Второй этап, развитие логики и последовательности

Раздел I. Создание логической и последовательной линии

физических действий /создание логики действий/
Упражнения.
Педагог. Представьте себе, что вы готовитесь к приезду своих лучших друзей.
Ученик, рассказав предлагаемые обстоятельства и прелюдию, намечает линию действия:
первое действие - привести в порядок комнату;
второе действие - приготовить сервировку стола;
третье действие - одеться к приходу гостей;
четвертое дейст.- еще раз осмотреть комнату;
пятое действие - приготовиться ждать.
Педагог /обращаясь к другому ученику/. Первое действие разложите на более мелкие действия.
Например:
а/ осматривая' комнату, соображаю, с чего начать уборку;
б/ убирая разбросанные вещи: полотенце, плащ и др.;
в/ навожу порядок на книжной полке;
г/ подметаю пол и стираю пыль с мебели.
/аналогичное задание каждому и так же по всем другим действиям/
Темы возможных упражнений на создание линии простых: физических действий:
1. Вы приходите домой с газетой, в которой имеется новая таблица выигрышей по вещевой лотерее
2. Учительница и три школьника идут вдоль полотна железной дороги. Один из школьников заметил, что лопнул рельс. А издали уже доносится гудок электровоза.

Упражнения /на создание линии физических действий с "пустышкой"/•

I. Предложить выбрать несколько беспредметных действий, логически соединить их и выполнять, предварительно нафантазировать предл. обст, и прелюдию.
Например: вымыть чашку с блюдцем, положить книги и тетради в портфель; зашить дырку, надеть пальто и повязать на голову косынку. Предл. обст.: я учусь в институте. Собираюсь на занятия.
Прелюдия: я встал, оделся, убрал кровать, умылся, поставил чайник на плиту, напился чаю.
Намечаю линию физических действий:
Позавтракав, навожу порядок на столе:
а/ мою чашку; б/ смахиваю крошки со стола; в/ задвигаю стулья.
Собираю книги и тетради для института: а/ беру портфель, отпираю; б/ вынимаю из него книги; в/ отбираю нужные для сегодняшних занятий и кладу в порт-
фель; г/ запираю портфель.
Собираюсь уходить:
а/ взглянув на косынку, вспоминаю, что на ней дырка, зашиваю ее; о/ надеваю пальто; в/ повязываю косынку...
/ и так далее по другим действиям/
2. Педагог сам дает несколько беспредметных действий и предлагает логически соединить их и действовать, предварительно нафантазировав предл. обст, и прелюдию.

Упражнения /на логическое соединение предложенных действий/.

1. Вбежать в комнату, запереть дверь, закрыть занавески, зажечь свет, забинтовать руку.
2. Разобрать бумаги, уложить в чемодан вещи, надеть пальто и шляпу, написать записку, уйти.
3. Приготовить уроки, набрать в авторучку чернил, стереть чернильное пятно, искать что-то в комнате. /порядок произвольный, можно вводить дополнительные логические действия/

Раздел II. Создание логики переживания /создание логической и последовательной линии чувствований/

Упражнения.

Наметить физические действия, которые в своей совокупности создают состояния: ожидание,, ревность, любовь, зависть, скупость, ненависть, жадность, радость, страх, гнев, ярость, насмешка, отвращение, презрение, виновность, гордость, притворство, упрямство, беспокойство, печаль, отчаяние...
Наметить, например, физические действия, создающие состояние ожидания: смотрю, не идет ли; проверяю, сколько времени; вспоминаю, на какой час условились о встрече; занимаю себя делом, чтобы отвлечься /беру газету - не читается/...

Раздел III. Последовательность и непрерывность в движениях

Упражнения /на малые, средние и большие движения в отдельности/.

I. Сделать малые движения и оправдать их.
а/ ученику надо подробнее рассмотреть картину на стене: достает из кармана очки, вынимает их из футляра, одевает, поворачивает голову, чтобы посмотреть картину...
2. Сделать средние движения и оправдать их.
а/ ученик сидит за столом и делает уроки. Ему нужна книга, которая лежит на этажерке недалеко от стола: не вставая с места, тянется всем корпусом тела к этажерке...
3. Сделать большие движения и оправдать их.
а/ ученик сидит на диване и читает книгу. Вдруг слышит шум на улице: идет к окну, чтобы посмотреть...

Упражнения /на постепенность и непрерывность движения/.

1. Надо избавиться от комара, который летает над вами, когда вы лежите в лесу на поляне близ реки.
2. Собирать малину или рассыпавшиеся бусы.
3. Разжечь потухший костер.
4. Закурить от костра, около которого вы лежите.
5. Найти клубок ниток, закатившийся под мебель, или очки, которые вы не помните куда положили.

Упражнения /на постепенность движений с расширением и сужением движений - малые-средние-большие/

1. Выбрать любое действие - подслушать, рисовать, подсматривать, искать, прятать, и сделать упражнение на постепенность движении в расширении.
а/ сад, вы лежите под яблоней, жара, вам хочется утолить жажду, ищете палку или прутик, находите /малые движения/; потягиваетесь, чтобы достать прутиком яблоко, которое откатилось в сторону, вы тогда садитесь, ищете прут подлинее, находите, тянетесь всем корпусом к яблоку /средние движения/; пытаетесь сорвать яблоко с дерева и встаете /большие движения/.

6. ВЕРА И СЦЕНИЧЕСКАЯ НАИВНОСТЬ /296-298/

Упражнения.
I. Педагог вызывает несколько учеников, дает им предл. обст.: вы дети, вас пять мальчиков, и все вы разного возраста - 3, 4, 5, б и 7 лет. Вы на летней площадке детского сада. Каждый занят своими игрушками. Руководительница отошла. Наметьте линию действий и действуйте.
/замечания: не сюсюкать, не картавить, не играть детей, а действовать как дети - логика их поведения и действий, вера/

Упражнения /на изображения птиц и животных/, и др.

1. Вы два петуха, молодые задорные драчуны. Придумайте предл. обст. - действуйте.
2. Один - собачка-крысоловка, другой - мышонок. Мышонок вылез из норки и вдруг увидел собачку. Она его тоже заметила. Что они будут делать?
3. Вы две собаки. Одна большая дворовая сидит около своей конуры и гложет кость. Другая, маленькая собачка с соседнего двора, голодная.
4. Один - кошка, другой - собака. Кошка появляется раньше, /предл. обст., прелюдия - действовать/
5. Этюд "Птичья ферма". Каждый выбирает себе птицу: курица, гусь, индюк, утка, петух, наседка и т.д./
6. Этюд "Животноводческая ферма". Каждый выбирает какое-либо животное: лошадь, корова, теленок, овна, поросенок, коза и т.д.
7. Этюд "Зоопарк". Все в клетках: медведь, кенгуру, жирафа, верблюд, лисица, тигр, лев, рысь, страус,.. З-6 человек - зрители.
8. Этюд "Джаз" или "Оркестр народных инструментов" - участвующие беспредметно играют на различных инструментах.
9. Этюд "Цирк": канатоходец, клоун, акробат, жонглер... животные... лошади, фокусники, шпрех, униформисты, музыканты.
10. Этюд "Ожившие витрины": "Все для школьника"; "Женская и мужская одежда"; "Кондитерские изделия" и др.
11. Этюд "Мастерская игрушек". Каждый выбирает для изображения игрушку: Буратино; шагающая кукла; два кузнеца, бьющие молотом и др. /предл. обст. и сюжет/
12. Этюды сказок. Придумать самим сюжет. Примеры тем:
а/ на морском дне, в хоромах Золотой рыбки /действующие лица - Золотая рыбка, русалки, морские черепахи, крабы, осьминоги и т.д./;
б/ в царстве царевны Сосульки /действующие лица - Сосулька, Вьюга, снежинки и др. ;
в/ в замке князя Помидора и княжны Горошины /действующие лица - Горошина, Морковь, Помидор, Капуста, Репа, Подсолнух, Тыква, Арбуз и др./
/вера, наивность, фантазия, внимание, наблюдательность, черты образа - характерность, общение, эмоциональная память./

7. ЭМОЦИОНАЛЬШЯ ПАМЯТЬ /299-318/

Изучение элементов эмоциональной памяти следует проходить по трем этапам:
1 - развитие памяти органов чувств /развитие повторных ощущений/;
2 - развитие эмоциональной памяти;
3 - манки внешние и внутренние.

ПЕРВЫЙ ЭТАП

Наши рекомендации