III. Сообщение учителя. Подготовка к написанию сочинения
Конспект
Урока литературы в 8 классе
Муниципальное казённое
Общеобразовательное учреждение
«Средняя общеобразовательная школа №10»
С. Крымгиреевское
студентки Б – 5 р группы
психолого – педагогического факультета
Сабыниной Марины Игоревны
Конспект заверен
учителем / Трояновой И. В.
подпись
методистом / Краснокутской Л. И.
подпись
Дата проведения урока – 16.11.15г.
Отметка за урок - _______________ __________
подпись
Тема урока: М. Ю. Лермонтов «Мцыри». Образ Мцыри в поэме
Цели урока:
- охарактеризовать Мцыри, проникнуть в замысел автора, выявить способы раскрытия образа главного героя поэмы М. Ю. Лермонтова «Мцыри»
Тип урока:комбинированный
Средства обучения и оборудование:учебник – хрестоматия для общеобразовательных организаций литература. 8 класс, 1 часть./ автор – составитель В.Я. Коровина. – 11-е изд. – М.: Просвещение, 2013. – 302 с., методические пособия
План урока:
I. Организационный момент
II. Актуализация ранее изученного материала
III. Сообщение учителя. Подготовка к написанию сочинения
IV. Рефлексия
V. Домашнее задание
…Что за огненная душа,
Что за могучий дух,
Что за исполинская натура у этого Мцыри!
В. Г. Белинский
Ход урока
I. Организационный момент.Здравствуйте ребята, сегодня мы с вами продолжим разговор о поэме М. Ю. Лермонтова «Мцыри», попытаемся раскрыть образ главного героя
Вступительное слово учителя:
Ребята, из биографии поэта мы знаем, что в 1837 году М. Ю. Лермонтов отправляется в путешествие по Грузии, где и рождается замысел поэмы «Мцыри», навеянный романтическим настроением.
Да, поэма Лермонтова - это романтическое произведение, в основе сюжета которого лежит традиционная романтическая ситуация - бегство из неволи. Кто же не доволен жизнью, кто бежит из неволи? – Мцыри.
По - разному оценивают этот образ литературные исследователи:
1. Мцыри – это герой с демоническими чертами. ( Н. Котляровский)
2. Мцыри – христианин, который исповедуется перед смертью. (А. В. Моторин)
3. Мцыри –это «естественный человек» с цельной и страстной натурой. (Ю. Манн)
А вот какую оценку ему дал великий русский критик В. Г. Белинский ( читаю эпиграф).
Герой Лермонтова совсем не похож на окружающих его людей, он отрицает их жизненные ценности, стремится изменить свою жизнь.
Задание:обратитесь к тексту, найдите и докажите эту мысль строчками исповеди Мцыри. (Гл. 3.Цитаты иллюстрируются работами художников и учашихся)
II. Актуализация ранее изученного материала
- Какова же главная страсть героя? (Стремление жить полно в мире борьбы и свободы надалёкойлюбимой родине).
- Что значит для Мцыри быть свободным? (Быть свободным- значит вырваться из монастырского плена, вернуться в родной аул, убежать « из семьи чужой»).
- Что же увидел Мцыри на воле, что узнал о жизни во время своих скитаний? (цитаты из гл.6,9,10,11)
Вывод делает учитель.
Его поражает богатство и многообразие природы. Серые «мёртвые стены монастыря противопоставлены живому миру. В этих строчках чувствуется его любовь к жизни, ко всему прекрасному в ней. Ребята, мы с вами понимаем, что пейзаж в поэме играет большую роль.
- Чьими же глазами мы видим мир природы? (Мцыри)
А это значит, что пейзаж становится средством характеристики Мцыри.
- Что можно сказать о человеке, который так воспринимает природу?
(Прочтите описание утра. Гл.11 –от слов « Кругом меня…//до слов
Я в нём глазами и душой тонул»)
Ответ:С этого утра начинается для Мцыри познание мира, и романтически настроенный юноша населяет его фантастическими незримыми существами, знающими тайны «неба и земли». Поэтически возвышенная душа позволяет Мцыри сравнить вольную жизнь с раем. Перед смертью это сравнкение приобретает ещё более мятежный, бунтарский характер. Мцыри готов «рай вечности» променять на осуществление своей мечты.
Учитель: «В романтических произведениях романтический герой действует в романтических обстоятельствах»,- так написано в словаре. Перечитайте отрывок из главы 6 и докажите, что поэт нарисовал исключительные обстоятельства.
(От слов «Я видел груды… // до слов «В снегах, горящих как алмаз.. )
Ответ: Этот пейзаж, конечно, можно назвать романтическим, потому что каждая его деталь необыкновенна, экзотична – «горные хребты, причудливы, как мечты», курятся на заре; по берегам горного потока- «груды тёмных скал», снежные вершины гор скрываются в облаках.
- Какие же основные художественные средства можно выделить в этом эпизоде? (Олицетворение).
- А какие же художественные средства выразительности речи использует поэт, рисуя своего героя?
Ответ: Гиперболы (гл.8). Они говорят о широте натуры, о стремлении к свободе, о независимости.
Метафоры (гл.3,15) Показывают стремление к воле, говорят о силе характера.
Сравнения (гл.9,21) Говорят о слиянии с природой.
Эпитеты ( во многих главах) говорят о стремлении к свободе.
Вывод. Учитель:Богатство изобразительно- выразительных средств поэмы находится в тесной связи с богатством внутреннего мира героя. Но если у героя богатый внутренний мир, этого ещё недостаточно, чтобы назвать его романтическим героем. Герой должен совершать поступки, должен действовать.
- Что же успел совершить Мцыри на воле? (занесём в таблицу).
Эпизод Какие чувства испытывает Мцыри?
1.Бегство из монастыря, попытка Это дало пьянящее чувство свободы.
найти дорогу домой.
2. Встреча с грузинкой. Вызвала «сладкую тоску», желание
любить и быть любимым.
3. Бой с барсом. Мцыри познал счастье борьбы и
восторг победы.
- Все эти переживания Мцыри можно объяснить одним словом.Каким?
Ответ: ЖИЗНЬ! «Что делал я на воле. Жил».
- Какое привычное слово, а что же значит оно для Мцыри?
Ответ:Это значит находиться в постоянном поиске, в тревоге, бороться и побеждать, а главное- испытывать блаженство «вольности святой».
- В этих переживаниях и раскрывается характер романтического героя. Таков Мцыри! Что же узнал он о себе? Можно ли назвать его настоящим человеком?
Ответ: - С новой силой раскрылась любовь к родине.
- Мцыри познал «блаженство вольности».
-Узнал, что он смел и бесстрашен.
-Он отказывается от возможного счастья любви.
Учитель: Итак, мы увидели Мцыри смелым и отважным. Послушаем самый яркий эпизод «Бой с барсом». (Читает подготовленный ученик. Можно дать заранее задание сильным ученикам написать сочинение-миниатюру и заслушать их после чтения отрывка наизусть).
- Почему же погиб Мцыри?
Ответ:Обстоятельства, в которых оказался Мцыри с детства лишилиегосвязи с людьми, с родным домом – эта неудовлетворённость жизнью и привела его к гибели.
- Почему же, несмотря на гибель героя, поэма полна романтики? Обратитесь к словарю и сделайте вывод.
(Романтизм -творческий метод, состоящий в стремлении художника противопоставить не удовлетворяющей его действительности необычные образы и сюжеты, рождённые мечтой художника).
Ответ:Гибель Мцыри нельзя назвать поражением и смирением, он боролся, хотел изменить жизнь, сумел узнать, что такое свобода; испытал счастье борьбы и радость слияния с миром.
Учитель: Правильно! Эти выводы и позволяют назватьМцыриромантическим героем.
III. Сообщение учителя. Подготовка к написанию сочинения
Романтическая поэма Лермонтова представляет собой страстный призыв к борьбе за свободу, поэт призывает не мириться с рабскими условиями жизни, обрекающими его на пассивное отношение к жизни.
В конкретных исторических условиях 30-х годов XIX века такой вызов звучал очень смело смирившимся с жизнью современникам, так как чувства и переживания Мцыри- это чувства и переживания самого Лермонтова.
Романтический герой Мцыри заставлял современников Лермонтова отказаться от равнодушия и апатии, он звал на подвиг.
Поэма приводила к мысли о необходимости изменить жизнь, сделать её такой же прекрасной, какой она открылась Мцыри, когда он вырвался из монастыря.
Появление поэмы в годы реакции говорило о решительном протесте Лермонтова и других передовых людей того времени против условий жизни, созданных в России времён Николая-I. Романтическая поэма Лермонтова - это мечта поэта о новой вольной жизни.
IV. Рефлексия.Подведение итогов. Выставление оценок.
V. Домашнее задание: Характеристика Мцыри. Подготовиться к сочинению