Краткий информационный материал. Основные понятия: методическая работа; организационно-методическая работа; учебно-методическая работа; научно-методическая работа; инновационно-методическая
Основные понятия: методическая работа; организационно-методическая работа; учебно-методическая работа; научно-методическая работа; инновационно-методическая работа.
Методическая работа - это основанная на достижениях науки, передового педагогического опыта и на конкретном анализе учебно-воспитательного процесса система взаимосвязанных мер, действий и мероприятий, направленных на всестороннее повышение квалификации профессионального мастерства каждого учителя, на развитие и повышение творческого потенциала педагогического коллектива в целом, а в конечном счете, на совершенствование учебно-воспитательного процесса.
Цель методической работы: создание условий для повышения квалификации учителей на основе прогнозированной диагностики.
Основные задачи методической работы в образовательном учреждении: оказание педагогам консультативных услуг по различным проблемам методики преподавания и воспитания; обучение педагогического коллектива современным формам организации образовательного процесса, проектно-исследовательской деятельности, информационным технологиям и т.д.; создание банка данных актуальной педагогической информации (авторские программы, учебно-методические комплексы по предметам и т.д.); исследования с целью создания оптимальных условий для повышения профессионального мастерства педагогов и формирование заявок на повышение квалификации педагогов; обобщение опыта работы педагогов в школе и его распространение через различные формы: конкурсы, выставки, конференции, публикации и т.д.; стимулирование педагогического самообразования и педагогического творчества учителей; формирование инновационной направленности в деятельности педагогического коллектива; организация работы по изучению новых образовательных программ, вариантов учебных планов, изменений в образовательных государственных стандартах.
Методическую работу с педагогическими кадрами необходимо рассматривать на основании ее базовых компонентов: содержательного, процессуального, управленческого и мотивационного.
Содержательный компонент методической работы включает: ознакомление педагогического коллектива с результатами исследований в различных областях научных знаний, с новыми нормативно-правовыми актами, решениями, инструкциями органов управления образования; освещение вопросов передового педагогического опыта.
Процессуальный компонент методической работы реализуется в индивидуальных, групповых и массовых (коллективных) формах работы.
Управленческий компонент включает создание новых и модернизацию традиционных методических формирований, определение целей и задач их деятельности, организацию взаимодействия данных структур в целостной системе методической работы.
Мотивационный компонент предусматривает факторы внутренней и внешней мотивации учителей, воспитателей на активное участие в методической работе, способствующей росту их профессиональной компетентности.
Анализ реализации данных компонентов в практике школ позволил выделить основные направления методической работы: организационно-методическое, учебно-методическое, научно-методическое, инновационно-методическое.
Организационно-методическая работа направлена на осуществление постоянного взаимодействия руководителей учреждения образования с членами педагогического коллектива с целью создания оптимальных условий для совершенствования и развития их профессионального уровня.
Учебно-методическая работа направлена на: оперативное реагирование на запросы учителей по насущным педагогическим проблемам; расширение и обогащение предметно-методических знаний, умений и навыков учителей; изучение и обобщение передового педагогического опыта; мониторинг учебно-воспитательного процесса; методическое сопровождение самообразования учителей и т. д.
Научно-методическая работа предполагает обеспечение научно-исследовательского подхода к организации образовательного уровня учителей на основе достижений современной психолого-педагогической науки и непосредственно научно-практического опыта.
Инновационно-методическая работа представляет собой самостоятельное направление в деятельности современной школы, включающее: внедрение в практику прогрессивных управленческих и образовательных технологий; разработку и защиту инновационных педагогических проектов; организацию работы в качественно новых; методических структурах (кафедра, лаборатория, педагогическая мастерская); разработку комплексно-целевых программ по управлению инновационными процессами.
Методическую работу в учреждении образования регламентируют следующие нормативно-правовые документы: Закон Республики Беларусь «Об образовании»; Положение об учреждении, обеспечивающем получение общего среднего образования; Положение о методическом кабинете учреждения образования; Положение о методическом совете и др.
В школьной практике существует множество форм методической, работы. Именно они определяют цели, задачи, содержание школьной методической службы. Каждое учебное учреждение отдает предпочтение тем или иным формам методической работы. Выбор формы зависит от развития педагогического коллектива, уровня квалификации педагогов и руководителей школы, специфики предметных курсов и т. д.
Продуманная организация школьной методической работы формирует мотивацию профессионального развития учителя:
саморазвитие - рост профессионального мастерства, общекультурное развитие;
самореализация - возможность реализовать свои идеи, вести за собой других;
самооценка - ощущение успеха, признания, наличие перспективы продвижения;
включенность в коллектив - возможность поглощенного общения, информированность, участие в выработке решений;
защищенность - работа без стрессов, уверенность в завтрашнем дне;
материальное благополучие - зарплата, повышение квалификационной категории, награды.
Формы методической работы
Коллективные | Групповые | Индивидуальные |
1) Научно-методический семинар. 2) Открытый урок. 3) Научно-методическая конференция. 4) Педагогические чтения. 5) Педагогический совет. 6) Методический марафон. 7) Методическая выставка. 8) Панорама методических идей. 9) Педагогическая ярмарка. 10) Конкурс профессио- нального мастерства. 11) Школа педагогического опыта. | 1) Диспут. 2) «Круглый стол». 3) Творческая проблемная группа. 4) Педагогический кон- силиум. 5) Педагогический прак-тикум. 6) Предметные и меж- предметные семинары. 7) Опытно-эксперимен- тальные группы. 8) Мастер-класс. 9) Брифинг с экспертами. | 1) Собеседование. 2) Консультация. 3) Самообразование. 4) Авторская работа. 5) Тренинг 6) Презентация авторской педагогической технологии. 7) Стажировка. 8) Аспирантура. |
Характеристика форм методической работы в школе | |
Форма методической работы | Краткая характеристика |
Методический (научно-методический) совет | Организационный координационный орган методической работы, разрабатывающий ее стратегию и тактику. Основная функция — повышение научно-методического уровня педагогической деятельности, педагогического творчества каждого учителя, разработка научно-методических рекомендаций и т. п. В научно-методический совет входят наиболее опытные учителя, представляющие различные ступени образования и профили учебных предметов, в том числе руководители методических объединений. Его состав обсуждается на педагогическом совете и утверждается приказом директора школы. Руководит методическим советом обычно заместитель директора по учебно-воспитательной работе. Методический совет разрабатывает программу научно-методической работы в школе, программы лекториев, семинаров, практикумов и др. |
Предметное методическое объединение | Основная форма методической работы. В состав методического объединения входят обычно 4—5 преподавателей одного или смежных предметов. Методические объединения создаются в крупных школах или на базе нескольких небольших (сельских) школ. На заседаниях методических объединений организуется изучение учителями результатов новейших достижений в области преподаваемой науки, их знакомство с новыми методическими приемами работы и технологиями обучения, разбор новых учебных программ и вопросов изучения конкретных тем; анализируются уроки учителей, заслушиваются их доклады и сообщения о результатах своей педагогической деятельности и т. д. |
Методическое объединение классных руководителей | Рассматривает вопросы повышения теоретического и методического уровня организации воспитательной работы; изучает современные концепции и программы воспитания, нормативные документы по организации воспитательной работы в школе, передовой воспитательный опыт, сущность технологического подхода к воспитанию; разрабатывает методические рекомендации по отдельным направлениям деятельности классных руководителей; организует овладение учителями технологиями воспитания и т. д. |
«Школа передового опыта» | Реализует задачи индивидуального и коллективного наставничества. Опытный учитель (руководитель школы) работает с учителями, нуждающимися в методической помощи. Вариант такой школы — «школа молодого учителя» (начинающие учителя объединяются под руководством опытного учителя). Занятия в «школе молодого учителя» проводятся по определенному плану и предусматривают выполнение определенных практических заданий (например, разработка вариантов технологических карт уроков с использованием информационных и других технологий). Важной задачей «школы молодого учителя» является сохранение, развитие, углубление теоретической (специальной и психолого-педагогической) подготовки начинающего педагога в ходе его практической деятельности |
Исследовательская деятельность педагогического коллектива в рамках избранной научно-методической темы | Эффективность этой формы научно-методической работы зависит от правильного выбора темы исследования, которая, в частности, должна решать конкретные проблемы школы; раскрытая целей исследования и ожидаемых результатов; сформированности психологической готовности педагогического коллектива к работе над темой; умения руководителей школы организовать учителей школы на решение научно-методической проблемы, привлечь ученых к совместной работе и других факторов. Исследовательская тема планируется на несколько лет, при этом цели, задачи, объемы и содержание работы планируются на каждый год, намечаются сроки исполнения промежуточных этапов, разрабатываются формы представления результатов работы. Формами отчета могут быть, например, научно-практические конференции, педагогические чтения, заседания педагогического совета, общешкольные семинары и др. |
Проблемная (инновационная) группа | Возникают по инициативе ученых, руководителей школы или самих педагогов. Учителя совместно изучают и обсуждают литературу по определенной проблеме; изучают, обобщают и распространяют передовой педагогический опыт, разрабатывают и внедряют в практику собственную концепцию или методы и приемы обучения (проводят опытно-экспериментальную работу), посещают и анализируют уроки друг друга и т. п. |
Проблемные семинары и практикумы | Эта формы работы обеспечивают единство теоретической и практической подготовки педагога. В начале учебного года учителя получают план работы семинаров и практикумов с указанием тем, заданий по темам и списка литературы, рекомендуемой для изучения. Наиболее опытные учителя выступают с лекциями, проводят открытые уроки. Практикумы проводятся с применением активных методов и форм работы (деловые игры, тренинги, дискуссии, методические ринги и другие) |
Научно-теоретическая конференция, педагогические чтения, твор-ческие отчеты | Итоговые формы методической работы. В ходе их проведения учителя выступают с рефератами, докладами, сообщениями. В своих выступлениях они подводят итоги своих исследований по каким-либо теоретическим или методическим проблемам. Проводятся в торжественной праздничной обстановке, при этом учителя могут поощряться за результаты методической или исследовательской работы |
Единый методический день | Имеет определенную тему. Перед его проведением выпускается тематический педагогический бюллетень, оформляются выставки психолого-педагогической литературы, методических разработок, творческих работ учителей и учащихся. В рамках этой формы методической работы проводятся открытые уроки, внеклассные мероприятия, их анализ и обсуждение, круглые столы, пресс-конференции и т. п. |
Кафедра как структурное подразделение в гимназиях, лицеях и других учреждениях образования | Руководит научно-исследовательской; творческой работой учителей; проводит анализ, корректирование, экспертную оценку, рецензирование новых учебных программ, учебников и т. п.; осуществляет внешкольные связи с вузами, НИИ, культурно-образовательными центрами. Деятельность кафедры направлена также на конструирование и внедрение новых педагогических технологий, на отработку отдельных аспектов внедрения инноваций. Для этого при кафедрах могут создаваться исследовательские и творческие группы учителей |
Тематический педагогический совет | Реализует научно-педагогическое направление в деятельности педагогического совета: обсуждение указаний руководящих органов, результатов научно-исследовательской работы, передового педагогического опыта в целях его обобщения и внедрения; анализ учебно-воспитательного процесса в школе |
Открытый урок | Цель — демонстрация опыта, накопленного лучшими педагогами, педагогического мастерства. Содержание деятельности: опережающий показ новых элементов содержания и связанных с ним новых методов; демонстрация отдельных наиболее трудных разделов курса. Чаще всего открытый урок является элементом какого-то мероприятия, например, проведение предметного тематического месячника, семинара по обмену опытом или очередного занятия школы педагогического мастерства. В качестве методов используются показ, рассказ, демонстрация, выставка и т.п. Наибольший эффект дает открытый урок, запланированный в ряду других форм и методов и подчиненный определенной цели. |
Консилиум | Это совещание, взаимная консультация экспертов, специалистов в той или иной области знаний. Психолого-педагогический консилиум периодически обсуждает и оценивает, например, обученность, обучаемость и реальные учебные возможности каждого школьника в зоне его ближайшего развития, определяется набор параметров результата для прогнозируемой оценки. Участники консилиума — это, прежде всего, учителя, работающие в конкретном классе; психолог; школьный врач; психиатр; если есть возможность, то нейрофизиолог и социолог; классный руководитель; воспитатели, работающие с этими детьми и т.п. Консилиум собирается один-два раза в год по каждому классу, где проходит эксперимент по управлению качеством образования или по оптимизации процесса обучения. Метод работы — обсуждение и экспертная оценка. На заседании консилиума обсуждается не только прогноз успеваемости, но и причины неуспеваемости, выносится решение о выработанной системе мер по ликвидации пробелов в общеучебных умениях и знаниях. |
Педагогический совет — постоянно действующий коллегиальный орган самоуправления педагогических работников школы. Он проводится для рассмотрения и решения основных вопросов учебно-воспитательного процесса школы.Цель его проведения— коллективно выработать управленческое решение по созданию условий для эффективного сотрудничества членов школьного коллектива в реализации методической темы образовательного учреждения. Содержание деятельности: заслушивание творческих отчетов учителей, теоретических сообщений по конкретной методической проблеме, изложение результатов проделанной работы, принятие управленческого решения по проблеме. В качестве методов используются рассказ, показ, демонстрация, подготовка рекомендаций и т.д. Педагогические советы как особая технология работы с коллективом учителей имеют воспитательный аспект (формирование воспитательного коллектива), образовательный (повышение мастерства и квалификации учителей) и производственный аспекты (управление и организация деятельности школы как учреждения). Непосредственный её объект — учитель, хотя через него воздействие опосредованно выходит на ребёнка и на окружающую среду (социум).
Содержание. Особенности содержания педагогических советов представлены их тематикой, которая охватывает практически все основные проблемы современной педагогики. В условиях конкретной школы проблема превращается в тему, которая и определяет границы её обсуждения. При планировании педагогических советов в рамках программы развития школы на несколько лет используется методика, предложенная профессором Г.К. Селевко (см.: Селевко Г.К. Технологии педагогических советов. М„ 1998). Содержательный тезаурус современной проблематики работы школы может быть представлен следующими модулями:
• Знания, умения, навыки (а также все остальные аспекты личности) учащихся,
• Образовательные технологии.
• Урок.
• Воспитание.
• Работа классного руководителя.
• Развитие школы (управление).
• Ребёнок (учащийся).
• Учитель.
• Родители (семья, социум).
В образовательном процессе все эти проблемы находятся во взаимодействии, в движении, изменяются, проявляясь то наиболее остро, то отодвигаясь на задний план. Очевидно, все эти проблемные модули становятся предметом каких-либо общественных обсуждений, образуя некоторый методический цикл. Управление и регулирование этих проблем осуществляют администрация и методическая служба спомощью специфических средств и методов, среди которых важнейший — педагогический совет.
Планирование. В основе технологии педагогических советов лежит планомерное развитие образовательного процесса, его коллективное изучение, обсуждение и общественная экспертиза. Структура годового циклапедагогических советов состоит чаще всего из пяти-семи составляющих:
— аналитико-планирующий (стартовый) педагогический совет проводится до начала учебного года, в конце августа и посвящен анализу итогов предыдущего учебного года, принятию комплексного координационного плана работы школы на новый учебный год (где отдельным разделом запланирована вся методическая работа) и ориентации на решение предстоящих проблем;
— второй, третий, четвёртый и т.д. педагогические советы имеют тематический характер с подведением промежуточных итогов;
— последний педагогический совет года — итогово-организационный (может проводиться в форме научно-практической конференции).
Содержание педагогических советов — системообразующий фактор для реализации избранного школой направления развития (стратегии системных изменений). Годовой цикл, схватывающий последовательно все проблемы педагогических советов, повторяется в течение нескольких лет, но при каждом витке берется новый, более высокий уровень рассмотрения проблем. Тематику данной проблемы рекомендуется распределить, раскрыть не только на педсоветах, а на методическом совете, заседаниях МО (кафедр), в производственной учёбе. От одного педсовета к другому развивается каждая тема, соблюдается преемственность, принцип оптимизации (получение лучших показателей при меньших затратах сил).
Планирование тематики педагогических советов на основе содержательных модулей и уровней квалификации педагогического коллектива
Модули тезауруса | Примерные темы педагогических советов | ||||
I | II | III | IV | V | |
А ЗУНы | Стандарты, программы, преемственность | Формы и методы контроля ЗУН (обученности) | Диагностика и предупреждение отставания | Формирование общеучебных ЗУН | Отслеживание умственного развития (обучаемости) |
В Современные образовательные технологии | Дифференциация, индивидуализация | Технологии реконструкции учебного материала | Технологии на коммуникативной основе | Технологии совершенствования управления усвоением | Развивающее обучение |
С Урок | Требования к современному уроку | Интегрированные уроки | Нетрадиционные формы урока | Урок в развивающем обучении | Неурочные формы обучения |
D Воспитание | Внеклассные формы работы | Воспитание в процессе обучения | Цели и содержание воспитания | Социализация в условиях школы | Воспитательная система школы |
Е Классный руководитель | Планирование воспитательной работы | Методика ктд | Работа с детьми с отклоняющимся поведением | Детское самоуправление | Формирование массного коллектива |
F Развитие школы | Разработка программы развития | Освоение современных образовательных технологий | Работа школы в режиме развития | Оптимизация учебно-воспитательного процесса | Школа будущего |
G Ребёнок | Защита от педагогических крайностей | Личностный подход | Здоровье ребёнка | Права ребёнка | Социализация ребёнка |
Н Учитель | Педагогическое сотрудничество | Учение без принуждения | Личность учителя | Авторские методики | Педагогическое мастерство |
JРодители | Работа школы с родителями | Социальная защита ребёнка | Семейное воспитание | Интеграция воспитательных усилий | Социальная педагогика |
Начальный уровень рассмотрения проблемы на каждом модуле определяется диагностикой образовательного уровня педагогического коллектива, его опыта (стажа), квалификации. Приведённая ниже таблица содержит рекомендации по планированию тематики педагогических советов для пяти начальных уровней подготовки педколлектива (мера уровней могут быть интерпретированы как последовательные во времени этапы? развития коллектива (например, по годам). Они включают все девять проблемных модулей педагогических советов (ЗУН, образовательныетехнологии, урок, воспитание,классный руководитель, развитие, ребёнок, учитель, родитель).
Во всех случаях необходимо рассматривать проблемы по отношению ко всем субъектам образовательного процесса: к ребёнку, родителю, учителю.
Методы и формы педагогических советов
В практике передовых коллективовесть большое разнообразие технологических вариантов педагогических советов с применением различных типов и форм. В этом разнообразии можно выделить три группы педагогических советов:
— традиционные (авторитарные, догматические);
— современные интенсифицированные (модернизированные, модифицированные), представляющие то или иное улучшение традиционных педсоветов;
— нетрадиционные (альтернативные), по аналогии с альтернативными обучающими технологиями.
Традиционные педагогические советы отличаются преимущественным применением словесных (вербальных) методов, традиционным характером содержания, авторитарным стилем общения администрации с учителями. По форме и организации деятельности участников этих педсоветов выделяются прежде всего такие технологии: традиционный (классический) на основе доклада с обсуждением (выступлениями); доклад с содокладами; с приглашением докладчика-специалиста.
Па заседании совета может не быть основного доклада, его может заменить серия кратких сообщений, объединённых одной тематикой.
Современной интенсифицированной формой традиционного педсовета является; педагогический совет — семинар-практикум. Семинар проводится как групповое занятие для повышения квалификации учителей. Заранее вывешиваются вопросы, по которым планируется собеседование. Подготовка требует предварительного изучения - чтения, конспектирования, а в ходе педсовета — активного участия в собеседованиях. Выступающие должны быть достаточно подготовлены, особенно если поднята проблема новая, вызывающая споры, вопросы.
Затем проходит курс практических занятий по какому-либо вопросу, проблеме. В традиционную словесно-логическую «партитуру» педагогического совета могут включаться интенсифицирующие деятельность учителей формы организации: открытый урок или мероприятие; показ моделей уроков и мероприятий; использование видеоматериалов; показ результатов образовательного процесса, деятельности школьников.
Среди нетрадиционных педагогических советов, получивших распространение в последнее десятилетие, можно назвать: методический день, деловая игра в форме коллективного творческого дела, «круглый стол», диспут, дискуссия, конференция, педагогический консилиум, творческий отчёт, презентация, конкурс, аукцион, фестиваль.
Типология педагогических советов
По методике подготовки и проведения | ||||||||||||||||||||||
Традиционные классические | Традиционные интенсифицированные | Нетрадиционные | ||||||||||||||||||||
По форме (традиционные) | ||||||||||||||||||||||
Доклад с обсуждением | Доклад с содокладом | Серия сообщений | На основе работы проблемных групп | Семинар-практикум | ||||||||||||||||||
По форме (нетрадиционные) | ||||||||||||||||||||||
Методический день | В форме КТД | Диспут, дискуссия | Творческий отчет | Конкурс | Фестиваль | Деловая игра | «Круглый стол» | Педагогический консилиум | Презентация | Аукцион | ||||||||||||
По составу участников | ||||||||||||||||||||||
Постоянный | Расширенный | Объединённый | Малый | |||||||||||||||||||
По месту и ролив учебно-воспитательном процессе | ||||||||||||||||||||||
Тактический, стратегический | Стартовый, текущий, итоговый, рабочий | Четвертной, полугодовой, годовой | Внеочередной | По итогам проверок, смотров и т.п. | ||||||||||||||||||
Постоянный состав педагогического совета включает весь педагогический коллектив.
На расширенный педагогический совет приглашаются представители шефских организаций, преподаватели вузов, члены родительских комитетов, представители детских общественных организаций, родители, ученики.
Объединённый педагогический совет — решает с другим коллективом общие проблемы, обсуждает цели, содержание, формы, методы, приёмы работы. В зависимости от обсуждаемых вопросов педсовет может быть проведён совместно с педагогическим коллективом школы или ПТУ.
Малый (ограниченный) педагогический совет занимается решением одной проблемы, привлекая только учителей, причастных к ней, например, учителей выпускных начальных классов и тех, кто работает в5-х классах, если рассматривается преемственность начальной школы и среднего звена.
По месту и роли в учебно-воспитательном процессепедсовет может быть тактическим, стратегическим; стартовым, текущим, итоговым; четвертным, полугодовым, годовым; внеочередным; по итогам проверок, смотров.
Лабораторная работа № 9
ТЕХНОЛОГИЯ ВОСПИТАТЕЛЬНО-КОРРЕКЦИОННОЙ РАБОТЫ С ПОДРОСТКАМИ
Цель работы
изучить основные технологии профилактики отклоняющегося поведения несовершеннолетних, научиться способам диагностики отклоняющегося поведения учащихся и разработке программы воспитательно-коррекционной работы с подростками, находящимися в социально опасном положении.
Оборудование и материалы
методические средства диагностики и коррекции отклоняющегося поведения учащихся; примеры конфликтных ситуаций
Задания
1. Выполните тестовые задания:
1.Профилактика - это
1) система социально-экономических, общественно-политических, организационных, воспитательных и иных мер, предотвращающих причины совершения людьми правонарушений;
2) психолого-педагогическая работа с ребенком и его микросоциальным окружением по компенсации выявленных отклонений;
3) формирование ценностных ориентаций личности, определяющих выбор ею социально ценного поведения согласно принятым в обществе нравственно-правовым нормам;
4) вовлечение подростков в продуктивную деятельность.
2. Поведение, связанное с нарушением закона и требующее санкций со стороны уголовного права, называется:
1)девиантное;
2) безответственное;
3) отклоняющееся;
4) деликвентное.
3.Организационно-деятельностный компонент технологии предполагает следующие направления деятельности:
1) диагностика, нравственно-правовое просвещение, формирование позитивного нравственно-правового опыта учащихся во внеурочной деятельности;
2) смена социального окружения; коррекция нарушений поведения; примирение или разрешение конфликта преступника и жертвы; работа с детьми осложненного поведения;
3) целевое, содержательное, процессуально-деятельностное, результативное;
4) удовлетворение базовых потребностей ребенка в любви, заботе, игре, творчестве; формирование опыта заботы о других, о классном коллективе; обеспечение ситуации успеха в учебной деятельности, стимулирующей интерес к учению; оказание помощи в преодолении трудностей, формирование самостоятельности и ответственности; приучение к соблюдению правил поведения в школе, семье, на улице.
4. Концептуальные позиции технологии профилактики определяют следующие подходы:
1) аксиологический, этико-правовой, личностно ориентированный, герменевтический, системный;
2) системный, деятельностный, эстетический;
3) целостный, культурологический, этнопедагогический
4) антропологический, целостный, личностный, диалогический.
5. Укажите, в какую группу включены виды воспитательно-профилактической работы со школьниками:
1) технологии воспитательного воздействия, интерактивной игры, дифференциации и индивидуализации обучения, педагогического требования, гуманного подхода к ребенку;
2) технологии разрешения конфликта в отношениях «учитель-учащийся» и «учащийся-учащийся», коллективного творческого дела, вовлечения подростков в продуктивную творческую деятельность, ТРИЗ;
3) технологии смены социального окружения, коррекции нарушений поведения примирения или разрешения конфликта преступника и жертвы, работы с детьми осложненного поведения, формирования отношений доверия в классном коллективе;
4) нет правильного ответа.