правило, при руководстве самостоятельной деятельностью детей.
Метод проблемного воспитания и обучения предполагает самостоятельное детьми поставленных задач на основе имеющихся у них представлений, знаний, умений. Методы проблемного воспитания и обучения активизируют мыслительную деятельность, творческие проявления, самостоятельность. Н. А. Ветлугина предложила классификацию методов эстетического воспитания и художественного обучения детей. Исходя из своеобразия задач и сущности эстетического воспитания, она выделяет четыре педагогических метода: побуждения к сопереживанию, эмоциональной отзывчивости на прекрасное и осуждения безобразного в окружающем мире; убеждения в процессе формирования эстетического восприятия, первоначальных проявлений вкуса; приучения, упражнения в практических действиях, направленных на посильное преобразование детьми эстетических качеств окружающего, на совершенствование культуры своего поведения; поисковых ситуаций, побуждающих к творческим и практическим действиям.
Побуждение к сопереживанию, убеждение, приучение, упражнение в практических действиях также осуществляются с помощью наглядности — слова — и практических методов, которые могут содержать элементы проблемности.