Педагогическая система педагога-новатора Н. Палтышева
Актуальность исследования. Наука, философия, искусство, литература, образование, мораль – все это части глобального мирового процесса, при котором происходит и обмен духовными ценностями, и рождение новых духовных ценностей (в частности – ноосферных). Процессы интеграции, учитывая их глобальный характер, способствуют сближению культур, их взаимообогащению.
Цель исследования: определить основные идеи внедрения педагогической системы Н. Палтышева в условиях современного высшего образования, с учетом ноосферного подхода к формированию духовной культуры в высшей школе.
Изложение основного материала исследования. Ноосферная культура – это система духовных и материальных ценностей, основанная на творческой деятельности, способствует гармонизации отношений между обществом и природой. Ее особенность – направленность на понимание духовных и материальных ценностей, ведущих к решению глобальных противоречий. Ноосферная культура включает в себя различные виды ценностей – общечеловеческие, экономические, политические, духовные, эстетические и т.п.
Духовная культура формируется с помощью духовных и нравственных ценностей, усвоенных людьми и функционирующих в различных видах деятельности, наиболее точно отражая ситуацию в обществе и систему духовных ценностей.
Позиция ноосферного подхода, во-первых, способствует формированию новой мировоззренческой образовательно-воспитательной парадигмы, в чем понимается изменение системы ценностей, приоритетов, идеалов современного образования и воспитания; во-вторых, вносит теоретико-мировоззренческий вклад в разработку целей современного образования и воспитания, приобретает социально-личностную направленность, опережающий характер и ориентируется на развитие планетарного мышления личности; в-третьих, обновляет содержание образования и воспитания в соответствии с ноосферными идеями, понятиями, терминами, отражающими творческую, гуманистическую, духовно-нравственную направленность современной педагогической науки и практики; в-четвертых, раскрывает ноосферную направленность современного высшего образования, что определяется ее ориентацией на согласованное, гармоничное развитие природы, человека и общества; в-пятых, дополняет историко-педагогическое и научно-теоретическое обоснование фундаментализации высшего образования, которая направлена на взаимосвязь естественнонаучного и гуманитарного знания.
В этом аспекте особый интерес вызывают работы Н. Н. Палтышева и его концепция педагогики понимания, соответствующая требованиям ноосферного подхода, которая может быть адаптирована для применения в условиях современного высшего образования, с целью формирования духовной культуры студентов.
Особенностью методики Н. Н. Палтышева в преподавании физики является то, что он на вступительных уроках в каждой крупной теме использует классическую музыку, поэзию, репродукции картин живописи и интересные эксперименты по физике. На уроках физики звучит музыка Баха, Генделя, Бетховена, Гулака Артемовского, Моцарта, поэзия Пастернака, Леси Украинки, Леонида Мартынова, Марины Цветаевой, репродукции картин Великих художников человечества. Все это вводит учеников в мир большой гармонии во вселенной, дает возможность ученикам постигать гармоничный мир людей и природы. Все это и есть ноосферное образование в рамках современных преобразований в образовании. Этому и нужно учить наших воспитанников (студентов). Еще одной особенностью является то, что он на очень доступном уровне преподносит ученикам знания по физике. Всем ученикам все понятно и все усваивают такой сложный предмет как физика.
Такие особенности современных школьников должны знать студенты в вузах и использовать такие методы обучения, которые бы это учитывали и превратили воспитанников в своих друзей.
Его идеи актуальны в наше время, так как в последние десятилетия все труднее найти общий язык преподавателям и студентам, ведь развитие технологий, приоритетов и интересов приводит к увеличению разногласий и возникновению недоразумений, особенно это касается преподавателей старшего поколения, которым сложно приспособиться к современным реалиям и адаптировать свою систему преподавания к требованиям времени, например переход к дистанционному обучению, создание виртуальных лабораторий, проведение видеоконференций.
Также преподаватели не всегда учитывают, что под влиянием современной жизни и технологий изменились как требования к образованию, так и сами студенты – они уже не такие как были двадцать-тридцать лет назад. Современная молодежь более осведомлена, каждый из них – личность вольная и успешная. Это требует новых подходов к преподаванию и воспитанию в вузе, применения инновационных технологий и методов обучения и воспитания.
Выводы.Результаты проведенного исследования доказали, что не следует недооценивать роль воспитания духовной культуры в профессиональном становлении молодежи, ведь именно от того какими принципами будут руководствоваться в своей профессиональной деятельности будущие специалисты зависит будущее нашего государства.
Проанализировав теоретические основы педагогической системы Н. Палтышева мы считаем, что современный подход к преподаванию педагогики в высшей школе должен соответствовать реалиям времени и требованиям, которые выдвигает общество. Преподаватель должен стремиться понять особенности каждого студента, его социальное положение, состав семьи эмоциональный психологический тип, заболевания и тому подобное. Молодежи новой формации нужны занятия и также виды внеаудиторной работы, которые вызывали бы у них интерес, радость, побуждали к творчеству. Студенты должны знать, что их понимают, поддерживают, любят, а Педагогика понимания Н. Н. Палтышева может стать основой развития современной высшей школы.
Литература
1. Палтышев Н. Педагогика понимания / Н. Палтышев // Вечерняя Одесса. – №7-8 (9729-9730) // 17.01.2013. Режим доступа: http://vo.od.ua/rubrics/o-detyakh-dlya-detejj/24098.php
2. Палтышев Н.Н. Педагогика понимания / Н. Н. Палтышев. – Одесса; К.: Издатель Эшке А. Н., 2012. – 144 с.
3. Палтышев Н.Н. Педагогическая гармония/ Н. Н. Палтышев. – К.: Магистр-S 1996. -225 с.
4. Сухомлинский В.А. Избранные педагогические сочинения / В.А. Сухомлинский. – 1980. – Т. 2. – С. 149.