Самая важная функция морали, заключающаяся в регуляции поведения людей и общества в целом -

а) коммуникативная;

б) регулятивная;

в) гуманизирующая.

2. Свойство морали требовать –

а) императивность;

б) антиномии;

в) общественное мнение и совесть.

3. Свойство морали, заключающееся в самооценке человека, в оценке другими людьми и обществом поведения человека, его мотивов, соответствие нормам морали - …

а) нормативность;

б) императивность;

в) оценочность.

4. Для поддержания нравственного уровня в обществе нет специальных органов, эту функцию берут на себя –

а) представители старшего поколения;

б) комитеты по этике;

в) общественное мнение и совесть.

5. Противоречия в морали –

а) антиномии;

б) императивность;

в) нравственный конфликт.

6. Моральным поступок является, если …

а) он добрый и совершен ради материального вознаграждения;

б) он совершен без расчета на вознаграждение и единственной целью поступка является самосовершенствование человека;

в) он не вступает в противоречие с нормами социальной среды.

7. Универсальность моральных правил заключается в том, что…

а) они распространяются на всех людей;

б) человек совершает нравственные поступки по собственному выбору;

в) они сформулированы как всеобщие требования, но при этом нравственные позиции разных людей, социальных групп могут быть совершенно противоположными.

8. Предметно-материальная деятельность людей, их реальное поведение – это…

а) моральное сознание;

б) моральная практика;

в) моральные отношения.

9. Познавательная функция морали заключается…

а) в самовоспитании взрослого человека (на протяжении всей жизни), осознанном выборе нравственных ориентиров;

б) в стремлении морали совершенствовать человека;

в) в том, что она является средством познания внутреннего мира человека, дает человеку этические знания, помогающие решать моральные вопросы, управлять своим поведением.

Мораль играет важную роль в развитии личности, дает ей нравственную ориентацию. В этом суть _____ функции морали.

а) ценностно-ориентирующей;

б) воспитательной;

в) гуманизирующей.

Литература

1.Основы этических знаний Учебное пособие для вузов/ Под ред. Росенко М. -2-е изд., испр. И доп. –СПб: Лань, 2002. -223с. С.25-39, 120-137

2. КондрашовВ.А., Чичина Е.Н. Этика. Эстетика:Учебное пособие для вузов. –Ростов н/Д: Феникс, 1998. -509с.С. 220-257

3.Зеленкова И.Л., Беляева Е.В. Этика: Учебное пособие и практикум. -2-е изд.. испр. И доп. – Мн: ТетраСисттемс, 1997. -365с С 84-101

4. Этика: Энциклопедический словарь / Под ред. Р.Г. Апресяна, А.А. Гусейнова: - Гардарики, 2001. -669с.

5. Этика: Энциклопедический словарь / В.А. Бачинин. – М.: Изд-во Михайлова В.А., 2005.- 288с

Тема 4

Принципы и категории этики как отражение

общечеловеческих моральных ценностей

План

1. Ценности и ценностные ориентации личности. Различные подходы к пониманию иерархии ценностей (Аристотель,

Э.Фромм, религиозный и социологизаторский подходы).

2. Общечеловеческие моральные принципы как отражение моральных ценностей: (жизнь - высшая ценность, гуманизм, единство слова и дела, единство свободы и ответственности в ситуации морального выбора, единство прав и свобод личности, коллективизм и индивидуализм как необходимые условия развития индивидуальности, патриотизм и уважение к представителям других национальностей, гармоничное развитие личности, сохранение природы).

3.Категории этики.

3.1 Добро и зло. Взаимоопределенность и противоречия в понимании добра и зла. Выбор между добром и злом.

3.2 Справедливость. Принцип справедливости Дж. Ролза.

3.3 Совесть, стыд, вина.

3.4 Счастье. Смысл жизни.

3.5 Правда, истина, честность, доверие, ложь, хитрость, клевета, ханжество.

3.6 Нравственный идеал.

3.7 Моральная ответственность. Условия моральной ответственности.

Основные понятия

Моральная ценность, моральные принципы, категории этики, добро, зло, долг, моральный выбор, моральная ответственность, совесть, стыд, вина, справедливость, честь и достоинство личности, авторитет, гуманизм, коллективизм, индивидуализм, принцип единства слова и дела, самоконтроль, смысл жизни, счастье, патриотизм, нравственный идеал.

Вопросы для самоконтроля

1. Что такое моральная ценность?

2. Какие моральные ценности отражаются в моральных принципах?

3. Какова особенность моральных принципов?

4. Какие общечеловеческие моральные принципы Вам известны? Раскройте их суть.

5. Почему единство таких принципов, как коллективизм и индивидуализм, является необходимым условием развития индивидуальности?

6. Как проявляется единство свободы и ответственности в ситуации морального выбора личности?

7. Какие категории этики вам известны?

8. Почему добро и зло называют двигателями жизни?

9. В чем заключается проблема конструктивности зла?

10. В чем заключается специфичность такой категории этики, как «совесть»? Можно ли ее воспитать?

11. Что такое счастье и каковы условия его достижения?

12. Возможно ли счастье в полном смысле этого слова? Обоснуйте ответ.

13. Что такое авторитет? Назовите возможные причины падения авторитета личности.

14. Раскройте понятие справедливости. Как представления людей о справедливости менялись во времени?

15.Назовите несколько вариантов трактовки моральной категории «смысл жизни», которые Вы нашли в литературе и определите к ним свое отношение.

16. Как Вы понимаете содержание нравственной категории «достоинство» и возможности человека претендовать на подобную самооценку?

Наши рекомендации