Тема №3. Цель воспитания: анализ подходов и оснований.
Тема №1. Подходы к определению содержания понятия «воспитание» как отражение его многоаспектности
Задания:
1. Используя источники 1, 3, 4. 5, выделите различные ракурсы рассмотрения термина «воспитание». Результаты систематизируйте в таблице:
Воспитание как явление … | Определение термина «воспитание» | Доминирующая задача | Представители |
социальное | |||
биологическое | |||
культурологическое | |||
психологическое | |||
профессиональное |
2. Нарисуйте схему взаимосвязи выявленных ракурсов рассмотрения термина «воспитание».
3. Используя источник 2, проанализируйте специфику понимания термина «воспитание» в различных философско-педагогических концепциях воспитания. Результаты представьте в таблице:
Философско-педагогическая концепция | Понятие о воспитании |
прагматизм | |
неопозитивизм | |
экзистенциализм | |
неотомизм | |
бихевиоризм |
4. Составьте синквейн на термин «воспитание» в том аспекте его понимания, который с вашей точки зрения сегодня наиболее актуален.
Рекомендуемая литература
Основная литература:
1. Педагогика [Текст]: учебник для пед. вузов / под ред. П. И. Пидкасистого. - 5-е изд., доп. и перераб. - М.: Пед. общ-во России, 2008. - (гл. Сущность воспитания и его особенности) стр. 452 – 466.
2. Подласый И.П. Педагогика: Новый курс. В 2 кн. [Текст]: учебник для студ. вузов. / Подласый И.П. - М.: Владос, 2003. (Кн.1, Глава «Цели воспитания») – стр. 127 – 153.
3. Сластенин В.А. Педагогика [Текст] : учебное пособие для студ. пед. учеб.заведений / В. А. Сластенин, И. Ф. Исаев, Е. Н. Шиянов ; под ред. В. А. Сластенина. - 4-е изд., стереотип. - М.: Академия, 2005. - (гл. Развитие, социализация и воспитание личности, § 1.Развитие личности как педагогическая проблема) стр.112 – 128.
Дополнительная литература:
4. Воспитательная деятельность педагога: Учеб. Пособие для студ. Высш. Учеб. Заведений / И.А. Колесникова, Н.М. Борытко, С.Д. Поляков, Н.Л. Селиванова; Под общ. Ред. В.А. Сластенина и И.А. Колесниковой. – М.: Издатеьский центр «Академия», 2005. – (Гл. «О возникновении и развитии воспитания») стр. 6 – 13.
5. Селиванов В.С. Основы общей педагогики: Теория и методика воспитания [Текст] : учебное пособие / В.С. Селиванов ; под ред. В.А. Сластенина. - М.: Академия, 2000. – (гл. «Сущность воспитания») стр.107 – 113.
Тема №2. Идентификация закономерностей и принципов воспитания
Задания:
1. Используя источники 1 и 2, актуализируйте свои знания о закономерностях и принципах воспитания. Материал систематизируйте, составив кластер «Закономерности и принципы воспитания».
2. Используя любые произведения художественной литературы, подберите 2-3 отрывка из произведений, характеризующихпроявление тех или иных закономерностей и принципов воспитания.
3. Вподобранных пословицах и поговорках обоснуйте проявление закономерностей и принципов воспитания.
Рекомендуемая литература
Основная литература:
1. Педагогика [Текст]: учебник для пед. вузов / под ред. П. И. Пидкасистого. - 5-е изд., доп. и перераб. - М.: Пед. общ-во России, 2008. - (гл. Общие закономерности и принципы воспитания) стр. 480 – 499.
2. Сластенин В.А. Педагогика [Текст] : учебное пособие для студ. пед. учеб.заведений / В. А. Сластенин, И. Ф. Исаев, Е. Н. Шиянов ; под ред. В. А. Сластенина. - 4-е изд., стереотип. - М.: Академия, 2005. - (гл. Воспитание в целостном педагогическом процессе, § 4.Закономерности и принципы гуманистического воспитания) стр.290 – 299.
Дополнительная литература:
3. http://bim-bad.ru/ (сайт академика Российской Академии образования Бориса Михайловича Бим-Бада (публикации этого и других авторов по педагогической антропологии, философии и теории образования, актуальным проблемам обучения и воспитания).
Тема №3. Цель воспитания: анализ подходов и оснований.
Задания:
1. Используя источник 1 (стр. 127-132), проанализируйте изменение цели воспитания в зависимости от типа общественно-экономических отношений. Изученный материал систематизируйте в таблице:
Общественно-экономическая формация | Особенности периода | Способ производства | Особенности производственных отношений | Цель воспитания | Причины изменения цели воспитания |
2. Используя источник 1 (стр. 133-136), проанализируйте разнообразие подходов к определению цели воспитания в различные периоды истории. Материал систематизируйте в таблице:
Автор | Даты жизни (см. педагогическую энциклопедию) | Цель воспитания |
На основании материала в таблице, сделайте вывод о тенденциях изменения цели воспитания с течением времени.
3. Используя источник 1 (стр. 145-153) и 2, проанализируйте специфику цели воспитания в зависимости от философского основания концепции. Материал систематизируйте в таблице:
Философско-педагогическое направление | Цель воспитания | Ценности, лежащие в основании | Цитата, характеризующая цель | Представители |
Прагматизм | ||||
Неопозитивизм | ||||
Экзистенциализм | ||||
Неотомизм | ||||
Бихевиоризм |
Рекомендуемая литература
Основная литература:
1. Подласый И.П. Педагогика: Новый курс. В 2 кн. [Текст]: учебник для студ. вузов. / Подласый И.П. - М.: Владос, 2003. (Кн.1, Глава «Цели воспитания») – стр. 127 – 153.
Дополнительная литература:
2. Воспитательная деятельность педагога: Учеб. Пособие для студ. Высш. Учеб. Заведений / И.А. Колесникова, Н.М. Борытко, С.Д. Поляков, Н.Л. Селиванова; Под общ. Ред. В.А. Сластенина и И.А. Колесниковой. – М.: Издательский центр «Академия», 2005. – стр. 18-24 (п. 1.4.Ценности воспитательной деятельности)
Количество часов на самостоятельную работу: 3
Форма контроля: опрос на семинаре.
Тема №4. Содержание воспитания: понятие, структура.
Задания:
1. Используя все предложенные источники, проанализируйте понятие о содержании воспитания, его специфику и структуру. Изученный материал систематизируйте в таблице:
Понятие (автор, понятие – выписать разные подходы) | |
Отличие содержания воспитания от содержания обучения | |
Структурные единицы содержания воспитания (автор, описание структуры) |
2. Источник 3, охарактеризуйте функциональный подход к определению содержания воспитания по структурным компонентам. Результаты зафиксируйте в таблице:
Направление содержания воспитания | Цель | Информационный уровень | Операционный уровень | Аксиологический уровень |
Умственное | ||||
Нравственное | ||||
Физическое | ||||
Трудовое | ||||
Эстетическое |
3. Используя источник 1, охарактеризуйте социальный подход к определению содержания воспитания по структурным компонентам. Результаты зафиксируйте в таблице:
Направление содержания воспитания | Цель | Информационный уровень | Операционный уровень | Аксиологический уровень |
Семьянин | ||||
Работник | ||||
Гражданин |
4. На основе изученного материала составьте кластер «Содержание воспитания».
Рекомендуемая литература
Основная литература:
1. Подласый И.П. Педагогика: Новый курс. В 2 кн. [Текст]: учебник для студ. вузов. / Подласый И.П. - М.: Владос, 2003. (Кн.2, Глава «Сущность и содержание процесса воспитания») – стр. 27 –30.
Дополнительная литература:
2. Воспитательная деятельность педагога: Учеб. Пособие для студ. высш. учеб.заведений / И.А. Колесникова, Н.М. Борытко, С.Д. Поляков, Н.Л. Селиванова; Под общ. Ред. В.А. Сластенина и И.А. Колесниковой. – М.: Издательский центр «Академия», 2005. – стр. 124 – 138 (п.п. 5.2.Содержание воспитательной деятельности)
3. Селиванов В.С. Основы общей педагогики: Теория и методика воспитания [Текст] : учебное пособие / В.С. Селиванов ; под ред. В.А. Сластенина. - М.: Академия, 2000. – стр. 63-67 (Гл.3 Цель воспитания как педагогическая проблема, п.3 Содержание понятия «всестороннее развития личности»).
4. http://bim-bad.ru/ (статья В.А. Ситарова «Содержание образования»)