Компетентностно-профессиональная модель выпускника
Направление подготовки
40.01.04 Юриспруденция
Профиль подготовки
Организация и деятельность государственных и муниципальных органов власти в городе Москве
Москва
Коды компетенций | Название компетенции | Краткое содержание/определение и структура компетенции | Характеристика (обязательного) порогового уровня сформированности компетенции у выпускника вуза |
ОК | ОБЩЕКУЛЬТУРНЫЕ КОМПЕТЕНЦИИ ВЫПУСКНИКА | ||
ОК-1 | Осознает социальную значимость своей будущей профессии, проявляет нетерпимость к коррупционному поведению, уважительно относится к праву и закону, обладает достаточным уровнем профессионального правосознания | Знает: содержание, особенности и правовые основы своей будущей профессии; роль теории и практики конституционного и муниципального права в становлении и развитии профессионального правосознания | – характер и направления реализации конституционных основ народовластия в городе Москве; – специфику высших форм непосредственного народовластия, основные особенности избирательного и референдумного процесса в городе Москве: – особенности системы органов власти в мегаполисе; – значение института взаимодействия международного и национального права для развития города Москвы – сущность законотворчества, основные закономерности его развития, его роль в политической системе общества и общественной жизни. |
Умеет:соотносить свои трудовые функции и факты профессиональней деятельности с нормами профессиональной и корпоративной этики, принципами законности и социальной справедливости. | – соотносить факты и явления нормативных установлений с точки зрения соответствия законодательным требованиям; – проявлять уважительное отношение к праву и закону и нетерпимость к коррупционному поведению; – ориентироваться в профессиональной деятельности на выполнение конституционной обязанности органов государственной власти, органов местного самоуправления, должностных лиц, граждан и их объединений соблюдать Конституцию РФ; – ориентироваться в профессиональной деятельности на выполнение гражданского и служебного долга, решение профессиональных задач в соответствии с нормами морали. | ||
Владеет: навыками, способностями и способами деятельности, значимыми для корректного и эффективного выполнения профессиональных функций в условиях современного общественного развития | – способностью совершать юридические действия в точном соответствии с законом; навыками правотворческой и правоприменительной деятельности в области конституционного регулирования общественных отношений и правоотношений на муниципальной уровне в сфере организации и деятельности органов власти; – высоким уровнем профессионального правосознания, правового мышления и правовой культуры, – уважительным отношением к праву и закону, – готовностью выявлять и пресекать коррупционное поведение и добросовестно исполнять должностные обязанности по обеспечению законности и правопорядка, безопасности личности, общества, государства; – готовностью пропагандировать правила законотворчества в юридическом сообществе и использовать их при разработке и экспертизе нормативных правовых документов; - осознанной позицией по отношению к современным проблемам юридического образования и организации обучения в высшей школе, сопоставляет педагогическую теорию с практикой. | ||
ОК-2 | Способен добросовестно исполнять профессиональные обязанности, соблюдать принципы этики юриста | Знает: профессиональные обязанности, связанные с квалификационными требованиями, основные этические понятия и категории, значимые для профессиональной деятельности юриста | – конституционное законодательство и правоприменительную практику в объёме квалификационных требований. – взаимосвязь юридической деятельности и профессиональной этики – роль гуманистических принципов в развитии профессиональной этики юриста |
Умеет:определятьэффективный алгоритм действий в конкретных профессиональных ситуациях | - применять полученные теоретические знания и практические навыки в своей профессиональной деятельности; - выстраивать траекторию профессиональных действий в зависимости от специфики правовой ситуации; - прогнозировать последствия своих профессиональных действий; - ориентироваться в политических, социальных и экономических процессах, значимых для профессиональной деятельности и повышения квалификации. | ||
Владеет:мотивированной готовностью к добросовестному исполнению профессиональных обязанностей | – иерархией потребностей, основанной на сочетании индивидуальной успешности, нравственных обязанностей и социальной ответственности; – способностью к социальной и профессиональной рефлексии. | ||
ОК-3 | Способен совершенствовать и развивать свой интеллектуальный и общекультурный уровень | Знает: роль интеллектуального и общекультурного развития в обеспечении успешной профессиональной карьеры | – особенности современного профессионального образования; – потребности и требования рынка труда; – квалификационные характеристики своей профессиональной деятельности; – методологию и технологии приобретения новых знаний в сфере юриспруденции, – труды выдающихся учёных философов, историков, государствоведов, конституционалистов, политических и государственных деятелей, официальных политико-правовых концепций, оказавших решающее влияние на развитие юридической науки современной России. |
Умеет: формировать и реализовывать траекторию профессионального роста, основанную на интеллектуальном и общекультурном саморазвития | – выделять главное и определять второстепенное, осуществлять анализ, ставить цели и выбирать пути их достижения в процессе социальной и профессиональной деятельности; – применять методики проектной работы; – использовать для интеллектуального и общекультурного саморазвития различные информационные базы. | ||
Владеет: способностью осознавать и оценивать роль мыслительных операций в социальной и профессиональной деятельности. | – готовностью к пересмотру и уточнению собственных взглядов, конструктивному восприятию критики в свой адрес; – навыками, связанными с коммуникативной и информационно-познавательной компетентностью; – навыками самоконтроля и самопроверки. | ||
ОК-4 | Способен свободно пользоваться русским и иностранным языками как средством делового общения | Знает: правила оформления устной и письменной речи | – основы профессиональной коммуникации на русском языке; – основы межкультурной коммуникации на иностранном языке в сфере профессиональной деятельности; – методики подготовки и произнесения публичной речи, основные требования к организации и проведению дискуссии; – правила построения профессиональной коммуникации со всеми участниками образовательного процесса для решения задач профессиональной деятельности. |
Умеет: использовать различные формы и виды устной и письменной коммуникации | – логически и связанно мыслить, – компоновать и систематизировать материал для выражения своих мыслей; – оценивать собственную устную и письменную речь; – создавать публичное монологическое высказывание на определенную тему; – принимать участие в дискуссиях, анализировать аргументацию участников дискуссии; – использовать разные виды устной и письменной коммуникации на иностранном языке в профессиональной деятельности; – осуществлять поиск необходимой информации для решения профессиональных задач из зарубежных источников. | ||
Владеет:навыками и способами деятельности, необходимыми в сфере профессиональной коммуникации. | – обладать культурой публичного выступления; – полемическими навыками; – навыками редактирования научных и деловых текстов; – технологиями организации профессиональных коммуникаций. | ||
ОК-5 | Компетентно использует на практике приобретенные умения и навыки в организации исследовательских работ, в управлении коллективом | Знает: основы организации работы в коллективе (командной работы) | – закономерности формирования системы управления, управленческий потенциал и факторы, влияющие на эффективность работы коллектива. – основные принципы современной управленческой парадигмы; – алгоритмы современных научных исследований; – роль научных коммуникаций в проектной исследовательской деятельности. |
Умеет:применять управленческие методики для решения задач профессиональной и научно-исследовательской деятельности в коллективе | – организовать работу по исследованию особенностей организации и деятельности органов власти в городе Москве, выявлению проблем, связанных с их совершенствованием; – формулировать методологическую основу исследования; собирать и анализировать информацию по конкретной проблеме образовательной организации; – осуществлять выбор инструментария для решения исследовательских задач, – организовать работу коллектива исполнителей, планировать и организовывать служебную деятельность исполнителей; – осуществлять контроль и учет результатов коллективной профессиональной и научно-исследовательской деятельности. | ||
Владеет:управленческими методиками,опытом работы в коллективе, навыками контроллинга (оценки совместной работы, уточнения дальнейших действий) | – навыками организаторской деятельности, в том числе принятия и реализации комплексных управленческих решений; – установкой на поддержку творческого подходе к решению профессиональных задач; – готовностью к конструктивному диалогу и взаимодействию с коллегами; – методиками диагностики и мониторинга в сфере коллективной профессиональной и научно-исследовательской деятельности. | ||
ПК | ПРОФЕССИОНАЛЬНЫЕ КОМПЕТЕНЦИИ ВЫПУСКНИКА | ||
В правотворческой деятельности: | |||
ПК-1 | Способен разрабатывать нормативные правовые акты | Знает:цели и принципы законотворчества, основные правила юридической техники. | – сущность законотворчества, основные закономерности его развития, его роль в политической системе общества и общественной жизни; –конституционно-правовые основы принятия и вступления в силу нормативно-правовых актов различного уровня, в том числе города Москвы; – взаимосвязь доктринальных основ правотворчества и законодательной техники; – конституционно-правовые основы взаимодействия международного права и национального права России; – место общепризнанных принципов и норм международного права и международных договоров РФ в правовой системе России; – цели и задачи, преследуемые государством в области взаимодействия национального и международного права. |
Умеет:комплексноприменять основные правила юридической техники, связанные с разработкой законов и других нормативных правовых актов | – формулировать предложения и рекомендации по совершенствованию законодательного регулирования отдельных общественных отношений в городе Москве – составлять проекты нормативных правовых актов, сопроводительных документов к ним (пояснительную записку к проекту нормативно-правового акта и др.); – определять целесообразность редактирования нормативно-правового акта с учетом изменения социальных, экономических, политических условий. – прогнозировать социальные, экономические, политические, юридические последствия принятия нормативного правового акта. – учитывать при разработке закона или иного нормативного правового акта его коррупционные риски; – проводить лингвистическую экспертизу законопроекта. | ||
Владеет: способностью практического применения основных правил законодательной техники | – методиками разработки концепций нормативно-правовых актов; – навыками составления проектов политико-правовых документов, документов, имеющих конституционное значение; – навыками изложения текстов нормативно-правовых актов в соответствии с правилами законодательной техники; – терминологией нормативных правовых актов; – навыками концептуального и текстуального анализа правовых норм. | ||
В правоприменительной деятельности: | |||
ПК-2 | Способен квалифицированно применять нормативные правовые акты в конкретных сферах юридической деятельности, реализовывать нормы материального и процессуального права в профессиональной деятельности | Знает: систему нормативных правовых актов Российской Федерации и города Москвы, задачи, принципы, актуальные проблемы совершенствования правоприменительной практики. | – роль и специфику правоприменительной практики как особой разновидности юридической практики; – конституционные основы правоохранительной деятельности в Российской Федерации; – механизм реализации конституционных принципов и норм в правоохранительной деятельности; - механизм разрешения коллизий между актами федерального уровня и субъекта Российской Федерации; – проблемы и перспективы совершенствования правоприменительной практики на уровне местного самоуправления, а также в отдельных сферах деятельности |
Умеет: осуществлять профессиональные действия, связанные с правоприменением. | – определять нормативную основу регулирования конкретных правовых ситуаций, – определять оптимальную модель правового регулирования с учетом ситуативных условий правоприменительной практики; – определять зону ответственности правоприменительных органов; – выявлять возможность и перспективы урегулирования конфликтов участников правоотношений на основе правоприменения; – определять юридическую значимость наличия или отсутствия конкретных фактов как условий возникновения, изменения и прекращения регулируемых правоотношений; – выявлять пробелы в законодательстве, требующие их казуального восполнения (применения аналогии закона или аналогии права); – инициировать рассмотрение дел, направленных на преодоление препятствий правоприменения органами конституционного контроля и надзора, а также в административном порядке. | ||
Владеет:навыками и способами деятельности, направленными на обеспечение высокого качества правоприменения. | – способностью совершать юридические действия в точном соответствии с требованиями закона; – методиками проведения мониторинга реализации законов, решений органов государственной власти, органов местного самоуправления, их должностных лиц; – навыками непосредственного применения норм конституционного законодательства. | ||
в правоохранительной деятельности | |||
ПК-3 | Готов к выполнению должностных обязанностей по обеспечению законности и правопорядка, безопасности личности, общества, государства | Знает: основы инеобходимые правила обеспечения законности и правопорядка | – стратегию действий государства, направленных на обеспечение законности и правопорядка, безопасности личности и общества; – роль институтов гражданского общества в обеспечении законности и правопорядка; – требования законодательства, предъявляемые к выполнению должностных обязанностей по защите основ конституционного строя России, обеспечению законности и правопорядка, безопасности личности, общества, государства; – механизм реализации вступивших в силу нормативно-правовых актов, решений судебных органов. |
Умеет: использовать в профессиональной (должностной) деятельности правила соблюдения законности и правопорядка | – соотносить свои профессиональные (должностные) обязанности с правилами соблюдения законности и правопорядка; – определять зону своей персональной ответственности в ситуациях, связанных с обеспечением законности и правопорядка; – соотносить должностные инструкции, правила распорядка, приказы и другие локальные акты с принципами и нормами конституционного права, отраслевого законодательства. | ||
Владеет: навыками, связанными с соблюдением законности и правопорядка | – навыками по решению типовых правовых задач, которые могут возникать перед специалистами, обеспечивающими деятельность органов публичной власти, правозащитниками. | ||
ПК-4 | Способен выявлять, пресекать, раскрывать и расследовать правонарушения и преступления | Знает: конституционные основы правоохранительной деятельности | –сущность, содержание, субъектов правоохранительной деятельности; –содержание института юридической ответственности органов власти, ее виды и формы, процедуру привлечения к ответственности; – институциональные особенности контроля за деятельностью органов власти в различных сферах общественных отношений; – процедуру рассмотрения дел об оспаривании нормативных актов, действий и решений органов государственной власти, должностных лиц; – специфику правоохранительной деятельности в отдельных сферах деятельности; |
Умеет:решать задачи по выявлению, пресечению, раскрытию и расследованию правонарушений и преступлений в рамках своей профессиональной (должностной) деятельности. | – формулировать правовую позицию в отношении фактов неправомерного поведения, обосновывать необходимость принятия решений и действий, направленных на выявление, пресечение, раскрытие и расследование правонарушений и преступных деяний; – определять формы и способы выявления, пресечения, раскрытия и расследования правонарушений и преступлений в рамках своей профессиональной (должностной) деятельности. | ||
Владеет: навыками, связанными свыявлением, пресечением, раскрытием и расследованием правонарушений и преступлений. | - навыками реализации мероприятий по получению юридически значимой информации, анализу, проверке, оценке и использовании ее в интересах расследования правонарушений и преступлений; – способностью устанавливать факты правонарушений и преступлений, определять меры ответственности и наказания виновных, предпринимать необходимые меры для восстановления нарушенных прав; навыками реализации решений органов контроля и надзора по вопросам выявления, пресечения, раскрытия и расследования правонарушений и преступлений; – навыками, связанными с инициированием дел, направленных на пресечение правонарушений. | ||
ПК-5 | Способен осуществлять предупреждение правонарушений, выявлять и устранять причины и условия, способствующие их совершению | Знает: причины и условия, способствующие совершению правонарушений, основные способы и механизмы их устранения (предупреждения). | – основы правомерного поведения; – причины, условия, факторы отклонения от правомерной модели поведения; – формы и виды правонарушений; – основные способы и механизмы устранения (предупреждения) правонарушений. – роль конституционного права в закреплении моделей правомерного поведения и предупреждении правонарушений. |
Умеет: выявлять и устранять причины и условия, способствующие совершению правонарушений | – выявлять обстоятельства, способствовавшие совершению правонарушений; – определять порядок действий, направленных на устранение причин и условий совершения правонарушений; – определять легальные пути разрешения и преодоления конституционных конфликтов. | ||
Владеет: навыками практических действий в области предупреждения правонарушений. | – методиками диагностики причин и факторов, способствующих укреплению моделей правомерного поведения, а также их деформации; – методиками мониторинга неправомерного поведения; – навыками планирования и реализации организационных и правовых мер предупреждения правонарушений. | ||
ПК-6 | Способен выявлять, давать оценку и содействовать пресечению коррупционного поведения | Знает:принципы имеханизмы выявления, оценки и пресечения коррупционного поведения. | – сущность и причины коррупционного поведения; – криминологическую характеристику коррупционной преступности; - причины и условия коррупционной преступности в современной России; – роль пробелов правового регулирования, коллизий и алогичности норм законодательства в качестве рисков коррупционного поведения; – особенности личности коррупционера. |
Умеет: осуществлять выявление, оценку и пресечение коррупционного поведения. | – выявлять условия, создающие предпосылки коррупционного поведения; – оценивать нормативно-правовые акты в целом и отдельные правовые нормы с точки зрения их коррупционности; – выявлять пробелы правового регулирования, создающие условия для коррупционного поведения; – выявлять конфликты ведомственных интересов и оценивать их с точки зрения коррупционного поведения; – отличать коррупцию от лоббизма. | ||
Владеет: способностью осуществлять выявление, оценку и пресечение коррупционного поведения в рамках своего гражданского поведения и профессиональной (должностной) деятельности. | – активной гражданской позиций в вопросах, связанных с противодействием коррупции; – навыками пресечения коррупционного поведения на базе конституционно-правовых норм; – навыками устранения ущерба, причинённого коррупционным поведением ценностям и интересам граждан, общества и государства; – навыками восстановления нарушенного в результате коррупционного поведения конституционного порядка государства. | ||
В экспертно-консультационной деятельности: | |||
ПК-7 | Способен квалифицированно толковать нормативные правовые акты | Знает: теоретические принципы и основные методики толкования законов и других нормативно-правовых актов | – теоретико-правовые основы толкования; – специфику толкования основных типов нормативно-правовых актов; – методики толкования законов и других нормативно-правовых актов; – правовые последствия процедур толкования законов и других нормативно-правовых актов; – роль конституционной доктрины в практике толкования; – статус правовых позиций Конституционного Суда РФ; – содержание правовых позиций Конституционного Суда РФ по вопросам толкования положений Конституции РФ и других источников конституционного права. |
Умеет: применять необходимые теоретические положения и методики, необходимые для толкования законов и других нормативно-правовых актов | – соотносить задачи толкования законов и других нормативно-правовых актов с актуальными проблемами и тенденциями развития конституционного и муниципального права; – использовать различие приемы и способы толкования законов и других нормативно-правовых актов; – давать квалифицированную оценку содержания актов толкования; – осуществлять квалифицированный поиск актов толкования Конституции РФ и норм конституционного права; – интерпретировать правовые принципы и нормы в соответствии с правовыми позициями и решениями Конституционного Суда РФ; - интерпретировать правовые принципы и нормы в соответствии с правовыми позициями Европейского Суда по правам человека, иных международных судебных органов. | ||
Владеет: способностью применять теоретические положения и методики, необходимые для толкования законов и других нормативных правовых актов в рамках своей профессиональной (должностной) деятельности. | – навыками самостоятельного толкования законов и других нормативных правовых актов применительно к сфере своей профессиональной (должностной) деятельности; – способностью толковать правовые акты в соответствии с конституционно-правовой доктриной, выраженной в правовых позициях Конституционного Суда РФ. | ||
ПК-8 | Способен принимать участие в проведении юридической экспертизы проектов нормативных правовых актов, в том числе в целях выявления в них положений, способствующих созданию условий для проявления коррупции, давать квалифицированные юридические заключения и консультации в конкретных сферах юридической деятельности | Знает: основы и методы проведения экспертизы нормативных правовых актов | – теоретические основы экспертной деятельности в области правотворчества; –методы осуществления экспертизы правовых актов, в том числе в целях выявления в них положений, способствующих созданию условий для проявления коррупции; –методы подготовки квалифицированных юридических заключений и консультаций в конкретных сферах юридической деятельности; –сущность принципа конституционности нормативно-правовых актов, действий и решений органов государственной власти, должностных лиц как основы экспертной деятельности; –порядок согласования национального и международного права. |
Умеет: осуществлять юридическую экспертизу проектов нормативных правовых актов | –формировать программу экспертизы проектов нормативных правовых актов, – определять нормативную и информационную основу экспертной деятельности; –осуществлять профессиональные коммуникации в сфере экспертной деятельности; – давать экспертные заключения по вопросам конституционности (законности) проектов нормативно-правовых актов, действующих нормативно-правовых актов, действий и решений органов государственной власти, органов местного самоуправления, должностных лиц; – давать квалифицированные юридические заключения (консультации) в конкретных сферах юридической деятельности, в том числе по вопросам природопользования, социального обеспечения, образования и др. | ||
Владеет: навыками осуществлять юридическую экспертизу проектов нормативных правовых актов в рамках своей профессиональной (должностной) деятельности. | - навыками оценки конституционности проектов нормативно-правовых актов, действующих нормативно-правовых актов, действий и решений органов государственной власти, органов местного самоуправления, должностных лиц; - навыками правовой, лингвистической, юридико-технической, антикоррупционной экспертизы проектов закона или иного нормативного правового акта в рамках своей профессиональной (должностной) деятельности. | ||
в организационно-управленческой деятельности: | |||
ПК-9 | Способен принимать оптимальные управленческие решения | Знает: правовые и организационно-технологические основы управленческой деятельности | – законодательные и нормативные правовые акты, регламентирующие деятельность в области управления персоналом; – методы и способы оценки производственного потенциала организации (коллектива); – формы и методы обучения, повышения квалификации и переподготовки кадров, обеспечения мотивационной оптимизации коллектива; – актуальные технологии управленческой деятельности, в том числе связанные с проектным алгоритмом, стимулированием инновационной активности, повышением трудовой дисциплины и производственной ответственности работников. |
Умеет:определять оптимальный управленческий режим и обеспечивать на этой основе эффективность функционирования организации (коллектива) | – разрабатывать стратегии управления на уровне организации, конкретного подразделения, производственной группы, творческого коллектива и т.п.; – осуществлять кадровое планирование и маркетинг персонала; – оптимизировать систему профессиональных коммуникаций, в том числе на сетевом уровне; – управлять социализацией и профадаптацией персонала; – организовывать и проводить мероприятия, направленные на укрепление корпоративной культуры; – управлять конфликтами и минимизировать стрессовые факторы; – разрабатывать и внедрять системы мотивации и стимулирования персонала; | ||
Владеет: способностью принимать управленческие решения в конкретных производственных, коммуникативных ситуациях. | – способами деятельности, позволяющими интерпретировать производственные ситуации в качестве управленческих кейсов; – способностью формировать алгоритм решения управленческого кейса с использованием актуальных организационных технологий и учетом ситуативного контекста; – способностью определять правовую основу управленческой деятельности в конкретных производственных ситуациях; – готовностью адекватно реагировать на изменения производственной и межличностной ситуации в коллективе. | ||
ПК-10 | Способен воспринимать, анализировать и реализовывать управленческие инновации в профессиональной деятельности | Знает:сущность инноватики и ее роль в современных производственных и социальных процессах. | – сущность инноваций и их отличие от новаторской деятельности; – взаимосвязь современного этапа развития управленческой теории инноватики с социально-экономическим и социокультурным развитием общества; – специфику принятия управленческих решений в условиях проектирования инновационного процесса и инновационной среды; – алгоритм разработки и реализации инновационного проекта; – факторы, влияющие на эффективность инновационной деятельности и ее мотивационную основу; – специфику государственной политики по стимулированию инновационных процессов. |
Умеет:применять алгоритмы инновационной управленческой деятельности | – применять понятийный аппаратом инноватики; – выделять приоритетные направления развития производственной системы (коллектива), связанные с инновационной деятельностью; – классифицировать основные цели, задачи и процедуры инновационного менеджмента; – планировать и осуществлять основные стадии инновационного проекта; – прогнозировать эффект от принятия инновационных решений; – формулировать собственное мнение по актуальным проблемам инноватики | ||
Владеет: способностью адаптировать инновационные механизмы и методики в сфере (области) своей профессиональной деятельности | – навыками проектирования инновационных решений применительно к сфере (области) своей профессиональной деятельности; – действенными методами управления персоналом инновационных проектов, с учетом специфики и сложности решаемых задач; – методиками адаптирования и стимулирования персонала; – эффективными коммуникативными технологиями. | ||
в научно-исследовательской деятельности: | |||
ПК-11 | Способен квалифицированно проводить научные исследования в области права | Знает: методологию и организационные основы правовых исследований | – алгоритмы разработки исследовательских программ; – требования к языку, стилю и оформлению научного текста; – роль редактирования, рецензирования и оппонирования в научных исследованиях и коммуникации; – типологию форм апробации и презентации результатов исследовательской работы; – актуальные тенденции развития эпистемологии (общенаучной методологии, когнитивистики); – специфику методологии научных исследований в области юриспруденции; – актуальные проблемы юридической науки; – роль теоретических исследований в разрешении правовых проблем. |
Умеет: проектировать и реализовывать исследовательские программы в области изучения организации и деятельности государственных и муниципальных органов власти в городе Москве | – применять категориально-понятийный аппарат, используемый в юридической науке; – ориентироваться в проблемных полях современной юриспруденции; – соотносить актуальность и научную значимость различных исследовательских направлений в рамках юридической науки; – применять методы формально-юридического, структурно-функционального, институционального, аксиологического, историко-генетического, сравнительно-правового, системного анализа; – определять собственную позицию в контексте теоретико-методологического развития современной юридической науки, проектировать диссертационное исследование в соответствующем методологическом направлении; – вести эвристический поиск в соответствии с поставленными задачами, – анализировать, обобщать и теоретически осмысливать эмпирические данные, применять при этом исследовательские приемы и технологии, характерные для избранного методологического направления и проблемной области; – обнаруживать связь теории и практики при решении исследовательских задач; –аргументировано обосновывать промежуточные и итоговые выводы исследования, оценивать их соответствие поставленным исследовательским задачам и общей гипотезе исследовательской программы; –излагать результаты исследования с соблюдением существующих требований к содержанию, стилистике и правилам оформления научного текста, в том числе требований к библиографическому описанию. | ||
Владеет: способностью применять технологии и методики анализа в рамках конкретных исследовательских программ | – способами деятельности, связанными с комплексной постановкой актуальной и значимой научной проблемы, построением общей гипотезы научного исследования, формулировкой исследовательских задач в рамках избранного проблемного поля; – способами деятельности, обеспечивающими возможность самостоятельно проектировать, организовывать, осуществлять научное исследование в соответствии с профильной направленностью магистерской программы; – готовностью соотносить результаты своей научно-исследовательской деятельности с перспективами будущей профессиональной занятости и карьерного роста; – навыками написания научных статей, аналитических записок, эссе по вопросам конституционного и муниципального права. – технологиями презентации результатов научного исследования. | ||
в педагогической деятельности: | |||
ПК-12 | Способен преподавать юридические дисциплины на высоком теоретическом и методическом уровне | Знает:содержательные иправовые основы, современные тенденции развития юридического образования. | - парадигмальную специфику современной педагогики и дидактики, сущность «компетентностного обучения»; - цели, содержание, формы, методы и средства обучения юриспруденции в высшей школе; – особенности организации обучения на ступенях бакалавриата, магистратуры и аспирантуры; – основы проектирования ОПОП по направлениям подготовки «юриспруденция»; – основы проектирования РПУД и ФОС, соответствующие требованиям ФГОС3; – содержательную и дидактическую специфику профильного (преподаваемого) предмета. |
Умеет:проектироватьмодель образовательного процесса в рамкахпрофильного учебного предмета, реализовывать ее с учетом актуальных тенденций развития юридического образования | – характеризовать ключевые дидактические и содержательные особенности юридического образования в условиях перехода от «знаниевой» к «компетентностной» модели; – проектировать компетентностную модель РПУД в соответствии с требованиями ФГОС и содержанием ОПОП; – комплексно проектировать задачи обучения, требования к уровню основания, основные содержательные линии, образовательные технологии и формы контроля исходя из специфики учебной дисциплины; – применять при реализации РПУД образовательные технологии и формы контроля, обеспечивающие высокий уровень интерактивности; – обеспечивать единство образовательных, развивающих и воспитательных функций обучения; – использовать в преподавании собственные научные достижения в соответствии с программой подготовки в магистратуре; | ||
Владеет:навыками применения методов, приемов, средств обучения юридическим дисциплинам в современном вузе | – навыками применения методики проектного обучения, методики кейс-стади, тренингов, практикумов, коллоквиумов, интерактивных лекций, учебных игр; – навыками составления творческих заданий, в т.ч. в формате эссе, виртуальных проектов, заданий с комбинированными знаковыми формами; – навыками применения методики и технологий дистанционного обучения; – навыками применения методики рейтингового контроля; – осознанной личной позицией и применяемых образовательных технологий. | ||
ПК-13 | Способен управлять самостоятельной работой обучающихся | Знает: основные направления и методики организации самостоятельной работы обучающихся | – педагогические и дидактические задачи и особенности самостоятельной работы учащихся; – методы организации самостоятельной учебной деятельности обучающихся; – формы и методы контроля, позволяющие эффективно организовывать и оценивать результаты самостоятельной работы учащихся; – способы воспитательного воздействия с учетом специфики учебной дисциплины и индивидуальных особенностей студентов. |
Умеет: проектировать систему самостоятельной работы обучающихся | –определять объем самостоятельной работы учащихся в соответствии с учебным планом; – планировать виды и формы самостоятельной работы в контексте общей структуры и содержания РПУД; – соотносить виды и формы самостоятельной работы с методикой рейтингового контроля; – составлять информационно-ресурсную базу самостоятельной работы учащихся, соответствующую компетентности и содержательной направленность РПУД. | ||
Владеет: навыками организации самостоятельной работы обучающихся | – навыками работы с учебным планом; –навыками учебного планирования; –навыками организации дистанционного контроля; – навыками перевода информации из текстовой знаковой системы в графическую; – навыками применения компьютерной техники и сетевых форм коммуникаций для организации и контроля над самостоятельной работой учащихся. | ||
ПК-14 | Способен организовывать и проводить педагогические исследования | Знает: задачи испецифику педагогического исследования | – структуру научно-педагогического исследования, последовательность и содержание его этапов; – современные методы педагогического исследования и особенности их применения к анализу педагогических проблем образовательного учреждения; – основные методики и технологии педагогического исследования в профильной области; – методы апробации и презентации результатов научно-педагогического исследования. |
Умеет: организовывать и проводить педагогические исследования | – составлять программу педагогического исследования (в рамках профиля подготовки); – определять методы педагогического исследования, адекватные поставленным целям и задачам; – обрабатывать собранные данные практического исследования с помощью математических и статистических методов с использованием информационных технологий; – интерпретировать полученные данные на основе педагогической теории и теории педагогического менеджмента с целью определения достоверности или ошибочности исследовательской гипотезы; – апробировать результаты исследования на примере одной из юридических дисциплин (педагогический эксперимент); – разрабатывать собственные предложения по повышению эффективности образовательной системы, опираясь на результаты исследования. | ||
Владеет: навыками исследовательской работы в педагогической области (в соответствии с профилем подготовки) | – навыками использования информационных и коммуникационных технологий, в т.ч. соответствующего программного обеспечения, необходимого для проведения научно-педагогического исследования; – навыками профессионального общения, умениями организовывать командную работу и использовать групповые технологии принятия профессиональных решений; – навыками оценки эффективности результатов педагогического исследования; –готовностью к профессиональной педагогической рефлексии. | ||
ПК-15 | Способен эффективно осуществлять правовое воспитание | Знает: цели, задачи и основные формы правового воспитания. | – современные формы и методы воспитательной работы; – методику организации разных видов образовательной деятельности учащихся с использованием современных форм и методов воспитательной работы; – специфику воспитательной работы в условиях юридического образования; – взаимосвязь правового воспитания и социализации, формирования гражданской позиции, мировоззренческих установок учащихся; – взаимосвязь правового воспитания и пропаганды конституционных ценностей. |
Умеет:проектировать и реализовывать программы правового воспитания | – осуществлять комплексное планирование форм и содержания воспитательной работы в контексте реализации образовательных и просветительских программ; – сочетать различные формы воспитательной работы исходя из возрастных, психологических, социокультурных особенностей контингента учащихся; - применять современные формы и методы (в том числе интерактивные) воспитательной работы. | ||
Владеет: способностью эффективно применять современные методики правового воспитания | – навыками организации воспитательной работы в формате учебной и внеурочной деятельности обучающихся; – навыками проектирования воспитательного мероприятия; – навыками использования информационных технологий в контексте задач воспитательной работы; – готовностью к актуализации своих ценностных и мировоззренческих установок в контексте реализации программы воспитательной работы учащихся. | ||
СК | СПЕЦИАЛЬНЫЕ КОМПЕТЕНЦИИ ВЫПУСКНИКА | ||
СК-1 | Способен добросовестно и квалифицированно исполнять обязанности государственного и муниципального служащего | Знает: содержание обязанностей государственного и муниципального служащего | –источники правового закрепления обязанностей государственного и муниципального служащего; –значение должного выполнения обязанностей служащего для успешного решения государственных и муниципальных задач; –последствия неисполнения обязанностей государственного и муниципального служащего; –алгоритмы деятельности, направленной на формирование и укрепление мотивации соблюдения требований законодательства. |
Умеет: Устанавливать пределы должностных обязанностей, определять потребность в мерах, направленных на обеспечение поддержки конституционного строя, реализацию законов в сфере своей деятельности, проектировать и реализовывать соответствующие программы действий | –интерпретировать юридические факты; –оценивать правомерность своих действий, приказов и указаний руководства; –выявлять социальные процессы, явления и события, оказывающие влияние на ценностный выбор моделей правового поведения; –проводить юридическую экспертизу проектов законов и нормативно-правовых актов с точки зрения их соответствия конституционным ценностям и принципам. | ||
Владеет: навыками и способами деятельности, направленными на обеспечение соблюдения требований законодательства и должностных инструкций в деятельности государственных органов, органов местного самоуправления, физических и юридических лиц. | – способами деятельности, направленными на выявление ценностно-мотивационной основы правового поведения; – навыками диагностики уровня развития правовой культуры; – методами стимулирования ценностно значимых форм правового поведения; – готовностью доказывать значимость конституционных ценностей личным примером. | ||
СК-2 | Способен обеспечивать эффективное взаимодействие различных органов власти | Знает:актуальные проблемы обеспечения взаимодействия в практике государственного строительства, деятельности местного самоуправления | –российский опыт решения актуальных проблем в области совершенствования системы и деятельности органов власти в городе Москве; –причины недостаточной эффективности взаимодействия органов власти в различных сферах деятельности; –институциональные, нормативные и другие методы преодоления разногласий и разрешения конфликтов между органами власти. |
Умеет: формировать осознанную личную позицию, опираясь на результаты научного познания, профессионального обучения, социальных коммуникаций. | –определять значимость актуальных тенденций в сфере взаимодействия органов власти; –оценивать перспективы совершенствования и повышения эффективности взаимодействия органов власти; –оценивать эффективность различных методов преодоления разногласий и разрешения конфликтов между органами власти. | ||
Владеет: навыками и способами деятельности, направленными на обеспечение эффективного взаимодействия органов власти. | – способами деятельности, направленными на обеспечение эффективного взаимодействия; – навыками диагностики уровня эффективности взаимодействия органов власти и назревания конфликта. |
v
Приложение 3
Департамент образования города Москвы
Государственное автономное образовательное учреждение
высшего образования города Москвы
«Московский городской педагогический университет»
Юридический институт
Кафедра государственно-правовых дисциплин
МАТРИЦА
СООТВЕТСТВИЯ КОМПЕТЕНЦИЙ И СОСТАВНЫХ ЧАСТЕЙ ОП
Направление подготовки
40.04.01 Юриспруденция
Профиль подготовки
Организация и деятельность государственных и муниципальных органов власти в городе Москве
Москва