В будущее своего ребенка с чувством надежды и оптимизма смотрят
– 5 чел. (50%)
– 5 чел. (50%) – стараются не думать о будущем
Рис. 10.
Отношение родителей детей-инвалидов
к будущему своих детей
Семьи с детьми – инвалидами, респонденты оценивают следующим образом:
Отношение родственников и друзей
– 5 чел. (50%) отмечают сочувствие и понимание
– 3 чел. (35%) – отмечают помощь и поддержку
– 2 чел. (15%) – отмечают жалость
Рис.11
Отношение родителей и друзей к семье детьми-инвалидами экспериментальной группы
Со стороны чужих людей:
– 5 чел. (65%) – отмечают сочувствие и понимание
- 3 чел. (20%) – получают помощь и поддержку
- 2 чел. (15%) – отмечают безразличие
Рис.12.
Отношение посторонних людей к семье с
детьми-инвалидами экспериментальной группы
Вопросы, которые хотели бы обсудить на занятиях:
– 8 чел. (80%) – юридические вопросы
– 6 чел. (60%) – вопросы общения с детьми
– 6 чел. (50%) – вопросы медицинского обслуживания
Обмен опытом с другими родителями:
Интересует 5 респондентов (50%), а также 5 чел.(50%) отметили, что в обмене опытом с другими родителями не нуждаются.
Ожидания от занятий с детьми в абилитационной группе следующие:
– 10 чел. (100%) – расширение круга общения для ребенка
– 8 чел. (85%) – отмечают обучение трудовым навыкам и самообслуживанию
– 6 чел. (50%) – появление уверенности в себе у ребенка
Для себя родители определили следующие ожидания от посещения группы:
– 3 чел. (20%) – общение с другими детьми для своего ребенка
– 3 чел. (20%)– улучшение состояния здоровья
– 4 чел. (60%)– не ответили на вопрос
Рис.13.
Ожидание от проведения реабилитационного
курса экспериментальной группы
Анализируя полученные в ходе анкетирования данные необходимо отметить:
Целью абилитационной группы является – интеграция и социальная адаптация детей с нарушенным интеллектом, через выравнивание социальных и образовательных возможностей, коррекции и компенсации нарушенных функций методом обучения и развития, высвобождение родителей для реализации их как полноправных членов общества.
В данном составе группу посещают дети, в основном из полных семей, в которых преобладают теплые, сердечные отношения между всеми членами семьи, отсюда и психологическое благополучие в семьях. О материальном благополучии упоминают только 4 семьи.
В основном ребенок находится дома с респондентом или с супругом, поэтому очень важен тот факт, что посещение дневной группы дает возможность использовать время нахождения ребенка в группе для реализации родителей как полноправных членов общества.
Дети группы более всего предпочитают играть в подвижные игры и помогать по дому.
Дети, посещающие группу, имеют навыки самообслуживания, но делают их либо при помощи взрослых, либо только иногда прибегают к помощи взрослых.
Все дети, посещающие группу, умеют ориентироваться в квартире, почти все знают свой адрес и членов своей семьи, и лишь половина из опрошенных умеют вести себя на улице, ни один из детей не ориентируется во времени. Поэтому этих детей важно, по возможности научить этому.
Родители группы в большинстве своем частично знакомы с льготами для детей – инвалидов, но у них есть необходимость в юридических консультациях по правам и льготам, и по медицинскому обслуживанию.
У данной категории детей очень узкий круг общения, потому, что они не посещают ДОУ, поэтому все опрошенные считают, что благодаря занятиям в группе круг общения их ребенка расширится.
Семьи, посещающие группу – это семьи с детьми инвалидами, испытывающие трудности в воспитании и развитии своих детей, поэтому очень ценен факт оптимистического настроя половины родителей на будущее своего ребенка. Значит, родители могут быть активными участниками и помощниками руководителю группы в проводимых занятиях с детьми. Но все-таки у части респондентов присутствует тревога и не уверенность в будущем за своего ребенка, так как они вообще стараются не думать о будущем, живя сегодняшним днем. Таким родителям необходима, прежде всего, эмоциональная поддержка и развитие чувства уверенности в завтрашнем дне ребенка, а также положительный опыт воспитания и развития таких детей.
Также хочется отметить, что нет негативного отношения к семьям, где есть ребенок инвалид, участники группы отмечают помощь и поддержку, сочувствие и понимание со стороны посторонних людей по отношению к их семьям.
По завершению курса абилитационной программы на базе центра социальной абилитации инвалидов Фрунзенского района, была проведена изучение социально - психологического статуса умственно отсталых детей и детей воспитывающихся в семьях по истечению того же периода времени.
После проведения повторного обследования, нами получены следующие результаты:
Рис.14.
Социально - психологический статус детей
прошедших курс абилитации (экспериментальная группа).
Данные полученные в ходе анализа протоколов психолого-педагогического обследования детей-инвалидов, посещающих "Центр социальной абилитации инвалидов Фрунзенского района" после реализации с данными детьми абилитационной программы, свидетельствуют о том, что:
· Контактность детей повысилась – с низкого уровня (65%) и среднего уровня (35%) до 10 % и 55 % соответственно. Также у детей обнаружен высокий уровень контактности – у 35% детей-инвалидов.
· Повысился уровень социально бытовых представлений: 70% детей имеет средний уровень развития, 30% - высокий.
· Пространственно-временные представления у детей с ограниченными возможностями также показали значительные улучшения результатов: 80% детей имеет средний уровень развития.
· Конструктивные действия у детей-инвалидов находятся на среднем уровне – 85% и высоком – 10%.
· Восприятие цвета, формы и величины имеет высокий уровень развития (75%, 80% и 70%).
· Объем и устойчивость внимания у детей-инвалидов характеризуются средним уровнем развития (65% и 75%).
· Память зрительная и зрительно-моторная у детей имеет средний уровень развития (65% и 75%). Память слуховая находится на среднем уровне развития (60 %).
· 60 % детей-инвалидов имеет средний уровень мышления, 20% детей имеет низкий, и 20% - высокий уровень мышления
· 40 % детей соответствуют возрастной норме психического развития, 55 % детей имеют средний уровень соответствия возрастной норме психического развития.
Психолого-педагогические показатели после проведения обследования с детьми с ограниченными возможностями, посещающие абилитационный центр, абилитационной программы значительно повысились.
Рис.15.
Социально-психологический статус детей контактной
группы не посещающих абилитационные занятия
Данные полученные в ходе анализа протоколов психолого-педагогического обследования детей-инвалидов, не посещающих абилитационный центр по истечению некоторого времени, показывают, что все показатели психолого-педагогического обследования имеют низкий и средний уровни развития. 70 % детей-инвалидов не соответствуют возрастной норме психического развития.
Проанализировав полученные результаты, можно сделать вывод, что дети с ограниченными возможностями, которые прошли абилитационную программу повысили свой социально-психологический статус, а дети, воспитывающиеся дома по истечении того же времени не изменили свой социально-психологического статуса.
Поставленная нами в начале исследования гипотеза, что курс социальной абилитации, проводимый в центре социальной абилитации детей и детей-инвалидов содействует повышению социально психологического статуса детей с интеллектуальной недостаточностью подтвердилась.
Также нами был проведен опрос удовлетворенности родителей и их предложения в свободной форме. На основании всех полученных результатов, мы сделали выводы.
Выводы по главе II:
· В центре сложилась модель работы с семьей, направленная на привлечение ее членов к проведению коррекционно-оздоровительных мероприятий и на стабилизацию семейных отношений.
· В центре происходит повышение уровня психического здоровья родителей; оптимизация внутрисемейных отношений; расширение информированности родителей о потенциальных возможностях ребенка, о его перспективах в различных аспектах абилитации; обучение родителей приемам организации игровой и учебной деятельности детей, ознакомление родителей с психокоррекционными и психотерапевтическими приемами.
· Находясь в центре вместе с ребенком, родители не только принимают участие в абилитационном процессе, но и интенсивно обучаются приемам абилитации с целью их дальнейшего применения в домашних условиях.
· Использование новых абилитационных технологий при активном участии в абилитационном процессе родителей позволяет добиваться поставленных задач, корригировать нарушения двигательных, речевых функций ребенка, оздоравливать его соматическую сферу, что в конечном итоге способствует его социальной адаптации.
· Дети с ограниченными возможностями, которые прошли абилитационную программу повысили свой социально-психологический статус, а дети, воспитывающиеся дома по истечении того же времени не изменили своего социально-психологического статуса.