Лекция 16. Социальная работы в пенитенциарных учреждениях

1.Понятие пенитенциарной системы, ее характеристика

2.Особенности социальной работы с осужденными

3.Социальная защита осужденных как направление социальной работы

1.Историческое развитие пенитенциарной науки включало в себя различные теории наказания. На протяжении многих ты­сячелетий действовал так называемый закон талиона (от лат. talio — возмездие, равное по силе преступлению), который за­ключался в причинении виновному того же вреда, который был нанесен им («око за око, зуб за зуб»).

Мысль о ресоциализации, или исправлении пре­ступника существует давно. Первой попыткой повлиять на преступников в на­правлении ресоциализации, стало введение наказания лишением свободы. Предпо­лагалось, что наказание в виде лишения свободы может при­вести к внутреннему перевороту, духовному перерождению — «через молитву в камере происходит процесс личностной социа­лизации, поддерживаемый трудом и внутренним аскетизмом».

Социальная работа в пенитенциарных учреждениях Беларуси пока не получила должного развития. Однако опираясь на международный опыт социальной работы в пенитенциарных учреждениях, на опыт России можно отметить ее специфику, особенности, проблемы.

Пенитенциарная система имеет свою структуру, которая

представлена совокупность определенных исправительных учреждений: исправительные колонии, воспитательные колонии, тюрьмы, лечебные исправительные учреждения. Пенитенциарныеучреждения - специальные учреждения предназначенные для выполнения функций наказания за уголовно-наказуемые деяния; исправления и перевоспитания осужденных.

Белорусская пенитенциарная система сегодня — это:

а) места предварительного заключения:

· изоляторы временного содержания. Срок содержания до 10, в

особых случаях до 30 суток;

· следственные изоляторы (СИЗО), выполняют функцию

исправительных учреждений в отношении осужденных к лишению свободы, оставленных в следственных изоляторах для выполнения работ по хозяйственному обслуживании;

в) учреждения, исполняющие наказание (для лиц, достигших 18 летнего возраста):

· арестные дома. Они могут располагаться на охраняемой

территории учреждений уголовно-исполнительной системы. Осужденные к аресту содержаться в условиях строгой изоляции. Изолировано от других категорий лиц, отбывающих арест и раздельно размещаются осужденные мужчины, осужденные женщины, осужденные несовершеннолетние, а также осужденные, ранее отбывавшие наказание в исправительных учреждениях и имеющие судимость;

· исправительные колонии –поселения;

· исправительные колонии для лиц, впервые отбывающих

наказание в виде лишения свободы. Отбывание наказания в исправительной колонии может осуществляться в условиях общего, усиленного или строго режима.;

· исправительные колонии для лиц, ранее отбывавших

наказание;

· исправительные колонии особого режима. Отбывают наказание

мужчины при особо опасном рецидиве преступлений, а также осужденные, которым смертная казнь заменена в порядке помилования на пожизненное заключение, осужденные к пожизненному заключению;

· тюрьмы ( отбывают наказание осужденные к лишению

свободы на срок свыше 5 лет за особо тяжкие преступления). В тюрьмах установлены два вида режима – общий и строгий – в пределах одного учреждения.

Исправительные учреждения для несовершеннолетних включают в себя:

специальные школы и ПТУ закрытого типа для несовершеннолетних правонарушителей Министерства образования РБ. К таким учреждениям относится Петриковское специальное профессионально-техническое училище легкой промышленности для несовершеннолетних девочек правонарушителей С 1998 года открыта спецгруппа для девочек в возрасте от 11 до 14 лет. В г. Могилеве функционирует мужское СПТУ № 2 для несовершеннолетних мальчиков правонарушителей.

воспитательные колонии в которых отбывают наказание несовершеннолетние осужденных к различным срокам лишения свободы, а также осужденные, оставленные в воспитательных колониях после достижения ими восемнадцатилетнего возраста и которые продолжают отбывать наказание до достижения ими возраста двадцати одного года.

Несовершеннолетние осужденные отбывают наказание в 4 учреждениях, находящихся в ведении Комитета по исполнению наказаний МВД РБ: ВТК № 1,3 г.Витебск, № 2 Бобруйска и ИТК –4 г.Гомель.

Следует отметить, что в РБ отсутствуют специальные следственные изоляторы для несовершеннолетних, специальные самостоятельные суды для несовершеннолетних, уголовные дела которых, как правило, рассматриваются в судах общего назначения. Все это актуализирует проблему развития в республики «ювенальной юстиции», т.е специализированных подразделениях, занимающихся следствием, прокурорским надзором, защитой и осуждением несовершеннолетних преступников.

В последнее время ведется определенная работа по гуманизации содержания заключенных пенитенциарных учреждениях, социальной адаптации лиц, вернувшихся из мест заключения. Так в структуре МВД РБ созданы Центр ресоциализации ранее судимых. Такие Центры функционируют в Минске, Борисове, Гомеле, Могилеве, Гродно. Создается такой Центр и в Витебской области в Орше.

2.В зависимости от типа пенитенциарного учреждения, объекта социальной работы, его состояния, характера решаемой задачи и социального заказа приоритетными могут быть различные элементы социальной работы: социальное исследование, социальная защита, социальное обеспечение, социальное обучение, социальное прогнозирование и др.

Деятельность учреждений пенитенциарной системы строится на основе общефилософских принципов: возмездие - преступное деяние неправомерно, а значит должно быть наказано; возмещение ущерба нанесенного жертве; общее устрашение; устрашение отдельного лица (эффект наказания на преступника); перевоспитание; превентивные меры; воздаяние по заслугам.

Специфика социальной работы в учреждениях исправительной системы состоит в следующем:

- ведется внутри учреждений с высокой степенью закрытости и изолированности;

- объекты – лица с высоким уровнем социального неблагополучия и высоким уровнем стрессогенности;

- имеет место противоборство двух этико-правовых систем: менталитет работников учреждений исправительной системы и менталитет тюремного мира. Обе эти системы к социальной работе относятся скептически;

- социальная работа связана с исполнением уголовного наказания;

- социальная работа не должна завершаться по окончания срока отбывания наказания, так как бывшие заключенные нуждаются в ресоциализации;

- специалист по социальной работе посредник между властью и гражданином, между философией наказания и враждебной ей философией преступного мира. Это определяет особую роль и особый статус специалиста.

Социальная работа занимает особое место среди других видов воздействия на заключенных. В ст.7 Уголовно-исполнительного кодекса РБ указывается на основные средства достижения целей уголовной ответственности, исправления и перевоспитания осужденных: установленный порядок исполнения и отбывания наказания; воспитательная работа; общественно полезный труд (трудотерапия – один из действенных метод социальной реабилитации заключенных); общеобразовательное и профессиональное обучение ( в местах лишения свободы, согласно нормативному акту МВД и Министерства образования Беларуси создано 9 общеобразовательных школ, 3 учебно-консультационных пункта, 13 профтехучилищ); общественное воздействие.

Каждое из этих направлений содержит компоненты социальной работы. Однако социальную работу нужно рассматривать как самостоятельную деятельность, которая не является средством исправления и перевоспитания осужденных, а обеспечивает успешность этого процесса. Социальная работа с осужденными строится в соответствии Минимальными стандартными правилами обращения с заключеннымипринятыми 30 августа 1955 года I Конгрессом ООН по предупреждению преступности и обращению с правонарушителями.

Социальная работа в исправительном учреждении представляет собой комплексную деятельность по оказанию социальной помощи и поддержки, осуществлению социальной защиты осужденных, создающую предпосылки для их исправления в период отбывания наказания и ресоциализации после освобождения. Она проводится с осужденными, а также их группами, нуждающимся в материальной, морально-психологической, юридической или иной социальной помощи. Социальная помощь в первую очередь оказывается таким категориям осужденных, как: инвалиды; престарелые; пенсионеры; лица переведенные из воспитательной колонии; беременные женщины; женщины имеющие при себе малолетних детей; лица, больные неизлечимыми или трудноизлечимыми болезнями; лица, не имеющие определенного места жительства и утратившие родственные связи; лица, страдающие алкогольной или наркотической зависимостью.

Основными целями социальной работы являются обеспечение оптимальных условий адаптации осужденных к условиям изоляции, их исправления, создание предпосылок для успешной ресоциализации и социальной реабилитации граждан после освобождения из мест лишения свободы.

Задачи социальной работы в пенитенциарных учреждениях:

1.Выявление социальных проблем осужденных, осуществление их социальной защиты во всех сферах жизнедеятельности в период отбывания наказания, оказание им социальной помощи, координирование деятельности других служб исправительного учреждения в решение данных вопросов.

2.Подготовка осужденных к освобождению, восстановление и укрепление их социально полезных связей, содействие в бытовом и трудовом устройстве после освобождения.

3.Подготовка и оформление совместно с заинтересованными службами документов, необходимых для назначения и выплаты пенсий осужденным.

4.Помощь в социальном развитии заключенного, включая повышение его социальной культуры, развитие социальных потребностей, изменение нормативно-ценностных ориентаций; в поиске социально приемлемой для заключенных среды (работы, религия, искусство, семья ).

5.Социальное развитие и прогноз развития учреждения, а также содействие социально-правовой защищенности персонала учреждения.

Среди перечня задач есть те, которые свойственны только социальной работе, а есть и те, которые являются пограничными между социальной работой и оперативной деятельностью, воспитательной и образовательной работой.

Приоритетной задачей социальной работы является сохранение и укрепление социальных связей, которые устанавливаются между заключенным и внешним миром. Их условно делят на социально полезные, социально нейтральные и социально негативные.

Социальные связи должны отвечать следующим критериям: заключенный заинтересован в их устойчивости и стабильности , стремиться к их сохранению и развитию; социальные связи способствуют позитивным изменениям в личности и поведении заключенного, приближают его к социальным приемлемым стандартам. Особенности социальных связей: заключенный их активный субъект; они ценны для заключенного, они позитивно на него влияют. Объектами социальных связей могут быть члены семьи заключенного, его родственники, представители бывшего трудового, органов власти и др.

Существует семь моделей поведения заключенного относительно установления, развития социальных связей:

1. Объект социальных связей отсутствует и заключенный не пытается их наладить.

2. Объект связей отсутствует, заключенный хочет их найти.

3. Объект социальных связей пропал и заключенный желает его найти.

4. Объект социальных связей не желает устанавливать их с заключенным. А он наоборот.

5. Заключенный поддерживает социальные связи в целях использования объекта связи ( получение посылок, передач и т.д.).

6. Социальные связи не только источник материальной, но и моральной социальной поддержки для заключенного.

7. Заключенный не только поддерживает социальные связи, но и сам оказывает поддержку объекту связи.

Социально полезные связи важны для заключенного по ряду обстоятельств:

во –первых, в условиях когда заключенный лишен доступа ко многим значимым для него ценностям, объект социальной связи воспринимается им как значимая ценность, а следовательно может вытеснить из его сознания антисоциальные ценности;

во-вторых, ощущая ответственность не только за себя, но и за объект социально полезной связи, заключенный становится более ответственным при выборе форм поведения, может возникать так называемый «устойчивый защитный экран», создающий положительные условия для развития навыков социального контроля субъекта.

в- третьих, у осужденного появляется возможность изменить свою жизненную стратегию на положительную;

в- четвертых, за счет появления социально значимой цели снижается уровень физических и психических издержек, которые испытывает заключенный в период отбывания наказания;

в- пятых, при поддержке социально полезных связей можно сохранить или даже повысить социальный статус личности.

При установлении, сохранении и развитии социально полезных связей задачами специалиста по социальной работе должны стать:

- оценка полезности связи и в соответствии с этим принятие мер к их развитию, изменению или блокированию;

- помощь заключенным в оценке объекта связи, раскрытие перед ним возможных перспектив поддержания связи с данным объектом ;

- оказание социально-психологической защиты заключенному при крушении социально полезных связей;

- оказание содействия в развитии навыков социального самоконтроля;

- содействие в розыске или поиске нового объекта социальных связей.

Основными формами поддержания социальных связей выступают:

Переписка и отправление денежных переводов. До 1992 г. существовали ограничения на переписку. Осужденным к лишению свободы разрешается получать и отправлять за счет собственных средств письма и телеграммы без ограничения их количества. Осуждённые также вправе получать денежные переводы и отправлять их близким родственникам, а с разрешения администрации исправительного учреждения – иным лицам. Поступившие денежные суммы зачисляются на лицевой счет осужденного, а в колониях поселениях вручаются осужденному.

Отправление и получение посылок, передач, бандеролей. Количество посылок и бандеролей в год , зависит от типа учреждения пенитенциарного, от состояния здоровья осуждения, наличия инвалидности и определяется соответствующими статьями Уголовно - исполнительного кодекса РБ (ст.118-121, 125, 126,173). Так больным осужденным, инвалидам 1 и 11 группы, разрешается дополнительное получение бандеролей с лекарственными препаратами. Права на дополнительные посылки имеют беременные женщины.

Предоставление свиданий: краткосрочные – продолжительностью 4 часа; длительные – продолжительностью до 3 суток в специально оборудованном помещении на территории исправительного учреждения.

Телефонные переговоры. Порядок предоставления телефонного разговора осуществляется в соответствии с Правилами внутреннего распорядка исправительного учреждения. Телефонные разговоры разрешаются с близкими родственниками продолжительностью до 15 минут.

Краткосрочные выезды за пределы мест лишения свободы. Осужденных могут быть разрешены краткосрочные выезды за пределы исправительных и воспитательных учреждений продолжительностью до 7 суток, не считая времени на проезд туда и обратно, в связи с исключительными обстоятельствами: смерть или тяжелая болезнь близкого родственника, стихийное бедствие, причинившее значительный материальный ущерб осужденному или его семье. Краткосрочные выезды разрешаются осужденным женщинам, имеющим детей в домах ребенка исправительной колонии для их устройства у родственников, или для свидания с детьми.

Наши рекомендации