Тема №3. Цель воспитания: анализ подходов и оснований.

Тема №1. Подходы к определению содержания понятия «воспитание» как отражение его многоаспектности

Задания:

1. Используя источники 1, 3, 4. 5, выделите различные ракурсы рассмотрения термина «воспитание». Результаты систематизируйте в таблице:

Воспитание как явление … Определение термина «воспитание» Доминирующая задача Представители
социальное      
биологическое      
культурологическое      
психологическое      
профессиональное      

2. Нарисуйте схему взаимосвязи выявленных ракурсов рассмотрения термина «воспитание».

3. Используя источник 2, проанализируйте специфику понимания термина «воспитание» в различных философско-педагогических концепциях воспитания. Результаты представьте в таблице:

Философско-педагогическая концепция Понятие о воспитании
прагматизм  
неопозитивизм  
экзистенциализм  
неотомизм  
бихевиоризм  

4. Составьте синквейн на термин «воспитание» в том аспекте его понимания, который с вашей точки зрения сегодня наиболее актуален.

Рекомендуемая литература

Основная литература:

1. Педагогика [Текст]: учебник для пед. вузов / под ред. П. И. Пидкасистого. - 5-е изд., доп. и перераб. - М.: Пед. общ-во России, 2008. - (гл. Сущность воспитания и его особенности) стр. 452 – 466.

2. Подласый И.П. Педагогика: Новый курс. В 2 кн. [Текст]: учебник для студ. вузов. / Подласый И.П. - М.: Владос, 2003. (Кн.1, Глава «Цели воспитания») – стр. 127 – 153.

3. Сластенин В.А. Педагогика [Текст] : учебное пособие для студ. пед. учеб.заведений / В. А. Сластенин, И. Ф. Исаев, Е. Н. Шиянов ; под ред. В. А. Сластенина. - 4-е изд., стереотип. - М.: Академия, 2005. - (гл. Развитие, социализация и воспитание личности, § 1.Развитие личности как педагогическая проблема) стр.112 – 128.

Дополнительная литература:

4. Воспитательная деятельность педагога: Учеб. Пособие для студ. Высш. Учеб. Заведений / И.А. Колесникова, Н.М. Борытко, С.Д. Поляков, Н.Л. Селиванова; Под общ. Ред. В.А. Сластенина и И.А. Колесниковой. – М.: Издатеьский центр «Академия», 2005. – (Гл. «О возникновении и развитии воспитания») стр. 6 – 13.

5. Селиванов В.С. Основы общей педагогики: Теория и методика воспитания [Текст] : учебное пособие / В.С. Селиванов ; под ред. В.А. Сластенина. - М.: Академия, 2000. – (гл. «Сущность воспитания») стр.107 – 113.

Тема №2. Идентификация закономерностей и принципов воспитания

Задания:

1. Используя источники 1 и 2, актуализируйте свои знания о закономерностях и принципах воспитания. Материал систематизируйте, составив кластер «Закономерности и принципы воспитания».

2. Используя любые произведения художественной литературы, подберите 2-3 отрывка из произведений, характеризующихпроявление тех или иных закономерностей и принципов воспитания.

3. Вподобранных пословицах и поговорках обоснуйте проявление закономерностей и принципов воспитания.

Рекомендуемая литература

Основная литература:

1. Педагогика [Текст]: учебник для пед. вузов / под ред. П. И. Пидкасистого. - 5-е изд., доп. и перераб. - М.: Пед. общ-во России, 2008. - (гл. Общие закономерности и принципы воспитания) стр. 480 – 499.

2. Сластенин В.А. Педагогика [Текст] : учебное пособие для студ. пед. учеб.заведений / В. А. Сластенин, И. Ф. Исаев, Е. Н. Шиянов ; под ред. В. А. Сластенина. - 4-е изд., стереотип. - М.: Академия, 2005. - (гл. Воспитание в целостном педагогическом процессе, § 4.Закономерности и принципы гуманистического воспитания) стр.290 – 299.

Дополнительная литература:

3. http://bim-bad.ru/ (сайт академика Российской Академии образования Бориса Михайловича Бим-Бада (публикации этого и других авторов по педагогической антропологии, философии и теории образования, актуальным проблемам обучения и воспитания).

Тема №3. Цель воспитания: анализ подходов и оснований.

Задания:

1. Используя источник 1 (стр. 127-132), проанализируйте изменение цели воспитания в зависимости от типа общественно-экономических отношений. Изученный материал систематизируйте в таблице:

Общественно-экономическая формация Особенности периода Способ производства Особенности производственных отношений Цель воспитания Причины изменения цели воспитания
           

2. Используя источник 1 (стр. 133-136), проанализируйте разнообразие подходов к определению цели воспитания в различные периоды истории. Материал систематизируйте в таблице:

Автор Даты жизни (см. педагогическую энциклопедию) Цель воспитания
     

На основании материала в таблице, сделайте вывод о тенденциях изменения цели воспитания с течением времени.

3. Используя источник 1 (стр. 145-153) и 2, проанализируйте специфику цели воспитания в зависимости от философского основания концепции. Материал систематизируйте в таблице:

Философско-педагогическое направление Цель воспитания Ценности, лежащие в основании Цитата, характеризующая цель Представители
Прагматизм        
Неопозитивизм        
Экзистенциализм        
Неотомизм        
Бихевиоризм        

Рекомендуемая литература

Основная литература:

1. Подласый И.П. Педагогика: Новый курс. В 2 кн. [Текст]: учебник для студ. вузов. / Подласый И.П. - М.: Владос, 2003. (Кн.1, Глава «Цели воспитания») – стр. 127 – 153.

Дополнительная литература:

2. Воспитательная деятельность педагога: Учеб. Пособие для студ. Высш. Учеб. Заведений / И.А. Колесникова, Н.М. Борытко, С.Д. Поляков, Н.Л. Селиванова; Под общ. Ред. В.А. Сластенина и И.А. Колесниковой. – М.: Издательский центр «Академия», 2005. – стр. 18-24 (п. 1.4.Ценности воспитательной деятельности)

Количество часов на самостоятельную работу: 3

Форма контроля: опрос на семинаре.

Тема №4. Содержание воспитания: понятие, структура.

Задания:

1. Используя все предложенные источники, проанализируйте понятие о содержании воспитания, его специфику и структуру. Изученный материал систематизируйте в таблице:

Понятие (автор, понятие – выписать разные подходы)  
Отличие содержания воспитания от содержания обучения  
Структурные единицы содержания воспитания (автор, описание структуры)  

2. Источник 3, охарактеризуйте функциональный подход к определению содержания воспитания по структурным компонентам. Результаты зафиксируйте в таблице:

Направление содержания воспитания Цель Информационный уровень Операционный уровень Аксиологический уровень
Умственное        
Нравственное        
Физическое        
Трудовое        
Эстетическое        

3. Используя источник 1, охарактеризуйте социальный подход к определению содержания воспитания по структурным компонентам. Результаты зафиксируйте в таблице:

Направление содержания воспитания Цель Информационный уровень Операционный уровень Аксиологический уровень
Семьянин        
Работник        
Гражданин        

4. На основе изученного материала составьте кластер «Содержание воспитания».

Рекомендуемая литература

Основная литература:

1. Подласый И.П. Педагогика: Новый курс. В 2 кн. [Текст]: учебник для студ. вузов. / Подласый И.П. - М.: Владос, 2003. (Кн.2, Глава «Сущность и содержание процесса воспитания») – стр. 27 –30.

Дополнительная литература:

2. Воспитательная деятельность педагога: Учеб. Пособие для студ. высш. учеб.заведений / И.А. Колесникова, Н.М. Борытко, С.Д. Поляков, Н.Л. Селиванова; Под общ. Ред. В.А. Сластенина и И.А. Колесниковой. – М.: Издательский центр «Академия», 2005. – стр. 124 – 138 (п.п. 5.2.Содержание воспитательной деятельности)

3. Селиванов В.С. Основы общей педагогики: Теория и методика воспитания [Текст] : учебное пособие / В.С. Селиванов ; под ред. В.А. Сластенина. - М.: Академия, 2000. – стр. 63-67 (Гл.3 Цель воспитания как педагогическая проблема, п.3 Содержание понятия «всестороннее развития личности»).

4. http://bim-bad.ru/ (статья В.А. Ситарова «Содержание образования»)

Наши рекомендации