Особенности характера, темперамента и эмоций.
Общие сведения о ребенке.
- фамилия, имя;
- дата рождения;
- общее физическое развитие;
- состояние здоровья;
- состав и особенности семьи.
2. Особенности жизни ребенка в семье:
а) взаимоотношения ребенка с родителями (с кем из родителей ребенок больше всего общается, к кому больше всего привязан);
б) организация деятельности ребенка в семье (чем чаще занимается ребенок, играют ли с ним, если да, то во что и кто).
3. Особенности отдельных познавательных процессов:
а) уровень развития отдельных познавательных процессов ребенка в сравнении с другими детьми группы;
б) уровень развития речи ребенка. Какая речь преобладает у него (подражание речи взрослого, понимание речи, активная речь: наличие диалогической речи, монологической). Степень развития фонетической речи. Словарный запас (большой, средний, небольшой, не говорит) ребенка в сравнении с другими детьми данного возраста. Построение предложения.
4. Особенности интересов ребенка. Перечислить все, что интересует ребенка: слушание музыки, рисование, чтение книг, любит ли слушать взрослых, пытается ли сам рассказывать.
5. Общая характеристика поведения.
Поведение (ребенок спокоен, сдержан или проявляет подвижность, непоседливость). Подчинение требованиям взрослых (охотно или в силу принуждения, часто ли отказывается выполнять требования и какие).
6. Взаимоотношения с детьми группы:
а) любит других детей, равнодушен, не любит;
б) отношение детей группы к ребенку (любят, равнодушны, не любят). Почему?
Особенности характера, темперамента и эмоций.
- ярко выраженные положительные и отрицательные черты (общительность, настойчивость, обидчивость, упрямство, агрессивность);
- преобладающее настроение: веселое, грустное, подавленное и т.д.;
- устойчивость настроения; чем чаще всего вызывается смена настроения.
8. Игра и действия с предметами:
а) воспроизводит в игре действия с предметами, ранее разученные;
б) отображает в игре отдельные, часто наблюдаемые действия;
в) воспроизводит несложные сюжетные постройки;
г) воспроизводит ряд последовательных действий (начало сюжетной игры);
д) игра носит сюжетно-отобразительный характер. Ребенок отражает из жизни окружающих взаимосвязь и последовательность действий;
е) самостоятельно делает простые упражнения, сюжетные постройки и называет их;
ж) появляются элементы ролевой игры. Появляются сложные сюжетные постройки.
9. Отношение к детскому учреждению и воспитателю:
а) любит ли бывать в детских яслях? Почему?
б) взаимоотношения с воспитателями, нянями (отношение воспитателя к ребенку, отношение ребенка к воспитателю, на чем строятся отношения?). Какой вид общения преобладает?
в) приемы (способы) воздействия на ребенка со стороны воспитателя и результаты этого воздействия;
г) адаптация ребенка в детских учреждениях.
10. Общий вывод. Педагогические рекомендации по воспитанию этого ребенка.
III КУРС
ПРОГРАММА ПЕДАГОГИЧЕСКОЙ ПРАКТИКИ В ГРУППАХ
РАННЕГО ВОЗРАСТА И ЕЕ МЕТОДИЧЕСКОЕ ОБЕСПЕЧЕНИЕ
Цель: Формирование у студентов основ педагогического мастерства, гуманистической направленности, профессиональных знаний, педагогической техники, педагогических способностей.
Задачи:
1. Формировать представление о самоценности раннего детства, значимости освоения детьми предметной игровой деятельности, наглядно-действенного мышления, речи, основных видов движений: ползание, ходьба, лазанье и т.д.
2. Формировать понимание необходимости глубокого изучения особенностей физического и психического развития ребенка для организации образовательного процесса в группах раннего возраста.
3. Дать представление об особенностях работы воспитателя и своеобразии материального оснащения в группах раннего возраста (оборудование, игрушки, мебель, методические пособия).
4. Рассмотреть важность и сложность адаптационного периода для ребенка раннего возраста.
5. Учить наблюдать за ребенком и анализировать его внешние проявления как результат его внутреннего состояния и развития, учить делать выводы об индивидуальных особенностях ребенка и на этой основе строить педагогическое общение с ними, воспитание и обучение.
6. Учить планировать учебно-воспитательный процесс с учетом индивидуальных особенностей детей раннего возраста.
7. Учить самостоятельно организовывать учебно-воспитательный процесс в группах раннего возраста.
8. Формировать педагогические умения воспитателя группы раннего возраста, развивать педагогические и творческие способности.
9. Воспитывать интерес и уважение к ребенку как к формирующейся целостной личности.
ПАМЯТКА ПО ПЕДАГОГИЧЕСКОЙ ПРАКТИКЕ ДЛЯ СТУДЕНТОВ III КУРСА
Практика проводится в течение 5 недель в группах раннего возраста. Студенты работают в качестве воспитателей и методистов.
За время прохождения практики каждый практикант должен:
· выполнить задание кафедры психологии (составить психолого-педагогическую характеристику на ребенка раннего возраста);
· посетить и провести следующее количество занятий: пробных – 3, стажерских – 4: по развитию речи, сенсорному развитию, изобразительной деятельности, физическому развитию;
· провести зачетные занятия по двум методикам (по выбору студента);
· отработать на положительную оценку зачетную смену;
· выполнить 8 заданий кафедры дошкольной педагогики.
Первая неделя педпрактики - ознакомительная, в течение которой практиканты знакомятся с ДОУ, группой, детьми, персоналом детского сада, посещают занятия и составляют календарные планы на последующие недели работы в ДОУ.
По завершении педпрактики Вам необходимо представить следующую документацию:
1. Аттестацию-характеристику, которая включает в себя:
а) темы пробных занятий по разным методикам с указанием даты их проведения;
б) темы зачетных занятий по любым двум методикам (по выбору), с оценкой и датой проведения;
в) оценку за зачетную смену;
г) характеристику работы практиканта (заполняется воспитателем группы) с печатью УДО Администрации г. Глазова.
2. Конспекты двух занятий, заверенных воспитателем, педагогом ДОУ или групповым руководителем.
3. Дневник (анализ работы воспитателя, других практикантов, сбор фактов для составления психолого-педагогической характеристики на одного ребенка).
4. Психолого-педагогическая характеристика на одного ребенка.
5. Календарный план учебно-воспитательной работы на две недели.
6. Краткий отчет о педпрактике.
Всю документацию необходимо сдать в течение недели после окончания практики. За нарушение сроков сдачи документации без уважительной причины педпрактика может быть не зачтена или за нее снижается оценка.
В течение первой недели необходимо:
1. Познакомиться с коллективом детского учреждения, группой детей.
2. Наблюдать и анализировать работу воспитателя в группе, при этом оказывать ему помощь в работе.
3. Изучать индивидуальные особенности детей группы (особенности состояния здоровья, адаптации, физического и психического развития и начать ведение дневника наблюдения за ребенком).
4. Изучать особенности организации образовательной работы, педагогического общения с детьми раннего возраста.
5. Изучать материально-техническую оснащенность и ее роль в воспитательно-оздоровительной работе в группах раннего возраста.
6. К концу первой недели составить календарный план работы на следующую неделю.
ЗАДАНИЯ КАФЕДРЫ ДОШКОЛЬНОЙ ПЕДАГОГИКИ
ЗАДАНИЕ 1
Анализ материально-технического обеспечения
в группах раннего возраста
1. Познакомиться с помещением каждой группы, расположением и назначением каждой группы.
2. Определить наличие, виды и назначение предметов мебели и оборудования, размещение в группе.
3. Проанализировать отбор пособий, игрушек и их расположение в группе.
4. Ознакомиться с групповой площадкой и ее оборудованием.
5. По перспективному плану выяснить предлагаемое пополнение пособий, игрушек, обновление оборудования групп.
Методика выполнения задания
При осмотре группового помещения студенты ведут запись по плану:
1. Комнаты, их расположение, назначение, использование, соответствие санитарно-гигиеническим нормам и эстетическим требованиям.
2. Предметы мебели, их расположение, назначение, использование, соответствие санитарно-гигиеническим нормам и эстетическим требованиям.
3. Пособия для проведения физических упражнений и оздоровительных мероприятий, их расположение и использование.
4. Пособия для проведения игр-занятий, соответствие их гигиеническим, педагогическим и эстетическим требованиям.
5. Игрушки детей, их виды, количество и размещение.
6. Площадка и ее оборудование.
Задания выполняются под руководством заведующего или воспитателя-методиста. Студенты самостоятельно знакомятся с пособиями и игрушками. На основании полученных данных составляется описание материально-технического обеспечения группы.
Вопросы для обсуждения
1. Соответствует ли расположение, назначение комнат санитарно-гигиеническим и педагогическим требованиям?
2. Рационально ли подобраны и размещены предметы мебели?
3. Соответствует ли подбор и размещение игрушек гигиеническим, эстетическим и педагогическим требованиям?
4. Какие даны рекомендации по улучшению материально-технического обеспечения при выполнении перспективного плана воспитательной работы в группе?
ЗАДАНИЕ 2 Особенности режима в группе. Особенности организации режимных процессов и воспитательной работы в группе раннего возраста
1. Установить последовательность режимных моментов в распорядке дня группы.
2. Выделить приемы воспитания у детей культурно-гигиенических навыков.
3. Подробно ознакомиться с распределением обязанностей между воспитателем и няней в течение дня.
4. Ознакомиться с перспективным планом работы воспитателя.
Методика выполнения задания
Студенты наблюдают организацию ухода за детьми, воспитательные воздействия воспитателя и няни, поведение детей во время режимных процессов.
Студенты определяют:
1. Продолжительность режимных процессов.
2. Организацию распорядка дня с 8 часов до 12 часов.
3. Общее состояние и формы активности детей в течение режимного процесса и во время перехода от одного к другому.
4. Используемые приемы воспитания у детей культурно-гигиенических навыков при проведении режимных процессов.
5. Учитываются ли правила проведения режимных процессов (полное и своевременное удовлетворение всех органических потребностей детей: сон, питание и т.д., тщательный гигиенический уход, обеспечение чистоты тела, одежды, постели; привлечение детей к посильному труду, участию в проведении режимных процессов, расширение самостоятельности и активности детей по мере их развития; формирование у детей в ходе режимных процессов культурно-гигиенических навыков; организация эмоционального общения в ходе выполнения режимных процессов).
6. Какая работа планируется с родителями по соблюдению единства требований по проведению режима и формированию культурно-гигиенических навыков ребенка (по материалам ознакомления с перспективными планами работы).
Вопросы для обсуждения
1. Какие условия созданы для организации правильного распорядка дня в группах раннего возраста?
2. Как распределены обязанности между воспитателем и няней? Как это способствует четкой организации распорядка дня?
3. Соответствует ли развитие посильной самостоятельности и культурно-гигиенических навыков у детей дошкольного возраста возрастным показателям?
4. Какие рекомендации можно дать по улучшению проведения режимных процессов с детьми?
ЗАДАНИЕ 3
Анализ организации бодрствования
в группах детей раннего возраста
1. Подробно ознакомиться с перспективным планом-перечнем игр-занятий.
2. Определить педагогическую целесообразность условий и оборудования для организации бодрствования.
3. Определить своеобразие приемов организации бодрствования в группе раннего возраста.
4. Выделить содержание, средства и приемы, которые используются воспитателем.
5. Определить содержание работы и приемы, применяемые воспитателем или няней в общении с детьми.
Методика выполнения задания
Наблюдение за тремя детьми и за действиями воспитателя и няни в течение часа. Данные систематизируются и представляются в отчете по пунктам:
1. Условия и обстановка бодрствования.
2. Особенности проявления бодрствования.
3. Приемы, применяемые персоналом группы.
4. Средства и приемы, используемые для проведения и поддержания у детей положительного эмоционального состояния.
5. Средства и приемы, используемые для формирования речевого общения, движений, действий, формирования слухового и зрительного восприятия.
Отчет нужно проиллюстрировать записями речи воспитателя, речевых реакций детей, фотографиями и т.д.
Вопросы для обсуждения
1. Каковы виды активности детей, содержание и приемы воспитательного воздействия, их направленность при проведении бодрствования детей?
ЗАДАНИЕ 4
Общение, его роль в воспитательной работе
1. Выделить средства и форму организации общения.
2. Определить эмоциональные приемы и способы действия, составляющие содержание общения с детьми.
3. Установить непосредственный контакт с одним ребенком. В процессе общения с ним выявить, а затем зафиксировать:
- формы обращения к ребенку;
- его ответные действия;
- реакции;
- содержание общения;
- длительность.
Общаясь с ребенком, привлечь его внимание к себе, к своей речи улыбкой, ласковым словом, общением, пробудить радостное поведение, вызвать интерес ребенка к действию с игрушкой.
Вопросы для обсуждения
1. Какое содержание общения предпочитал ребенок?
2. Какой воспитательный характер следует придать общению с детьми?
ЗАДАНИЕ 5
Организация действий с предметами и игрушками
1. Ознакомиться с перспективным планом воспитательной работы.
2. Ознакомиться с условиями, оборудованием, обстановкой для самостоятельной предметной и отобразительно-сюжетной игры детей.
3. Определить приемы воспитания при руководстве действиями с предметами и игровыми действиями.
Полученные данные обобщаются и излагаются в отчете:
1. Общая продолжительность предметной и игровой деятельности детей.
2. Характеристика игровых уголков и игрушек, с которыми играли дети.
3. Виды и количество орудийных действий, выполняемых детьми, функциональных действий.
4. Темы и сюжеты отобразительных игр детей.
5. Игры рядом и характер отношений детей друг с другом.
6. Приемы руководства деятельностью детей со стороны воспитателя и няни.
7. Установить соответствие развития воспитанников группы общим показателям нервно-психического развития детей данного возраста.
Вопросы для обсуждения
1. Каково содержание предметной и игровой деятельности детей?
2. Какие приемы руководства деятельностью детей используются?
3. Какие рекомендации можно сформулировать по улучшению организации деятельности детей в группе?
ЗАДАНИЕ 6
Обучение и развитие детей раннего возраста
1. Подробно ознакомиться с планом и конспектами занятий в группе детей раннего дошкольного возраста.
2. Провести наблюдение занятий.
Методика выполнения задания
Ознакомиться с конспектами занятий и понаблюдать ход этих занятий, сопоставить их структуру и содержание с уровнем развития детей. Установить:
1. Какова цель занятия?
2. Каков объем программного содержания?
3. Соблюдается ли соответствие наглядно-действенных и словесных компонентов на занятиях?
4. Изменяется ли характер активности детей на занятиях?
5. Какова степень игрового, эмоционального общения воспитателя с детьми на занятии?
Вопросы для обсуждения
1. Какое значение имеет обучение на наблюдаемых занятиях в системе воспитательной работы с детьми данной группы?
2. Какие методы и приемы применял воспитатель?
3. Какие рекомендации можно предложить по улучшению обучения детей на занятиях?
ЗАДАНИЕ 7
Изучение документации в группе, планирование оздоровительно-воспитательной работы в группах детей раннего возраста
1. Ознакомиться с протоколом медико-педагогического совещания.
2. Изучить перспективный план оздоровительно-воспитательной работы.
3. Проанализировать план-перечень индивидуальных игр-занятий.
4. Проанализировать календарный план и сетку занятий на месяц.
Методика выполнения задания
При изучении протокола медико-педагогического совещания, перспективного плана, плана-перечня индивидуальных и групповых игр-занятий, календарного плана и сетки занятий сопоставить их содержание, структуру и установить:
1. Основные разделы перспективного и календарного планов оздоровительно-воспитательной работы.
2. Содержание планов.
3. Степень направленности планов на обеспечение всестороннего, полноценного и своевременного развития всех детей группы.
4. Планирование организации и содержания деятельности детей во время бодрствования.
5. Степень повторности и дифференцированности планируемых игр-занятий.
Вопросы для обсуждения
1. Соответствует ли планирование оздоровительно-воспитательной работы в группе детей раннего возраста состоянию их здоровья и развитию?
2. Какие рекомендации можно сформулировать по улучшению планирования оздоровительно-воспитательной работы в группе?
ЗАДАНИЕ 8
Адаптация ребенка к условиям дошкольного учреждения
1. Анализ работы воспитателей в дошкольном учреждении и семьи по адаптации ребенка к условиям дошкольного учреждения.
2. Выяснение форм работы воспитателя с родителями в период адаптации ребенка.
3. Наблюдение за особенностями общения воспитателя, няни с ребенком в период адаптации.
4. Выяснение особенностей организации режима дня ребенка.
5. Выделение приемов, применяемых воспитателем в отношении адаптируемых детей.
6. Выяснение характера адаптации ребенка.