Секция 6. Особенности социально-психолого-педагогического сопровождения обучающихся в условиях изменившейся социально-культурной среды
Жизненные стратегии современной молодежи
Гончар Светлана Николаевна,
к. психол. н., доцент кафедры психологии
ГОУ ВПО «Приднестровский государственный
университет им. Т.Г. Шевченко», г. Тирасполь, Приднестровье, Молдова
Современное общество характеризуется глубокими трансформационными процессами, происходящими во всех сферах жизнедеятельности. Под их влиянием формируются жизненные стратегии молодежи, оказывающие существенное влияние на индивидуальные судьбы и жизнь людей.
Особо чутко реагирует на изменения, которые происходят в обществе молодежь. На сегодняшний момент, в период модернизации образования, особую значимость приобретают изменения, происходящие в среде современной обучающейся молодежи. Выработка успешных, современных жизненных стратегий способствует формированию готовности личности принять условия жизни, сформировать свой способ самореализации, определить свое место в обществе. Причем этот выбор должен быть осознанным, молодой человек должен осознавать, что будущее - это грамотно простроенное настоящее.
Жизненная стратегия определяет жизненный путь личности, регулирует целостность его жизнедеятельности. В первую очередь, интегральной характеристикой, она представляет ориентацию на поставленные цели. Ядром жизненных стратегий выступают ценности и ценностные ориентации, которые направляют человека на определённые цели. Жизненные стратегии молодежи вызывали и вызывают большой интерес со стороны исследователей. Структурные элементы жизненных стратегий проанализированы в работах таких зарубежных исследователей, как В. Франкл, А. Маслоу, Р. Мертон (ценности), Э. Гуссерль, П. Бергер, Т. Лукман (жизненный мир).
В отечественной психологии накоплен богатый теоретический потенциал. Проблему построения жизненных стратегий как процесс обретения занятия и статуса изучали Г.А. Чередниченко и В.Н. Шубкин. А.Г. Здравомыслов, В.Т. Лисовский, М.Н. Руткевич в структуре жизненных стратегий особое место отводят проблеме ценностных ориентации обучающейся молодежи. К.А. Абульханова-Славская предложила концептуальный анализ понятия «жизненная стратегия». Она определила сущность и основные характеристики стратегии жизни, обозначила факторы их формирования и реализации, а также предложила типологию жизненных стратегий. Жизненная стратегия, по мнению К.А. Абульхановой-Славской - это «принципиальная, реализуемая в различных жизненных условиях, обстоятельствах способность личности к соединению своей индивидуальности с условиями жизни, к ее воспроизводству и развитию».
В жизненной стратегии К.А. Абульханова-Славская выделила три главных признака - выбор способа жизни, разрешение противоречия «хочу–имею» и создание условий для самореализации, творческий поиск. По ее мнению, личность можно назвать зрелой в том случае, если она способна устанавливать личный «порог» удовлетворенности материальными потребностями и начинает рассматривать их как одно из условий жизни, направляя свои жизненные силы на цели. Главным параметром построения жизненной стратегии является активность личности. Это, по мнению К.А. Абульхановой-Славской, проявляется как способность к балансу между желаемым и необходимым, личным и социальным [1].
Весьма значимой проблема жизненных стратегий выступает для выпускников школ и вузов, когда молодой человек становится взрослым не только в биологическом, но и в социальном отношении. Когда он оказывается перед объективной необходимостью осуществления целого ряда важных для него выборов, в частности выбора своего жизненного пути. В средней школе стратегии учеников, в основном, направлены на получение профессионального образования. В пору студенчества же перед личностью встают более широкие перспективы. Формирование жизненных стратегий современного студента имеет большое значение для дальнейшей его жизнедеятельности. Именно в юношеском возрасте важнейшим психологическим новообразованием является формирование жизненных стратегий. На основе жизненных смыслов и ценностей молодым человеком осуществляется выбор жизненной стратегии и ее внутреннее принятие. На этом этапе происходит укрепление жизненной стратегии, она становится одним из основных регуляторов поведения молодого человека и направляет его жизненный путь. Ответственность, умение принимать решения, строить стратегию своей жизни должны стать основными характеристиками данного этапа жизни [3, с.270].
«Трансформирующееся современное общество», не только не содействует успешной социализации выпускников, но делает ее достаточно проблематичной. Жизненные стратегии родителей все чаще оказываются не востребованными, а новые типы жизненных стратегий, адекватные новым социальным условиям, еще не сформировались [2].
Основными факторами, влияющими на формирование жизненных стратегий современной молодежи, являются социальный статус субъекта и ведущая деятельность. Формирование жизненных стратегий происходит в контексте взаимодействия личности и социума. При этом учитывается значимость прошлого опыта, традиции, обычаи и ценности инновационных процессов [7, с.157]. Процессы модернизации образования в современном обществе активизируют механизмы индивидуализации жизненных моделей, которые в значительной степени зависят от личных усилий и социальной компетентности [6, с.84-86].
С целью изучения жизненных стратегий современной молодежи было проведено исследование. В исследовании приняло участие 150 человек: 75 выпускника среднеобразовательных школ г. Тирасполя и 75 выпускника ПГУ им. Т.Г. Шевченко. Для выявления показателей важности жизненных стратегий личности мы провели методику исследования жизненных стратегий личности М. О. Мдивани, П. Б. Кодесс. Для того, чтобы выявить показатели удовлетворенности и осмысленности своей жизнью была проведена методика «СЖО» Д.А. Леонтьева.
Результаты исследования показали, что у выпускников школ преобладают жизненные стратегии, связанные с достижением внутренней гармонии, автономности и независимости личности. Так, было установлено, что наибольшая часть современных выпускников среднеобразовательных школ (83%) ориентированы на построение эмпатийного общения. Довольно значимым является фактор позитивного социального проявления (71%). 58% испытуемых стремятся к саморазвитию и самоактуализации. Оценивая фактор профессиональной самореализации (57%) следует акцентировать тот факт, что выпускники школ видят только ближайшую перспективу его развития. То есть, после окончания среднего или высшего учебного заведения (ближайшие 2-5 лет) они не считают необходимым самосовершенствоваться в профессиональной деятельности. Привлекательными для респондентов так же являются стратегии жизненного успеха (29%), связанная со стремлением стать богатым и известным. Данные стратегии не ориентированы на социальный успех, а, по большей части, на личный. Результаты методики «Смысложизненных ориентаций» показывают, что многие современные выпускники школ целенаправленны. Процесс своей жизни они воспринимают как интересный и наполненный смыслом, частично удовлетворены прожитой частью жизни. 50% опрошенных представляют себя сильными личностями с достаточным правом выбора и свободой принимать и воплощать свои решения.
В содержании жизненных стратегий современных студентов – выпускников вуза основными составляющими являются создание семейных отношений, а также личностное и профессиональное саморазвитие. Большинство современных выпускников вуза нацелены на построение парных отношений, создание семьи поиск верных друзей, интересного круга общения (88%), а также на профессиональное развитие (88%). Тот факт, что эти жизненные стратегии у большинства практически неизменны на протяжении 15 лет, свидетельствует о том, что молодые люди имеют чёткое представление о дальнейшей жизни, знают о том, что стоят на пороге нового жизненного отрезка, и продуктивная жизнедеятельность возможна только при наличии этих составляющих. Однако этот факт также свидетельствует о некой стереотипизации личности, идентификации со старшими поколениями и общепринятыми идеалами.
Такие цели как стремление расширение кругозора, развитие рефлексии (62%), а также фактор внешнего успеха (49%), включающий в себя наличие богатства и известности, являются наименее значимыми для большинства студентов. Это позволяет нам сделать вывод о том, что юноши и девушки объективно оценивают свои возможности. Нестабильное экономическое положение общества, не даёт возможности молодому поколению реализовать все свои амбиции, однако даёт возможность развить такие качества как терпение и выдержку, умение сопоставлять свои возможности с поставленными целями, а также воспитывает желание стать полезным своему государству. Через 10 и 15 лет большинство студентов-выпускников желает видеть себя в кругу большой семьи, занимающимся любимым делом, имеющим стабильный доход, приносить некую пользу обществу заботиться о своём здоровье и вести тихую размеренную жизнь.
Также, из нашего следования можно сделать вывод о том, что студенты в основном удовлетворены прожитой жизнью, воспринимают её интересной и насыщенной, имеют определённые цели на будущее, однако они не совсем уверенны в собственных силах и способности контролировать свою жизнь, свободно принимать решения и воплощать их в жизнь. Студенты считают, что не обладают достаточной свободой выбора, чтобы построить свою жизнь в соответствии своими целям и представлениями о её смысле. Несмотря на то, что содержание жизненных стратегий является довольно осознанным, студенты не вполне представляют пути достижения своих целей, а также не совсем уверенны в своих силах, и во многом уповают на жизненные обстоятельства.
Анализ результатов исследования показывает, что у современной молодежи для эффективной будущей жизнедеятельности необходимо развивать соответствующие компетенции. Это: постановка жизненно важных целей, принятие на себя ответственности за взятые на себя обязательства, умение реализовывать свои замыслы, готовность к конструктивному взаимодействию с партнерами.
Для решения поставленной проблемы А.С. Огнев и Э.В. Лихачева предлагают в систему образования внедрять практику позитивно- ориентированного субъектогенеза на примере образовательного курса «Жизненная навигация» [4,5].
Библиографический список
1. Абульханова-Славская, К.А. Жизненные перспективы личности [Текст] / К.А. Абульханова-Славская // Психология личности и образ жизни. М., 1987. С. 138-144.
2. Белугина, М.А. Структура и динамика формирования жизненной стратегии в юношеском возрасте [Текст] / М.А. Белугина // Ярославский педагогический вестник. – Ярославль, 2008. - №4.
3. Ермолаева, М.В. Основы возрастной психологии и акмеологии: Учебное пособие [Текст] / М.В.Ермолаева. – М.: Ось – 89,2003, с.270.
4. Огнев, А.С. Жизненная навигация [Электронный ресурс] / А.С. Огнев – М., Изд-во МГГУ им. М.А Шолохова, 2009. – 165 с.
5. Огнев, А.С., Лихачева, Э.В. Практика внедрения позитивно- ориентированного субъектогенеза в систему высшего образования [Текст] / А.С. Огнев, Э.В. Лихачева // Психология. Журнал Высшей школы экономики – М.: 2014. Т. 11. № 2. С. 51–67.
6. Осмачко, Н.В. Политеоретический подход в изучении жизненных стратегий студенчества [Текст] / Н.В. Осмачко // Вологдинские чтения. 2002.№29, С. 84 – 86.
7. Пелевина, Т.В. Настоящее и будущее в собственных представлениях современной молодёжи (социально-психологический аспект). Образ будущего: Опыт социолого – философского анализа [Текст] / Под ред. Р.А.Зобова, А.А. Козлова. – СПБ : «ЭлекСир», 2001, С.157.