Охарактеризуйте особенности реализации непрерывного курса информатики на различных этапах. Подтвердите их конкретными примерами из собственного методического портфеля

Представьте методический портфель как способ оценивания методической готовности будущего учителя информатики.

Портфолио - это полное собрание собственных достижений, своеобразное досье; это накопления и оценки педагогической деятельности учителя, один из современных методов его профессионального развития.

Портфолио позволяет педагогу более широко и разнообразно презентовать свои достижения, умения и направления деятельности, помогает планировать, становиться доказательством роста его профессионального уровня.

Процесс создания портфеля предполагает:

-Участие самих учащихся в разработке его структуры

-Критерии отбора работ

-Критерии оценки достоинств работ

-Свидетельство самовосприятия учащегося

Портфель учителя – это способ фиксирования, накопления и оценки творческих достижений учителя; это комплект документов, регламентирующих его деятельность, формирующий рефлексию его собственной деятельности.

Портфель позволяет учитывать результаты, достигнутые учителем в разнообразных видах деятельности: учебной, воспитательной, творческой, методической, исследовательской.

Основная цель портфолио – проанализировать и представить значимые профессиональные результаты, достигнутые учителем в разнообразных видах воспитательной, творческой, самообразовательной деятельности, обеспечить мониторинг профессионального роста учителя.

Будущий учитель информатики, основываясь на знаниях, умениях, изложенных в своем методическом портфеле, должен уметь строить образовательный процесс на конкретной ступени образования, знать стандарты, программы, уметь выстроить программу учебного курса. Учитель должен быть подготовлен не только в области своего предмета, но также в сфере педагогики и психологии.

Раскройте преимущества использования информационно-коммуникационной предметной среды в процессе обучения информатике. Подтвердите их конкретными примерами из собственной практической деятельности.

Информационно-коммуникационная предметная среда – это совокупность условий, способствующих возникновению и развитию процессов учебного информационного взаимодействия между обучающимся, преподавателем и средствами ИКТ; формированию познавательной активности обучаемого; также обеспечивающих осуществление деятельности с информационным ресурсом некоторой предметной области с помощью интерактивных средств ИКТ; информационное взаимодействие между пользователями с помощью интерактивных ИКТ, взаимодействующих с пользователем как с субъектом информационного общения и личностью; интерактивное информационное взаимодействие между пользователем и объектами предметной среды, отображающей закономерности и особенности соответствующей предметной области (или областей).

Структура ИКПС включает следующие компоненты:

ü Материально-техническая база (ПК, ПК классы, сети хранения информации, архивы информации, ПО и т.д.).

ü Информационное обеспечение (ЦОР, электронный справочный материал, презентации, эл.учебники, таблицы, информационные ресурсы).

ü Коммуникационное обеспечение (локальная и глобальная сети, школьный чат и пр.).

Факторы функционирования ИКПС:

ü осуществление интерактивного информационного взаимодействия пользователей (обучаемый, обучающиеся) между собой в рамках образовательных взаимодействий,

ü осуществление интерактивного информационного взаимодействия между пользователем и объектами предметной среды, отображающими закономерности и особенности соответствующей предметной области (или областей),

ü влияниена рассматриваемые процессы или явления, учебные сюжеты, протекающие и развивающиеся на базе использования информационного образовательного ресурса данной конкретной предметной области,

ü возможностьработать в условиях реализации «встроенных» технологий обучения, ориентированных на обучение закономерностям данной конкретной предметной области.

Образовательная среда существовала задолго до использования ПК на уроках. Это и учебники, различные наглядные пособия, карточки, схемы и т.п.

Образовательной средой понимается следующее:

ü естественное или искусственно создаваемое социокультурное окружение ученика, включающее различные виды средств и содержания образования, способные обеспечивать продуктивную деятельность ученика;

ü социально-психологическая, физическая среда школы, дома, улицы и т.д., в которой происходит жизнь учащегося и педагога.

Признаки образовательной среды:

1) Образовательная среда любого уровня является сложносоставным объектом системной природы;

2) Целостность образовательной среды является синонимом достижения системного эффекта, под которым понимается реализация комплексных целевых установок обучения и воспитания при практической реализации профессионально-личностной модели выпускника образовательного учреждения;

3) Образовательная среда выступает не только как условие, но и как средство обучения и воспитания.

Средства ИКТ: интерактив, мультимедиа, моделинг, коммуникативность, производительность.

Интерактив в переводе с английского означает - взаимодействие. Именно взаимодействие с окружающей природной и социальной средой есть основа разумного существования и познания мира. в образовательном процессе роль интерактива трудно переоценить. Здесь компьютер предоставляет поистине революционные возможности.

Мультимедиа - это представление объектов и процессов не традиционным текстовым описанием, но с помощью фото, видео, графики, анимации, звука, т.е. во всех известных сегодня формах (multi - много, media - способы, средства). Здесь мы имеем два основных преимущества - качественное и количественное.

Моделинг – моделирование реальных объектов и процессов с целью их исследования. Компьютерное моделирование родилось практически вместе с ЭВМ. Моделинг - это бесконечное множество возможностей - от простейшей параметризации задач до виртуальной реальности. Моделируются естественная окружающая среда и действия пользователя в ней, например, работа в виртуальной лаборатории, посещение музея, экскурсия по городу.

Коммуникативность- это возможность непосредственного общения, оперативность представления информации, контроль за состоянием процесса. Все это достигается объединением компьютеров в глобальные и локальные сети (и общение в on-line).

Основные этапы проектирования информационно-коммуникационной предметной среды:

Концептуальный этап – обоснование модели обучения предмету в соответствии с целями, планируемыми образовательными результатами и характером предполагаемых совместных действий учителя и учащихся в уч.процессе, где главная роль принадлежит учащимся.

Этап проектирования–разработка проекта образовательного процесса (обоснование последовательности своих действий, содержание отдельных звеньев, объединение компонентов деятельности в отдельные блоки).

Аналитический этап –анализ имеющихся инструментальных возможностей, в том числе и электронных.

Моделирующий этап - моделирование возможностей использования отобранных инстументов в учебно-познавательной деятельности учащихся.

Этап разработки учебно-методических материалов (тексты, задания, тесты)

Охарактеризуйте особенности реализации непрерывного курса информатики на различных этапах. Подтвердите их конкретными примерами из собственного методического портфеля

ПРИНЦИПЫ НЕПРЕРЫВНОГО КУРСА ИНФОРМАТИКИ И ИКТ:

-единство содержания обеспечивается сквозными направлениями, присутствующими на всех ступенях обучения.

Каждое направление, в свою очередь, делится на содержательные линии (линия информационных процессов; линия основ информационного моделирования; линия информационных основ управления);

-содержание непрерывного образования строится на совмещении двух подходов: выделении ОБЪЕКТОВ ИЗУЧЕНИЯ (информационные процессы, информационные модели и информационное управление) И МЕТОДОВ базовой науки.

Основные пложения структуры содержания непрерывного курса информатики:

- двойное вхождение образовательной области в содержании образования: основные содержательные линии должны быть представлены как отдельные самостоятельные модели (объект изучения), так и на уровне «вкраплений» в другие модули (аспект изучения);

- разделение содержания обучения информатике на два основных компонента – знания и способы деятельности – требует учета и реализации уже на этапе определения содержательных линий;

- в содержании и способе построения учебного предмета должны отражаться не только понятия, законы, теории и факты соответствующей науки, но и способы мышления, присущие данному этапу ее развития, и те методы познания, которыми она пользуется. В соответствии с этим в фундамент учебной дисциплины закладывается системная основа предмета и логика системного развития этого предмета;

- при отборе содержания и разработке методики следует учитывать, что понять изучаемое можно тогда, когда оно в дидактическом плане представляет собой триединство собственно науки, изучающей явление, истории этого явления и науки, его рассматривающей, и философии этой науки или явления при цикличной организации всего процесса.

Основные задачи каждой ступени непрерывного курса информатики:

- Начальный курс информатики (ПРОПЕДЕВТИЧЕСКИЙ) Основные задачи начальной школы – дать основы для получения образования, заложить основу для развития общеучебных навыков. Для информатики – заложить основы грамотной работы с информацией (восприятие информации, целенаправленное использование информации в учебной деятельности и повседневной жизни, первоначальные навыки использования средств ИКТ). Компьютер как средство знакомства ребенка с внешним миром и в качестве игрового средства для развития (концентрация внимания, восприятие количества, развитие мелких мышц руки, мотивация и пр.), как средство развития абстрактного мышления и творческих способностей. 1-5кл. ИП – представление информации, кодирование, правила работы с информационными системами

ИМ – основы моделирования, знакомство с различными исполнителями и их свойствами. ИУ – предварительное знакомство с системным подходом, основами управления компьютером.

- Базовый курс информатики. Получить представление о современной информационной картине мира, научиться осмысленно использовать компьютер в учебной и практической деятельности Дать представление обо всех основных вопросах информатики как отрасли науки и сферы деятельности, заложить фундамент для дальнейшего углубленного изучения информатики. Главные объекты изучения – информационные процессы и информационные технологии как средство их автоматизации. Компьютер как средство исследования абстракций в различных предметных областях.

ИП – общность протекания ИП в системах различной природы, ИТ как результат автоматизации информационных процессов

ИМ – основы информационного моделирования и формализации, алгоритмы и их свойства, использование аппаратного и программного обеспечения для создания собственных информационных продуктов. ИУ – знакомство с управляющими и управляемыми системами, понятием обратной связи

- Курс информатики в старшей школе. Подготовка к последующей профессиональной деятельности, продолжению образования в вузе. Формирование информационной идеологии и культуры учащихся. Главные объекты изучения – информационные системы, преимущественно автоматизированные, включая системы управления, и информационные технологии, рассматриваемые с позиций системного подхода. Компьютер как средство, обеспечивающий эффективную учебную и допрофессиональную деятельность. (Ж. Пиаже: 15-17 лет фаза умственного развития «деловая».)

Базовый компонент включает в себя теоретические положения, необходимые для понимания сущности, ориентирования и осознанной деятельности в окружающем информационном пространстве, и виды информационной деятельности, свойственной специалистам различных профессий.

Профильный компонент обеспечивает более подробное знакомство с информационными системами выбранного профиля обучения, особенностями протекания в них информационных процессов и особенностями применения ИТ, существенных для данной сферы.

ИП – систематизация представлений об информации и информационных процессах, использование ИТ, закономерности создания и использования автоматизированных информационных систем

ИМ – информационные системы и модели, способы информационного моделирования, систематизация представлений о компьютере как средстве автоматизации информационных процессов

ИУ – закономерности управления и самоуправления в системах, основы автоматизированного управления, вопросы социальной информатики

- Курс информатики в высших учебных заведениях. Формирование информационной культуры специалиста. Профильная профессиональная подготовка – модульные характеристики специалиста переводятся на язык содержания обучения, что является первой процедурой перехода от модели специалиста к модели его подготовки. Главное – процедуры подготовки, принятия и реализации решений по управлению системами с целью обеспечения ими достижения заданных параметров.

ИП – виды и закономерности информационных процессов в профессиональной сфере, средства и технологии решения задач, создание и использование АИС

ИМ – свойства моделей и их оценка, алгоритмизация и программирование в профессиональной сфере, компьютер как средство решения профессиональных задач

ИУ – методы системного анализа, основы АСУ, использование систем искусственного интеллекта для обеспечения принятия обоснованных решений, вопросы социальной информатики.

Наши рекомендации