Рекомендации по развитию психических процессов дошкольников
Внимание
1. В каждое занятие включайте упражнения, игры на развитие внимания, широко представленные в литературе для педагогов и родителей. Включайте в занятия задания ,требующие довольно длительного сосредоточения: нарисовать город, построить сложный мост, прослушать и пересказать сказку и т.п.
2. Почаще предлагайте детям следующие задания: в газете, в старой книге на одной из страниц зачеркивать карандашом все буквы «а», стараясь не пропускать их ( задание постепенно можно усложнить, попросив ребенка обвести в кружок все буквы «к», подчеркнуть все буквы «о»).
3. Используйте дидактические игры с четко выраженными правилами.
4. Тренируйте детей в пересказе рассказов, сказок по схематическому плану, составленному вами.
5. Предлагайте детям: повторять слова, числа, предложения, сказанные вами;
неоконченные фразы, которые нужно закончить;
вопросы , на которые нужно ответить.
6. Учите сравнивать, анализировать образец и результаты своей или чужой работы, находить и исправлять ошибки.
7. Быстрое переключение внимания можно формировать с помощью двигательных упражнений, Ребенок должен начинать, выполнять и заканчивать свои действия по команде взрослого, быстро переходя от одного вида движений к другому: прыгать, останавливаться, шагать и т.п.
8. Периодическое переключение с одного вида работы на другой, активная познавательная деятельность, формирование операций контроля и самоконтроля будет способствовать организации внимания у детей.
В старшем дошкольном возрасте происходит переход от непроизвольного к произвольному вниманию; развиваются основные свойства внимания: устойчивость, распределение, переключение.
Память
1. При объяснении детям нового материала и при повторении уже знакомого сочетайте словесное объяснение с показом натуры или с изображением тех предметов или явлений, о которых идет речь, используйте рисунки, таблицы, схемы (особенно для детей с хорошей зрительной памятью).
2. К детям с недостаточно развитой слуховой памятью необходим индивидуальный подход: опора не только на слух, но и на другие органы чувств (зрение, обоняние, осязание).
3. Для улучшения процесса памяти воспитывайте у детей приемы осмысленного запоминания и припоминания, умения:
· анализировать, выделять в предметах определенные связи, признаки, сравнивать предметы и явления между собой, находить в них сходства и различия;
· осуществлять обобщения, объединять различные предметы по каким то общим признакам;
· классифицировать предметы и явления на основе обобщения;
· устанавливать смысловые связи между окружающими предметами.
4. Использовать игры и упражнения для развития памяти при организации досуга.
В младшем дошкольном возрасте память носит непроизвольный характер. С 4- летнего возраста у детей начинает развиваться произвольная память. До 5 лет преобладает образная память, у детей старшего дошкольного возраста начинает развиваться вербальная память.
Воображение
Воображение является новообразованием дошкольного возраста. В раннем детстве оно носит пассивный характер- ребенок идет от действия к мысли. На 4-м году жизни развивается способность идти от мысли к действию, воображение становится целенаправленным. В среднем и старшем дошкольном возрасте (4-6 лет) развитие воображения проходит свой второй этап, для которого характерно ступенчатое планирование. На третьем этапе (6-7 лет) детям доступно целостное планирование.
Мышление. Речь.
Мыслительный процесс состоит из ряда операций, Наиболее распространенные из них – анализ, синтез, аналогия, сравнение, обобщение, классификация. Чаще всего многие из них не осознаются. Поэтому для того, чтобы ребенок активно владел умственными операциями, их надо выделить, довести до уровня осознания и специально им обучить.
1. Играя со своим ребенком используйте задания на:
· сравнение пары предметов или явлений – нахождение сходства и различия между ними;
· классификацию, обобщение различных предметов по общим признакам ;
· нахождение «лишнего» слова или изображения, не связанного общим признаком с остальными;
· складывание целого из частей (разрезные картинки);
· последовательное раскладывание картинок и составление рассказа по ним;
· осознание закономерностей (рассмотреть орнамент, узор, продолжить его);
· задания на сообразительность, логические рассуждения и т.д.
2. Занятия по рисованию, лепке, изготовлению различных поделок должны не только включать копирование образца и отработку отдельных графических навыков, но и развивать умение планомерно исследовать предметы, фантазировать, воображать.
3. Расширять кругозор детей, их основные представления о природных, социальных явлениях, накапливание у детей знания и впечатления, обсуждая с ними прочитанные книги, анализируя поведение людей.
4. В целях развития речи:
· после чтения вслух сказок, рассказов просите детей пересказать услышанное, ответить на вопросы, задать свои;
· развивать у детей умение строить рассказ по картинке, заданному плану, заданной теме;
· упражнять детей в построении выводов, рассуждений, умозаключений;
· учите детей доказывать свое мнение, выражать его.
Мелкая моторика
Развитие мелкой моторики находится в тесной связи с развитием речи и мышлением ребенка. Поэтому желательно ежедневно делать какие-либо упражнения:
· катать по очереди каждым пальцем камешки, мелкие бусины, шарики;
· разминать пальцами пластилин;
· запускать пальцами мелкие волчки;
· сжимать и разжимать кулачки, при этом можно представлять, как будто кулачок – бутончик цветка (утром он проснулся и раскрылся, а вечером заснул – закрылся, спрятался);
· делать мягкие кулачки, которые можно легко разжать и в которые взрослый может просунуть свои пальцы, и крепкие, которые не разожмешь;
· двумя пальцами (указательным и средним) «ходить» по столу, сначала медленно, как будто кто-то крадется, а потом быстро, как будто бежит ( упражнение проводится сначала правой, а потом левой рукой);
· показывать отдельно только один палец – указательный, затем два- указательный и средний, далее три, четыре, пять;
· барабанить всеми пальцами обеих рук по столу;
· махать в воздухе только пальцами;
· кистями рук делать «фонарики»;
· хлопать в ладоши тихо и громко в разном темпе;
· собирать все пальчики в щепотку (пальчики собрались вместе – разбежались);
· нанизывать крупные пуговицы, бусины, шарики на нитку;
· наматывать тонкую проволоку в цветной обмотке на катушку, на собственный палец (получается колечко или спираль);
· завязывать узлы на толстой веревке, шнуре;
· застегивать пуговицы, крючки, молнии, кнопки, замочки, закручивать крышки, заводить механические игрушки
ключиком.
Полезны такие виды деятельности , как изобразительная, конструктивная.