Оценка знаний. Уровни усвоения учебного материала по компоненту знаний
Оценка достижений учащихся по компоненту знаний осуществляется по 10-балльной шкале, для чего выделяется пять уровней усвоения учебного материала.
Первый уровень (низкий) – действия на узнавание, распознавание и различение понятий (объектов изучения).
Второй уровень (удовлетворительный) – действия по воспроизведению учебного материала на уровне памяти.
Третий уровень (средний) – действия по воспроизведению учебного материала (объектов изучения) на уровне «понимания»; описание и анализ действий с объектами изучения.
Четвертый уровень (достаточный) – действия по применению знаний в знакомой ситуации по образцу; объяснение сущности объектов изучения; выполнение действий с четко обозначенными правилами; применение знаний на основе обобщенного алгоритма для решения новой учебной задачи.
Пятый уровень (высокий) – действия по применению знаний в незнакомых, нестандартных ситуациях для решения качественно новых задач; самостоятельные действия по описанию, объяснению и преобразованию объектов изучения.
На каждом из уровней осуществляется градация оценок по два балла по возрастающей от 1 до 10 баллов в виде 10-балльной шкалы оценки результатов учебной деятельности учащихся (Табл. 8).
Таблица 8. Десятибалльная шкала оценки результатов учебной деятельности учащихся
Уровень | Балл | Показатели оценки |
Первый уровень | Узнавание отдельных объектов изучения программного учебного материала, предъявленных в готовом виде (фактов, терминов, явлений, инструктивных указаний, действий и т. д.). | |
Различение объектов изучения программного учебного материала, предъявленных в готовом виде, и осуществление соответствующих практических действий. | ||
Второй уровень | Воспроизведение части программного учебного материала по памяти (фрагментарный пересказ и перечисление объектов изучения), осуществление умственных и практических действий по образцу. | |
Воспроизведение большей части программного учебного материала по памяти (определений, описание в устной или письменной форме объектов изучения с указанием общих и отличительных внешних признаков без их объяснения), осуществление умственных и практических действий по образцу. | ||
Третий уровень | Осознанное воспроизведение значительной части программного учебного материала (описание объектов изучения с указанием общих и отличительных существенных признаков без их объяснения), осуществление умственных и практических действий по известным правилам или образцу. | |
Осознанное воспроизведение в полном объеме программного учебного материала (описание объектов изучения с элементами объяснения, раскрывающими структурные связи и отношения), применение знаний в знакомой ситуации по образцу путем выполнения устных, письменных или практических упражнений, задач, заданий. | ||
Четвер-тый уровень | Владение программным учебным материалом в знакомой ситуации (описание и объяснение объектов изучения, выявление и обоснование закономерных связей, приведение примеров из практики, выполнение упражнений, задач и заданий по образцу, на основе предписаний). | |
Владение и оперирование программным учебным материалом в знакомой ситуации (развернутое описание и объяснение объектов изучения, раскрытие сущности, обоснование и доказательство, подтверждение аргументами и фактами, формулирование выводов, самостоятельное выполнение заданий). | ||
Пятый уровень | Оперирование программным учебным материалом в частично измененной ситуации (применение учебного материала как на основе известных правил, предписаний, так и поиск нового знания, способа решения учебных задач, выдвижение предположений и гипотез, наличие действий и операций творческого характера при выполнении заданий). | |
Свободное оперирование программным учебным материалом, применение знаний и умений в незнакомой ситуации (самостоятельные действия по описанию, объяснению объектов изучения, формулированию правил, построению алгоритмов для выполнения заданий, демонстрация рациональных способов решения задач, выполнение творческих работ и заданий). |
На основании представленной десятибалльной шкалы оценки результатов учебной деятельности учащихся устанавливаются соответствующие нормы оценки по ФВ.
Оценка техники физического упражнения
При оценке уровня сформированности любого двигательного умения и навыка предлагается учитывать незначительные, значительные и грубые ошибки.
Незначительные ошибки характеризуются минимальным отклонением от стандартной техники (образца), которое не нарушает основу общеприобретенной биодинамической структуры движений; незначительные ошибки в деталях техники упражнений, которые не снижают качества показателя этого движения. За незначительные ошибки оценка может быть снижена на 1–2 балла.
Значительные ошибки характеризуются минимальным отклонением от стандартной техники, которое не изменяет биодинамической структуры движений, но снижает количественные показатели или увеличивает время для выполнения упражнений. За значительные ошибки оценка может быть снижена на 3–6 баллов.
Грубые ошибки характеризуются значительными отклонениями от основ и деталей техники, которые препятствуют формированию основного двигательного стереотипа (навыка) и отрицательно отражаются на результативности этого упражнения. За грубые ошибки оценка может быть снижена на 7–9 баллов.
В соответствии с фазами формирования двигательного навыка выделены три основных уровня освоения движения: низкий (умение), средний (навык-репродукция), высокий (вариативный навык). Им предшествует состояние «предумение», когда уже сформировано определенное представление о движении, но оно выполняется учащимися с грубыми ошибками, искажающими технику. В основу критериев оценки двигательных умений и навыков положены показатели, сложившиеся в методике ФВ (Табл. 9).
Таблица 9. Десятибалльная шкала оценки учебной деятельности учащихся.
Требования к двигательным умениям и навыкам