Обучения. Методы обучения могут быть представлены' в различных видах классификаций с учетом их практических функций
Методы обучения могут быть представлены' в различных видах классификаций с учетом их практических функций, возможностей и организации обучающего взаимодействия педагогов и учащихся. Однако целостный процесс обучения обеспечивается единой классификацией методов, которая в обобщенном виде включает в себя все остальные классификационные характеристики методов.
Рассмотрим разнообразные классификации методов и выделим одну из них, оптимально подходящую для использования в педагогической практике и обеспечения эффективности обучающе-познавательного процесса.
Классификация по соответствию методов обучения логике общественно-исторического познания. Методы разделяются по основным этапам постижения истины: «живое созерцание», абстрактное мышление (осмысление, обобщение, анализ) и практика. В соответствии с этим выделяются следующие группы методов: организации наблюдения, накопления эмпирического материала; обобщающей теоретической обработки фактических данных; практической проверки правильности выводов и обобщений; выявления истины, соответствия содержания и формы, явления и сущности.
Классификация по соответствию методов обучения специфике изучаемого материала и форм мышления. В этом случае методы разделяются на группы в зависимости от специфики предмета изучения, особенностей формы мышления и способов проникновения в истину. Наука выясняет сущность явлений реальной действительности, абстрагируясь с помощью понятий. Искусство имеет дело с художественным образом и образным мышлением. В производстве и труде, как сфере практической реализации достижений науки, прибегают одновременно к помощи и понятийного, и образного мышления. Для познания реальной и художественной действительности необходимо понятийное, образное и понятийно-образное мышление в единстве. С этой точки зрения все методы обучения подразделяются на группу научного познания реальной действительности, группу методов освоения искусства и группу методов практического применения знаний. Учителю для достижения успеха в обучении и воспитании учащихся необходимо строго учитывать специфику методов преподавания науки, искусства, труда.
Классификация методов обучения по их роли и значению в развитии сущностных сил, психических процессов, духовно-творческой активности. Все психические процессы протекают и своеобразно развиваются в результате различных видов психической деятельности. Восприятие активно работает в общении с природой, искусством, в процессе операторской деятельности человека; мышление активизируется при решении учебных, научных, жизненных за-. дач; память — в условиях систематического обращения человека к хранящейся информации; воображение — в творческом поиске; развитие речи осуществляется в процессе воспроизведения мысли. Психическая деятельность ребенка может быть репродуктивной, воспроизводящей и продуктивной, творческой. С точки зрения развития психических процессов все методы обучения подразделяются на методы организации восприятия, развития мышления, эмоций, памяти, воображения, речи.
Классификация методов обучения по их соответствию возрастным особенностям детей.Разум, рассудок, сознание детей зреют постепенно, по мере накопления жизненною опыта и успехов в обучении, в органическом единстве взаимозависимого созревания физиологических структур головного мочга и развития психических процессов. Накопление понятийных и образных представлений, первичных обобщений способствует постепенному психофизиологическому становлению детской личности. Возрастное психическое развитие ребенка осуществляется за счет эмпирических накоплений, способствующих формированию понятий. В свою очередь понятия дают возможность анализировать сложные конкретные явления природы и общественной жизни. В соответствии с этим образуются: группа наглядных методов обучения, накопления эмпирического материала, широко используемых в работе с младшими школьниками; группа методов наглядно-обобщающего, эмпирико-аналитического обучения, в большей степени соответствующая уровню развития психики подростка; группа методов абстрактно-наглядного обучения, обеспечивающих движение мысли от частно-абстрактных понятий к анализу сложных конкретных явлений, отвечающих особенностям психического развития юношей и девушек.
Классификация методов обучения по способам передачи и получения информации. Человек приобретает знания различными путями: в процессе общения с помощью слова, жеста или музыкального звука; в процессе визуального наблюдения за природой или специального рассматривания произведений изобразительного искусства, моделей, схем; воспользовавшись услугами ЭВМ; в результате самостоятельной работы с книгой, документами, в лабораториях и мастерских. Эти особенности способов получения информации дают возможность разделить методы обучения на вербальные, словесные; машинные, позволяющие добывать сведения с помощью специальных программ; наглядные, визуальные, передающие информацию в образной форме; ситуативно-игровые, позволяющие извлекать знания из игрового моделирования жизненных процессов; самостоятельные, дающие возможность получать факты, сведения, обобщения из книг и справочной литературы; исследовательские, обеспечивающие получение новой информации из опыта.
Классификация методов обучения по степени эффективности их идейно-воспитательного воздействия, влияния на формирование сознания детей, внутренних мотивов и стимулов поведения. В конкретной ситуации обучения методы проявляются как адекватная, наиболее эффективная форма передачи учебного содержания: одни — больше приспособлены для выражения идейного смысла знаний и осуществления на этой основе внушающего воздействия; другие — обеспечивают выявление факта, частной информации, характеристики явления или события; третьи — пригодны для научения детей способам практического действия. С учетом этого методы делятся на группу активного и эффективного идеологического воздействия, среди которых выделяются словесные и наглядные, и группу практического научения, включающую творческие работы, игровые ситуации и упражнения.
Классификация методов обучения по основным этапам обучающе-познавательного процесса. Эта классификация является научно-практической, вбирающей в себя, синтезирующей в обобщенном виде характеристики методов обучения всех других классификаций. Научно-практическая классификация методов обучения дидактически целесообразна и полезна учителю, поскольку непосредственно способствует организации основных этапов его обучающе-познавательного и воспитательного взаимодействия с учащимися.
В соответствии с основными этапами обучения вычленяются следующие группы методов обучения: методы этапа восприятия первичного усвоения; методы этапа усвоения-воспроизведения, в состав которых входят методы собственно воспроизведения, закрепления, диагностики и получения обратной информации; методы этапа учебно-творческого выражения. Эти поэтапные группы методов обучения, индивидуально освоенные учителем, становятся основой его творческой методической системы.